Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей.
материал по географии (9 класс)

Леоничева Ольга Викторовна

Тема урока: "Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей".

Тип урока: Обобщающий урок.

Форма урока: Урок- семинар.

Форма работы учащихся: Групповая, индивидуальная.

Цели: Развивать интерес к  географии  и смежным наукам, способность мыслить межпредметно. Формировать эстетическое восприятие окружающей среды и бережное отношение к природе и ее ресурсам.

Задачи: Закрепить знания, полученные на уроках географии;  показать межпредметность данной темы; развивать умение выступать перед одноклассниками и работать в группе, анализировать, делать свои выводы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremen_svyazuyushchaya_nit._2.docx44.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО  Г. МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточное окружное управление

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №30  имени К.А. МИКАЭЛЬЯНА»

_______________________________

107076, Москва, ул. Олений вал, д. 22

тел. 8 (495) 603-07-33

Городской  конкурс

«Времён связующая нить: урок в школьном музее»

Номинация №3: «урок в музее»

Урок - семинар для учащихся старшей школы

"Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей".

              Автор разработки:   Леоничева Ольга Викторовна  

                                                        (учитель биологии и географии).

                                                                                                                         (8-964-783-20-25)

Методическая поддержка:   Нестерова Татьяна Борисовна

(педагог-организатор)

                                                                 

                                                                  Москва  2016г.

(Аннотация)

«Времен связующая нить».

Урок в музее.

"Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей".

Тема урока: "Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей".

Класс: 10 «А» (соответствует параллели 9 кл. массовой школы).

Предмет: География ( Взаимодействие общества и природы, по учебнику География России. Хозяйство и географические районы. 9класс. Под редакцией: Алексеева А.И. 2011г.)

Тип урока: Обобщающий урок.

Форма урока: Урок- семинар.

Форма работы учащихся: Групповая, индивидуальная.

Цели: Развивать интерес к  географии  и смежным наукам, способность мыслить межпредметно. Формировать эстетическое восприятие окружающей среды и бережное отношение к природе и ее ресурсам.

Задачи: Закрепить знания, полученные на уроках географии;  показать межпредметность данной темы; развивать умение выступать перед одноклассниками и работать в группе, анализировать, делать свои выводы.

Оборудование: экспонаты школьного музея, указка.

Предварительная подготовка: посещение школьного музея, подбор экспонатов и материала для проведения урока. Изучение методической литературы и поиск информации по теме.

Формы учебной деятельности: Выполнение домашнего задания, связанного с подготовкой урока в музее, подготовка сообщения про виды народного творчества в областях Центральной России. Использование знаний, полученных на уроках географии, для спонтанной презентации экспоната музея и выявления связи природных ресурсов и общества через изучаемый экспонат. Решение вопросов поставленных учителем в группе и индивидуально.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Объяснение организационных моментов урока.

Определение плана работы на уроке. (Выбор порядка выступающих.)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками на уроке; самоопределение.

2.Постановка цели и задач урока.

Озвучивание целей и задач урока.

Осмысление, принятие и корректировка озвученных целей и задач.

Целеполагание, планирование (определение последовательности промежуточных целей).

3.Проверка готовности Домашней работы.

Проверка наличия и соответствия рекомендациям учителя подготовленных сообщений учеников.

Поверхностный анализ соответствия выполненной работы рекомендациям учителя.

Прогнозирование и корректировка.

4.Знакомство с экспонатами и их распределение.

Распределение экспонатов.

Знакомство с экспонатом. Планирование своего выступления с сообщением об этом виде народных промыслов и территории на которой он получил наибольшее развитие.

Сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Прогнозирование выступления и корректировка собственных сообщений. Поиск и выделение необходимой информации.

5. Выступление учеников с презентацией экспонатов.

Прослушивание выступлений, помощь в организации каждого выступления.

Выступление с подготовленным сообщением.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

6.Подведение итогов. Вывод.

