Применение инновационных образовательных технологий в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения
методическая разработка по географии

Фокина Светлана Дмитриевна

Применение инновационных образовательных технологий в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx38.73 КБ

Предварительный просмотр:

Применение инновационных образовательных технологий в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения

С.Д. Фокина,

преподаватель географии

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

"Считаю необходимым обобщить опыт,

объединить наши усилия и выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учетом лучших международных практик".

В.В.Путин

В настоящее время с переходом к информационному обществу произошли серьезные изменения в сфере образования. Российское образование продолжает бурно реформироваться: введение Единого государственного экзамена, по которому уже более десяти лет не утихают споры; внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); принятие ФЗ «Об образовании» и профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального и дополнительного профессионального образования» повлекло за собой пересмотр сложившейся системы образования.

Развитие системы образования показывает, что на разных этапах развития общества требования к подготовке выпускников меняются.  Современный социальный заказ общества на образование отражается в новых ФГОС третьего поколения, методологической основой которых является системно-деятельностный подход. Одной из предпосылок, определивших современную роль данного подхода в науке, является бурный рост количества информации. «Преодоление противоречия между ростом количества информации и ограниченными возможностями ее усвоения может быть достигнуто с помощью системной реорганизации знания» (А.И. Уемов).

Данный подход утверждает, что способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь,  способность к саморазвитию.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

•гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;                      

•самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; 

•грамотно работать с информацией;

•быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях; 
•самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс. Причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.

Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподавателя. Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания.

Разработка новых методов и приемов обучения, применение принципиально новых средств обучения открывают богатейшие возможности для внедрения достижений научно-технического прогресса в новые технологии обучения.

Среди разнообразных направлений современных педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальными являются: технологии групповой деятельности, игровые технологии, информационные образовательные технологии, технологии учебного проектирования (метод проектов).

Рассмотрим некоторые из перечисленных педагогических технологий подробнее.

Технологии групповой деятельности: обучение в сотрудничестве с методом проектов (Р. Славин, Р. и Д. Джонсон, Дж. Аронсон)

Цель использования технологии: Обеспечение активизации учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения знаний через организацию совместных действий учащихся

Описание порядка использования технологии в практической деятельности: Организация коллективной деятельности учащихся на основе распределения первоначальных ролей и заданий, адекватных учебным целям. Коллективное достижение планируемого результата на основе взаимопонимания, обмена способами деятельности и сотрудничества.

Результат использования технологии:

Формируется стремление к самосовершенстованию и саморазвитие личности. Ученик осознает свои психофизические возможности и использует их для организации учебной деятельности.

При применении данной технологии, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

•Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

•Актуализируются полученные опыт и знания;

•Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

•Повышается ответственность за результат коллективной работы;

•Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Данную технологию в значительной мере следует реализовывать при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы, практические работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы выполняют как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более "слабых” в этом отношении учащихся.

Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий (объяснение товарищей воспринимается лучше и обучение навыкам работы с ИКТ проходит эффективнее).

Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа производится и дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета (студенты группы зарегистрированы в социальных сетях: Одноклассники, В Контакте). Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.

Решение ситуационных задач – это - способ проверки знаний, позволяющий в условной обстановке решать конкретные реальные задачи.

Данный метод, на мой взгляд, следует использовать при закреплении учебного материала. Одной из целей решения ситуационных задач является выработка у обучаемых навыков в решении конкретных ситуаций, с которыми они постоянно встречаются на практике. Чем типичнее будет ситуация, тем активнее пройдёт занятие и эффективнее будет её результат. Данный метод обучения является самым популярным среди обучающихся.

В своей работе я планирую использовать данную технологию при организации и проведении практических занятий с использованием ИКТ по дисциплине, при подготовке проектов на тему: Зарубежная Азия (итоговое занятие по теме "Страны Азии"). Задание: Выберите одну из стран зарубежной Азии, которую Вы хотели бы посетить. Подберите интересный материал об этой стране. Опишите её, словно по личным впечатлениям. Подготовьте презентацию.

Игровые технологии: деловая игра, имитационная игра.

 Цель использования: Создание учебных ситуаций, имитирующих систему общественных отношений и способствующих усвоению общественного опыта, социализации и самореализации учащихся в игре.

Описание порядка использования: Творческая развивающая деятельность носит импровизационный характер, создает положительный эмоциональный фон для усвоения учебной информации. Дидактическая цель представляется учащимся как игровая задача, реализуемая в рамках определенных правил в отведенные временные сроки.

Результат использования технологии: Формируется стойкий познавательный интерес к предмету, перерастающий в творческий поиск нетрадиционной реализации познавательных и учебных задач. Формируются умения работать в коллективе, проявлять инициативу, принимать решения, волевая регуляция, самокоррекция, рефлексия, личностное самоопределение.

Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Со студентами применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания обучающихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы преподаватель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности обучающихся, их возраста.

Приведу примеры некоторых игровых моментов - быстрых игр, и игр по географии для проведения итогового занятия и внеурочного мероприятия.

1. Приём «Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: «Караганда». Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

2.Приём «Геоалфавит».

1. Назовите известного русского путешественника- географа. (Пржевальский)

2. Назовите страну нашей планеты. (Парагвай)

3. Назовите столицу европейского государства. (Париж)

4. Какая река протекает в Южной Америке? (Парана)

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. (Петропавловск-Камчатский)

6. Какой полуостров в Европе вы знаете? (Пиренейский)

7. Какую вы знаете горную страну? (Памир)

 3. Приём «Третий лишний» или «Белая ворона»

Педагог называет 3 – 4 слова, относящиеся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например. Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск (столицы республик РФ)

  1. Игра «Географический конструктор»

Темы "Экономические районы России", "Страны мира"- Конструктор состоит из 10 карточек с названиями экономических районов, 88 карточек с названиями субъектов Российской Федерации,25 карточек с названием полезных ископаемых и природных ресурсов, 12 карточек с названиями отраслей промышленности, 20 карточек с названиями отраслей сельского хозяйства. Карточки из плотной бумаги размером 16 на 9 см. За 2-3 минуты ученики должны сконструировать из карточек заданный учителем экономический район. При этом карточки должны быть разложены в соответствии с планом изучения экономического района: 1.Название экономического района 2. Состав областей данного экономического района. 3. Полезные ископаемые имеющиеся в эконом. районе. 4. Отрасли промышленности, развитые на территории района. 5.Направление специализации сельского хозяйства.

  1. Игра в названия

Для такой игры преподаватель должен оставить в конце урока 5 минут.

От каждого ряда выбирается один представитель. все трое получают по листку бумаги, на котором каждый должен написать как можно больше географических названий, упоминавшихся на данном уроке. естественно, у учителя должен быть контрольный список таких названий. побеждает тот ученик, который больше запомнил географических названий.

6. Урок - игра по географии "Кто хочет стать миллионером?"

Обобщающий урок-игра по теме "Кто хочет стать миллионером?" (закрепление и обобщение знаний по теме "Африка"). Активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие творческих инициатив, привлечение обучающихся к более глубокому изучению вопросов географии.

Тема урока: «Кто хочет стать миллионером?»

Тип урока: урок-игра, обобщающий

Цели урока: активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие творческих инициатив, привлечение обучающихся к более глубокому изучению вопросов географии.

Задачи: закрепить и обобщить знания обучающихся по теме «Африка», осуществить итоговый контроль знаний, продолжить развивать умения работать в команде, анализировать информацию, объяснять причинно-следственные связи.

Оборудование: мультимедийная тематическая презентация, макеты флагов стран Африки; физическая и политическая карта Африки, атлас, вопросы тестов на листочках, цветные жетоны, плакат с названием игры, приз, диск с музыкальной композицией.

Ход работы:

1. Подготовительный этап: определяются цели и задачи урока, форма работы. Класс разбивается на 3 команды (для этого используются жетоны трёх цветов, которые ребята выбирают до начала урока), каждая из которых выбирает капитана.

Задача капитана – выиграть в конкурсе капитанов и начать игру. С ведущим играет капитан. Подсказки (50х50; звонок другу; помощь зала) делают только игроки команды, капитан которой играет с ведущим. Если команда не сможет дойти до «миллиона», тогда оставшиеся вопросы задаются зрителям в зале, которые получают дополнительные жетоны.

2. Проведение игры. Для того чтобы определить, какая команда будет играть первой, проводится следующее задание: на доске закрепляются макеты флагов нескольких стран Африки. Капитаны выбирают по два флага и называют страну, её столицу и форму правления. Выигрывает конкурс капитанов тот ученик, который даст больше правильных ответов. При оформлении доски можно «разбавить» флаги африканских стран азиатскими, чтобы проверить у учащихся знания политической карты мира.

Например, можно взять следующие страны:

Ливан (Бейрут), Габон (Либревиль), Либерия (Монровия), Алжир (Алжир), Руанда (Кигали), Греция (Афины).

Задания для трёх команд представлены в приложении к данному уроку (с правильными вариантами ответов).

В ходе игры учителю необходимо направлять отвечающего игрока для того, чтобы определить знания номенклатуры, определений, фактического материала по теме «Африка», определить степень умения анализировать, обобщать информацию, объяснять причинно-следственные связи, исторические и природные предпосылки и зависимости.

3. Подведение итогов. Выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. Капитану и игрокам команды-победителя выставляются оценки. Оценки выставляются также тем ученикам, которые дали наибольшее количество правильных ответов в ходе игры. После окончания игры класс определяет лучшего игрока сезона, которому вручается ценный приз.

