"Длина окружности"
план-конспект урока по геометрии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух, и опыт,
Сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
А.С.Пушкин
Цели:
Образовательные –
- вывести формулу длины окружности путем поисковой, исследовательской деятельности;
- показать перспективы ее использования практического содержания;
- использовать материалы из истории открытия формулы и жизни выдающегося древнегреческого ученого Архимеда.
Развивающие –
- развивать кругозор, мышление, внимание, культуру математической речи;
- прививать интерес к изучению математики;
Воспитательные –
- воспитывать ответственность, аккуратность, самостоятельность, уважение учащихся друг к другу;
Оборудование к уроку:
- компьютер, проектор, интерактивная доска, диск с презентацией, раздаточный материал (клей, бумага, круги из картона, нитки, ножницы, циркули, микрокалькуляторы), развертка цилиндра, линейка.
Ход урока
- Организационный момент (слайд 1)
Учитель:
─ Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть вас на своем уроке. Мне бы очень хотелось, чтобы всем вам было сегодня комфортно и уютно. Итак, начнем . . .
- Формирование темы, целей и задачи урока.
Учитель предлагает учащимся задачу.
Задача. Велосипедисты решили устроить соревнования по фигурному катанию. В этих соревнованиях нужно проехать по окружности радиусом 3 м. Какое расстояние проедет велосипедист в этом виде фигурного катания?
Учитель:
─ Как по-другому можно назвать это расстояние?
Ученики:
─ длиной окружности.
Учитель:
─ Совершенно верно. И именно так и называется наш сегодняшний урок. Запишите тему урока: «Длина окружности» (слайд 1, щелчок).
Учитель продолжает:
─ А как же все-таки измерить длину окружности? Ведь такой инструмент, как линейка, нам в этом не помощник. Как быть?
Ученики (высказывают предложения)
─ Наверное, есть какой-то другой способ.
Учитель:
─ Хорошо, давайте попробуем его найти. Скажите, а можно ли путем измерения вычислить, например, длину круговой орбиты искусственного спутника Земли.
─ Нет, конечно. Может быть, есть какая-то формула?
Далее учитель предлагает сформулировать цель урока учащимся. (Цель высвечивается на экране – слайд 2)
- Актуализация опорных знаний учащихся (слайд 3)
Вопросы для диалога:
- Что такое окружность, центр окружности, радиус окружности?
- Что такое хорда окружности?
- Что называется диаметром?
- Как радиус связан с диаметром?
В ходе беседы ученики выходят к интерактивной доске и рисуют окружность и ее элементы.
- Выполнение лабораторной работы (работа в группах слайд 4).
Класс разбит на 4 группы по 5 человек. У каждой группы на столе лежат круг, вырезанный из картона (круги в каждой группе различного диаметра), лист бумаги формата А4, клеящий карандаш, ножницы, нить, циркуль, линейка, карандаш, микрокалькулятор, а также инструкция по выполнению работы (прилагается ниже).
Учащиеся выполняют лабораторную работу под руководством учителя и записывают результаты своих измерений и вычислений в таблицу, лежащую у них на столе.
Далее представители из групп выходят к доске и вписывают в таблицу на слайде полученные каждой группой результаты (таблица прилагается).
Затем результаты сравниваются, и учащиеся вместе с учителем делают вывод о том, что отношение длины окружности к диаметру приблизительно одинаково и равно 3.
Далее учитель говорит о том, что прямое измерение длины окружности не всегда возможно, а часто просто невозможно. Поэтому появилась необходимость вывести формулу, позволяющую найти длину окружности косвенным путем, т.е. выполняя более простые измерения.
Рассматривается еще один очень важный факт. Классу предъявляются чертежи, на которых в окружности одинакового радиуса вписаны правильные многоугольники при n=4; 5; 6; 8 (слайд 5). В ходе диалога делается вывод:
Чем больше число сторон правильного многоугольника, тем меньше его периметр отличается от длины окружности.