Озвучивание наводящих на вывод вопросов. Помощь во взаимооценивании выступлений учеников.

Формулирование вывода. Оценивание выступлений одноклассников.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Вывод: Люди всегда были тесно связаны с природой и это хорошо видно в культуре наших предков. Наличие тех или иных ресурсов определяло вид народного промысла. Подчеркивание мастерами природной красоты материала учит бережному отношению к природе и ее ресурсам.

Самоанализ.

Урок проведен в 10 классе коррекционной школы для слабослышащих и позднооглохших детей, что соответствует 9-му классу массовой школы. Главная проблема у этих детей возникает при постановке целей и формировании выводов. Работа по плану облегчает поставленные задачи. Все вопросы сформулированы с учетом особенностей словарного запаса слабослышащих детей.  Содержание, формы и методы обучения отобраны в соответствии с целью урока. Поставленные задачи удалось реализовать.

Приложение №1 (Сообщения учеников)

Народные промыслы Тульской области:

  1. Тульский оружейный завод (ТОЗ) — предприятие оборонной промышленности в Туле. Старейший оружейный завод России. Легендарное оборонное предприятие страны, одно из самых известных оружейных предприятий не только в России, но и далеко за её пределами. Является наиболее значимым и известным производителем оружия в мире.

Год основания 1712. Прежние названия:

Императорский Тульский оружейный завод (1875—1912),

Тульский Императора Петра Великого оружейный завод (1912—1917)

Продукция: стрелковое оружие, противотанковые управляемые ракеты.

  1. Производство гармоник в России в конце XIX – начале XX века было налажено на тульской фабрике «Братья Киселевы», которая выпускала, в основном, двух- и трехрядные венские гармоники. Мастера вносили свои улучшения и дополнения в конструкцию инструмента, достигли значительных успехов, поэтому позже название «венка» стало обозначать конструкцию гармоники, а не определение заграничной модели. Эти гармоники вошли в историю гармонного производства как самые массовые.
  2. История тульского самовара насчитывает уже несколько столетий. Есть легенда, что он был привезен в Россию Петром I, но на самом деле это не является правдой, поскольку первые упоминания о самоваре появились лишь в 1746 году, тогда как Петр I умер в 1725. До сих пор точно неизвестно, кто завез самовар в Россию, но такая диковинка заинтересовала россиян. Вскоре открыли специальные производства. Поскольку в те времена их делали из меди либо латуни, то неудивительно, что первые образцы появились именно на Урале, где была развита металлодобыча. Но почему же самовар «тульский»? Все очень просто. Для изготовления нужен был не только металл, но и люди способные его обрабатывать. В те времена именно Тула славилась своими оружейными мастерами. Это и стало причиной того, что с течением времени самовары стали изготовлять в Туле. К тому же близость к Москве и Санкт-Петербургу, где сбывали большую часть продукции, также способствовала перемещению производства именно туда.
  3. Филимоновской игрушке более 700 лет.
    Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков.
    Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки.

О том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, упомянуто в 1871 году в «Тульских губернских ведомостях».

Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пигмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего, ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка, с ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь.

Народные промыслы Калужской области.

  1. На границе Брянской и Калужской областей, там, где начинаются знаменитые брянские леса, стоит и живет своей особенной жизнью деревня Хлуднево. Высокий пригорок, дома в ряд, как по линейке. Необходимая для промысла глина — мягкая, пластичная -находилась за околицей, у речки Становушки. От того и повёлся здесь исстари гончарный промысел.

О времени возникновения его точных сведений нет. Многие исследователи сходятся на том, что промысел существовал уже в начале 19 века. Жителей Хлуднева по роду их деятельности в округе так и называли «хлудневские горшки». Испокон веков мужчины, как говорят хлудневцы, «тянули» здесь горшки, делали декоративную посуду , кувшины ,«колеса», самовары, а женщины лепили погремушки («грематушки»), да свистульки: «соловьи», «сопелки», «гудухи», «солопелки». 

