Опыт применения технологии проектной деятельности на уроках географии
методическая разработка по географии

Абейдулина Диана Альбертовна

Выступление на муниципальной НПК "Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_npk.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт применения технологии проектной деятельности на у роках географии

Здравствуйте, я являюсь учителем географии средней школы № 6. За время презентации моей работы я постараюсь описать свой взгляд на применение технологии проектной деятельности на уроках географии, поэтому я так и назвала тему своего выступления: «Опыт применения технологии проектной деятельности на уроках географии».

Например, обратите внимание на проект, посвященный проблеме утилизации ТБО в г.Ярцево, который выполнен в форме презентации, а также буклет к нему. При подготовке проектов такой тематики формируются личностные УУД, так как обучающийся показывает личное видение проблемы, либо раскрывает свое отношение к изучаемому материалу. Примерами других проектов могут быть проект на тему «Жемчужина Сибири – Байкал» или «7 чудес Смоленщины», а также проект «Народные промыслы жителей Европейского Севера России». Ведь работая над проектами с такой тематикой, ребенок сможет не только осмыслить изучаемый материал и что называется «пропустить» его через себя, но и оценить имеющуюся информацию с позиции обыденной жизни.

Кроме того, считаю полезными и такие задания, как написание докладов на темы «Национальный парк «Смоленское Поозерье», «Традиционная женская одежда Смоленской губернии», «Достопримечательности города на Днепре», которые также направленнына осознание, принятие и исследование жизненных ценностей.

Традиционным в моей работе стал проект «Путешествие по родному краю», форму выполнения которого дети выбирают всегда самостоятельно, т.е. это могут быть и доклады, и проекты, выполненные в форме презентаций, и кроссворды, и макеты и т.д.

Перечисленные примеры позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Рассмотрим формирование познавательных УУД.

Применительно к урокам географии я рассматриваю несколько направлений данного вида УУД:

1. Работа с картой. В качестве выполнения заданий данного направления могу предложить,например, такое:«На основе карт атласа составить комплексную характеристику одного из регионов России».

Или, анализируя карту Антарктиды, составить описание природы данного материка.

Или, анализируя карты различной тематики создать такую проблемную ситуацию: «почему две точки, расположенные на одной географической широте имеют разную степень увлажнения?» или сформулировать  другую проблему «Как вы думаете, где больше будет вулканов: на дне океанов или на материке?»

2. Работа с контурной картой. Для того, чтобы сформировать познавательные УУД по данному направлению, я постараюсь рассказать, какие навыки на мой взгляд формируются при работе с контурной картой:

1. В процессе выполнения таких заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.

2. Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.

3. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.

4. Последовательное нанесение географических координат и соединение точек позволит создать образ (задание: проложите по контурной карте туристический маршрут через города  Австралии.В какой последовательности, и по каким территориям он будет проходить?Чем он интересен?).

3. Работа с диаграммами, графиками и таблицами. Данный вид работы является важным на уроках географии, однако хочу подчеркнуть, что для учителей географии он не является новым, и с графиками, диаграммами и таблицами мы работали всегда. К этому же направлению можно отнести выполнение различных практических работ.

Далее рассмотрим формирование регулятивных УУД.

Работая над формированием регулятивных УУД, стараюсь подбирать задания так, чтобы направить работу ребенка на самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений. Понятно, что в данному случае ребенку необходимо уметь управлять своей познавательной деятельностью, организовывать ее, оценивать достигнутый результат. Исходя из этого, предлагаю вашему вниманию примеры некоторых заданий для формирования регулятивных УУД. Важным считаю выполнение заданий по готовому плану или заданий на составление плана.

Например, в 5 классе при изучении темы Рельеф Земли предлагаю обучающимся описать географическое положение Уральских гор по предложенному плану.

В 6 классе при изучении темы «Гидросфера» предлагаю ребятам, используя физическую карту России, определить названия географических объектов по фрагменту карты.

