Интегрированный урок по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Халикова Рушания Рифхатовна

Интегрированный урок по географии и химии в 9 классе по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок географии и химии в 9 классе

Дата:

Тема: География: Химическая промышленность. Химия: Сера. Физические и химические свойства.

Цель: 1. Раскрыть особенности химической промышленности, состав, отличие от других отраслей, её значение в    экономике России.

Охарактеризовать положение серы в Периодической системе, строение атома, физические и химические свойства серы.

Охарактеризовать природные соединения серы, а также области ее применения.

2.  Формировать умение работать с учебным текстом,  с «картой понятий», развитие  устной монологической речи, навыков работы над творческим проектом.

Продолжить формирование умений учащихся характеризовать химические свойства веществ исходя из положения элемента в Периодической системе и строения его атома

Закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций.

           3. Формирование познавательного интереса учащихся к самостоятельному поиску знаний и решений проблем.

 Развить у учащихся навыков логического мышления, умений делать выводы, обобщать и сравнивать.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

- Здравствуйте уважаемые коллеги, учащиеся. Сегодня мы проведем интегрированный урок географии и химии в форме  виртуальной экскурсии в  Нефтехимический холдинг СИБУР, расположенный в городе Тобольске.

 

- Фильм «Тобольск – Нефтехим». (2мин)

- В начале урока я хочу прочитать вам отрывок из сказки Л.Керролла «Алиса в Стране Чудес»: «За несколько шагов от нее сидел на ветви Чеширский кот. «Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?» - «А куда ты хочешь попасть?» - спросил в ответ кот. – «Мне все равно…» - сказала Алиса. – «Тогда все равно куда идти», - заметил кот».

- Что хочет сказать этим кот Алисе и зачем я прочитала эти слова в начале урока?

- Правильно, нужно знать цель своей работы.

Просмотр фильма

Ответы учащихся

2.Определение темы и целей урока

- Тема нашей сегодняшней необычной встречи «Химическая промышленность. Сера. Физические и химические свойства серы»

- С какой же целью мы собрались на урок?

Ответы учащихся: (стр.35, цели урока)

- Узнать, что производит химическая промышленность;

- Чем химическая промышленность отличается от других отраслей?

- вспомнить, какие реакции называются химическими;

- Какие хорошо знакомые химические вещества созданы человеком?

- Где они используются?

3.Актуализация знаний

Учитель химии:

- Какие реакции называются химическими?

- Какие хорошо знакомые химические вещества созданы человеком?

- Где они используются?

Вывод: химические технологии и химические материалы используются практически повсеместно.

Опережающие задания:

1.Сообщения учащихся.

2. Видеоролик о химических веществах «Химия жизни» (2мин) 

4.Изучение нового материала.

Учитель географии

- Без химической промышленности, так же как и без электроэнергетики, невозможно представить жизнь современного общества. В состав ХП входит много отраслей, которые производят десятки тысяч видов продукции. Но многочисленные отрасли  ХП в зависимости  от характера производимой продукции можно объединить в три основные группы.

- рассмотрите рис.13. (все).

- Сейчас мы будем работать по рисунку и по тексту учебника. У вас на парте есть карточки с заданиями. (задания дифференцированные)

 «Сильные» (2гр):

- какие это группы? Составьте схему. Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуйтесь материалом учебника на стр.37.

«Слабые» (1гр):

- выписать из таблицы продукции ХП.

  1. Работа по рис.13. (все)
  2. Работа с учебным текстом. (2гр)
  3. Рассказ по схеме у доски  (2гр)
  4. 1гр. – перечисляет продукцию ХМ.

- какие особенности ХП подтверждает данный рисунок?

Выводы: Уровень развития ХП России недостаточен. По объему производимой химической продукции Россия занимает 20-е место в мире. 70% продукции – сырье и полуфабрикаты.

- А теперь подробно остановимся на одной из продукций  горно-химической промышленности.

- без ХП невозможна жизнь современного человека

Учитель химии:

Сегодня мы с вами узнаем, что такое сера, раскроем физические и химические свойства серы.

 Само русское название этого элемента обычно производят от санскритского „сира“ — светло-желтый. Есть также мнение, что родственным словом к сере является слово серафим — множительное число от сераф; буквально „сераф“ означает „сгорающий“, а сера хорошо горит. В древнерусском и старославянском сера — вообще горючее вещество.

  1. Вместе с учениками охарактеризовать положение серы в Периодической системе Д.И.Менделеева. Обратить внимание на то, какой физический смысл имеет порядковый номер элемента, номер периода, в котором находится этот элемент, номер группы. (Слайд № 2)
  2. Охарактеризовать строение атома серы.
  3.  Далее разбирается возможность проявления серой валентности IV и VI. (Слайд №3)

  1. Рассказать о нахождении серы в природе, о минералах, в которых содержится сера. (Слайд № 4 - 13)

Особое внимание обратить на образование в результате вулканической активности серы самородной. (Слайды № 14 - 17)

  1. Рассказать об истории использования серы человеком, ее роли в период алхимии, практическом применении в прошлые века. (Слайд № 18 – 21)
  2. Видеофрагмент «Черный порох»  (1 мин 30с.)
  3. Охарактеризовать физические свойства серы. (Слайд № 22)
  4. Итак, сера неметалл, в своих химических свойствах она проявляет окислительно – восстановительную двойственность. Характеризуя окислительные свойства серы, учитель предлагает привести в качестве примера реакции взаимодействия серы с металлами и с водородом. Для характеристики восстановительных свойств приводятся реакции взаимодействия серы с кислородом и фтором. Учащиеся записывают уравнения реакций, составляют схемы электронного баланса.

(Слайд № 23 – 30)

  1. Охарактеризовать области применения серы. (Слайд № 31)

Ученики находят по периодической таблице серу, порядковый номер элемента, номер периода, в котором находится этот элемент, номер группы.

Один ученик на доске строит схему строения атома, Второй ученик электронную формулу,

Третий ученик распределение электронов по ячейкам.

Ученики делают вывод о том, что сера может проявлять валентность равную двум.

Ученики читают по слайдам исторические справки

Учащиеся смотрят видеофрагмент

Окислительные свойства:

  1. Сера взаимодействует практически со всеми металлами.

2Al + 3S = Al2S3

  1. Сера взаимодействует практически со всеми металлами.

2Al + 3S = Al2S3

  1. При повышенной температуре сера взаимодействует с водородом.

H2 + S = H2S

Восстановительные свойства:

  1. Сера взаимодействует с кислородом (горит)

S + O2 = SO2

  1. Сера взаимодействует с кислородом (горит)

S + O2 = SO2

Применяется сера:

  1. В производстве серной кислоты
  2. В производстве спичек и бумаги
  3. В производстве взрывчатых веществ и лекарств
  4. В производстве резины и красок
  5. В производстве пластмассы и краски
  1. Физкульт

минутка.  

Релаксация «Чайковский. Октябрь» (3 мин)

Тест по химии

Выполняют тест

Ответы:  В – 1: 1-г, 2-г, 3-г, 4-г, 5-г.

                В – 2: 1-в, 2-в, 3-в, 4-в, 5-в.

6.Самостоятельная работа. Составление «карты понятий»

- Возвращаемся к ХП.

- чем же ХП отличатся от других отраслей?

Работают в 4 группах: (по абзацам)

1.Составление «карты понятий»:

Отличие ХП от других отраслей. 

1гр. – создает, превосходит

2гр. – могут быть подвергнуты

3гр. – использует, создает и расширяет

4гр. – разнообразны, открывают, способствует

2.Рассказ с опорой на «карту». (один ученик из группы у доски) (срисовать на ватмане, на листах)

7.«Заочная экскурсия на предприятие».

- Химическая промышленность – это отрасль промышленности, на предприятиях которой, используя химические методы переработки сырья и материалов, производят разнообразную продукцию.

Просмотр видеоролика «Пункт назначения Тобольск нефтехимического холдинга «Сибур»  (15 мин.)

Просмотр видеоролика «Пункт назначения Тобольск нефтехимического холдинга «Сибур»  (15 мин.)

8. Проектная деятельность

- Предприятия ХП – одни из наиболее опасных для окружающей среды. Предложите пути минимизации негативного влияния химического производства на окружающую среду. Вам надо создать буклеты в защиту окружающей среды.  

Работа над проектом «Пути минимизации негативного влияния химического производства на окружающую среду».  Создание буклета в защиту окружающей среды.

9.Домашнее задание

Стр.38, 2,3 задания на выбор учащихся.

Учебник «Химия – 9» , Г.Е.Рудзитис § 9,10,

Написать уравнения реакций для перехода.

Реакции № 1, 2 разобрать как окислительно-восстановительные: (Слайд 32)

Ученики записывают домашнее задание в дневники

10.Итоги урока. Рефлексия.

- Достигли ли мы всех целей, которые поставили для себя в начале урока?

- Какие трудности возникали у вас на протяжении урока?

Состав химической промышленности России

ПРОЧИЕ ОТРАСЛИ

Бытовая и фотохимия, микробиологическая и другие

ПРОИЗВОДСТВО

МИНЕРАЛЬНЫХ

УДОБРЕНИЙ

калийных, азотных, фосфорных, сложных

ПЕРЕРАБОТКА

ПОЛИМЕРНЫХ

МАТЕРИАЛОВ

Изделия из пластмасс, шины, резинотехнические изделия

ХИМИЯ

ПОЛИМЕРНЫХ

МАТЕРИАЛОВ

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ (основная)

ХИМИЧЕСКАЯ

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

производство кислот, щелочей, солей, минеральных удобрений

ПРОИЗВОДСТВО

ПОЛИМЕРНЫХ

МАТЕРИАЛОВ

синтетического каучука, химических волокон, пластмасс и синтетических смол

ГОРНО-

ХИМИЧЕСКАЯ

добыча серы, солей, карбонатного сырья

ПРОИЗВОДСТВО

ИСХОДНОГО

 СЫРЬЯ

органических кислот, спиртов

ОТРАСЛИ, ПОСТАВЛЯЮЩИЕ СЫРЬЕ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ЛЕСНАЯ

НЕФТЕ-ПЕРЕРАБА-ТЫВАЮЩАЯ

КОКСО-

ХИМИЧЕСКАЯ

ГАЗО-

ПЕРЕРАБА-ТЫВАЮЩАЯ

МЕТАЛЛУРГИЯ (ЧЕРНАЯ И ЦВЕТНАЯ)

Отличие химической промышленности от других отраслей.

Нефтеперерабатывающий завод

«Пути минимизации

 негативного влияния

химического

производства

 на окружающую

среду».  

D:\КАРТИНКИ\Коллекция картинок1\j0233248.wmf

1 задание. В зависимости  от характера производимой продукции предприятия ХП можно объединить в три основные группы.

Какие это группы? Составьте схему. Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуйтесь материалом учебника на стр.37.

1.Составление «карты понятий»:

2 задание. Отличие ХП от других отраслей. 

1гр. – создает, превосходит

2гр. – могут быть подвергнуты

3гр. – использует, создает и расширяет

4гр. – разнообразны, открывают, способствует

1 задание. В зависимости  от характера производимой продукции предприятия ХП можно объединить в три основные группы.

Выпишите из таблицы продукции ХП.

1.Составление «карты понятий»:

2 задание. Отличие ХП от других отраслей. 

1гр. – создает, превосходит

2гр. – могут быть подвергнуты

3гр. – использует, создает и расширяет

4гр. – разнообразны, открывают, способствует


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сера,ее физические и химические свойства.

Цель  урока: Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в форме атомов, простого вещества, а следовательно, и её аллотропию, а также формы некоторых с...

9 класс.Урок химии Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение.

Цель: - Рассмотреть аллотропные модификации серы и ее физические и химические свойства. Охарактеризовать нахождение  серы в природе и ее применение....

Методическая разработка урока. Тема: "Сера. Аллотропия серы, физические и химические свойства", 9 класс

Урок химии по теме "Сера. Аллотропия, физические и химические свойства"  предполагает изучение материала в соответствии с современными требованиям, на нем преобладает самостоятельная работа обуча...

Сера, ее физические и химические свойства.

Представлен материал, характеризующий серу как химический элемент и простое вещество....

"Сера. Аллотропия серы. Физические и химические. Нахождение в природе. Применение" урок химии 9 класс.

Цель:Формирование метапредметных знаний и умений учащихся через деятельностный подход на примере изучения темы «Сера».ЗадачиОбразовательные:Показать на примере изучения темы « Сера&r...