  1. Ткачество как искусство и ремесло – одно из древнейших в мире. О русском ткачестве стало известно благодаря археологическим раскопках: исследователи находили остатки тканей местной работы, в том числе узорных, относящихся к домонгольному периоду.

В Калужской области существуют свои техники ткачества. Одна из красивейших и сложных, наиболее распространённых в народной среде в XIX – начале XX веков – браное ткачество.

  1. Резьба по дереву испокон веков была на Калужской земле. И в наши дни это легко увидеть присмотревшись к покосившимся деревянным домикам. По всей Калужской земле принято украшать дома резными наличниками. Их возраст можно определить вполне достоверно. Он обычно равен возрасту дома. Если же  это неизвестно, то можно приблизительно понять по косвенным признакам. Иногда — по состоянию дома или наличника. Иногда по форме оконной рамы. А иногда даже по виду резьбы: наличники с пропильной, сквозной резьбой, как правило более молодые, чем те, где резьба накладная или объемная.

Традиционный Тарусский наличник как раз перед вами.

Три слегка украшенных планки — снизу и две по бокам — и побогаче украшенное характерное очелье. Причем, такой формы украшения больше нет нигде: ниспадающие в разные стороны «шторы», и как будто висящий амулет в центре.

История появления кукол берет начало из самой глубокой древности, с языческих времен, как и история возникновения человечества, то есть кукла всегда сопровождала жизнь людей. Традиционные народные куклы выполняли определенные функции, поэтому обычно их делят на три группы: обрядовые, обережные и игровые. Для изготовления традиционных кукол русский народ использовал подручные материалы, которые постоянно применялись в хозяйстве. Чаще всего для основы кукол Берегинь брали полено, тем более что оно всегда было в доме буквально «под ногам». Такие куклы Берегини по-другому еще назывались Столбушками. В каждой губернии России и даже в отдельном селении в куклы имели свои особенности, особенно это заметно в деталях одежды. И по названиям кукол Берегинь часто становилось понятно, где они делалась.

Народные промыслы Ярославской области.

  1. Финифть это древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого финифтис, что означает блестящий. Эмаль бывает холодная и горячая. Горячая Эмаль (от франц. email) - прочное стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками на основе стекла с добавлением различных окислов металлов и закрепленное обжигом при температуре 780-900 градусов. В отличие от холодной эмали, украшения с горячей эмалью, к коим относится финифть, не царапаются, не тускнеют и не меняют цвет.  Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из Византии еще в 10 веке одновременно с принятием христианства и достигло своего совершенства на Руси в XVI - XVII веках. Ростовская финифть считается лучшей в России.

  1. Чернолощеная керамика известна на территории Москвы с III века н.э. (Дьяковская культура). Широкое распространение такая керамика получила, начиная с XVII в.

Задымливание применялось с XII в. В топку подбрасывали дрова - "смолякi" и ждали, чтобы от них пошел дым, после чего сооружение герметизировали. Затем горн засыпали землей, устье закрывали заслонкой и замазывали глиной. Через сутки посуду доставали. Она имела черный с синеватым отливом цвет, ее называли "сiняй", реже "чорнай".

В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощенной посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других - на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершенность и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны, рукомоев и т.д. Черный цвет подчеркивал форму изделия, а лощение придавало ей металлический блеск, кроме того чернолощеная керамика становилась более прочной и не впитывала воду.

  1. Плетение из ивового прута как ремесло появляется в России в XIX веке. Возникновению его во многом способствовала европейская мода на плетеные изделия и мебель. В Австро-Венгрии, Германии, Франции, Италии создавались музеи, школы лозоплетения, выпускались учебные пособия, ива стала растением, специально культивируемым на плантациях. Завезенные в Россию изделия из ивы пользовались широким спросом владельцев поместий; возникновение такого спроса и стимулировало опыты российских крестьян в области плетения из лозы. На новую моду быстро отреагировали и Ярославские кустари.
  2. Первые упоминания о валяных изделиях впервые были обнаружены еще при археологических раскопках города Помпеи. Тогда были обнаружены кусочки сваленного войлока. А найденные при раскопках курганов на Алтае изделия из шерсти исследователи относят аж к 4 веку до нашей эры. Еще одно упоминание о неких войлочных сапогах можно обнаружить в переводе с древнерусского языка «Слова о полку Игореве». Ученые предполагают, что такие сапоги были «прародителями» современных валенок. 