7. Игра по географии «Самый умный»

Игра предназначена для любителей географии, природы Земли и родного края. Игра может быть использована во внеклассной работе по географии. В игре участвуют от 10 до 25 человек.

Для проведения игры необходимо иметь ведущего, хронометриста, счетную комиссию. Игра состоит из 5 туров с выбыванием игроков в каждом из них.

Использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Технология учебного проектирования (метод проектов)  (Дж. Дьюи, У. Киллпатрик, С.Т. Шацкий)

Цель использования технологии: Организация самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся.

Формирование широкого спектра познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД, личностных результатов.

Описание порядка использования технологии в практической деятельности: Педагог в роли консультанта, мотивирующего и направляющего учащегося.

Обучающийся самостоятельно выбирает единственный путь решения проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности.

Результат использования технологии: Овладение обучающимися умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса, умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельности и самоорганизации учебной деятельности. Реализуется творческий потенциал в духовной и предметно-практической деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся, дающий возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Как уже упоминалось выше, подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Работа над проектом побуждает студента не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Например, обучающиеся составляют проекты развития малых городов, проекты развития зеленых зон микрорайона города, и т.д.

Для организации работы по проектированию преподаватель выявляет группу студентов, которые хотят:

1. Углубленно изучать географию.

2. Самостоятельно ставить проблемы и решать.

3. Научится общаться, сотрудничать с ребятами для наиболее оптимального достижения своих целей.

Начиная работу над проектом, всегда задаешь один вопрос: как сделать, чтобы работа была действительно проектной. Важный момент – это пробуждение у обучающихся интереса к идее и теме проекта. Чтобы идея, положенная в основу была интересна и актуальна, она должна находится в зоне ближайшего развития.

Социально-экологическое проектирование «Проблемы развития малых городов » (на примере г. Димитровграда) появилась эта тема не случайно. Эта на первый взгляд близкая и понятная тема в процессе работы превратилась в сложную и актуальную проблему, требующая внимания, рассмотрения и поиска путей решения.

Для выполнения работы следует определить задачи:

1. Изучить историю развития города, рассмотреть функции и проблемы.

2. Сделать выводы о роли малых городов, рассмотреть периоды исторического развития.

3. Провести социологические исследования в колледже, а так же экологические исследования природных объектов с целью определения основных проблем развития малых городов.

4. Выявить последствия и влияние экологической обстановки на развитие города.

5. Сформулировать выводы о путях решения и предупреждения экологических, экономических, социальных последствий.

На начальном этапе, совместно с обучающимися провести сбор разнообразных сведений об объекте исследования. Подробно рассмотреть историю и эволюцию развития города. Использовать материалы газетных публикаций, исторического музея.

Историко-экологические материалы о развитии малых городов следует систематизировать и разбить на этапы, например:

1 этап – начало ХХ века (1918г.) первое поселение на территории современного города.

2 этап – середина ХХ века появление промышленных предприятий на территории города. Усовершенствование транспортной системы. Ухудшение экологической обстановки.

3 этап - с конца ХХ века до наших дней Современный период развития малого города.

Дальнейшая работа над проектом требует от обучающихся овладения методами и технологиями, которые можно использовать в самостоятельной работе. В частности умение составлять опросники по заданной тематике, проведение опроса, обработка его результатов. В колледже следует провести исследования: «Изменение количественного состава семьи за последние 100 лет», «Трудоустройство выпускников колледжа за последнее десятилетие». В результате опроса установить, что численный состав семьи за последние 100 лет сократился втрое, если в начале ХХ века, у наших прабабушек и прадедушек была в среднем 5-6 детей в семье, то к концу ХХ века – каждая семья имеет 1-2 детей. Тенденция снижения рождаемости характерна и для России в целом.

При рассмотрении экономических и социальных последствий развития малого города следует исходить из необходимости поиска ответа на следующий вопрос. Каковы же проблемы малых городов?

Примерные результаты:

1. Сокращение численности работающих предприятий и учреждение города привели к экономической миграции, из города уезжает экономически активное население, высококвалифицированные специалисты.

2. Снижение рождаемости на протяжении ряда лет, естественная убыль населения в соотношении (1 – 1,8) , приведет к увеличению демографической нагрузки населения.

3. Ухудшение экологической ситуации города негативно сказывается на здоровье людей, что в свою очередь приводит к сокращению продолжительности жизни в среднем 70,5 лет ( этот показатель ниже, чем в целом по России), увеличению онко заболеваний (показатель в 1,5 раза выше чем в целом по республике), и как следствие к экологической миграции.

4. По своим функциональным параметрам малые города превращаются в деревни и постепенно погибают.

В проектной работе следует рассмотреть и оптимистичные экономические, социальные и экологические аспекты: создание предприятий малого и среднего бизнеса, сокращение промышленных выбросов атмосферу, внедрение социальных программ в поддержку малообеспеченных слоев населения.

