Прграмма курса "Избранные вопросы по географии при подготовке к ГИА"
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс)

Слизких Елена Анатольевна

Курсы по выбору для 9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Избранные вопросы по географии при подготовке к ГИА»

Программа курса

для учащихся 9-х классов

Составила учитель географии

 Слизких Елена Анатольевна, 

МАОУ «Средняя школа №5»

г.Когалым

   Программа курса по выбору для 9 класса

«Избранные вопросы по географии при подготовке к ГИА»

АННОТАЦИЯ.

В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии.

Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии  (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа рассчитана на 34часа, для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.

Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит  из трех разделов: введение (2 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором (25 ч.), рефлексивная часть курса (7 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.                                          

Курс реализует компетентностный, деятельностный  и индивидуальный подход к обучению.

Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ГИА - ГЕОГРАФИЯ» и Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).

Программа предполагает, что основной  задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому   становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия   «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина) и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум  по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Формы проведения и контроля

лекции

самост.

практ.

ВЕДЕНИЕ  2 ч.

1

Введение. Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии

1

1

беседа

2

Правила заполнения бланков.

1

1

заполнение бланков

ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА  25 ч.

3

Источники географической информации и методы географических исследований

4

Тестирование, работа с картами,

Интернет-ресурсами.

3.1

Источники географической информации и методы географических исследований

1

3.2

Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

Дом. работа

3.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

2

3.4

Анализ трудных заданий.

     

1

4

Природа Земли и человек

5

Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами

4.1

Природа Земли и человек

2

4.2

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

Дом. работа

4.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

2

       

4.4

Анализ трудных заданий.

1

5

Население России

3

Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами

5.1

Население России

1

5.2

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

работа

дома

5.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

1

5.4

Анализ трудных заданий

1

6

Природопользование и экология

4

Тестирование, работа с картами атласа

6.1

Природопользование и экология

1

6.2

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

Работа

дома

6.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

2

6.4

Анализ трудных заданий

1

7.

Страноведение

3

Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами..

7.1

Страноведение. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

1

работа

дома

2

8

География России

6

Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами.

8.1

География России.

2

8.2

Тренировочные задания тестовой формы с  выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

работа

дома

8.3

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

2

8.4

Анализ трудных заданий

2

РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА    7 ч.

9.

Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии

6

6

Компьютерное тестирование.

10.

Итоговое занятие. Анализ работ.

1

1

Итого

34

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (2 ч). 

 Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии  и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Освоение основных разделов курса  (25 ч).

1. Источники географической информации:

        План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.

2. Природа Земли и человек:

         Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные  

         свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических

         явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений

по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.

 3. Население России:

Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография.               Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.

4. Природопользование и экология:

Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.

Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.

5. Страноведение:

Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.

Рефлексивная часть курса (7ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
  2. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2009, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2009г.
  3. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2010, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2010г.
  4. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008. 366 с.
  5. 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Эксперимнтальная экзаменационная работа 9 класс. Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2006.
  6. Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2009
  7. 3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
  8. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
  9. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
  10. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008,2009,2010
  11. Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2008, 2009, 2010
  12. Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Африка( вопросы по географии народов и культуры)

материал предназначен для  активизации познавательной активности учащихся  10 класса...

Вопросы по географии

Данные вопросы можно использовать на неделе географии или на географическом турнире...

ученикам 6 класса вопрос по географии 28101

Турист, рассматривая карту равнинной местности масштаба 1:200 000 ровно в полдень 23 сентября, рассчитывал расстояние, которое ему удастся пройти до захода Солнца. Какое расстояние придется преодолеть...

ученикам 6 класса вопрос по географии 5111

Установите соответствие:Природная зона                                1)Экваториальные леса       ...

ученикам 7 класса вопрос по географии 5113

Где находятся самые высокие горные вершины Африки?A)В Капских горахБ)В Драконовых горахB)В горах АтласГ)На Восточно-Африканском плоскогорьеответ:+1 подробно:+2 с картинкой:+3 отрывок из книги:+4...

ученикам 6 класса вопрос по географии 5114

География 7 АфрикаКакая природная зона занимает большую часть Африки?ответ:+1 подробно:+2 с картинкой:+3 отрывок из книги:+4 чудесный:+5...

ученикам 6 класса вопрос по географии 6111

Пятнадцатилетний капитан Ж.ВернГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ Сто миль за десять днейОколо четырех часов пополудни маленький отряд ненадолго остановился на лесной полянке. Вдруг среди чащи, не больше чем в с...