Главные вкладки

    Проект "Жизнь удивительна и многогранна"
    проект по геометрии (6 класс) по теме

    Меньшиков Иван Андреевич

    Подготовлен в рамках конкурса "Педагогические надежды" 2014-2015 учебного года.

    Проект посвящен многогранникам и их роли в повышении качества математического образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v9_menshikov_i.a._-_moya_initsiativa_v_obrazovanii.docx472.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конкурс педагогических достижений

    Московского района Санкт-Петербурга

    номинация «Педагогические надежды»

    Педагогический проект

    «Моя инициатива в образовании»

    Меньшикова Ивана Андреевича

    учителя математики

    ГБОУ школы № 489 Московского района Санкт Петербурга

    «Жизнь удивительна и многогранна»

    Санкт – Петербург

    2014-2015 учебный год


     «Никогда не нужно бояться зайти слишком далеко,
    потому что истина – еще дальше».
    М.Мамардашвили

    Введение

    Человек проявляет интерес к многогранникам на протяжении всей своей сознательной деятельности — от двухлетнего ребёнка, играющего деревянными кубиками, до зрелого математика, наслаждающегося чтением книги А.Д. Александрова «Выпуклые многогранники». Правильные многогранники – крайне распространенные фигуры, они часто встречаются не только в жизни человека, но и в природе. Подтверждением тому служит форма огромного количества кристаллов, строение фуллеренов и пчелиных сот. Даже скелет одноклеточной феодарии напоминает икосаэдр (см. приложение). Это связано с тем, что форма правильного многогранника во многих ситуациях оказывается наиболее выгодной с точки зрения энергии или количества затрачиваемого материала.

    8. Многогранники в архитектуре - Уроках математикиhttp://distromania.com/sites/default/files/styles/medium/public/field/image/Pyramid_Of_Kukulkan__Chichen_Itza__Yucatan_Peninsula__Mexico.jpgМинск первомайский. VeniVidi.ru

    Многогранники в архитектуре

    Цитируя Александра Даниловича Александрова, «во всяком подлинно геометрическом предложении, будь то аксиома, теорема или определение, неразрывно присутствуют эти два элемента геометрии: наглядная картина и строгая формулировка, строгий логический вывод. Там, где нет одной из этих двух сторон, нет и подлинной геометрии. Наглядность, воображение принадлежат больше искусству, строгая логика — привилегия науки. Сухость точного вывода и живость наглядной картины — “лёд и пламень не столь различны меж собой”. Так геометрия соединяет в себе эти две противоположности. Так её и надо изучать: соединяя живость воображения с логикой, наглядные картины — со строгими формулировками и доказательствами».

    Математика занимает особое место в науке и  культуре. Понимание стратегической важности математической грамотности всего населения привело к принятию в Российской Федерации концепции развития математического образования. Наукоемкому и высокотехнологичному производству нужны современные инженерные кадры, дефицит которых сейчас налицо. Рассчитываю, что моя инициатива в образовании будет способствовать решению этой задачи. В рамках классического образования курс геометрии начинается с седьмого класса, а курс стереометрии – лишь в десятом. Кроме того, в связи с введением ФГОС основного общего образования, важной составляющей учебного плана является внеурочная учебная деятельность (ВУД). Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход, всесторонне реализовать который позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

    В связи с этим у меня родилась идея разработать курс, который бы помогал учащимся самоопределиться, обрести уверенность в своих силах, получить удовольствие от процесса познания.


    1. Описание идеи

    Цель проекта – повышение уровня математического образования в рамках внеурочной деятельности, отвечающей современным требованиям ФГОС основного общего образования:

    • Формирование метапредметных связей
    • Погружение в науку на более ранних этапах
    • Развитие пространственного мышления и мелкой моторики

    Задачи проекта:

    • Разработка учебно-методического комплекса
    • Рабочая программа
    • Методические рекомендации для учителей
    • Дидактические материалы (в т.ч. электронные)
    • Пособия для обучающихся (в т.ч. электронные)
    • Апробация и внедрение  учебно-методического комплекса

    Данный УМК включает в себя:

    • Рабочая программа ВУД по направлению «проектная деятельность»;
    • Методические рекомендации для учителей;
    • Дидактические материалы (в том числе электронные);
    • Пособия для обучающихся (в том числе электронные).

    Поскольку существует необходимость не только в обучении, но и в дальнейшей социализации учащихся в качестве полноправных участников проекта выступают не только учителя и дети, но также родители школьников и социальные партнеры.

    Этапы проекта:

    1. Подготовительный этап (январь 2014 г. - 15 сентября 2014 г.)

    • Формирование заинтересованного коллектива
    • Связь с партнерами проекта, обсуждение поставленных задач
    • Обсуждение критериев оценки деятельности

    2. Основной этап (16 сентября 2014 г. – 30 января 2015 г.)

