Практические работы по социально-экономической географии мира.
опыты и эксперименты по географии (11 класс)

Благодарный Максим Александрович

Практические работы по социально-экономической географии мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_kharakteristika_yaponiya.docx33.05 КБ
Microsoft Office document icon prak_1.doc138.5 КБ
Microsoft Office document icon prak_2.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Общая экономико-географическая характеристика мира

Тема. Современная политическая карта мира

Практическая работа №1:

«Характеристика политико-географического положения (ПГП) одной из стран мира» (Япония).

Задание №1:

Используя карты, справочную литературу, дайте письменное описание ПГП одной из стран мира по плану:

Япония-конституционная монархия (столица - Токио)

  1. Островное государство в Восточной Азии, расположено в Тихом океане (к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи и России), занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.  Япония расположена на четырех больших островах (всего 6852 острова). Площадь- 377,7 тыс. км.  Дуга островов, протягивается на 3,5 тыс. км на стыке материка Евразии и Тихого океана и находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Это открывает большие возможности для участия страны в МГРТ.  Япония  является великой экономической державой, 3-е место в мире по номинальному ВВП;  входит в большую восьмерку стран.
  2. Так как Япония - это островное государство, она использует только воздушный и морской транспорт (омывается Японским, Восточно-Китайским, Охотским морями и Тихим океаном). В стране немного полезных ископаемых (зато 60% площади занято лесами), она является четвертым по величине экспортером (и шестым по величине импортером).
  3. Япония регулярно избирается непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Хотя Япония официально отказалась от своего права объявлять войну, она имеет большую современную армию (армия используется в целях самообороны и миротворных целях). Япония является единственной страной, против которой было применено ядерное оружие.
  4. Япония - развитая страна с высоким уровнем жизни.

Минусы:

  • С одной стороны географическое положение Японии невыгодно, так как она находится на островах, ¾ части суши - это гористая местность, часто на Японию обрушиваются цунами и землетрясения.
  • Малое количество полезных ископаемых и малая территория

Плюсы:

  • Маленькую территорию и небольшое количество полезных ископаемых Япония компенсирует хорошим уровнем развития техники и большим количеством квалифицированных инженеров
  • Государство отделено от других водой, что позволяет ей развиваться независимо от других стран
  • Япония имеет много рекреационных ресурсов
  • Страна имеет самый высокий показатель продолжительности жизни населения (82 года)
  • Национальный доход  на душу населения имеет третье место

Общая экономико-географическая характеристика мира

Тема. Современная политическая карта мира

Практическая работа №1: 

«Характеристика политико-географического положения (ПГП) одной из стран мира» (Великобритания).

Задание №1:

Используя карты, справочную литературу, дайте письменное описание ПГП одной из стран мира по плану:

Великобритания-конституционная монархия(столица-Лондон).

Расположения на Британских островах на северо-западе Европы. Площадь 244тыс. км.  Основная часть границы морская, лишь с Ирландией она проходит по суше, на юге граничит с Францией (разделены проливом Ла-Манш). Великобритания расположена на перекрестке важнейших морских и воздушных путей, что положительно влияет на развитие внешних экономических связей. Соседство с развитыми странами Европейского Союза способствует развитию многочисленного сотрудничества. С запада омывается Атлантическим океаном, с востока- Северным морем. Основные источники энергии- уголь и нефть, в меньшей степени- природный газ. Угледобывающая промышленность- одна из старейших областей промышленности Великобритании (Кардифф, Южный Уэльс, Центральная Англия). Климат умеренный, достаточно влажный, высокий уровень урбанизации (91% городского населения). Занятость людей: 73% - непроизводственная сфера, 25% - промышленность и строительство, 2% - сельское и лесное хозяйство.  Производство и экспорт:  машины и оборудование, самолеты, автомобили, вооружение, химикаты, ткани, изделия лесной промышленности. Великобритания имеет одну из самых технологически продвинутых и натренированных армий в мире. Великобритания имеет самые большие воздушные  силы и флот в ЕС. Основная задача британских вооруженных сил- защита Соединенного Королевства и его заморских территорий, продвижение интересов безопасности Великобритании и поддержка международных миротворческих усилий. Они являются активными и регулярными участниками НАТО.

