Методическая разработка открытого урока "Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Меликян Ольга Константиновна

Открытый урок по географии 8 класс, тема " Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы." Урок проводился в рамках использования здоровьесберегающих технологий на уроках географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого           урока

 

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках географии»

«Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы»                                                                                        

                                                                         

         

                                            Разработала учитель географии 1 квалификационной категории

Меликян Ольга Константиновна.  

                                        Ст.Черноярская                                                                                                                                            


      Урок географии в 8 классе по теме: « Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы» представляется в номинации « Здоровье сберегающие технологии на уроках географии». Разработка урока с применением ресурсов сети Интернет. Использование Интернет–ресурсов   придают уроку наглядность, зрелищность, способствуют формированию географического образа территории, помогают раскрыть уникальность природы Дальнего Востока,  развивают творческие способности учащихся.  Урок имеет воспитательную направленность и  усиливает  патриотические чувства  любви к родной природе, экологическое сознание, эстетическое восприятие мира. Современные педагогические  технологии (информационные, сотрудничества, проектная, педагогическая мастерская), применяемые учителем, вовлекают каждого ученика в работу, активизируют  их познавательную деятельность, формируют  навыки общения, коллективной работы, поиска и обработки необходимой для урока информации. Используемое на уроке музыкальное сопровождение помогает учащимся проявить свои творческие способности и в форме игры-викторины  сформулировать интересный вопрос, задать его однокласснику и ответить на его музыкальную загадку, иногда закодированную в словах песни.  

Тема:

« Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники.  Народы»

Цели урока 

  1. Расширение и углубление знаний учащихся об уникальной природе Дальнего Востока. Рассмотреть особенности взаимосвязей в отдельных ПТК (Уссурийской тайге и природных вулканических комплексах Камчатки).
  2. Формирование чувства любви к родной природе; экологического сознания; эстетического восприятия красот русской природы.
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки общения, коллективной работы, поиска и обработки необходимой для урока информации из различных источников

Форма проведения: групповая

Оборудование: экран, компьютер, проектор, географические кары, атласы для 8 класса, ресурсы Интернет, презентации учеников 8 класса.

 Учитель:   Это красиво — сопки в тумане.

                   Это нормально — жить на вулкане.

                   Это прекрасно — гейзеров чудо.

                   Утро в России родом отсюда.  

 Дорогие ребята, о чем это четверостишье? Мы изучаем последний природный район нашей необъятной Родины . Мы с вами уже знакомы с географическим положением, рельефом. А для более полного представления о самом удивительном и загадочном крае мы должны познакомится…  Правильно.  Перед вами тема нашего урока. Нас ждет  Земля, щедрая и суровая, открытая ветрам и наводнениям. Земля вечной мерзлоты и огнедышащих гор.

Земля благодатная, заповедная, необычная.

Давайте посмотрим на ключевые слова темы.

А что вам известно по ним. Природные комплексы - это…?

Заповедники – это...? Дальний  Восток?

Вспомните все, что вы знаете и поделитесь своей информацией с вашим другом по парте. Сегодня мы работаем в парах. Кратко запишите ее как план ответа в ваши рабочие листы в графе «Знал».

Запишите свои сведения, пожалуйста, в первую колонку таблицы № 1

 знал

             узнал

Хочу узнать

Ученики записывают, а затем  называют известные им сведения

Учитель: Делайте пометки о дополнительной информации в 1 графе.

     1)Природный комплекс;

2)Географическое положение

3)Рельеф

4)Климат

5)Реки и озера

6)Заповедник

Учитель:  Хорошо молодцы. Вы чувствуете, как много информации мы собрали. Она нам сейчас очень пригодится.

     

А теперь за дело. Откройте учебники на стр.219, п.46. Предлагаю вам самостоятельно изучить новый материал, но при этом вы столкнетесь уже с известной информацией. Карандашом на полях знаком «V» отметьте ее, а «+» ту, что вы только узнали.

Обратите внимание на природные комплексы и народы, а к заповедникам мы вернемся позже. (ученики работают с текстом).

Отложите карандаши. Много у вас появилось «+» и «V» ?

Давайте попробуем собрать новую информацию в единое целое, как говорится « от каждого по ниточке…?  восьмому классу знания!»

С какими природными комплексами вы познакомились?

Ученики рассказывают что представляет собой Уссурийская тайга .

Учитель: Кто наиболее ярко описал природу Уссурийской тайги?

                Уссурийская тайга -  это …(смешанный лес)

                Что удивляет?  (смешение форм севера и юга)

                 Эндемики Уссурийской тайги…(женьшень, амурский бархат,              лимонник, березы –черная желтая, каменная …)

                 Уникальное насекомое ?...(гигантский дровосек)

                 Животный мир ?...

                  Народы Приморья – удэгейцы, орочи, нанайцы. Чем они занимаются?  

