Компетентностный подход как условие повышения качества изучения географии.
статья по географии

Компетентностный подход является условие  повышения качества изучения географии, а значит повышения качества знаний и условием успешной социализации выпускников школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podhod_na_urokah_geografii.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

 

        Статья учителя географии МБОУ Озерищенская СОШ «Компетентностный подход как условие повышения качества изучения географии».

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования и способствует повышению качества изучения географии. Я считаю, что компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики. На уроках географии я  формирую следующие виды ключевых компетенций:

ИНФОРМАЦИОННАЯ – готовность к работе с информацией.

КОММУНИКАТИВНАЯ – готовность к общению с другими людьми.

КООПЕРАТИВНАЯ – готовность к сотрудничеству с людьми.

  • Самообразовательная – готовность к непрерывному самообразованию.
  • Валеологическая – понимание и социального, и биологического здоровья человека.
  • Информационно-технологическая – готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения информации.
  • Гражданская – готовность адекватно выполнять роль гражданина своего государства.

ПРОБЛЕМНАЯ – готовность к решению проблем.

Обоснование актуальности опыта: Географическая компетентность — это залог развития будущего поколения гражданина России. Реализация планов экономического развития страны в значительной степени зависит от того насколько школьники овладеют знаниями о территории, природных ресурсах и производительных силах нашей Родины.

Объект опыта: совместная деятельность обучающихся и учителя на уроках географии.

Предмет опыта: современный урок, позволяющий формировать личные ключевые компетенции, которые будут ориентировать их успешную социализацию и адаптацию в окружающей среде.

Цель опыта: подготовка ученика (выпускника) к жизни, развитие его географических компетенций.

Реализация данной цели позволит выпускнику выйти в жизнь интеллектуальным, адаптированным к социальному окружению и готовым к эмоциональным напряжениям, преодолению психологических затруднений.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

научить ученика пользоваться различными источниками географической информации,

создать условия для развития умения ориентироваться в пространстве,

сформировать знания о ценности собственного здоровья и мероприятиях по его сохранению и укреплению.

В своей работе я использую различные педагогические технологии, но предпочтение отдаю технологиям на основе активизации деятельности обучающихся (социоигровые, проблемного обучения, интерактивные, опорных сигналов и конспектов).  В последнее время я  стала использовать проектную технологию. Проектная деятельность является наиболее эффективным методом по формированию коммуникативных компетенций.

Моделирование урока географии с использованием компетностного подхода на  примере проектной деятельности.

1.Запуск проекта.

2. Сбор информации.

         Формируется информационная компетенция: готовность к работе с информацией, отработка навыков проведения опросов, бесед. Интервью у разных категорий людей, умение задавать правильно вопросы. При сборе информации можно создать инициативные группы, каждая из которых решает свои задачи. Это будет способствовать формированию комммуникативной  и кооперативной компетенций: готовность к общению и сотрудничеству с другими людьми, приобретение навыков партнерского общения .

3. Реализация проекта.

        В ходе реализации проекта ребята пробуют себя в различных сферах народного хозяйства, что помогает  профессиях и их возможностях. Формируется гражданская компетенция: готовность адекватно выполнять роль гражданина своего государства. А также проблемная – готовность к решению проблем. Реализация географических проектов способствуют формированию и валеологической компетенции – понимание и социального, и биологического здоровья человека.

4. Этап презентации проекта.

Весь собранный материал оформляется в стендовый материал или в мультимедийную презентацию. Формируются информационно-технологические компетенции: готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения информации, умения презентовать себя и свою работу.

5. Этап рефлексии.

Ученики оценивают собственный результат деятельности. Формируются компетенции: умения оценивать и анализировать, а также самообразовательная – готовность к непрерывному самообразованию.

Компетентностный подход активизирует все стороны личности обучаемого: его  интеллектуальную, целеустремленность, любознательность, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции. Критерием успешной работы для меня служит качество географической подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приёма, формы или средства обучения.

Использование здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, нормативно применять технические средства обучения, что дает положительные результаты обучения. Результатом применения здоровьесберегающих технологий не только на уроках географии, но и внеурочной деятельности стало то, что заболеваемость в классах снизилась. Обучающие стали реже пропускать занятия по болезни. Мною были проведены следующие мероприятия: «Окружающая среда и мое здоровье», «География и правильное питание».

Продолжая работать над темой по самообразованию, отношения с обучающимися строю на взаимопонимании и взаимоуважении.

Эффективность моей методической системы подтверждают следующие показатели:

- повышается качество обучающихся,

- сохраняется положительная динамика участников конкурсов различного уровня,

- увеличивается количество обучающихся, занимающихся проектной деятельностью (как индивидуальных, так и групповых),

- обучающие показывают хорошие знания на промежуточной аттестации,

- обучающиеся показывают свое умение взаимодействовать, аргументировать свою точку зрения, умения работать в команде (в различных группах),

- успешная социализация выпускников.

Следовательно компетентностный подход является условием повышения качества изучения географии, а значит и повышения качества знаний обучающихся и успешной социализации выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике

Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике.Слайд 1Учитель физики МОУ СОШ № 44Рубашкина И.В.Слайд 2Содержание: 1 Компетентность учителя.2 Формирование ком...

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса при обучении математике.»

Современное информационное общество ставит перед нами задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно ...

Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, ка...

Статья "Компетентностный подход как условие повышения качества образования".

Статья посвящена компетентностному подходу, который является одним из необходимых условий модернизации образования. Статья имеет сжатый реферативный характер и была создана на основе нескольких доступ...

Метод Quiz как элемент метапредметного подхода в условиях повышения качества образования при реализации ФГОС II поколения

Сегодня многие  учащиеся используют  компьютер для игр и общения в социальных сетях, я а вот найти необходимую информацию в целях самообразования  умеют  далеко не всегда.Поэ...

Обобщение опыта работы по теме "Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии"

Обобщение опыта работы по теме "Компетентностный подход как средство повышения качества преподавания химии"...

Реализация компетентностного подхода как средство повышения качества преподавания математики.

Различие традиционного и компетентностного подходов. Принципы, ключевые компетенции, уровни, ожидаемый результат, мониторинг....