В целом Великобритания занимает хорошее положение (крупные морские и воздушные пути, граничит с развитыми странами ЕС), имеет высокий уровень урбанизации, развитую промышленность и высокий уровень жизни людей. Так же Великобритания пользуется большой популярностью у туристов благодаря своим достопримечательностям.

Общая экономико-географическая характеристика мира

Тема. Современная политическая карта мира

Практическая работа №1: «Характеристика политико-географического положения (ПГП) одной из стран мира» (по выбору).

Цель работы:

Формирование умений оценивать политико-географическое положение страны, выявлять его положительные и отрицательные черты и отмечать изменения ПГП страны во времени.

Задание.

Используя карты, справочную литературу, дайте письменное описание ПГП одной из стран мира по плану:

Италия

  1. Италия- государство на юге Европы, в центре Средиземноморья. На северо-западе граничит с Францией (протяженность границы 488 км), со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км)- на севере и со Словенией- на северо-востоке (232 км). Так же имеет внутренние границы с Ватиканом (3,2 км) и Сан-Марино (39 км). Занимает Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов. Италия имеет громадный государственный бюджет (960 млрд. долларов по состоянию на 2009г., 5 место в мире), но малый прирост экономики и слабые стороны экономики.
  2. Италия задает моду в области дизайна, производства и продукции одежды и бытовой техники. В Италии большое разнообразие ископаемых. Так в 1982г. В стране была прекращена добыча железной руды. В Центральной Италии небольшие залежи марганца. Энергией Италия сама обеспечивается лишь на 16%
  3. Рядом с Италией нет «горячих точек», но присутствуют внутренние конфликты. В 1955г. Италия стала членом ООН.
  4. В целом Италия обладает выгодным ПГП. Выход к морю и соседство со странами Европы гарантируют создание торговых путей. Развитая промышленность и производство дают большой государственный бюджет, что позволяет понемногу уменьшать величину государственного долга, но отсутствие энергетических и природных ресурсов тормозит развитие экономики

Тема. География мировых природных ресурсов

Практическая работа №2:

 «Оценка  ресурсообеспеченности  мира  отдельными видами природных ресурсов».

Задание №1:

 На основе анализа имеющихся статистических данных в учебнике, карт учебника и атласа выпишите страны наиболее и наименее обеспеченные минеральными, земельными, водными и биологическими (лесными) ресурсами. Результаты оформите в форме таблицы:

Ресурсообеспеченность

Виды ресурсов

Минеральные

Земельные

Водные

Биологические

(лесные)

Полная обеспеченность

Россия, США, Канада, Чили, ЮАР и др.

США, Украина, Белоруссия, Франция, Италия и др.

Россия, Канада, Бразилия, Перу, Колумбия, Норвегия и др.

Бразилия, Конго, Индонезия. Лаос, Вьетнам, Россия и др.

Частичная  обеспеченность

Ботсвана, Аргентина, Перу и др.

Китай, Аргентина, Бразилия, Мексика, Австралия и др.

США, Аргентина, Мавритания, Иран, Швеция, Финляндия и др.

Индия, Австралия.

Острая нехватка ресурсов

Япония, Норвегия, Индонезия, Мали, Нигер и др.

Конго, Ангола, Ливия, Индонезия и др.

ЮАР, Испания, Португалия, Польша, Турция и др.

Австралия, Мали, Египет,  Чад. Нигер, Афганистан и др.

Вывод: 

                   ресурсообеспеченность стран зависит:

                а)от богатства или бедности территории природными ресурсами

                б)от масштабов их извлечения (потребления)

Задание №2:

 Проанализируйте статистические данные о запасах и добыче основных видов полезных ископаемых и  определите, на сколько лет хватит мировому сообществу: угля, нефти, газа, железной руды при современном уровне их добычи. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира отдельными видами полезных ископаемых.