Заключительным этапом работы должна быть разработка программы «Возрождения малых городов»

Эффективность и результативность проекта проверяются защитой работы. Презентация проекта важна как для обучающихся, так и для преподавателя. Кроме того, в ней заложен большой воспитательный эффект: студенты учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, тренируют умение проводить публичные выступления, отвечать на вопросы. Подготовка к презентации – это важнейшая часть создания проекта. Полученный результат необходимо публично продемонстрировать, представить на всеобщее обозрение. Для подростка получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного выступления. Студент получает от сверстников и взрослых подтверждение своей значимости, успешности. Эти умения формируются при непосредственном участии и помощи преподавателя. Толерантность закладывается лишь тогда, когда педагог дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию. В традиционном обучении географии преподаватель не найдет столь благоприятную ситуацию для того, чтобы научить этому, воспитать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, самореализации личности.

Проведённое мной исследование позволило сделать вывод о том, что, необходимость изучения проблемы повышения качества обучения студентов в образовательном процессе колледжа обусловлена причинами социального и личностного плана. Социальная необходимость связана с ускорением темпов научно - технического прогресса, кардинальных изменений во всех сферах жизни общества. Личностная необходимость отражает психические особенности.

Анализ состояния современных педагогических технологий позволил выявить достаточность разработки её в теории и на практике профессионального образования:

1. Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную систему. Необходимость изучения проблемы повышения качества обучения студентов в образовательном процессе  колледжа обусловлена причинами социального и личностного плана. Социальная необходимость связана с ускорением темпов научно - технического прогресса, кардинальных изменений во всех сферах жизни общества. Личностная необходимость отражает психические особенности.

2.Последовательная реализация ФГОС нового поколения эффективность образования и обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное развитие умений и навыков, но и формирование картины мира, базовых компетентностей современного человека  в любой области познания:

- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

3. Теоретические исследования, проведённые на втором этапе работы над проектом, позволили изучить основные требования к педагогу на основе профессионального стандарта, определить сущность, структуру, классификацию современных педагогических технологий, возможность применения их в условиях среднего профессионального образования.

4. Использование в образовательном процессе современных педагогических технологий позволит:

• повысить качество обучения, на которое оказывает влияние ряд факторов: новизна материала, окружающая обстановка, индивидуализация обучения, формы и методы подачи информации;

• стимулировать учебный процесс с помощью электронного обучения, применения ИКТ;

• стимулировать студентов к самостоятельной оценке выполненных учебных действий, к контролю над выполнением заданий другими студентами, выработке рекомендаций по применению полученных знаний в профессиональной деятельности.

5. Практическая апробация современных образовательных технологий  даст реальную  основу не только для эффективного обучения базовым навыкам учебных дисциплин, но и для комплексного развития многогранной личности гражданина XXI  века. Применение современных педагогических технологий способствует формированию позитивного отношения к теоретическому знанию, к учебной и профессиональной деятельности, приобретению практического опыта, формированию профессиональных и общих компетенций, их готовности к профессиональному самообразованию, созданию основы для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности, что способствует обеспечению профессиональной мобильности будущего специалиста.

Сегодня как никогда актуальны слова Д. Писарева: “Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.

Таким образом, полученные результаты могут быть использованы в системе среднего профессионального образования в целях повышения эффективности образовательного процесса, решения стоящих перед страной задач воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности, конкурентоспособного высококвалифицированного специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. / В.М. Акименко.-  Ростов н/Д., 2008.

2. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012.

3. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. / Л.С. Выготский.  - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.

4. Иванченко Д.А. Управление мобильными технологиями в информационном пространстве современного вуза // Высшее образование в России. - 2014. - №7. - С. 93-100.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

5. Коллективные способы обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prostatitusnet.ru.

6. Ложкина Л.А. Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения. [Электронный ресурс]/Л.А. Ложкина. Режим доступа: http://www.nsportal.ru.

7. Полат Е.С. Метод проектов. [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. Режим доступа: http://www/ioso.ru.

8. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении в основной и старшей школе (из опыта работы). Режим доступа: http://www.ustschool.ucoz.ru.

9. Сердюк Т.Г. Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. / Т.Г. Сердюк Технология портфолио:  nsportal.ru опубликовано 11.11.2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразование учителя математики "Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС»

Тема ориентирована на ФГОС второго поколения. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Совершенствование качества обучения и воспитания...

Программа самообразования по теме «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС».

Тема самообразования «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС».  Цель самообразования: обеспечить не...

Особенности преподавания математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения.

Статья посвящена основным особенностям преподавания математики в системе СПО...

Программа самообразования по теме: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения»

Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования, поэтому самообразование - это необходимое условие профессиональной деятельности. Совершенствование качества обучени...