                  Шаманизм – вера в духов огня, ветра, гор.

                   А какие народы,  исповедуя такие мировые религии как христианство и ислам, сохранили древние традиционные веровании? (осетины)

Вывод: Уссурийская тайга—это роскошь и разнообразие, богатство и уникальность.

  А теперь рассмотрим природные вулканические комплексы Камчатки.

Камчатка—район современной вулканической деятельности (28 действ.в)

Долина гейзеров—22 больших действующих гейзер со своим режимом работы. 400 ледников.

Много рек и озер (около 30)

Высшая точка—Ключевская сопка, самый высокий действующий вулкан России.

Климат морской. Зима мягкая (-8,) лето прохладное (+13). Осадки—1000-1200 мм.

Растительный и животный мир: каменная береза, кедровый стланик, пихта Грандиозная, бурый медведь, горностай, росомаха. Котики –типичные обитатели прибрежных вод.

Коренные жители—коряки и камчадалы.(искусные резчики по дереву и кости).

Вывод: Удивительный и неповторимый край вулканов и гейзеров, богатый рекреационными ресурсами.

Теперь мы сможем увидеть красоту Уссурийской тайги и Камчатки в презентациях по заповедникам этих ПТК.

  Ученики знакомят с Сихотэ-Алинским  и Кроноцким заповедниками

с демонстрацией своих презентаций, подготовленных заранее.

А теперь вернемся к нашей таблице. Вы сегодня заглянули в удивительный край, загадочный и контрастный, где земля щедрая и суровая, открытая ветрам и наводнениям с вечной мерзлотой и огнедышащими горами. Мы убедились, как богата природа ресурсами—от подземного тепла до лекарственных растений, эндемичных животных.

Нужно знать эти богатства, правильно их использовать, очень разумно и бережно использовать, чтобы сохранить для будущих поколений!

За такое короткое время узнать об удивительном мире Дальнего Востока не возможно. Вулканические природные комплексы Камчатки и ПК острова Врангеля наряду с Байкалом включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Я вам советую обратить внимание и на другие ПТК Дальнего Востока.

2. «Музыкальная карта»

Ученики  исполняют музыкальные отрывки из песен, имеющие в тексте  географические объекты  (подготовленные заранее) и дополнительно задают по нему вопросы своим одноклассникам.(см. приложение)

3. «Взгляд в замочную скважину»

Учитель предлагает заглянуть в замочную скважину к нашим соседям по Дальнему Востоку.

 Интересный, краткий репортаж учителя о сверстниках восьмиклассников в японских школах.

Учитель:

Вернитесь к нашей таблице, смогли ли вы сегодня на уроке узнать то, что вам было особенно интересно?

Теперь я вам предлагаю составить сиквейн, вы уже знаете, что за его основу взяли японское пятистишье, на тему нашего урока, а, именно, « Коренные народы»

2. Синквейн (пятистишие)

1-я строчка – 1 главное слово;

2 –я строчка – 2 прилагательных;

3 – я строчка – 3 глагола;

4 – я строчка – крылатая фраза, утверждение;

5 – строчка – существительное, которое выражает суть первого слова.

Молодцы! Оцените свою работу на уроке сами! (Ребята сами оценивают уровень своей активности на уроке и предлагают соответствующие оценки)

Запишите домашнее задание. Всем спасибо за активную работу и интересные музыкальные загадки!

Используемые ресурсы сети Интернет  (см.  презентации к уроку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные комплексы Дальнего Востока

Природные комплексы Дальнего Востока.Цель: Изучение ПК Дальнего Востока.Задачи: Рассмотреть особенности взаимосвязей в отдельных ПТК Дальнего Востока. Активизировать познавательную деятельность ...

Методическая разработка открытого урока истории Древнего Востока "По следам древности"

Открытый урок-повторение для 5 классов помогает учителю проверить знания учащихся по истории стран Древнего Востока и закрепить их....

Методическая разработка урока географии в 8 классе по теме: «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»

Разработка урока в 8 классе по теме: "Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы". Рекомендации учителю географии по созданию творческого проекта  с целью закрепления знаний, получен...

Тестовое задание по теме " Природные комплексы Дальнего Востока"

Тестовое задание по теме " Природные комплексы Дальнего Востока"...

Природные комплексы Дальнего Востока

МЕтодическая разработка урока по теме "Природные комплексы Дальнего Востока" 8 класс.На уроке использован многоуровневый подход к оцениванию лисностных достижений. Групповая  работа над презентац...

Методическая разработка урока по географии "Дальний Восток"

Технологическая карта урока по географии с использованием ЭОР....

Тест География 8 кл Природные комплексы Дальнего Востока

Короткий тест на проверку знаний о физико-географических районах Дальнего Востока: Чукотском нагорье, п-ве Камчатка, о-ве Сахалин, Приморье....