Ресурсообеспеченность (Р) =Запасы (З)  :  Добычу(Д)  (число лет, на которые должно хватить данного ресурса)

                                                       

Весь мир/Вид полезного ископаемого

Запасы

Добыча

Ресурсообеспеченность

Уголь (млн. т)

1038462

4568

227,3

Нефть (млн. т)

148893

2949

50,5

Газ(млрд. м³)

134947

2076

65

Железная руда (млн.т)

63400

527

120,3

Результаты работы занести в таблицу:

 

Вывод о ресурсообеспеченности мира отдельными видами полезных ископаемых:  на основе имеющихся данных можно сказать, что  запасы некоторых ресурсов на Земле истощены. Это грозит кризисом в мире. Поэтому один из путей рационального природопользования рассматривается как полнота и комплексность использования минеральных ресурсов. Второй путь - это использование вторичных ресурсов, политика ресурсосбережения. Применение вторичных ресурсов (металлолома, макулатуры, золы ТЭС), сокращение расхода материалов и энергии позволят в значительной степени решить проблему истощения ресурсов.

Тема 4. География населения мира

                                                         

Результаты работа занести в таблицу:

Весь мир/Вид полезного ископаемого

Запасы

Добыча

Ресурсообеспеченность

Уголь (млн. т)

1038462

4568

Нефть (млн. т)

148893

2949

Газ(млрд. м³)

134947

2076

Железная руда (млн.т)

63400

527

Вывод о ресурсообеспеченности мира отдельными видами п./ископ.

Тема 4. География населения мира

Практическая работа № 3:

 “Оценка обеспеченности трудовыми ресурсами отдельной страны” (Япония).

Цель работы: Формирование умения оценивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира, используя различные источники информации.  

Задание №1:

Используя  материал учебника (Т.3 “Население мира”: рисунок – 12,13,14,18) и карты атласа (стр.  10-15 ) дайте характеристику населения одной из стран мира) по следующему плану:

1) Название страны, ее столица.

2) Численность населения, средняя плотность и районы с наибольшей плотностью населения (как размещено население по территории страны – равномерно или нет, выделите районы наибольшей и наименьшей плотности) – форзац учебника, карта атласа стр. 14.

3) Тип воспроизводства (показатели рождаемости, смертности, естественного прироста или убыли населения в стране – вывод о типе воспроизводства и возрастном составе населения) – атлас стр. 10-11, учебник рис. 12

4) Половой состав населения страны (атлас стр. 11)

5) Занятость населения, доля городского и сельского населения (учебник рис. 18, атлас стр. 15)

6) Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами. Демографическая политика.

Япония, столица Токио

Численность населения 127 млн. человек, всего японцев в мире 130 млн.  Япония относится к странам с высокой плотностью населения. Средняя плотность населения 310 чел. На 1 км2 . плотность населения значительно колеблется по территории. Если на севере Хоккайдо – 70 чел. На 1 км2, в прибрежных районах 500 чел. На 1 км2.

 По национальности, страна однородна (99,4%). Среди национальных меньшинств корейцы (700 тыс.) и китайцы (60 тыс.). Американцы (25 тыс.) и европейцы (30 – 40 тыс.),  считаются временными жителями. Аборигенов японских островов айнов, живущих на островах Хоккайдо еще с XI тыс. до н.э. – 20 тыс. В конце XIXв. айны были вытеснены японцами и потеряли свои лучшие земли. В настоящее время живут в изолированных деревнях, занимаются земледелием, животноводством. Рождаемость – 7,87 на 1000 чел; смертность – 9,26 на 1000 чел. Годовая убыль – 250 тыс. чел. Средняя продолжительность жизни – 78 лет у мужчин, 85,6 – у женщин. Грамотность – 99%. С конца 70-х годов в результате демографической политики, которая была направлена на снижение рождаемости, показатели естественного прироста резко уменьшились. Снижение естественного прироста привело к уменьшению количества населения.

Япония стала первым государством Азии перешедшим от II к I типу  воспроизводства населения.

Снижение естественного прироста привело к уменьшению количества населения молодых возрастных групп. Половая структура характеризуется преобладанием женщин 52%, значительная часть всех занятых в производстве 40%.

Экономически активное население (в Японии лица 15 лет и старше заняты общественным трудом, а также безработные) – 60 млн. (50%), в промышленности – 35 %, в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве – 9 %, транспорте – 6 %, торговле 29%. Основная сфера занятости – является сфера услуг – 70 % зан.