    • Создание рабочей программы ВУД
    • Изготовление пособий для обучающихся
    • Создание дидактических материалов для учащихся и методических рекомендаций для учителей

    3. Внедрение в практику (01 февраля 2015 г. – 20 апреля 2015 г.)

    • Организация занятий ВУД по созданному УМК на базе начальной и основной школы
    • Создание сайта, посвященного проекту, наполнение его материалами
    • Организация тематических экскурсий в музей минералогии СПбГУ, Горный университет, центр «Уникум», Зоологический музей, архитектурная экскурсия по городу
    • Выставка работ обучающихся

    4. Корректировка (21 апреля 2015 г. – 20 мая 2015 г.)

    2. Соответствие критериям

    • Актуальность
    • Инновационность
    • Реалистичность

    Как уже было отмечено выше, многогранники встречаются практически во всех областях науки, находят широкое применение в жизни людей.

    С другой стороны, актуальность и инновационность проекта проявляются в том, что ФГОС в основной школе находится на этапе внедрения, в результате чего наблюдается потребность в рабочих программах нового образца. Кроме того, по-прежнему имеет место необходимость дать школьникам мотивацию к изучению предмета, раскрытию своих «многогранных» личностей, гармоничному сочетанию теории и практики.

    Составляющие проекта:

    1. Образовательная

    Составление рабочей программы в соответствии с ФГОС и проведение занятий по созданию многогранников способствует повышению качества и эффективности образования в средней школе.

    2. Развивающая

    Внедрение данной рабочей программы способствует формированию учащимися следующих видов универсальных учебных действий (УУД):

    • Личностные:
    • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
    • позитивная моральная самооценка;
    • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
    • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
    • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
    • готовность к выбору профильного образования.

    • Познавательные:
    • выделение обобщенного смысла и формальной структуры задачи;
    • выделение объектов и процессов с точки зрения целого и частей;
    • анализ условия и требования задачи;
    • выражение структуры задачи разными средствами;
    • выполнение операций со знаками и символами.

    • Коммуникативные
    • умение слушать и слышать друг друга;
    • выражение с достаточной полнотой и точностью своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
    • адекватное использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции;
    • понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
    • проявление готовности к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
    • определение целей и функций участников, способов взаимодействия;
    • планирование общих способов работы;
    • обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
    • умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
    • описание содержания совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

    • Регулятивные
    • сличение своего способа действия с эталоном;
    • сличение способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона;
    • выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
    • оценка достигнутого результата;
    • составление плана и последовательности действий.

    3. Воспитательная

    Данная инициатива воспитывает у учащихся интерес к предмету, исследовательские навыки, умения работы в сотрудничестве. Кроме того, количество возможных применений полученных знаний колоссально и затрагивает самые разные разделы науки и жизни, от математики и архитектуры до химии и биологии.

    4. Ответы на вопросы

    По любым вопросам прошу обращаться:
    Меньшиков Иван Андреевич
    Тел.: 8 (812) 987-23-91
    E-mail:
    i.menshikov@russia.ru
    Группа ВКонтакте: https://vk.com/trubogrannik

    Приложение

    многогранник - молекула метана                        икосаэдр - мимми вирус

        Рис. 1 Молекула метана                                        Рис. 2 Модель вируса

    Многогранник - водоросль вольвокс                        http://storage0.dms.mpinteractiv.ro/media/1/1/7627/9608525/1/c60-big.jpg?width=605

        Рис. 3 Водоросль вольвокс                            Рис. 4 Молекула фуллерена

    SSRL Studies Aid Environmental Cleanup at Rocky Flats Stanford Synchrotron Radiation Lightsource                        http://beebazar.ru/wp-content/uploads/2011/02/img_2636.jpg

       Рис. 5 Структура флюорита                             Рис. 6 Пчелиные соты


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Печорин: одарённость натуры, многогранность и противоречивость характера

    Разработка урока по литературе - возможность поделиться отпытом методики преподавания при работе над романом М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"...

    Сценарий и презентация литературного вечера на тему "Многогранный талант Н.В. Гоголя"

    Данный сценарий и презентация к нему (Примеч.: презентация разделена  на  2 части, т.к.объем ее более 3 мб) содержат интересные факты из жизни Н.В. Гоголя, знакомят с историей создания некот...

    Классный час по профориентации в 6Б классе. «Многогранный мир профессий»

    Классный час по профориентации в  6Б классе.«Многогранный мир профессий»Цель: способствовать развитию творческого потенциала у учащихся для осознанного выбора профессии.Задачи:·...

    Классный час по профориентации "Многогранный мир профессий" в 7А классе

    Цель: развитие творческого потенциала у учащихся для выбора профессии, приложение творческих способностей к той или иной деятельности.Задачи:·        объяснить учащи...