На Руси валенки стали популярны в 8 веке. В них щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара. Однако валенки наших предков были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом. Сначала мастера делали отдельную стельку или верх валенка, а затем уже одну часть пришивали к другой. Лишь в 18 веке в моду вошли бесшовные закатывающиеся в круговую валенки. С развитием овцеводства в Центральной части России, в Поволжье, Тверской и Нижегородской губернии зародился и валяный промысел.

Народные промыслы Смоленской области.

  1. Русские княжества располагались в зоне рудных месторождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем, в том числе и территории Смоленщины. Найти железную руду было не труднее, чем залежи гончарной глины. Болотная руда сохраняла свое значение для металлургической промышленности некоторых районов страны до XVIII века. В основном кузнечное ремесло было сосредоточено в вотчинах землевладельцев-бояр, в принадлежавших государству городских слободах. В XVI в. появились более сложные домницы для выплавки железа из руды, заменившие сыродутные горны. Объем обработки металла возрос. В этот период география  Руси намного расширилась как на запад, так и на восток. Охрана границ молодого растущего  государства требовала  обновления кузнечных технологий и новых видов орудий нападения и защиты. Без понимания этих задач невозможны были наши дальнейшие победы.
  2. Русское стеклоделие, зародившееся в начале XI в, а в XII-XII вв. достигло значительного развития. В начале XI в. появилась масса стеклянных бус разных типов собственного русского производства, которые вытеснили бусы привозные. В середине XI в. появляется столовая стеклянная посуда и разнообразные туалетные и иные сосуды. В XII в. столовая посуда распространяется очень широко, даже в быту рядовых горожан. В первой половине XII в. появляются стеклянные браслеты отечественного производства, которые к XII в. Носила каждая горожанка. После монголо-татарского нашествия, кода в русских городах шёл процесс восстановления ремесла, некоторые отрасли стеклоделия были потеряны, прекратилось изготовление стеклянной столовой посуды, перестали делать оконное стекло, в производстве остались только некоторые предметы украшений – бусы, перстни, браслеты (до середины XIV в.).

Ресурсы:

http://www.tulatoz.ru

http://www.harmonica-tula.ru

http://история-вещей.рф

http://www.comgun.ru

http://admduminichi.ru

http://smilekaluga.ru

http://nalichniki.com

http://www.dolls-textile.ru

http://finifty.ru

http://ceramera.ru

http://nhpko.ru

http://www.livemaster.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Народные промыслы Центральной России"

Описание народных промыслов Центральной России...

Презентация "Народные промыслы Центральной России"

Презентация к уроку "Народные промыслы Центральной России"...

Технологическая карта урока географии в 9 классе "Народные промыслы Центральной России"

Это урок обобщения знаний по теме :"Центральная Россия", формирующий интерес к истории народных традиций страны. Он поможет углубить, расширить знания о населении Центральной России и их занятиях....

Народные промыслы Центральной России

Урок географии в 9 классе...

Презентация "Народные промыслы Центральной России""

Презентация актуальна для учащихся 9 классов при изучении темы "Центральная Россия"...

Разработка открытого урока по географии на тему: "Население и народные промыслы Центральной России"-8 класс

Урок направлен на формирование у учащихся представления о населении Центральной России, его обычаях и традициях, а также ознакомление с историей возникновения и развития народных промыслов России, их ...

Интегрированный урок географии и литературы по теме "Народные промыслы Центральной России" 9 класс

Работа хороша, если в ней польза и душа.Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Ра...