Главные вкладки

    Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику В.А. Коринской,И.В.Душиной, В.А.Щенева "География материков и океанов"
    рабочая программа по географии (7 класс) на тему

    Кондаурова Екатерина Викторовна

    Рабочая программа по географии учебник 7 класс География материков и океанов, Душина, Коринская

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_7_kl._geografiya.docx79.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Основные части программы

    1. Пояснительная записка
    2. Общая характеристика учебного предмета «География».
    3. Описание места учебного предмета «География» в учебном плане.
    4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение предмета.
    5. Содержание учебного предмета «География».
    6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.
    7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
    8. Результаты изучения учебного предмета. Рекомендации по разработке и оформлению отдельных разделов рабочей программы.

    1.Пояснителная записка.

    Рабочая программа  по  географии  МБОУ СОШ № 92 составлена на основе:                                                                                                                                                                - учебного плана  МБОУ  СОШ № 92 на 2015 – 2016  учебный год;                                                                                                                                                    - федерального государственного образовательного стандарта ;                                                                                                                                                                                                                                                                    -авторской программы учебник: Коринская В.А. География материков и океанов.  7 класс/ В.А. Коринская, И.В. Душина,  В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2014 г.

    Согласно действующему в школе учебному плану на  2015-2016 учебный год рабочая программа для 7 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю,  всего 70 часов в год.

    Цели:      

     - формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

    - познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях ( от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

    - приобретение опыта разнообразной деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), формирование    практических знаний и умений для повседневной жизни, опыта познания и самопознания;

    - раскрыть закономерности землеведческого характера;

    - понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально – экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

    - формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

    -применение географических  знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней;  адаптации к условиям проживания на определенной территории;  самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.  


    2. Общая характеристика учебного предмета «География». 

    Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

    7-ой   класс - «География Земли» – в каждом из которых выделяются тематические разделы.

    В первой части курса у школьников формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

    Курс 7-го класса открывает страноведческий блок школьной географии. Разработка его содержания опирается на лучшие традиции школьного страноведения, заложенные на рубеже XIX и XX вв. отечественными географами. Возрождение и расширение страноведческой основы школьной географии призвано служить укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к изучению географии.

    Посредством комплексного страноведения, которое объединяет изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности, школьники научатся понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать людей другой культуры, осознавать свое место в жизни своей планеты. Страноведческие знания будут служить школьникам способом рассмотрения мира, позволят видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимодействия между людьми, территорией и природной средой.

    Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний общеземлеведческого и страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

    Отбор изучаемых в курсе стран  проведен не только исходя из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, не только с учетом степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

    В курсе «География. Материк и океаны»,  основное внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории (природы и населения материков, природы океанов и хозяйственной деятельности человека в их акваториях), а главное – отдельных стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы).

    В структурном отношении курс состоит из введения и трех разделов: «Планета, на которой мы живем», «Материки планеты Земля», «Взаимоотношения природы и человека».


    3. Описание места учебного предмета «География» в учебном плане.

              Общее число учебных часов за 2015-2016 учебный год  7-ом классе – 70 часов, 2 часа в неделю.

          Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


    4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение предмета.

    Личностные результаты:

    1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;  осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
    2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
    3. формирование личностных представлений о целостности природы, населения и  хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
    4. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
    5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
    6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
    7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
    8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
    9. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;                                                 10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
    10. развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического          сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,     творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметные  результаты обучения географии:

    1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;
    2. умение самостоятельно  планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
    5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    6. умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
    7.  умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
    8. смысловое чтение;
    9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
    10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
    11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).

    Предметные результаты:

    1.  формирование  представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком,    о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для   решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
    2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном,    многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;    
    3. формирование  представлений  и основополагающих знаний о  целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
    4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
    5.  овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
    6.  овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
    7. формирование  умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
    8. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

    5. Содержание учебного предмета «География».

    7 класс

    № п/п

    Наименование разделов

    Всего часов

    Практические работы

    Введение (1 час)

    Раздел 1. Главные особенности природы Земли ( 14 часов)

    1

    Литосфера и рельеф Земли

    2

    0

    2

    Атмосфера и климаты Земли

    3

    0

    3

    Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы

    4

    0

    4

    Географическая оболочка

    5

    1

    Раздел 2. Океаны и материки ( 51 часов)

    5

    Океаны

    4

    2

    6

    Южные материки

    2

    0

    7

    Африка

    10

    2

    8

    Австралия

    4

    1

    9

    Океания

    1

    0

    10

    Южная Америка

    8

    2

    11

    Антарктида

    2

    1

    12

    Северные материки.

