Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления.
план-конспект урока по географии (5 класс)

Лондарева Анна Андреевна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1._tehnologicheskaya_karta.docx253.54 КБ
Файл zadanie_1_dlya_samostoyatelnoy_raboty_.docx124.94 КБ

Предварительный просмотр:

География, 5 класс. Урок 1.

Тема урока: Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • сформировать у учащихся представление о географии как науке, изучающей природу Земли и деятельность человека;
  • познакомить с основными понятиями: географические объекты, процессы, явления.
  1. Развивающие:
  • развивать познавательный интерес к географии через активные формы работы (практические задания);
  • способствовать развитию мыслительных операций, умения работать с информацией, коммуникативных навыков.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к изучению природы Земли и бережное отношение к окружающей среде;
  • формировать понимание важности географии в жизни человека.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: знать определение географии, научиться различать географические объекты, процессы, явления, приводить к ним конкретные примеры.
  2. Метапредметные: умение работать с текстом, анализировать, сравнивать и делать выводы.
  3. Личностные: формирование познавательного интереса географии, понимание её роли в жизни человека.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Методы и формы работы

Организационный этап

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Учитель: «Сегодня мы начинаем изучать удивительную науку, которая называется так же, как и урок, на котором Вы сейчас находитесь. Как он называется?».

Учитель выводит на доску видео о природе Земли или о явлениях и просит учащихся ответить на вопрос о том, что изучает география?

Настраиваются на учебный процесс, дают ответы на вопрос, озвучивают предположения после просмотра видео.

Регулятивные: самоорганизация, готовность к уроку.

Личностные: осознание значимости темы, положительное отношение к учителю и одноклассникам.

Фронтальная (беседа), индивидуальная (настрой на работу).

Постановка цели урока

Организует эвристическую беседу:

  • «Как Вы думаете, что изучает наука география

После обсуждения ответов на вопрос учитель подводит детей к формулированию темы урока и целей.

«Сегодня мы узнаем, что изучает география, познакомимся с географическими объектами, процессами и явлениями».

Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока, записывают тему в тетрадь.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные: постановка познавательной задачи («Что хотим узнать?»

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать и вступать в диалог.

Эвристическая беседа, коллективное целеполагание.

Актуализация знаний

Учитель организует работу с изображениями «Какие науки изучают природу?»:

Изучите изображения и предположите, какие науки, кроме географии, связаны с изучением природы:

Учитель выводит на доску слайды с изображениями, связанными с физикой, химией, астрономией, биологией.

Формулируют ответы на изображения.

Познавательные: выдвижение предположений.

Коммуникативные: умение слушать и высказывать мнение, дополнять ответы одноклассников.

Практический (работа с ассоциативными изображениями)

Первичное усвоение новых знаний

  1. Понятие «география».

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с последним изображением, которое связано с географией. Просит учащихся объяснить, что означает слово «география».

Учитель кратко рассказывает учащимся, кто и когда впервые использовал понятие география.

География — наука, изучающая природу Земли, население и его хозяйственную деятельность.

«Впервые термин «география» использовал древнегреческий ученый Эратосфен. Эратосфен (III – II вв. до н. э.) вычислил размеры Земли. Также он оценил размеры Солнца и Луны и расстояние до них. Сделал описания солнечного и лунного затмений. Считается создателем первой географической карты».

  1. Географические объекты:

Учитель раздаёт учащимся карточки с текстом и вопросы к нему (см. приложение 1).

Организует самостоятельную работу детей по вопросам, проверку ответов и запись основных пунктов в тетрадь: определение понятия «географический объект», схему с типами географических объектов.

Элементы земной поверхности и все, что на них расположено, принято называть географическими объектами.

Природные (естественные) географические объекты созданы природой (озера, равнины, моря, острова), а антропогенные (искусственные) — человеком (парки, каналы, заводы, мосты).

  1. Географические явления:

Географические явления – события в природе.

Географическое явление (то, что происходит) продолжается какой-то отрезок времени и имеет начало и конец. Географическое явление можно наблюдать.

Учитель организует работу в парах с изображениями и просит детей определить, какое явление на них изображено (см. приложение 2).

Далее организует проверку по эталону.

  1. Географические процессы

Учитель демонстрирует видео с географическими процессами (тектоникой плит, круговоротом воды или изменением климата и поясняет, что географические процессы – это определенные процессы, которые происходят в географической оболочке Земли и приводят к её изменению.

Процессы отличаются от явлений продолжительностью и последствиями (процессы – продолжительны, явления – кратковременны).

  1. Зачем нам география:

Учитель организует работу с учебником – параграф 1, пункт «Зачем нам география».

Высказывают предположения, записывают определения в тетрадь

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы

Выполняют задания по карточкам, проводят проверку, записывают основную информацию в тетрадь

Запись определения в тетрадь, самостоятельная работа с карточками, проверка ответов по эталону.

Слушают учителя, смотрят видео, записывают определение в тетрадь.

Читают текст, с помощью учителя формулируют основные тезисы-ответы на вопрос «Зачем человеку география».

Познавательные: поиск и выделение информации, структурирование знаний (запись определения).

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные: аргументация своей точки зрения.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, моделирование (составление схемы).

Познавательные: установление причинно-следственных связей, моделирование.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, моделирование.

Объяснительно-иллюстративный, проблемный и наглядный методы, работа в группах.

Первичное закрепление

Учитель организует игру «Географический диктант», где ученикам на отдельных листах необходимо вписать объекты/ процессы/ явления в нужную строку (см. приложение 3), после выполнения задания происходит взаимопроверка.

Учитель контролирует выполнение заданий, комментирует ответы, исправляет ошибки

Самостоятельно выполняют задания, проводят взаимопроверку по эталону, анализируют ошибки.

Регулятивные: самоконтроль.

Познавательные: систематизация знаний.

Игра «Географический диктант»

Информация о домашнем задании

Записи в тетради выучить.

Дополнительное задание:

Подготовить сообщение о необычном природном явлении

Слушают учителя, фиксируют информацию в дневник.

Регулятивные: планирование самостоятельной работы

Личностные: осознанный выбор выполненных заданий.

Творческий (сообщение)

Рефлексия

Учитель подводит детей к завершению урока и предлагает эмоционально её осмыслить с помощью приёма «Географический GPS». Заранее учитель раздаёт детям четыре стикера разных цветов, на доске рисует четыре точки маршрута и соединяет их. Каждый стикер относится к одной из четырех точек маршрута:

Старт (зеленый цвет) – что знал до урока

Путь (желтый цвет) – что узнал нового

Препятствия (красный цвет) – что осталось не понятным

Финиш (белый цвет) – как применю знания

Дети пишут на стикерах по одному предложению и размещают на доску. Учитель организует обсуждение по стикерам. Можно начать с той точки маршрута, куда ученики приклеят больше всего стикеров.

ИЛИ

Приём «Незаконченные предложения». Просит детей «по руке» продолжить предложения:

  • «Сегодня я узнал…»
  • «Было интересно…»
  • «Я научился…»
  • «Мне захотелось…»

Если остаётся время, учитель может организовать обсуждение вопросов или ошибок по теме урока.

Высказываются, делятся впечатлениями

Личностные: осознание личного прогресса, выявление значимых аспектов урока, анализ собственного вклада в работу.

Регулятивные: адекватное оценивание своих достижений и трудностей, выявление зон непонимания для дальнейшей работы.

Познавательные: выделение ключевых моментов урока, группировка усвоенных понятий.

Приём «Географический GPS» 

ИЛИ

«Незаконченные предложения»


Приложение 1.


Приложение 2.

Географические явления:

Название явления

Его изображение

Приложение 2.

Географические явления. Ответы:

Название явления

Его изображение

Извержение вулкана

Землетрясение

Наводнение

Морские волны

Гроза

Ураган

Приложение 3.

Лист для учащихся:

Объект - _____________________________________________________________________

Процесс - ____________________________________________________________________

Явление - ____________________________________________________________________

Список слов для учителя: река Нил, выветривание, полярное сияние, Уральские горы, землетрясение, течение Гольфстрим.

Ответы:

Объект – река Нил, Уральские горы

Процесс – выветривание, течение Гольфстрим

Явление – землетрясение, полярное сияние



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План характеристики географических объектов

Приведены примерные планы характеристики географических объектов (6-9 класс). Примерные планы можно использовать при выполнении практических работ и подготовке устных сообщений....

Активизация познавательной деятельности через визуализацию биологических объектов, процессов и явлений.

Мастер-класс   "Активизация познавательной деятельности через визуализацию биологических объектов, процессов и явлений" позволяет   познакомить участников с возможностями применения ин...

Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».

Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...

Исследовательский проект "Топонимия как объект исторического изучения. Названия географических объектов как отражение исторических событий"

Исследовательский проект "Топонимия как объект исторического изучения. Названия географических объектов как отражение исторических событий"...

Подборка заданий ОГЭ по географии. Вопрос 30 "Выявление признаков географических объектов и явлений"

Задания 30. Выявление признаков географических объектов и явленийДанный вопрос для удобства изучения разделила на 2 раздела: Россия и зарубежье.В свою очередь вопросы по России разделила на города и с...

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления

Конспект урока географии в 5 классе на тему "Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления"...

конспект урока по географии на тему: Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления

конспект урока по географии на тему: Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления...