«Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»
план-конспект урока по географии (7 класс)

Акопова Валентина Владимировна

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Задачи урока:

Образовательная: Формировать представления об уникальности и своеобразии природы Австралии.

Развивающая: Способствовать развитию умений в постановке и путях решения проблемной ситуации, выявляя причинно-следственные связи между компонентами природы (особенностями географического положения, климата и природы материка). Формировать умения составлять логические опорные схемы и конспекты изучаемого материала. Развивать умения работать с различными источниками информации.

Воспитательная: Способствовать воспитанию нравственных качеств личности учащихся через формирование экологической культуры. Способствовать воспитанию культуры общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1retsenziya.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Акопова Валентина Владимировна

Школа: МБОУ СОШ № 3

Класс: 7

Тема урока: «Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Задачи урока:

Образовательная: Формировать представления об уникальности и своеобразии природы Австралии.

Развивающая: Способствовать развитию умений в постановке и путях решения проблемной ситуации, выявляя причинно-следственные связи между компонентами природы (особенностями географического положения, климата и природы материка). Формировать умения составлять логические опорные схемы и конспекты изучаемого материала. Развивать умения работать с различными источниками информации.

Воспитательная: Способствовать воспитанию нравственных качеств личности учащихся через формирование экологической культуры. Способствовать воспитанию культуры общения.

Планируемые результаты:

Личностные:

Предметные:

Метапредметные:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование грамотной речи, развитие памяти

- формирование ответственного отношения к учебе

- формирование основ экологической культуры

- развитие умения выделять главное; - формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков структурирования информации

- определять причины своеобразия органического мира, типичные растения и животные

природных зон;

- описывать природные зоны по картам.

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи;

- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

- высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;

Основные понятия: природная зона, эндемик, семейство сумчатых, фауна, флора

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: проблемно-поисковый, частично-поисковый

Формы организации: фронтальная, групповая

Средства обучения: учебник, настенная физическая карта мира, атлас, дополнительный материал к уроку, презентация

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- развитие памяти

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

2

Проверка домашнего задания.

1 задание.

На доске отобразить особенности климата Австралии и объяснить их.

(схема)

2 задание.

Выполнить задание по климату на диске.

3 задание.

1. Глубинные воды образующие бассейны называются.

2.Мертвое сердце Австралии.

3.Временные водотоки.

4.Самый крупный приток Муррея.

5.Полноводная река Австралии.

6.Большая часть рек Австралии впадает в этот океан.

7. Ветры, меняющие свое направление 2 раза в год.

8. В каком климатическом поясе лежит большая часть Австралии.

9. Самый холодный месяц в Австралии.

Рассказ по схеме о климате материка

3.

 Формулирование  темы и целей  урока (по 1 баллу за каждый ответ)

-Догадайся, как связаны климатические условия с живущими на материке животными и растениями?

- Что такое эндемики?

Цели урока:

- узнать:

-познакомиться:

-научиться:

 - В определенных климатических условиях могут существовать определенные виды животных и растений.

- редкие виды;

.

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Личностные УУД:

-  формирование грамотной речи

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка

5

Объяснение темы

Запись в тетрадь.

  • В расположении природных зон четко прослеживается их зависимость от климата.

Посмотрите на схему на доске и скажите, где будет расти самая пышная растительность?

- Откройте форзац учебника.  В каких природных зонах находится материк Австралия?

На востоке материка, где выпадает много осадков, растут переменно-влажные леса.

Поскольку климат большей части материка засушлив, здесь широко распространены пустыни и полупустыни.

Для севера континента, где жарко и выпадает много осадков, и северо- востока, востока, юго-востока и юго-запада. характерны саванны и редколесья.

На юге из-за средиземноморского климата жестколистные и вечнозеленые леса.

  • Рассмотрим подробнее растительный и животный мир природных зон.

Начнем с саванн и редколесий.

Вторая по величине зона- зона пустынь и полупустынь.