    1

    0

    13

    Северная Америка

    7

    2

    14

    Евразия

    12

    3

    Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом ( 4 часа)

    15

    Закономерности развития географической оболочки

    4

    0

    Итого

    70

    14


    Введение   (1 час)

    Содержание темы:

    Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.  «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

    Учебные понятия:

    Эпоха Великих географических открытий, географические знания, географические представления, Старый свет, Новый Свет.

           Персоналии:

    Христофор Колумб, Америго Веспучи, Васко Да Гама, Фернан Магеллан, Абель Тасман.


    Раздел 1. Главные особенности природы Земли ( 14 часов)

    Литосфера и рельеф Земли ( 2 часа)

    Содержание темы:

    Литосфера. Строение материковой и океанической земной коры. Карта строения земной коры. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли.

    Рельеф. Крупнейшие (планетарные) формы рельефа. Крупные формы рельефа. Средние и мелкие формы рельефа. Влияние рельефа на природу и жизнь людей. Опасные природные явления, их предупреждение.

    Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

    Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.

    Учебные понятия:

    Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

    Персоналии:

    Альфред Вегенер.

    Атмосфера и климаты Земли ( 3 часа)

    Содержание темы:

    Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.  Разнообразие климатов Земли.

    Учебные понятия:

    Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса. 

    Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы ( 4 часа)

    Содержание темы:

    Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

    Учебные понятия:

    Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения.

    Географическая оболочка ( 5 часов)

    Содержание темы:

    Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты.  Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны.  Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

    Учебные понятия:

    Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.

    Персоналии:

    Василий Васильевич Докучаев.

    Практическая работа:

    1. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

    Раздел 2. Океаны и материки ( 51 часов)

    Океаны (4 часа)

    Содержание темы:

    Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

    Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

    Учебные понятия:

    Океан, течения, шельфовые зоны.

    Практические работы :

    1. Изображение на к/к шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных экспедиций по акваториям
    2. Изображение на к/к схемы движения течений каждого океана.

    Южные материки ( 2 часа)

    Содержание темы

    Общие особенности природы Южных материков. Особенности  географического положения южных материков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.

    Африка (10 часов)

    Содержание темы:

    История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

    Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

    Учебные понятия:

    Саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.

    Персоналии:

    Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.

    Практические работы:

    1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

    2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

    Австралия (4 часа)

    Содержание темы:

    История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

    Учебные понятия:

    Лакколит, эндемик, аборигены.

    Персоналии:

    Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.

    Практическая работа:

    1. Определение черт сходства и различия основных компонентов природы Африки  и Австралии.

    Океания (1 час)

    Содержание темы:

    Океания. Географическое положение. Народы и страны. Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. Климат. Внутренние воды. Органический мир. Влияние человека на природу.

    Южная Америка (8 часов)

    Содержание темы:

    Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

    Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад.  Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

    Учебные понятия:

    Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная  Америка.

    Персоналии:

    Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.

    Практические работы:

    1. Определение координат крайних точек материка.

    2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

    Антарктида (2 часа)

    Содержание темы:

    Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

    Учебные  понятия:

    Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

    Персоналии:

    Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт. 

    Практические работы:

    1. Определение координат крайних точек материка.

    Северные материки (1 час)

    Содержание темы

    Общие особенности природы Северных материков. Особенности  географического положения Северных материков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.

    Северная Америка (7 часов)

    Содержание темы

    Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки.  Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население.  Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

    Учебные понятия:

    Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.

    Персоналии:

    Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.

    Практические работы:

    1.  Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
    2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

    Тема 6. Евразия   (12 часов)

    Содержание темы:

    Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

    Персоналии:

    Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод  Иванович Роборовский.

    Практические работы:

    1.  Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
    2. Составление географической характеристики стран Европы по картам атласа и другим источникам географической информации.
    3. Составление географической характеристики стран Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

    Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом ( 4 часа)

    Закономерности развития географической оболочки ( 4 часа)

    Содержание темы:

    Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. .  Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны.  Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

    Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

    Учебные понятия:

    Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.

    Персоналии:

    Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.

    Географическая номенклатура

    Тема «Африка»:

    •  Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
    •  Нил, Конго, Нигер, Замбези;
    •  Виктория, Танганьика, Чад;
    •  Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

    Тема «Австралия»: 

    •  Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
    •  Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
    •  Муррей, Эйр;
    •  Сидней, Мельбурн, Канберра.