Пенсионный возраст, установленный государством – 65 лет. В 1995 г. Был принят специальный закон о политике в стареющем обществе -он регулирует вопросы занятости занятости людей пенсионного возраста.

Высокий уровень урбанизации больше 50 %. В городах проживает около 80 % населения.

В Японии 655 больших городов, 11 городов – миллионеров. Для сельского населения характерна групповая и рассеяная формы. В низменных районах – деревни прямоугольной формы, в горах – линейное поселение.

Япония – не богата природными ресурсами, но обладает многочисленной, хорошо образованной и подготовленной рабочей силой. Трудовые ресурсы 67 млн. чел. Из которых 32,7 % заняты в промышленности, 26,5 % - в торговле, 24,6 % - в сфере услуг и 5,5 % в с/х и рыболовстве.

Сегодня в Японии ощущается недостаток рабочей силы из-за старения населения и уменьшения численности работающих  положение еще больше усугубляется. Решить проблему (частично) можно путем привлечения в экономику женщин и пожилых. Для полной ликвидации дефицита (в с/х, в сфере услуг) необходимые трудовые ресурсы придется импортировать.

Продолжение практической работы № 3:

Задания для самостоятельного выполнения на контурной карте

Задание 2: ( на контурной карте мира)

  1. Нанесите границы стран ( только сухопутные), входящих в первую десятку по численности населения. Подпишите названия этих стран и их столицы. Используя форзац учебника.
  2. Окраской покажите, к какому типу воспроизводства населения, относятся эти страны.  
  3. Обозначьте разной штриховкой регионы мира с высокой и низкой плотностью населения.
  4. Обозначьте десять самых крупнейших городов  мира (учебник рис. 18)


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.

1. Рассчитайте долю населения стран(ы) в возрасте 15—59 лет, которое составляет основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу 1 для выбранных стран (по образцу).

Работа выполняется по вариантам. По усмотрению учителя могут сравниваться две и более стран, в том числе те, для которых данные расчетов уже представлены в таблице 1.

Пример расчета для Японии:

а)  доля населения среднего возраста:

100 % - (15 + 21) % = 64 %;

б)  разница между долей населения среднего возраста и долей ЭАН:

(64-53)% = 11%.

2. Используя расчетные данные о доле населения среднего возраста, постройте столбчатые диаграммы (если они отсутствуют) доли населения этой возрастной группы в сравниваемых странах. Заполните таблицу 2 (по образцу).

3.  Отметьте причины, влияющие на долю населения среднего возраста (основу трудовых ресурсов) одной из сравниваемых стран:

4. Используя диаграмму задания 2 и нижеприведенную диаграмму, сравните долю населения среднего возраста и долю ЭАН одной из сравниваемых стран. Отметьте причины, влияющие на долю ЭАН, характерные  для этой страны:

а)  высокий уровень развития экономики;

б)  значительная доля населения, не вовлеченного в общественное производство;

в)  низкий уровень развития экономики;

г)  высокая доля населения среднего возраста;

д)  высокий уровень безработицы.

5. Дайте качественную оценку трудовых ресурсов и заполните таблицу 3 для сравниваемых стран (по образцу).

6. Впишите недостающие звенья в цепочку причинно-следственных связей:

Вывод 1.

Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловившие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.

7.        Назовите страны с наибольшей долей ЭАН, занятого:

а)        в сельском хозяйстве;

б)        в промышленности;

в)        в непроизводственной сфере.

8.        В зависимости от доли ЭАН, занятого в основных сферах
хозяйства (в первую очередь в сельском), различают аграрные,
индустриально-аграрные, индустриальные и постиндустриальные
страны. Заполните таблицу 4 (по образцу), используя дополнительные данные.

9. Отметьте правильное(ые) логическое(ие) выражение(я):

Вывод 2.

Охарактеризуйте связь, существующую между долей населения, занятого в основных сферах хозяйства, уровнем экономического развития страны и ее типом.



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух отдельных стран или регионов мира (по выбору).

По оценкам ученых, обеспеченность всего мира отдельными видами ресурсов составляет от нескольких десятков до нескольких сотен лет.

Ресурсообеспеченность отдельной территории может быть недостаточной, достаточной или высокой.

Оценка ресурсообеспеченности дается путем сравнения со среднемировыми показателями.