Растительный покров пустынь образуют сухие злаки, непроходимые заросли колючих низкорослых кустарников, состоящих из карликовых эвкалиптов и акаций. Эти заросли называют скрэбом. (Запишем в тетрадь. Скреб- это заросли мелкого кеустарника из акаций и эвкалиптов.) Местами скрэб перемежается с песчаными, каменистыми, глинистыми участками, лишенными растительности. Встречаются участки с зарослями высоких дернистых злаков.      На юге ЗападноАвстралийского плоскогорья раскинулась большая пустыня Виктория. Пустыня поражает безжизненными пространствами с красными супесчаными и каменистыми почвами. Красный цвет песка связан с присутствием соединений железа. В центре пустыни возвышается горный массив, сложенный гранитами. Окрестности массива — одна из самых жарких и сухих областей континента. Здесь выпадает только около 50 мм осадков в год, а в иные годы осадков нет совсем. Склоны и подножия гор покрыты куртинами злаков. Пустыня безводна и труднодоступна.

Постоянного населения здесь нет.

  • Поскольку Австралийский материк давно отделился от других континентов планеты, его органический мир развивался в условиях длительной изоляции. Здесь много реликтов, 75% растений и 90% животных материка — эндемики. (запишем это эндемики- редкие уникальные виды.)

      Животный мир материка отличается бедностью и эндемизмом. Среди животных много древних (реликтовых) видов. На материке обитают низкоорганизованные млекопитающие (утконос и ехидна), которые откладывают яйца.

      Среди многочисленных сумчатых животных есть группы, соответствующие разным биологическим типам млекопитающих: сумчатые хищники, грызуны, насекомоядные, травоядные и лазающие животные. Наиболее характерны среди 100 видов животных: сумчатые кенгуру, вомбаты, кускусы.

      .

Рассмотрим животный мир.

- смотрят видео.

(Саванны и редколесья, полупустыни и пустыни, жестколистные и вечнозеленые леса, переменно-влажные   леса.)     

Поверхность саванн Австралии покрыта густой высокой травой, которая высыхает в жаркое время года. Среди трав расут акации, (в Австралии 900 или даже больше видов акаций. В отличие от других видов акаций, австралийские не имеют колючек, листья простые, овальные. Они схожи с акациями   из   других регионов только цветками и строением листьев у молодых особей),

эвкалипты так, самое знаменитое дерево Австралии – эвкалипт насчитывает более 500 видов, начиная от 90-метровых гигантов в предгорьях восточного побережья и кончая

кустарниковыми формами, характерными для полупустынных областей. Эвкалипты имеют мощные корни, уходящие вглубь на 20, а иногда и 30 метров. Их узкие и сухие листья, окрашенные в тусклый серо-зеленый цвет, повернуты ребром к солнцу, чтобы уменьшить испарение.  Они содержат эфирные масла, которые полезны и

широко используются в медицине    Эвкалипты встречаются во всех природных зонах Австралии. Корневая система эвкалипта глубоко уходит в землю, недаром его называют «деревом-насосом» ... Один из видов эвкалипта — одно из самых высоких деревьев на Земле.Высота его достигает 100—150 м, а толщина ствола — 10 м. Древесина эвкалипта твердая, цвет ее различен. Она бывает черной, розовой, красной, коричневой.

Эвкалиптовый лес поэтому почти не дает тени. До прихода европейцев эвкалипты нигде, кроме Австралии, не встречались. Сейчас они произрастают во многих странах мира.

В немалой степени их широкому распространению способствовало замечательное свойство осушать заболоченные почвы.)

и часто встречаются бутылочные деревья, накапливающие в стволе в период дождей запас воды. У бутылочных деревьев оригинальный    бутылкообразный ствол, толстый у основания и резко суживающийся кверху. В дождливое время деревья накапливают в стволе большие запасы влаги, которые спасают их от пожаров в период длительных засух

     Австралийские породы деревьев имеют твердую древесину, которая противостоит разъедающему действию морской воды, насекомым, в течение длительного времени не поддается гниению. Они представляют большую ценность как строительный

материал.

     До прихода европейцев в Австралии не произрастало ни одного вида культурных растений. Все эти растения, а их видовой состав сейчас чрезвычайно широк, были

завезены из других частей света.