Или в том же 6 классе предлагаю установить соответствие между растениями и животными и странами, символами которых они являются.

Или в 7 классе при изучении стран Южной Америки предлагаю такое задание для выполнения в группах: дать общую характеристику двух стран – Бразилии и Аргентины по предложенному плану.

В 5 классе при изучении темы «Географические координаты» предлагаю в качестве закрепления нового материала определить по физической карте географические объекты по их координатам.

Или же для того, чтобы каждый ребенок учился самостоятельно осуществлять поиск информации и умел применять ее в практических целях, предлагаю пятиклассникам такое занимательное задание под названием «Где пират зарыл свой клад?», в котором даются координаты нескольких островов. По координатам необходимо определить названия островов, на которых побывал пират. На одном из островов зарыт клад. В задании также дается подсказка: название острова, где зарыт клад, состоит из двух слов.

И еще один пример заданий, направленных на формирование регулятивных УУД. В 7 классе при изучении раздела «Человек на планете Земля»  предлагаю обучающимся вот такие кроссворды.

У нас остается еще один вид УУД – коммуникативные.

Здесь удобно предложить задания, выполнение которых обеспечивает возможность сотрудничества. Например, можно предложить детям задать вопрос по какой-либо теме или предложить мини-игру на уроке. Чаще всего я провожу игру «географическая почта». Или провести опрос по карте, который осуществляют сами обучающиеся. Подобные задания развивают умения слушать и понимать партнера, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Кроме того, формированию коммуникативных УУД также способствует умение презентовать подготовленную информацию в наглядном или вербальном виде, т.е. здесь мы снова возвращаемся к проектам, выполненным в различных формах (на ватманах,  раскладушках и т.д.).

Подводя итоги своего выступления, хочу отметить, что все перечисленные мною задания невозможно отнести к какому-то одному направлению, так как они являются в достаточной степени универсальными. Например, задание «вставить в текст пропущенные слова» прекрасно развивает как познавательные, так и регулятивные УУД. И в этом случае мы с вами можем говорить о смысловом чтении, являющемся важнейшим видом работы на уроке. То же самое можно сказать и о формах работы на уроке. Например, групповая форма работы может быть использована при формировании всех четырех видов УУД.

И в заключении хочу обратить ваше внимание на примеры проектов, которые выполняли мои ученики. Здесь есть комплексные, большие проекты. Например, проект «Андорра», который выполняли обучающиеся 7класса при изучении темы «Страны мира». Или проект «Венесуэла», выполненный также обучающимися 7 класса при изучении темы «Страны Южной Америки». Оба эти проекта являются среднесрочными по продолжительности и выполнены на ватманах в виде альбомов. Есть и мини-проект под названием «Флаги стран мира», который выполнялся детьми непосредственно на уроке географии. Естественно, для этого необходимо было заранее продумать оснащение рабочих мест обучающихся: наличие акварельных красок, бумаги, ножниц, соломенных шпажек, клея и т.д.

При этом обучающиеся работали в группах. Каждая группа проектировала флаги определенного континента. Например, 1-я группа работала с флагами стран Европы, 2-я группа – с флагами стран Азии, а 3-я группа – с флагами стран Африки.

И еще один проект, выполненный в виде раскладушки под названием «Эйфелева башня».

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения технологии проектной деятельности

За последние пять лет разработала и успешно реализовала серию уроков по теме "Применение метода проектов на уроках английского языка"....

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Технология проектной деятельности на уроках географии.

Одним из эффективных способом социализации учащихся, активизации процесса самоопределения, актуализации целеполагания и планирования деятельности - является технология проектной деятельности....

Проектная деятельность на уроке географии с применением авторского веб-квеста

Конспект по теме Гидросфера. Мировой круговорот воды (география 6 класс) представляет опыт организации урока в условиях дистанционного обучения с включением обучающихся в проектную деятельность. Так к...

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения  как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности   по англ...

Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей

В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей...