Главные вкладки

    Самостоятельная работа учащихся на уроках информатики.
    статья по информатике и икт по теме

    Екатерина Анатольевна

    Статья:

    "Самостоятельная работа учащихся на уроках информатики".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon samostoyatyaelnaya_rabota_uch-sya_na_urokakh_informatiki.zip31.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самостоятельная работа учащихся на уроках информатики.

    Учитель информатики, как и любой другой предметник, в своей педагогической деятельности вынужден решать самые разнообразные проблемы.  Но именно учитель информатики сталкивается с максимальным разбросом знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в рамках одного класса.  Причины этого понятны.

    Во-первых, те ученики, у которых дома есть компьютер, обычно на порядок выше по уровню знаний и умений, чем ученики, не имеющие возможности пользоваться компьютером в домашних условиях. 

    Во-вторых, компьютер позволяет учащимся заниматься творческой деятельностью.  Но для этого школьники должны иметь доступ к компьютеру, отсутствие такой возможности очень сильно снижает творческий потенциал ученика.

    Проблему, связанную с разным уровнем знаний и умений учащихся, решаем использованием «технологии дифференциации по уровню». 

    При изучении новой темы, после необходимой теоретической подготовки, ученики приступают к самостоятельной практической работе на ПК. Каждый ученик имеет на руках полный набор практических работ:

    1. Практические работы обучающего характера (обязательно для всех учеников) – выполняя их, ученики знакомятся с новыми возможностями изучаемого приложения, действуя по алгоритму, подробно описывающему порядок выполнения задания. В текстах работ данной группы дается подробный алгоритм с указанием не только необходимых для решения данной задачи операций, но и каким образом эту операцию можно выполнить.  Часто дается несколько способов достижения поставленной цели.  Эти работы носят репродуктивный характер и не требуют от ученика творчества или особых умственных способностей.

    2. Практические работы тренировочного характера – они содержат краткий алгоритм или подсказку, которые помогают ученикам выполнить задание. Если предлагаемая задача аналогична уже разобранной, то подсказки она не содержит. Для слабых учеников обязательны только те задания, которые содержат алгоритм для выполнения.  Остальные задания данной группы он может не выполнять вообще, но обязанность учителя – постараться заинтересовать ученика, стимулируя его деятельность или предоставляя ему время для работы на компьютере после уроков.

    3.Практические работы творческого характера – Эти задания не содержат алгоритма выполнения или подсказки выполняя их, ученики основываются на умениях и навыках, полученных на предыдущих занятиях для решения новых нестандартных задач, а также вынуждены самостоятельно освоить новую функцию или возможность изучаемого приложения. 

    Задания первого уровня оцениваются на «3», второго – на «4», третьего – на «5».

    Ученик сам выбирает, на каком уровне ему остановиться и получает соответствующую оценку.

    Таким образом:

    1.Слабые ученики получают возможность испытать «ситуацию успеха», выполняя только задания репродуктивного уровня.  Причем, этот ученик может попытаться выполнить задания и более высокого уровня, но в случае неудачи – работа не оценивается.

    2.Более сильные ученики получают возможность быстрее и глубже развивать свои умения и навыки, реализовать свой творческий потенциал.

    Но иногда, ученики с заниженной самооценкой просто боятся заданий более высокого уровня.  Задача учителя – стимулировать и направлять таких учеников.  Можно предложить им выполнить работу более высокого уровня во внеурочное время, когда у ученика исчезает страх перед учителем – за оценку и перед одноклассниками – опозориться.

     Кабинет ЭВТ в нашей школе, всегда открыт, и любой ученик может прийти и свободно выполнить любую работу.  Этой возможностью часто пользуются учащиеся:

    • Не сумевшие справиться с работой на уроке (не хватило времени или знаний).
    • Пропустившие по какой-либо причине урок информатики.
    • Желающие продвинуться дальше и попытаться выполнить задания более высокого уровня.
    • Желающие использовать компьютер для изучения других предметов (набор и распечатка рефератов, обучающие или справочные программы, тренажеры и т. д.).
    • Желающие самостоятельно освоить новые возможности компьютерных технологий или программирования.

    Таким образом, частично восполняется отсутствие компьютеров у учащихся дома, создается психологически благоприятная обстановка, учитываются индивидуальные особенности учащегося.

    Учитель не ограничивает учеников тем или иным уровнем.  Более того, он старается стимулировать попытки ученика выполнить более сложное задание.

    Но самостоятельность не значит «Что хочу, то и делаю».

    • Во-первых – ученик имеет право (и пользуется им) обратиться к учителю за помощью (оценка за это не снижается).
    • Во-вторых – учитель контролирует действия учеников в ходе выполнения работы и вмешивается, если видит, что ученик нуждается в помощи, подсказке или по каким-то причинам выполняет задание неправильно.
    • В-третьих – каждая завершенная работа (задача) проверяется учителем.  Учитель делает свои замечания (если требуется), отмечает, где можно было добиться тех же результатов более коротким или простым путем, проводит краткий опрос (2 – 3 вопроса) по данной работе.
    • В-четвертых – ученик не может приступить к выполнению следующего задания, если он не отчитался по предыдущему.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"

    В документе содержится  материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...

    Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий с применением блок-схемного подхода в организации дифференцированного обучения

    Из опыта разработки методики развития навыков самостоятельной работы учащихся на уроках информатики и ИКТ на основе дифференцированного  подхода на примере блок-схем: линейной, ветвления и ...

    Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"

    Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....

    Использование технологии организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ

    В предлагаемой методической разработке дано описание технологии организации самостоятельной деятельности учащихся и рассмотрен один из вариантов ее использования на уроках информатики и ИКТ по те...

    Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках информатики

    В статье говорится,о том как можно сформировать самостоятельное мышление и  подготовка учащихся к творческой деятельности....

    Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики как эффективная форма контроля и оценки. Обобщение педагогического опыта

             Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями ...

    Использование технологии организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики

    Методическая разработка по теме "Использование технологии организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики"...