  1. Самое известное животное Австралии - кенгуру. В семейство кенгуру входит 17 родов, более 50 видов и множество подвидов. Самые маленькие их них ростом всего 23 см, а самые крупные достигают 160 см. Кенгуру — необыкновенное животное. Медлительное и быстрое, доверчивое и боязливое, смирное и опасное, рождаются кенгуру величиной с фасолину и растут в сумке матери, увеличиваясь за шесть месяцев в две тысячи раз. То, что в Австралии миллионы кенгуру, не означает, что их можно встретить повсюду. Кенгуру — символ Австралии. Его изображение украшает герб страны, многие автомобили, яхты, одежду. В аэропортах мира самолеты австралийской национальной авиакомпании «Куонтас» можно узнать по изображению «крылатого» кенгуру на фюзеляже.
  2. Эму — вторая «составная часть» австралийского герба. Эму — птица ростом с человека, которая бегает быстрее лошади, а удар ее ноги не слабее удара лошадиного копыта Название птицы происходит от победного клича, который она издает, гордо приосанившись и распустив перья на своей длинной шее, — «э-муу». Рост эму от 1,5 до 1,8 метра, вес достигает 50-60 килограммов.  Эму — большие нелетающие птицы — умеют хорошо и подолгу плавать Эму в зоопарке можно покормить с руки.
  3. Эти животные кладут яйца, как птицы или рептилии, а затем выкармливают вылупившихся из них детенышей, как млекопитающие. Детеныши ехидны, вылупившиеся из яиц и размером около 12 миллиметров в длину, слизывают материнское молоко, которое по шерсти стекает в материнскую сумку; брюшная сумка у ехидны временная, она образуется только к родовому периоду. Достигнув 9-10 сантиметров в длину, когда у малышей отрастают иголки, они покидают сумку матери, но прячутся в некотором подобии гнезда

  1. Если за судьбу кенгуру в Австралии в целом опасаться не приходится, то другой представитель животного мира — сумчатый медведь коала — ныне очень редок. Когда-то в Австралии обитали миллионы этих милых, смешных и совершенно безобидных зверьков. Теперь зона их обитания включает лишь узкую полоску восточного побережья от Таунсвилла на севере до Мельбуpна на юге Абоpигенское слово «коала» означает «не пью». И действительно, за день коала съедает мешок эвкалиптовых листьев, но почти никогда не пьет. Их иногда называют сумчатыми медведями Серый густой мех защищает коала от дождя. В зоопарках мира нельзя встретить коала из-за их привычки питаться листьями только дюжины эвкалиптов, которые насчитывают более 500 видов. Особенно коала любят лакомиться цветами эвкалипта

  1. Из высших млекопитающих единственный крупный представитель — дикая собака динго. Это одичавшие потомки домашних собак, которые пришли на континент вместе с человеком. От привычных нам домашних собак динго отличается тем, что не умеет лаять, они могут только рычать, выть и скулить.
  2. Самка утконоса для кладки яиц залезает в нору и втаскивает в нее охапки мокрых листьев. Вход в нору она изнутри запечатывает землей и тогда откладывает чаще всего два яйца. Вылупившиеся детеныши утконоса достигают 2,5 см в длину, они совершенно голые и слепые. Только в возрасте четырёх месяцев, когда они обрастают шерстью и достигают 35 сантиметров в длину, юные утконосы отваживаются покинуть жилище для одного утконоса весом 1,5 кг необходимо ежедневно 540 граммов червей, от 20 до 30 раков, 200 мучных червей, 2 лягушки и два яйца. Бодрствуют утконосы обычно рано утром и поздно вечером. Большей же частью они неподвижно лежат на воде, а течение их несет вниз по реке. Обнаружив добычу, они ныряют, глаза и уши прикрыв кожными складками. Под водой утконосы ориентируются только с помощью органов осязания. Увидеть утконоса непросто, ведь это осторожное животное, ведущее преимущественно ночной образ жизни.
  3. Первые кролики (всего пять штук) приплыли в Австралию на одном из кораблей «Первого флота». Оказавшись на воле, кролики начали с невероятной быстротой размножаться. Кроличье нашествие захлестнуло континент. Семеро кроликов съедали дневной рацион овцы. Фермеры разорялись.  Ни ружья, ни западни, ни многокило- метpовые заборы из проволочной сетки не помогали. К началу тридцатых годов ХХ века численность кроличьего населения приблизилась к миллиарду. По подсчетам ученых, кролики съедали корм, которого могло хватить на сто миллионов овец, но, кроме того, уничтожался травяной покров, земли превращались в пустыню
  4. Вомбат — очень усердный строитель обширных тоннелей.  Поскольку вомбаты ведут ночной образ жизни, то увидеть их бывает нелегко. В молодом возрасте вомбаты бывают приветливы и общительны с людьми. Из всех сумчатых только у вомбата есть настоящие, как у грызунов, резцы. Миллионы лет назад в Австралии водились вомбаты величиной с африканского бегемота

