Урок географии в 8 классе "Климатические условия Арктики"
план-конспект урока по географии (8 класс)
Познакомить обучающихся с понятием комфортность климата и неблагоприятные климатические явления. Сформировать понятия «разделение труда» и «специализация производства», и дать представления о способах их применения для достижения целей производства с наименьшими затратами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Родомановская средняя школа»
Гагаринского района
Смоленской области.
Урок географии в 8 классе
с основами финансовой грамотности
на тему:
«Климатические условия Арктики.
Неблагоприятные условия климата».
Подготовила и провела учитель географии и биологии,
высшей квалификационной категории:
Филипович Любовь Владимировна.
2025 г.
.
Цель: познакомить обучающихся с понятием комфортность климата и неблагоприятные климатические явления. Сформировать понятия «разделение труда» и «специализация производства», и дать представления о способах их применения для достижения целей производства с наименьшими затратами.
Задачи:
• образовательные
- продолжить формирование системы знаний о климате России
- формирование представлений о климатических условиях с точки зрения комфортности климата для жизни и хозяйственной деятельности человека;
- определение особенностей климата регионов и способов адаптации человека к данным условиям;
- оценка агроклиматических ресурсов;
• развивающие
-развитие у учащихся умения работать с различной информацией и осуществлять логические операции при выполнении ситуационных задач, обобщать полученный материал;
-развитие внимания, пространственного воображения и способности делать выводы;
• воспитательные
- определение значимости знаний о климате с точки зрения экологических проблем в результате естественных и антропогенных факторов;
- формирование умения высказывать своё мнение.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Вопрос: 1. Почему такое возможно в нашей стране?
(большая площадь и протяженность страны)
2. Как вы понимаете фразу Ш. Монтескьё (французский писатель и философ 18 века): «Власть климата сильнее всех властей»?
(климат определяет основные черты жизни и деятельности человека)
Карта плотности населения. Ученики определяют тему урока.
Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы:
-комфортность климата;
-агроклиматические ресурсы;
-неблагоприятные климатические явления
Пример задания ОГЭ – плотность населения.
Изучение нового материала
- Что же такое благоприятный климат или комфортный климат?
Комфортность климата – это степень его благоприятности для нормальной жизни и деятельности человека (учебник. с.118)
- Из каких показателей складывается понятие «комфортность климата»?
Задание: из текста учебника (с.118) выделить характеристики комфортности климата (температура воздуха, относительная влажность, скорость ветра и объем солнечной радиации, длительность и контрастность сезонов года)
- Анализ карты «Влияние природных условий на жизнь человека»
- Какие меры должны принимать люди для обеспечения проживания на малокомфортных территориях? (строительство утепленного жилища, прокладка дорог по насыпям и поднятиям, выбор одежды и ведение хозяйства.)
Пример задания ОГЭ №2
- Как климат влияет на хозяйственную деятельность человека?
Агроклиматические ресурсы – это соотношение тепла и влаги, определяющее возможности хозяйственной деятельности человека.
Соотношение тепла и влаги оценивается с помощью коэффициента увлажнения. Он равен отношению годового количества осадков к испаряемости за тот же период. Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат.
Вопрос: 1. В каком направлении изменяется годовое количество осадков и почему?
2. От чего зависит испаряемость? В каком направлении она меняется?
3. Как коэффициент увлажнения может влиять на жизнь и деятельность людей?
4. Как разное увлажнение территории может влиять на развитие растений?
Практическая работа: с помощью карт дайте характеристику агроклиматических условий и определите направление хозяйственной деятельности на территории:
1) Прикаспийской низменности
2) Чукотского п-ва
Результаты оформите в виде таблицы:
Название территории | Средняя температура января | Средняя температура июля | Природная зона | Годовое количество осадков | Испаряемость | Коэффициент увлажнения | Виды хоз. Деят. |
Прикаспийская низменность | |||||||
Чукотский п-ов |
- Какие климатические явления можно отнести к неблагоприятным для этих территорий? (засухи, суховеи, заморозки, гололед, ураганы, ливни, град, туман, снегопад)
Пример задания ОГЭ №3
- Деловая игра с основами финансовой грамотности «Выживание в условиях Арктики».
Закрепление новых знаний
- Что такое комфортность климата?
- Как климат влияет на сельское хозяйство?
- Какие климатические условия арктического и субарктического климата?
- Для чего необходимо учитывать коэффициент увлажнения?
Домашнее задание: § 31, 39; 1) дать определение понятиям: «разделение труда», «специализация производства». 2) объяснить, на что влияют вышеперечисленные понятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сценарий деловой игры «Выживание в условиях Арктики»
В игре формируются понятия «Разделение труда» и «специализация производства».
Цель: сформировать понятия «разделение труда» и «специализация производства», и дать представления о способах их применения для достижения целей производства с наименьшими затратами.
Материалы:
- Действующие макеты удочек и рыбок;
- Дарт с дротиками
- Ножницы;
- Часы с секундомером;
- Бумага.
Распределение ролей между участниками происходит в процессе игры. Роль ведущего исполняет педагог.
Ход игры:
Введение в игровую ситуацию
Преподаватель-руководитель:
- Чтобы оказать помощь в ликвидации эпидемии, возникшей в одном из оленеводческих хозяйств. Необходимо отправиться в экспедицию на Чукотку. Условия: погода нелётная, местность пересеченная. Двигаться можно только на собачьих упряжках.
При этом требуется доставить максимальное количество медикаментов. Поэтому было принято решение не брать с собой продовольствие, а только удочки для рыбалки, средства для охоты так как маршрут проходит через район, богатый рыбой и дичи.
Каждый день необходимо вылавливать рыбок и построить по одной хижине на игрока.
Далее учитель показывает, как нужно строить хижины. объясняет, как «ловить» рыбу, в соответствии с «конструкцией» удочек и рыбок.
I этап
За 10 мин игрового времени необходимо, чтобы каждый участник обеспечил себя рыбой, поохотился и построил хижину.
Естественно, что за отведённое время справиться с задачей невозможно. Указывая ученикам на невозможность непродуктивной траты времени, ведь эпидемия продолжает свирепствовать, педагог предлагает усовершенствовать процесс производства.
Результаты этапа необходимо занести в табл. 1
Таблица 1
Итоги игры «Выживание в условиях Арктики»
I этап | II этап | |
Число игроков | ||
Рыбалка | ||
Построенные хижины | ||
Охота |
II этап
Перед началом игрового действия руководитель предлагает самым ловким «рыбакам» ловить только рыбу, а «строителям» возводить хижины на всю группу, иными словами, «специалисты» должны заниматься строго определённым делом. Провести этот раунд необходимо за тот же промежуток времени (10 мин).
Результаты записываются в табл. 1
Подведение итогов
Используя данные табл. 1, провести обсуждение полученных результатов в форме эвристической беседы.
Обсуждение результатов деловой игры «Выживание в условиях Арктики»
Вопрос для обсуждения:
Определите, как изменилось количество выловленной рыбы количество очков на охоте и построенных жилищ на II этапе игры?
Возможные ответы учащихся:
Количество выловленной рыбы, результаты охоты и построенных хижин возросло и стало достаточным для удачного завершения экспедиции.
Вопрос для обсуждения:
Почему это стало возможным?
Возможные ответы учащихся:
Это стало возможным, потому что наиболее умелые и ловкие стали заниматься «своим делом», т.е. тем, что у них лучше всего получалось.
Вопрос для обсуждения:
Можно ли сказать, что они специализировались на каких-то отдельных операциях?
Приносит ли специализация желаемые результаты?
Возможные ответы учащихся:
Да, это действительно приносит желаемые результаты. Успех скрывается именно в специализации процесса производства, т.е. разделении действий участников.
Вопрос для обсуждения:
Какие действия необходимо предпринять для осуществления специализации производства?
Возможные ответы учащихся:
Необходимо:
- Выявить специалистов.
- Разделить обязанности среди участников игры в соответствии со специализацией.
Вопрос для обсуждения:
Повлияло ли разделение обязанностей – «разделение труда» - во II этапе на эффективность лова рыбы, охоты и строительства хижин?
Возможные ответы учащихся:
На II этапе задание было выполнено: выловлена рыба, набрано большое количество очков на охоте и построено необходимое количество хижин. «Разделение труда» дало положительные результаты.
Зад ОГЭ №2
1. Задание
В каком из перечисленных городов России зимы наиболее холодные?
1) Санкт-Петербург
2) Мурманск
3) Норильск
4) Ростов-на-Дону
2. Задание
В каком из перечисленных регионов России средняя температура воздуха в июле самая высокая?
1) Астраханская область
2) Пермский край
3) Чувашская Республика
4) Приморский край
3. Задание
В каком из перечисленных городов России выпадает наибольшее среднегодовое количество атмосферных осадков?
1) Казань
2) Калининград
3) Екатеринбург
4) Омск
Зад ОГЭ №3
1. Задание
Такие неблагоприятные климатические явления, как засухи, суховеи и пыльные бури, значительно затрудняют хозяйственное использование территории. Для какой из перечисленных территорий они наиболее характерны?
1) Республика Калмыкия
2) Пермский край
3) Хабаровский край
4) Республика Карелия
2. Задание
Сель — грязевой или грязекаменный поток, отличающийся разрушительной силой, внезапностью возникновения. В каком из перечисленных регионов России возникновение селей наиболее вероятно?
1) Кабардино-Балкарская Республика
2) Смоленская область
3) Республика Калмыкия
4) Калининградская область
3. Задание
Наводнения — стихийные бедствия, от них страдают люди, живущие на берегах рек. На какой из перечисленных рек наводнения наиболее часто происходят в летнее время?
1) Урал
2) Ока
3) Амур
4) Дон
Карточка для практической работы:
Название территории | Средняя температура января | Средняя температура июля | Природная зона | Годовое количество осадков | Испаряемость | Коэффициент увлажнения | Виды хоз. Деят-ти. |
Прикаспийская низменность | |||||||
Чукотский п-ов |
Подведение итогов урока. Д/З.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока географии «Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики», 8 класс
В ходе урока с использованием ЭОР формируются представления о географическом положении, климате, водах, почвах, растительном и животном мире безлесных зон России....
Презентация к уроку географии - 7 класс. Тема: "Открытие и исследование Арктики"
Презентация. Исследование Арктики....

урок географии "Безмолвная Арктика"
Урок путешествие.Раскрывает загадки притяжения человека к холодной и пустынной Арктике. А также проблемы, возникшие в результате деятельности человека....

УРОК в 7 классе по теме: "Живые организмы в суровых условиях Арктики"
Урок для учащихся 7 класса по учебнику: География. Материки, океаны, народы и страны, авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под редакцией В.П. Дронова. Целью урока является показать учащимся...

Анализ урока географии на тему «Природа Арктики. Арктическая пустыня. Тундра».
Цели и задачи урока:1.Познакомить учащихся с климатическими условиями арктической зоны, тундры.2. Формировать представление об особенностях животного и растительного мира Арктики.3. Показать влияние д...

Использование кейс-технологий на уроках географии в современных условиях.
Одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения является экспериментальная деятельность, в которой участвуют большинство педагогов. В процессе обучения географии в качеств...

Формы и методы работы с картой на уроке географии как эффективное условие повышения качества образования.
Географическая карта является особым средством познания действительности мира, источником, накопителем и хранитеем знаний....
