Подготовка к ОГЭ по географии. Задание №18. "Анализ информации о разных территориях Земли. Климатограмма»
план-конспект занятия по географии (9 класс)

Халикова Рушания Рифхатовна

 

       15 декабря  2021 года  проведено учебно-консультационное занятие

по географии по подготовке к ОГЭ в 9 классе на тему «Задание №18. Анализ информации о разных территориях Земли. Климатограмма».

       Данная тема  является очень актуальной, так как целью  проведения консультации является методическая помощь учителя в обеспечение подготовки учащихся 9 класса  к успешному прохождению государственной  итоговой аттестации по географии. На консультации учащиеся повторили  основные географические понятия и термины по теме «Климат», учились анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, закрепляли навыки чтения  климатических карт, решения практических задач по определению географической точки.

      Для достижения данных целей работа учащихся была организована по   принципу последовательности: от простого к сложному: задание №18 считается одной из самых сложных, требует от учащихся знаний учебного материала 7 класса, умений работать с климатической и физической картой.

       При подготовке к занятию были  подготовлены карты, атласы, раздаточный материал с тренировочными заданиями, презентация по теме.

       В целом, консультация прошла успешно: учащиеся были активны,  к заданиям подошли серьезно. Тема мероприятия была актуальной, использованные  наглядные пособия соответствовали эстетическим нормам, психологическим особенностям учащихся.

      Все поставленные цели были достигнуты. Консультация удалась. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Лайтамакская средняя общеобразовательная школа»

Конспект

проведения учебно-консультационного занятия

по географии

по подготовке к ОГЭ

 в 9 классе

по теме «Задание №18. Анализ

информации о разных территориях Земли.

Климатограмма»

Дата проведения: 15.12.2021г.

                                        Провела учитель  географии Халикова Р.Р.,

1 квалификационная категория

2021-2022 учебный год

Технологическая карта

по теме «Задание 18. Анализ информации о разных территориях Земли. Климатограмма»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: овладение знанием определения соответствующих точек на карте; овладение умением чтения климатограммы, климатической карты.

Метапредметные: умение аргументировано отвечать на вопросы учителя; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию алгоритма выполнения задания №18; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение  выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Цель: Научить определять по климатограмме: температуру мах и min, амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения; по изменению температуры определять полушарие на карте; по амплитуде, количеству осадков и их режиму определять верный ответ (вспомнить о факторах климатообразования и континентальности); находить точку на карте поясов, проверять ход своих рассуждений.

Этап урока

Учебные задания по формированию УУД

Формы организации учебной деятельности

Формы оценивания и примеры заданий для оценивания

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Прием «Побуждение» (2 минут)

Эмоциональный, психологический и мотивационный настрой учащихся

Наше сегодняшнее занятие по теме «Задание 18. Анализ информации о разных территориях Земли. Климатограмма» мне бы хотелось начать с притчи.

«Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником «скажи мне», - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что для тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов». Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.

На каждой консультации мы расширяем кругозор наших познаний и сегодняшнее занятие не будет исключением.

Фронтальная – беседа

Слушают учителя, настраиваются на работу

2.Этап актуализации знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Создается  проблемная ситуация.5 минут

- Познакомьтесь с заданием 18, оно выглядит так (показать). Слайд 2. 

Это климатограмма и карта с точками А, В, С, Д. Нам необходимо выбрать одну точку, для которой подходит эта климатограмма. Сегодня мы научимся, как это выполнить.

1.Вспомним, что такое климатограмма?слайд3

2.Как читать климатограмму?(слайд4).

3.Первичная проверка чтения климатограммы. Задание 1.  Слайд 5, 6

Анализ заданий

Эвристическая беседа

Обсуждение

Знакомятся с заданием №18

Дают определение климатограммы.

Читают климатограммы

Вопросы у каждого

1 кл-ма – фронтально

2 кл-ма – Ризван

3. Этап построения проекта выхода из затруднения

1.Давайте разработаем алгоритм выполнения задания №18.

1. что необходимо знать? Полушария! Слайд 7. (объяснить)

1)По изменению температуры определим полушарие на карте (т.е.отбросим два неверных ответа), используем метод «Холмов и ямок». Климатограммы бывают трех типов: холмики, ямки, прямые линии или не напоминают ни холмик ни ямку. Слайд 8 

Показать на слайде линию температур! Северное, южное и экватор (слайд 9,10, 11)

Закрепим: примеры определения двух точек. Распечатки! (см. 2 задание, каждый показывает свою климатограмму и рассказывает)

2) шаг – у нас две точки. Как найти правильный ответ? Для этого нам понадобится атлас 7 класса, а точнее климатическая карта. Существует два способа: по осадкам и по температуре. На климатической карте обозначены среднегодовое количество осадков, а также изотермы июля и января. Изотермы – это линии со среднемесячными температурами. Изотермы июля – красным цветом, января – синим.

Посмотрим на примерах. Для этого соотнесем климатограмму и точки на карте с климатической картой. Смотрим изотермы, самая близкая изотерма (-16, а на климатограмме 10). А это значит это нам не подходит.

По количеству осадков – смотрим цвет, количество осадков на климатической карте. Соотносим с количеством осадков на климатограмме и цвет.

Закрепим: примеры определения одной точки слайд 12,13

В тетрадях для консультаций запишите алгоритм выполнения задания №18

Слайд 14

Индивидуальная, групповая

Работа с таблицей.

Прием «Учимся сообща»: работа в паре – обсудить текст в паре, попытаться снять «знаки вопросы». Оставшиеся вопросы выносятся на обсуждение класса.

Устные ответы, письменная работа

Распечатки! (см. 2 задание, каждый показывает свою климатограмму и рассказывает)

Работа с климатическими картами по атласу

см. 2 задание, каждый показывает свою климатограмму и находит точку

Алгоритм:

1.Отбросим с помощью метода «Холмов и ямок» два неверных ответа.

2.Выбрать из двух вариантов один (климатическая карта 7 класса)

1) по осадкам

2) по температуре.

4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа с интерактивными тестами

https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=668&tag_id=19

Задание 18. Анализ информации о разных территориях Земли: все задания

Фронтальная

Индивидуальная, групповая

Устные ответы

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Выполнение разноуровневых упражнений, обсуждение результатов.

https://geo-oge.sdamgia.ru/ сайт по подготовке к ОГЭ по географии и другим предметам

Индивидуальная, групповая

Устные ответы. Самоконтроль

Проверка выполненного задания по эталону. За каждый правильный ответ один балл

6. Этап контроля и проверки знаний

Самостоятельная работа с КИМ (дать распечатки тестов)

Составление синквейна. Слайд 15

Индивидуальная, групповая

1 КИМ на каждого

Самопроверка по ключу

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Подведение итогов

Игра «Оратор»: за 1 минуту убедить собеседника, что изучение этой необходимо.

Фронтальная, индивидуальная

Работа в пар

Игра «Оратор»

Устные ответы

- для успешного выполнения задания №18


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 18. Анализ информации о разных территориях Земли. Климатограммы

Слайд 2

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме A B C 4. D Экзаменационные задания по географии, 9 класс

Слайд 3

Что такое климатограмма? Климатическая диаграмма – особый вид информации о климате. Климатограмма обычно составляется для конкретного пункта. По климатической диаграмме можно узнать климатический пояс, тип климата, климатическую область, годовой ход температуры, амплитуду температур, годовое количество осадков и режим их выпадения в данном пункте

Слайд 4

Как читать климатограмму?

Слайд 5

Прочитайте климатическую информацию по климатограммам 2 1

Слайд 6

Прочитайте климатическую информацию по климатограммам 2 1 1. Что значат буквы внизу климатограммы? 2. Что означает линия красного цвета? 3. В какие месяцы температура самая высокая? Сколько градусов? 4. В какие месяцы температура воздуха самая низкая? Сколько градусов? 5. Для какого полушария, южного или северного составлена климатограмма? 6. Чему равна годовая амплитуда температур? 7. Что показано столбиками синего цвета? 8. В каком месяце осадков больше всего? Сколько? 9. В каком месяце осадков меньше всего? Сколько? 10. Как выпадают осадки в течение года?

Слайд 7

Как по климатограмме узнать, в каком полушарии (южном или северном) находится пункт? В нашем северном полушарии самый тёплый месяц – июль, самый холодный – январь. В южном полушарии – наоборот: лето в январе, зима – в июле.

Слайд 8

Метод «Холмов и ямок»

Слайд 9

Экватор в есь год t° +26 … +28° , осадков много, выпадают каждый месяц Проверь себя :

Слайд 10

Южное полушарие ж арко; очень мало осадков Проверь себя :

Слайд 11

Северное полушарие з имние t° близки к 0°С или отрицательные, лето теплое; осадков достаточное количество Проверь себя :

Слайд 12

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме A B C 4. D Экзаменационные задания по географии, 9 класс

Слайд 13

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме А 2. B C 4. D Экзаменационные задания по географии, 9 класс

Слайд 14

Алгоритм выполнения задания №18 1.Отбросим с помощью метода «Холмов и ямок» два неверных ответа. 2.Выбрать из двух вариантов один (климатическая карта 7 класса) 1) по осадкам 2) по температуре.

Слайд 15

Синквейн Климатограмма Трудная, интересная Пугает, выполняется, увлекает Заинтересовывает сложностью своего решения Алгоритм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка олимпиадных заданий с ответами для подготовки учащихся 9-11 классов к олимпиадам по обществознанию разного уровня..

Подборка заданий может быть использована  для подготовки учащихся к олимпиадам по обществознанию.Содержит задания разных типов. и разного уровня сложности. Они могут быть использованы и для соста...

Задания для подготовки к ГИА по географии 9 класс

Задания для подготовки к ГИА по географии 9 класс по разделу 1 "Источники географической информации"...

Задания для подготовки к олимпиаде по географии для учащихся 9 класса

Задания для подготовки к олимпиаде по географии для учащихся 9 класса...

Подготовка к ОГЭ 9 класс. География. Задание 1

Данный материал предназначен для подготовки к ОГЭ. Представлен тренажёр для задания №1....

Подготовка ВПР 7 класс география задания №7

Данный материал поможет при подготовке к ВПР по географии в 7 классе...

Подготовка к ОГЭ по географии (Задание № 3)

Здесь опубликованы материалы для подготовки обучающихся 9х классов к ОГЭ по географии. Их можно использовать как на консультациях, так и при самостоятельной подготовке....

Подготовка к ОГЭ по географии (задание №2)

Здесь опубликованы материалы для подготовки обучающихся 9х классов к ОГЭ по географии. Их можно использовать как на консультациях, так и при самостоятельной подготовке....