Методическая разработка урока математики 8 класс
методическая разработка по геометрии (8 класс)

Чурсин Дмитрий Александрович

Технологическая карта урока изучения и первичного закрепления новых знаний, предназначена для учителя и спосбствует формированию у учащихся универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_8_klass_geometriya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Чурсин Дмитрий Александрович,

 учитель математики ГБОУ школа №586

 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Предмет:  Геометрия

Класс: 8

Тема:  Площадь треугольника

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации образовательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели: 

Образовательная: формирование умения находить площадь треугольника по формуле;  развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательная: воспитание чувств коллективизма, взаимопомощи, ответственности, уважения к личности, индивидуальности, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Развивающая: формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД; 

Уметь:

-  устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,

- делать моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей,  

- способствовать эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений,

- проводить объективную самооценку и взаимооценку.

 Регулятивные УУД: 

Уметь:

- определять цели учебной деятельности,

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки;

- составлять алгоритм действий на уроке;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: 

Уметь:

-  слышать, слушать и понимать партнера,

- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,

- распределять роли,

- взаимно контролировать действия друг друга,

- договариваться, вести дискуссию,

- правильно выражать свои мысли,

- эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками.

Познавательные УУД: 

Уметь:

-добывать новые знания,

- находить нужную информацию в учебнике и других источниках,

- составлять алгоритм деятельности при решении проблемной ситуации,

- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Основные понятия: площадь прямоугольника, площадь параллелограмма, площадь треугольника.

Ресурсы: Учебник: Геометрия, 8 класс (  Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.и др., Геометрия 7-9 классы,- М.: Просвещение, 2012)

                 Компьютер,мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОУД

Формирование УУД

  1-й этап.  Организационный. Цель этапа: настроить   учащихся на сознательную  учебную деятельность.

-

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

Настрой учащихся на работу

Взаимодействие с учителем.

Ф

П. Формулирование собственных ожиданий.

Р. Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

2-й этап. Актуализация знаний.

 Цель этапа: активизировать мыслительные операции учащихся.

I.Сформулировать определения геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, параллелограм ма (Слайд1).

II. Поставить соответствие между  формулами и геометрическими фигурами  (Слайд 2)

III. Задача 1: Изобразить в тетрадях и вычислить площади следующих геометрических фигур: а) параллелограмм со сторонами 3 и 5 см, высотой 6 см б) прямоугольник со сторонами 3 и 5 см. (Слайд 3)

IV. Задача 2. Вычислить площадь фигуры, изображенной на рис. 1 (Слайд 4)

а)                           б)

5                               5        

           3                                3

Организует устную и письменную фронтальную работу.

После заслушивания ответов учащихся демонстрирует Слайд 1.

Предлагает записать дату урока в тетради, «Классная работа» и выполнить задание

Демонстрирует Слайд 2.

Предлагает решить задачи

Демонстрирует  ответы на задания с использованием слайдовой презентации.

Создает проблемную ситуацию: как найти площадь фигуры рис 1а, 1б?

Взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют в принятии решений.

Записывают дату урока и выполняют задания устно.

Решают задачу.

Осуществляют самопроверку.

Выявляют место затруднения.

Проговаривают причину.

Предлагают пути решения проблемы, высказывают свои мнения и предположения.

Ф

И

П. Учатся извлекать информацию из иллюстраций, умение формулировать проблему и находить пути ее решения.

К. Учатся слушать, вести диалог в соответствии целями и задачами общения.

Р. Умение слушать, дополнять, уточнять высказанные мнения.

Л. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

3-й этап. Изучение нового материала

 Цель этапа: вывести формулу для вычисления площади треугольника.

Работа с учебником. Стр.125 п.52. Прочитать, записать теорему и самостоятельно доказать.

Как вычислить  площадь прямоугольного треугольника?

Организует исследова -ние и доказательство теоремы.

По окончании работы учащимися демонстрирует Слайд 4 (образец доказательства)

2.Организует проверку  доказательства и вывода формулы площади треугольника (Слайд 5)

3. Предлагает найти решение проблемной ситуации.

Выполняя задания в соответствии с этим планом, ученики все промежуточные действия и конечные выводы записывают в тетради.

Взаимодействуют с учителем, осуществляют самопроверку

Осуществляют поиск информации в учебнике и записывают ее в тетрадь (Следствие 1).

Ф

И

П. Самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск  необходимой информации, осознанное  построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Анализ и синтез информации. Самостоятельное создание способов решения проблем  поискового характера.

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение  полно и точно выражать свои мысли.

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и того, что ещё неизвестно. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция.

Л. Постепенное накопление учащимися информации (от простого к сложному), установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

4-й этап. Первичное закрепленипе  изученного

Цель этапа: рассмотреть применение формулы  для вычисления площади треугольника на решении устных заданий.

1. Устно выполнить следующие задания по учебнику № 468 (а), 471(а,б).

Давайте закрепим полученную информацию на практике.

 

Ответы учащихся  (устная работа)

Работа с учебником

Ф

П. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение  полно и точно выражать свои мысли.

Р. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция.

 Физкультминутка

 Цель: предупреждение утомляемости учащихся.

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения для глаз, пальцев рук.

 5-й этап. Закрепления и применения изученного

Цель этапа: при решении задач отработать  применение формулы  для вычисления площади

                                                      Треугольника

Задание 1 (Слайд 4) - устно

Задание 2. Решить задачу № 470

Организует решение задания (Слайд 4) и задач из учебника

Организует деятельность учащихся в парах.

Для проверки демонстрирует Слайд 7

Один решает у доски с комментированием, остальные в тетрадях.

Работа в парах с последующей проверкой.

Ф

П

П. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепочки рассуждений.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р. Прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция.

Л. Личностное самоопределение, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (смыслообразование), оценивание усваиваемого содержания.

6-й этап. Применение знаний в новой ситуации

 Цель этапа: умение применить  знания в новой ситуации.

Задания из КИМов ОГЭ (приложение №1)

 Предлагает выполнить из КИМов ОГЭ (распечатанные на листочках),  , координирует работу обучающихся,  консультирует их.

Предлагает образец решения (записанный заранее с обратной стороны доски)

Выстраивают систему аргументов для убеждения, продумывают ответы и обсуждают их с соседом по парте.

Сравнивают свое решение с образцом, находят и исправляют ошибки.

 П

И

П. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

К. Взаимодействие с соседом по парте, учет позиции собеседника, сотрудничество и кооперация с учителем и одноклассником.

Р. Оценивают предложенные варианты, выбирают наиболее точный.  Восприятие, осмысление, запоминания материала.

7-й этап. Итоговый

Цель этапа: организовать целостное осмысление и обобщение полученной информации, проведение самооценки учениками работы на уроке.

Д/з: Теорема, следствие1 (знать, уметь доказывать), №468(б,в,г), 472. Подготовить для соседа по парте задания из КИМ ОГЭ для сам раб. на 5-6 мин(2 задания)

1.  Мотивирует обучающихся к самоанализу деятельности и проектированию дальнейшего продвижения в изучении темы. Организует обсуждение достижений учащихся.

2. Выставляет отметку и комментирует ее.

3. Записывает на доске и объясняет домашнее задание.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы учителя, делают выводы.

Принимают участие в оценивании.

Записывают  домашнее задание.

Ф

П.  Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации.

К.   Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р. Прогнозирование, саморегуляция.

Л.Личностное самоопределение, смыслообразование.

8-й этап. Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Комментирует д/з

 

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку своей деятельности, делятся впечатлениями.

Ф

П. Поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме. Анализ и синтез информации.

К. Умение полно и точно выражать свои мысли. Разрешение конфликтов.

Р. Прогнозирование, саморегуляция, адекватная самооценка.

Л.  Нравственно-этическая ориентация. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

         Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

Сокращения, используемые в столбце формируемые УУД (универсальные учебные действия):

П – познавательные

Л – личностные

К- коммуникативные

Р - регулятивные 

Приложение №1

1.Площадь треугольника ABC равна 16. DE  — средняя линия. Найдите площадь треугольника CDE.


2. Найдите площадь прямоугольного треугольника, если его катет и гипотенуза равны соответственно 6 и 10.


3. Площадь прямоугольного треугольника равна 24. Один из его катетов на 2 больше другого. Найдите меньший катет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...

Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Урок – путешествие по родному краю».

Интегрированный урок по математике и краеведению. Методическая разработка представлена в виде технологической карты по требованиям ФГОС. К уроку также приготовлена презентация....

Урок по теме: «Деление дробей « (методическая разработка урока математики в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др.).

Цели урока:а) обучающие:ввести правило деления обыкновенных  дробей;способствовать формированию умений и навыков деления и умножения дробей;б) развивающие:содействовать развитию познавательных ум...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»...