    Тема «Южная Америка»: 

    •  Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
    •  горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
    •  Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
    •  Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

    Тема «Антарктида»:

    • океаны: Атлантический, Индийский и Тихий.
    • моря: Амундсена, Беллинсгаузена, Росса, Уэдделла.
    • пролив: Дрейка.
    • холодное течение: Западных Ветров.
    • остров: Петра I.
    • полуостров: Антарктический.
    • крайняя точка: мыс Сифре.
    • горы: массив Винсон.
    • вулкан: Эребус.
    • шельфовый ледник: Росса.
    • полярные станции: Беллинсгаузен, Восток, Амундсен-Скотт.

    Тема «Северная Америка»: 

    •  полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
    •  Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
    •  Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
    •  горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
    •  Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
    •  Великие Американские озера, Виннипег,  Большое Соленое;
    •  Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

    Тема «Евразия»:

    •  полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
    •  моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
    •  Финский, Ботнический, Персидский заливы;
    •  проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
    •  острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
    •  равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;
    •  горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
    •  реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн,  Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
    •  озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

    Тихий океан:

    моря: Берингово, Восточно-Китайское, Жёлтое, Коралловое, Охотское, Тасманово, Уэдделла, Фиджи, Филиппинское, Южно-Китайское, Японское.

    заливы: Аляска, Калифорнийский.

    проливы: Басов, Берингов, Дрейка, Корейский, Магелланов, Тайваньский, Торрессов.

    желоба: Марианский, Перуанский

    тёплые течения: Аляска, Восточно-Австралийское, Куросио, Межпассатное противотечение, Северное Пассатное, Северо-Тихоокеанское, Южное Пассатное.

    холодные течения: Западных Ветров, Калифорнийское, Курило-Камчатское, Перуанское.

    острова: Алеутские, Бикини, Гавайские, Зондские, Курильские, Новая Зеландия, Пасхи, Самоа, Тайвань, Тасмания, Фиджи, Филиппинские, Японские.

    полуострова: Аляска, Индокитай, Калифорния, Камчатка, Корея, Малакка.

    Атлантический океан:

    моря: Балтийское, Карибское, Норвежское, Северное, Средиземное, Чёрное.

    заливы: Бискайский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский.

    проливы: Гибралтарский, Гудзонов, Датский, Дрейка, Магелланов, Флоридский.

    тёплые течения: Антильское, Бразильское, Гвианское, Гвинейское, Гольфстрим, Северное Пассатное, Северо-Атлантическое, Фолклендское, Южное Пассатное.

    холодные течения: Бенгельское, Западных Ветров, Канарское, Лабрадорское.

    острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские).

    полуострова: Аппенинский, Лабрадор, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Флорида, Юкатан.

    Индийский океан:

    моря: Андаманское, Аравийское, Красное, Тиморское.

    заливы: Аденский, Бенгальский, Большой Австралийский, Персидский.

    проливы: Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Мозамбикский, Ормузский.

    желоб: Зондский.

    тёплые течения: Мозамбикское, Муссонное, Мыса Игольного, Южное Пассатное.

    холодные течения: Западно-Австралийское, Западных Ветров, Сомалийское.

    острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.

    острова: Зондские, Коморские, Мадагаскар, Мальдивские, Сейшельские, Шри-Ланка.

    полуострова: Аравийский, Индостан, Малакка, Сомали.

    Северный Ледовитый океан:

    моря: Баренцево, Бофорта, Белое, Восточно-Сибирское, Гренландское, Карское, Лаптевых, Чукотское.

    проливы: Берингов.

    тёплое течение: Северо-Атлантическое.

    острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.

    острова: Врангеля, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Новая Земля, Северная Земля, Шпицберген.

    полуострова: Таймыр, Чукотский.


    6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

    7 КЛАСС

    Количество недельных часов – 2

    Количество часов в год – 70

    Программа – автор: В.А. Коринская, И.В. Душина,  В.А. Щенев.

    Учебник: Коринская В.А. География материков и океанов.  7 класс/ В.А. Коринская, И.В. Душина,  В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2014 г.

    Практических работ за год – 14 .

    № пункта

    Основное содержание по темам

    Кол-во часов

    Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

    Введение ( 1 час)

    Раздел 1. Главные особенности природы Земли ( 14 часов)

    1

    Литосфера и рельеф Земли

    2

    Основные образовательные идеи:

    • Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.
    • Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте)  и человек.
    • Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.

    Метапредметные умения:

    • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
    • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические явления и процессы в литосфере;
    • причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;
    • местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса.

    2

    Атмосфера и климаты

    3

    Основные образовательные идеи:

    • разнообразие климатов Земли результат действия климатообразующих факторов.

