Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"
статья по географии

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_s_odarennymi_detmi.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ШИСОО» с. Самбург Пуровского района ЯНАО

Опыт работы с одаренными детьми

по географии

Учитель географии А.Т. Нурсалиев

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

  1. интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  2. креативности;
  3. настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”. Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями городских, областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах. Как я достигаю таких результатов? Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  1. выявление одаренных детей;
  2. развитие творческих способностей на уроках;
  3. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  4. создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.

Определив таких ребят, я пытаюсь научить их думать, предпринимаю все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

Например: Что это

Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе - мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут.

(Ком + Пас = Компас.)

Мною разработана система развивающих задач-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока.

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток.

(Не на восток, а на запад.)

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает.

(Не впадает, а вытекает.)

Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли, дети?

(Нет, их четыре.)

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг.

(Не юг, а север.)

Знает каждый капитан:

Волга - это океан.

(Не океан, а река.)

Для многих тем курса географии мною разработаны системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности. Например: Куда попадет человек, если все время будет двигаться на северо-запад:

а) на Северный полюс;

б) на Южный полюс;

в) на экватор;

г) обогнет земной шар и вернется в исходную точку.

Свой выбор поясните.

(Указание: здесь и в последующих задачах вода не считается препятствием, ее можно преодолеть на любом судне, а зимой —по льду.)

На всех этапах урока географии я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.

Например

 Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

_СТО_  сторона света.

(Восток.)

_ СТО _ начало реки.

сток.)

СТО _ _ главный город страны.

(Столица.)

_ СТО _ _государство в Прибалтике.

стония.)

_ СТО _ город "Золотого кольца" России.

(Ростов.)

_ СТО _героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.

(Севастополь.)

_ СТО _город РФ, порт на Тихом океане.

С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом вам тоже помогут подсказки.

1. Сахарный остров → (В Закавказье, на Каспийском море).

(Куба -Баку.)

2. Музыкальная партия индивидуалиста → (в Северной Европе, VI Зимние Олимпийские игры)

(Соло - Осло.)

3. Планета-богиня → (на реке Раздан, в Закавказье).

(Венера - Ереван.)

4. Глазные шторки → (на реке Днепр, в Восточной Европе.)

(Веки -Киев.)

5. Сдобная белая подружка чёрного хлеба → (в Юго-Западной Азии, столица горной страны).

(Булка -Кабул.)

6. Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России?

(Илья Муромец, на Курильских островах.)

 

7. Вспомните А.С. Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта?

(Лукоморье.)

Также использую «Самое-самое»

Самая «солнечная» геометрическая фигура?

(Луч.)

Самый большой медведь?

(Белый медведь.)

Самый большой хищный зверь?

(Белый медведь.)

Самый южный материк?

(Антарктида.)

Самое высокое научное звание в России?

(Академик.)

Самый лучший пернатый певец России?

(Соловей.

На уроках географии я стараюсь показать учащимся, что знание предмета необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.

Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи экономического содержания, уроки-экскурсии на предприятия. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь. Провожу интегрированные уроки: географии и информатики, географии и музыки, географии и математики.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и города, окружные научно-практические конференции.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по географии. Ежегодно в Лицее проводятся недели географии ,на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и городского уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты. Учащиеся участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на городском (муниципальном), окружном и всероссийском уровнях. Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант -это 1 % способностей, а 99% потения».

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома..

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Список использованной литературы:

  1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» ,2004. –96 с.
  2. Иванов Б. Н. Современная география в школе: Методическое пособие. –М.: БИНОМ, 2002.
  3. Пойа Д. Как решать задачу. -М.: Учпедгиз, 1961.
  4. Интернет-материалы.
  5. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. —2008. —Т. 9, вып. 1. —С. 53 —56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...

Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности

Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарномыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе кри...

Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года...

Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...

«Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности»

«Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности»...