- Доказательство теоремы об отношении длины окружности к ее диаметру. (слайд 6)
- Из истории числа π (слайд 7)
Число, выражающее отношение принято обозначать греческой буквой π (первая буква слова «периферия» - окружность)
Число иррациональное, т.е. бесконечная непериодическая десятичная дробь и приближенно равное 3,1415926…
Довольно точное значение π в III веке до н.э. нашел древнегреческий ученый Архимед: .
Округлим до сотых: 3,14. Эти три цифры запомнить не несложно. А для запоминания большего числа знаков существуют забавные поговорки и стихи, например:
Нужно только постараться
И запомнить все, как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
С.Бобров «Волшебный двурог»
- Вывод формулы длины окружности. (слайд 8)
Т.к. , то .
Первым нашел формулу длины окружности Архимед.
Поскольку d=2R, то l=πd.
Последняя формула широко используется на практике.
(Учащиеся записывают формулы в тетради)
- Закрепление нового материала (слайд 9 – чистый)
- Задача о велосипедистах (решается на интерактивной доске)
Дано: R=3 м.
Найти: l
Решение: l=2πR
L=2*3.14*3=18.84
Ответ: 18,84 м.
- Самостоятельная работа (слайд 10).
ВI. Диаметр основания царь-колокола, находящегося в Московском Кремле, равен 6,6 м. найдите длину окружности основания колокола. | ВII. Длина окружности цирковой арены равна 41 м. найдите диаметр арены. |
Далее проверяют по готовому решению (взаимопроверка) (слайд 11)
- Задача «Клумба» (решаем вместе) (слайд 12)
Какого радиуса должна быть клумба, чтобы ее можно было обложить клумба, 40 кирпичами. Кирпичи укладываются так:
Решение: l=17*40=680 см
L=2πR=>
Ответ: R=108,3 см.
- Подведение итогов.
На столах учащихся оценочные листы. Ученики оценивают свою работу на каждом этапе работы и выставляют итоговую оценку за урок. Учитель объявляет свои оценки за урок.
- Задание на дом (слайд 13)
п. 119, вопросы 14, 15, №34, 35
I группа – сообщение об Архимеде (с презентацией)
II группа – сообщение «Из истории числа π» (с презентацией)
III группа – сделать подборку стихотворений об Архимеде.
IVгруппа – сделать подборку стихотворений, поговорок о числе π.
Учитель:
─ Спасибо за урок!
Окончен урок
И опять перемена
И шум в коридоре опять.
Друг другу должны мы
Успеть непременно
Скорей обо всем рассказать.
─ До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность. Круг. Длина окружности"
Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность. Круг. Длина окружности" лучше проводить в виде практической работы....
Презентация "Длина окружности и длина дуги окружности"
Презентация для интерактивной доски по геометрии в 9 классе...
Урок по теме: "Окружность. Длина окружности".
Цель урока: повторить понятие окружности и круга; вычисление значения числа Пи; ввести понятие длины окружности и формул для вычисления длины окружности....
Презентация и конспект урока по математике в 6 классе "Окружность. Длина окружности"
Урок изучения нового материала. Цель урока формирование практико-ориентированной компетенции при выведении формул длины окружности и их применении при решении задач. Проблемная ситуация создает ...
Тест по теме "Окружность. Длина окружности и площадь круга"
Рекомендации по использованию теста.Тест направлен на оперативную проверку предметной компетентности учащихся шестых классов по теме «Окружность. Круг. Длина окружности и площадь круга».Цели урока:1....
Решить задачи по теме: "Длина окружности. Длина дуги"
Решить задачи по теме: "Длина окружности. Длина дуги"....
Занятие по геометрии в 9 классеРешение задач по теме «Длина окружности, длина дуги окружности».
Данная работа предназначена для обучающихся 9 класса для закрепления материала по теме «Решение задач по теме «Длина окружности, длина дуги окружности»». Представленная презент...