    Метапредметные умения:

    • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
    • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;
    • формирование климатических поясов;
    • действие климатообразующих факторов.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;
    • местоположение климатических поясов.

    3

    Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы

    4

    Основные образовательные идеи:

    • Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
    • Мировой океан — колыбель жизни.

    Метапредметные умения:

    • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
    • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические явления и процессы в гидросфере;
    • формирование системы поверхностных океанических течений.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  Мировой океан, морское течение;
    • местоположение крупнейших морских течений.

    4

    Географическая оболочка

    5

    Основные образовательные идеи:

    • Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
    • Природные зоны и человек.

    Метапредметные умения:

    • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
    • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;
    • местоположение природных зон.

    Раздел 2. Материки и океаны (51 час)

    5

    Океаны

    4

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • оценивать работу одноклассников,
    • выявлять причинно-следственные связи,
    • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

    анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов

     Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • особенности рельефа дна океанов
    •  образование течений  и их влияние на природу прилегающей суши
    • различия в природе отдельных частей каждого из океанов.

    Умение называть и показывать :

    • важнейшие географические объекты каждого из океанов;
    •  ресурсы океанов, районы добычи полезных ископаемых;
    •  природные пояса;
    •  виды хозяйственной деятельности человека;
    •  примеры антропогенных изменений природы;
    •  меры по охране вод;
    • крупнейшие порты.

    6

    Южные материки

    2

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • оценивать работу одноклассников,
    • выявлять причинно-следственные связи,
    • определять критерии для сравнения фактов, явлений.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы Южных материков ;
    • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

    Умение определять:

    • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    7

    Африка  

    10

    Основные образовательные идеи:

    • Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
    • Африка – материк равнин.
    • Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.
    • Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
    • Западная и Центральная Африка -  разнообразие народов и культур.
    • Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки;

    Южная Африка – саванны и пустыни,  богатейшие полезные ископаемые

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
    • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
    • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
    • создавать объяснительные тексты
    • выслушивать и объективно оценивать другого,
    • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
    • географические особенности отдельных стран;
    • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
    • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    8

    Австралия

    4

    Основные образовательные идеи:

    • Самый маленький и самый засушливый материк.
    • Самый низкий материк, лежащий  вне сейсмической зоны.

    Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы

    • Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
    • Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
    • Океания — особый островной мир.

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • оценивать работу одноклассников,
    • выявлять причинно-следственные связи,
    • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
    • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
    • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
    • создавать объяснительные тексты
    • выслушивать и объективно оценивать другого,
    • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
    • географические особенности отдельных стран;
    • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
    • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    9

    Океания

    1

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
    • создавать объяснительные тексты
    • выслушивать и объективно оценивать другого,
    • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы
    • географические особенности отдельных стран;

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

    местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    10

    Южная Америка

    8

    Основные образовательные идеи:

    • Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.
    • Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и  самые длинные горы суши.
    • Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • оценивать работу одноклассников,
    • выявлять причинно-следственные связи,
    • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
    • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
    • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
    • создавать объяснительные тексты
    • выслушивать и объективно оценивать другого,
    • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
    • географические особенности отдельных стран;
    • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

    местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    11

    Антарктида- холодное сердце

    2

    Основные образовательные идеи:

    • Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материка.
    • Антарктида — материк без постоянного населения.

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • оценивать работу одноклассников,
    • выявлять причинно-следственные связи,
    • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
    • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
    • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
    • создавать объяснительные тексты
    • выслушивать и объективно оценивать другого,
    • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
    • географические особенности отдельных стран;
    • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
    • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    12

    Северные материки

    1

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • оценивать работу одноклассников,
    • выявлять причинно-следственные связи,
    • определять критерии для сравнения фактов, явлений.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы Северныхматериков ;
    • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

    Умение определять:

    местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    13

    Северная Америка  

    8

    Основные образовательные идеи:

    • Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
    • Равнины на востоке и горы на западе.  Кордильеры – главный горный хребет.
    • Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.
    • Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • оценивать работу одноклассников,
    • выявлять причинно-следственные связи,
    • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
    • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
    • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
    • создавать объяснительные тексты
    • выслушивать и объективно оценивать другого,
    • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
    • географические особенности отдельных стран;
    • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
    • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    14

    Евразия

    12

    Основные образовательные идеи:

    • Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.
    • Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
    • Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.
    • Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.
    • Евразия — самый заселенный материк Земли.
    • Особенности регионов Европы  (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).

    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
    • планировать свою деятельность под руководством учителя,
    • оценивать работу одноклассников,
    • выявлять причинно-следственные связи,
    • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
    • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
    • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
    • создавать объяснительные тексты
    • выслушивать и объективно оценивать другого,
    • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
    • географические особенности отдельных стран;
    • следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
    • местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

    Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом ( 4 часа)

    15

    Закономерности развития географической оболочки

    4

    Основные образовательные идеи:

    • Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
    • Природные зоны и человек.

    Метапредметные умения:

    • углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
    • углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

    Предметные умения:

    Умение объяснять:

    • географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности.

    Умение определять:

    • географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений:  человеческая раса;
    • местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий


    7. Учебно-методическое обеспечение предмета

    Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:

    1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.

    1. Кабинет оснащен специальными средствами обучения:
    •  моделями;
    •  приборами;
    •  коллекциями;
    •  гербариями;
    •  макетами;
    •  картами;
    •  картинами;
    •  таблицами;
    1. В кабинете географии есть экспозиционные материалы:
    •  организующие учащихся на овладение приемами учебной работы;
    1. В кабинете есть литература:
    •  справочная;
    •  научно-популярная;
    •  учебники;
    •  научно-методические пособия;
    •  образцы практических и самостоятельных работ учащихся;
    •  подборки олимпиадных заданий и т.д.
    1. В кабинете географии средства обучения систематизированы:
    •  по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);
    1. В кабинете находятся раздаточные материалы:
    •  для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;
    •  для проверки знаний, умений (карточки-задания);
    •  для подготовки опережающих заданий;
    •  атласы;
    •  коллекции минералов и горных пород;
    •  гербарии и т.п.
    1. Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

    Список используемой литературы

    1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
    2. Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)
    3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. – М.: Просвещение, 2009
    4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
    5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года «ОБ утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.
    6. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)
    7. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
    8. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
    9. Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
    10. Баринова И.И. - Современный урок географии, Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны. - М.: Школьная Пресса, 2003.
    11. Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к,  7 класс. - М.: Экзамен, 2009.
    12. Бенькович Т.М., Бенькович Д. Л. - Опорные конспекты в обучении географии: Кн. для учителя: 7 кл.: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.
    13. Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008.
    14. Воробцова Т.Н.- География, 7 класс (поурочные планы по учебнику В.А. Коринскойи др. «География материков и океанов»), В.: Учитель-АСТ, 2002.
    15. Душина В.И. - Рабочая тетрадь для учителя, 7 кл. -М.: Дрофа, 2002.
    16. Душина И.В. - География материков и океанов: Рабочая тетрадь к учебнику В. А. Коринской и др. - М: Дрофа, 2001.
    17.  Душина И.В. – Органайзер для учителя: Сценарии уроков, 7 класс.  – М.: Вентана-Граф, 2008.

    Интернет-ресурсы

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
    2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
    3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
    4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
    5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
    6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/ 
    7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/

    8. Результаты изучения учебного предмета. Рекомендации по разработке и оформлению отдельных разделов рабочей программы.

        РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

                 Источники географической информации

    Выпускник научится:

    • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

    • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

    • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

    • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

    • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

    • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

    • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

    • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

    • строить простые планы местности;

    • создавать простейшие географические карты различного содержания;

    • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

    Природа Земли и человек

    Выпускник научится:

    • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

    • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

    • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

    • оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

    • приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

    • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

    • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

    Население Земли

    Выпускник научится:

    • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;

    • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;

    • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

    • проводить расчёты демографических показателей;

    • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

    • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

    Материки, океаны и страны

    Выпускник научится:

    • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

    • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

    • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

    • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

    • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

    • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

    • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

    • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

    • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Душиной И.В.

    Используемая программа: Душина И.В. «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс.Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа....

    календарно - тематическое планирование по географии 7 класс к учебнику В.А. Коринской

    Развернутое календарно - тематическое планирование  по географии 7 класс к учебнику В.А. Коринской...

    Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику В.А. Коринской,И.В.Душиной, В.А.Щенева "География материков и океанов", 2 часа в неделю

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ ....

    Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России", 2 часа в неделю

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....

    рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Душина И.В.,Смоктунович В.Л. изд-во "Вентана-Граф"

    Настоящая рабочая программа предназначена для обучающихся 7-х  классов общеобразовательной школы.       География – учебный предмет, формирующий у школьников к...

    рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Е.М, Домагацких

    рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Е.М, Домагацких...

    рабочая программа по географии 7 класс к учебнику А.И. Алексеева

    абочая программа по географии 7 класс к учебнику А.И. Алексеева...