. В длину вомбат достигает 70-120 см, весит от 15 до 27 кг, питается травой, корнями, корой и грибами.

Замечательны в Австралии птицы. Здесь обитает эму, казуар, много видов попугаев, лирохвост, сорные куры, райские птицы и др.

      В водоемах водятся крокодилы и черепахи.  В реках Австралии живет цератод - древняя двоякодышащая рыба с одним легким.

      Среди видов растений Австралии нет ни одного съедобного растения, пригодного для выращивания, аборигены материка не знали земледелия. Все культурные растения, домашние животные и птицы завезены в Австралию из Европы

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- развитие умения выделять главное;

-  формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков структурирования информации.

6

Краткий конспект

Выполнение практической работы.

. Сравните природные зоны и органический мир Австралии и Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Сравниваемые признаки

Австралия

Африка

Южная.

Причины

сходства или

различия

I. Основные природные зоны

материка

Поскольку в Австралии такие же природные зоны, как и в Южной Африке (преобладают саванны и пустыни), означает ли это, что там обитают одинаковые растения и животные? Укажите характерных

представителей растительного и животного мира Австралии и Южной Африки. Выявленные сходства (различия) объясните.

Саванны и редколесья

Полупустыни и пустыни

Жестколистные и вечнозеленые леса

Переменно влажные муссонные леса

Саванны и редколесья

Полупустыни и пустыни

Жестколистные и вечнозеленые леса

Переменно влажные муссонные леса

Главная причина сходства- нахождение на одной географической широте, осадков выпадает в 5 раз меньше чем в Африке.

2. Характерные представители растительною мира

Эвкалипты, акации,

Бутылочные деревья, 75 % эндемики

Акации, молочаи, масличная пальма,

Кактусы, вельвичья.

Различия так как Австралия находилась в длительной изоляции.

3. Характерные представители животного мира

Сумчатые животные, страус, птицы- звери.

90 % эндемики.

Африканский слон, жираф, страус, буйволы, носороги. львы. зебры

Различия так как Австралия находилась в длительной изоляции.

7

Работа в паре + самопроверка

Проверить таблицу.

Сделать вывод.

Вывод: Природные зоны южной части Африки и Австралии сходны, но так как Австралия находилась в условиях длительной изоляции, растительный и животный мир материков отличаются.        

8.

Итоги урока, выставление оценок.

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

- подсчитывают баллы, выставляют оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Природные зоны Австралии".

На уроке дети могут расширить знания учащихся о Австралии и ее проблемах:-  Научится прогнозировать будущее территории, исходя из полученных данных-  Продолжить знакомство с работой с р...

Сценарий урока "Своеобразие органического мира Австралии"

конспект интегрированного урока географии и биологии в 7 классе по теме "Своеобразие органического мира Австралии"....

Своеобразие органического мира Австралии

Презентация к уроку по географии в 7 классе...

Своеобразие органического мира Австралии

Урок знакомит учащихся с особенностями природы материка,  растениями и животными Австралии. Занимательные слайды удерживают внимание и концентрацию детей. Заполнение бортового журнала привносит э...

открытый урок по географии 7 класс Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.

Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.Тип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.Сформировать представление об особенностях климата, внутренних...

План-конспект урока в 7 классе по теме: Природные зоны. Своеобразие органического мира

Цели:- Познакомить учащихся с природными зонами Австралии; выявить особенности и причины своеобразия органического мира материка.- Формировать умения и навыки работы с картой, учебником, дополнительны...