Например: запасы нефти в Саудовской Аравии оцениваются в 35,5 млрд т. Таким образом, при ежегодной добыче в 402 млн т ресурсообеспеченность страны нефтью составляет приблизительно 90 лет, что в два раза выше среднемирового показателя: (136 млрд т/3,1 млрд т) = 44 года. Следовательно, уровень обеспеченности Саудовской Аравии нефтью высокий.

Поскольку, с одной стороны, могут возрасти объемы ежегодной добычи полезных ископаемых или использование природных ресурсов, а с другой — могут быть открыты новые месторождения ископаемых или восстановлены запасы природных ресурсов, показатель ресурсообеспеченности — величина приблизительная.

Рассчитать ресурсообеспеченность можно двумя способами:

1. Используя данные, приведенные в табл. 1 (стр. 57), рассчитайте первым из предложенных способов ресурсообеспеченность двух стран отдельными видами минеральных ресурсов (полезных ископаемых). Полученные результаты занесите в табл. 1 (по образцу).

Работа выполняется по вариантам, в каждом из которых сравниваются две страны разных регионов мира.

Используя карты атласа и дополнительную литературу, укажите в последней колонке табл. 1, какими еще полезными ископаемыми богаты сравниваемые страны (по образцу).

2. Постройте столбчатые диаграммы ресурсообеспеченности сравниваемых стран нефтью, газом, углем и железной рудой. Определите уровень ресурсообеспеченности (высокий, достаточный, недостаточный) и отразите его на диаграммах соответствующей штриховкой.

  1. Назовите регионы мира, имеющие: самый высокий, самый низкий уровни ресурсообеспеченности нефтью.
  2. Из предложенного перечня выберите главные факторы, определяющие уровень ресурсообеспеченности стран полезными ископаемыми:

а)        состав горных пород;

б)        размеры территории страны;

в)  объем запасов;

г)  ежегодная добыча;

д)  уровень развития экономики.

5. Используя данные табл. 2, рассчитайте вторым из предложенных способов обеспеченность двух стран земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. Полученные результаты отразите в табл. 2 (по образцу).

  1. Обеспеченность земельными ресурсами зависит от площади страны, а обеспеченность сельскохозяйственными угодьями зависит еще и от других факторов. Назовите факторы, влияющие на обеспеченность сельскохозяйственными угодьями сравниваемых стран (климат, рельеф, уровень развития сельского хозяйства и т. д.). 7. Используя данные табл. 3, сравните обеспеченность сравниваемых стран водными и земельными ресурсами:

Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена:

а)        водными ресурсами,

б)        лесными ресурсами?

8. Обведите на контурной карте границы сравниваемых стран и перечислите объекты, привлекающие туристов в одну из них (по выбору). Ответьте на вопрос: существует ли связь между количеством иностранных туристов и имеющимися в стране рекреационными ресурсами?

Вывод.

Укажите, какая из сравниваемых стран лучше обеспечена природными ресурсами. Обоснуйте свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показатели уровня социально – экономического развития стран мира

Презентация на тему " Показатели уровня социально - экономического развития стран мира"...

Тема урока: Практическая работа № 1 ”Государственный строй стран мира”.

Цель:1.     Обобщить знания учащихся о социально-экономическом развитии стран богатых (экономически развитых) и стран бедных (экономически развивающихся, самых отсталых).2....

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира». 10кл

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира».  Цель работы:  1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».  2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообе...

Практическая работа по теме: " Политическая карта мира". 10 класс

Практическая работа по теме" Политическая карта мира". 10 класс...

Технология формирования гражданского сознания школьников на материалах современной политической, социально-экономической ситуации в мире, стране, регионе через сетевое взаимодействие педагогических и ученических коллективов сетевых групп

    В данной статье представлен опыт работы Усть-Ламенской школы по гражданско-правовому воспитанию школьников через сетевое взаимодействие. Вы познакомитесь с приёмом ПОПС - формула,...

Многообразие стран мира. Практическая работа «Сравнение и характеристика стран мира».

Создать условия для применения знаний и умений при выполнении практической работы....

Элективный курс "Социально-экономические аспекты развития мира"

Социально-экономические аспекты развития мира...