Сотрудничество и сотворчество учителя и ученика на уроках и внеурочной деятельности
статья по географии (7 класс)
Педагогический процесс целесообразно рассматривать как управляемый процесс совместного творчества педагогов и школьников, цель которого создание условий для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно - неурочных занятий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество и сотворчество учителя и ученика на уроках и внеурочной деятельности.
Я думаю, многие коллеги со мной согласятся, что педагогический процесс целесообразно рассматривать как управляемый процесс совместного творчества педагогов и школьников, цель которого создание условий для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно - неурочных занятий.
Структурная единица урочных занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Они не всегда создают оптимальные условия для реализации творческого потенциала учащихся и учителей, их склонностей и желаний, т.е. для реализации приоритетных целей образования.
В проекте национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» отмечено, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Мне близка идея, что ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Успешная реализация вышеперечисленных позиций достижима во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический творческий поиск форм и способов совместной деятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа создает позитивные условия сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей.
При организации совместной деятельности нужно помнить о основных предпосылках продуктивного сотворчества:
- Взаимодействие с воспитанниками должно предполагать реальное соучастие педагога, когда он не просто рядом, а вместе с ними.
- Важно согласовывать действия участников на всех этапах организации общего творческого дела.
- Необходимо признать запрет на навязывание педагогом готового содержания и опыта педагога, пока у учащихся не появиться необходимость посоветоваться с педагогом.
- Важно обеспечивать добровольное включение ребят в решение творческих задач.
- Деятельность должна быть увлекательной, при ее организации важно учитывать и опираться на личные интересы учащихся.
В своей педагогической практике большое внимание уделяю формированию экологической культуры у учащихся через исследовательскую деятельность.
Отсюда вытекают цели моей работы.
1. Развитие экологического мировоззрения, нравственности и культуры
личности каждого ученика.
2. Формирование навыков исследовательской деятельности и умений
применять результаты этой деятельности на практике.
3. Воспитание чувства ответственности за охрану природных и созданных
человеком ценностей.
Я считаю, что развитие творческого потенциала личности учащихся возможно благодаря использованию одного из прогрессивных методов обучения в современной школе - исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся:
- Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебному предмету.
- Вырабатывает навыки самостоятельной работы учащихся.
- Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.
- Развивает личностные качества ученика.
Я использую разные формы исследовательской деятельности учащихся. На уроках применяю элементы исследования. Такая работа не требует сложного или специального оборудования. В ходе её проведения, я учу ребят понимать сущность проблемы и формулировать проблемный вопрос, обосновывать гипотезу, определять задачи исследования, работать с литературой, проводить наблюдения, формулировать выводы. Конечно, далеко не все дети хотят и могут заниматься исследовательской работой. Но есть такие ребята, которым свойственна жажда открытия, стремление проникнуть в тайны природы.
Именно с этими детьми во внеурочное время я занимаюсь учебно-исследовательской работой в экологическом объединении «Зеленая школа», руководителем которого я являюсь.
Основная деятельность объединения связана не только с приобретением экологических знаний, но и овладение практическими навыками исследовательской работы. Ребята привлекаются к участию в работе различных экологических проектов.
Сейчас работаем над двумя проектами «Оценка качества окружающей среды методом флуктуирующей асимметрии» и «Экологическое состояние р. Пехорка в черте г. Балашиха».
По нашей инициативе в городе была проведена акция «Сохраним родную «Пехорку», в которой принимали участие экологические объединения нашего города. Был проведен конкурс листовок, по результатам которого были составлены экологические плакаты и установлены рекламные щиты. Была проведена акция по уборке прибрежной территории реки Пехорки, в которой приняли участие четыре экологических объединений
Итогом нашей деятельности является не только участие, но и стабильно высокая результативность школьников, которые из года в год становятся призерами и лауреатами не только городских, но и Всероссийских конкурсов и конференций. Работы детей опубликованы в сборниках материалов научно-исследовательских работ учащихся и студентов.
Я стараюсь в своей работе развивать творческие способности учащихся. Совместная деятельность ученика и педагога является ни с чем не сравнимым стимулом личностного развития и самоутверждения растущего человека. Главным при сотворчестве является вера педагога в потенциальные возможности своих воспитанников. Главное, чтобы нашим детям было интересно развивать себя и познавать мир!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная творческая деятельность учителя и ученика на уроках информатики
Метод проектов направлен на личностное, познавательное и коммуникативное развитие ученика, на совместную творческую деятельность учителя и ученика...

Исследовательская работа на тему : «Реализация активного творческого сотрудничества учителя и ученика через разнообразные формы творческой деятельности»
На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой развития интереса к французскому языку. Анализируя причины низкого уровня мотивации, я пришла к необходимости определения новых подходо...

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ...
СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. ПЛАТФОРМА ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа с одаренными учащимися....

Межличностное взаимодействие учителя и ученика на уроке как ресурс мотивации к учебной деятельности
Межличностное взаимодействие учителя и ученика на уроке как ресурс мотивации к учебной деятельности...

Межличностное взаимодействие учителя и ученика на уроке как ресурс мотивации к учебной деятельности. Презентация
Межличностное взаимодействие учителя и ученика на уроке как ресурс мотивации к учебной деятельностиПрезентация...
