Главные вкладки

    План - конспект урока Алгоритмические конструкции: ветвление, следование, цикл.2014-2015 год
    план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

    Сильванькова Елена Николаевна

    В конспекте урока ставятся цели: дать определение алгоритмической конструкции следование, ветвление, цикл, показать графическое исполнения каждой из алгоритмических конструкций;  учить составлять словесные и графические алгоритмы с использование конструкций; развивать операторное мышление, воспитывать культуру поведения на уроке информатики.

    Задачи урока:научить  разрабатывать алгоритмы, содержащие команду ветвления, следование, цикл; научить делать выбор формы ветвления на основе анализа условия задачи; развить умение работать в группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Схема конспекта урока

    Аттестуемый педагог: Сильванькова  Елена Николаевна

    Предмет: информатика и ИКТ   9 класс

    Тема урока:  Алгоритмические конструкции :ветвления, следование, цикл

    Цели урока:

    - дать определение алгоритмической конструкции следование, ветвление, цикл, показать графическое исполнения каждой из алгоритмических конструкций;

    - учить составлять словесные и графические алгоритмы с использование конструкций;

    - развивать операторное мышление, воспитывать культуру поведения на уроке информатики.

    Задачи урока:

                    - научить  разрабатывать алгоритмы, содержащие команду ветвления, следование, цикл;

                    - научить делать выбор формы ветвления на основе анализа условия задачи;

                    - развить умение работать в группе.

    Этапы работы

    Содержание этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Организационный момент

    Цель этапа: Мобилизовать обучающихся для  работы на уроке.

    Дидактическая задача: настрой обучающихся на работу

    Метод: слово учителя

    Форма организации деятельности: фронтальная

    Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка состояния класса и готовности учеников к уроку, организация внимания.

    Рапортичка старосты об отсутствующих учениках на столе учителя,  приветствуют учителя, стоя и молча.

    Опрос учащихся по заданному на дом материалу

    Цель:

    1) Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания;

    2) устранить обнаруженные пробелы в  знаниях, совершенствуя навыки построения блок-схем  для конструкций

    ветвления, следование, цикл

    Дидактическая задача: контроль  уровня усвоения изученного ранее материала, исправление и комментирование  ошибок.

    Метод: беседа, демонстрация

    Форма организации деятельности: фронтальная

    До начала урока проверить домашнее задание у двоих обучающихся, запланированных ранее.

    В начале урока мотивировать обучающихся работать по образцу.

    Опрос обучающихся по домашнему заданию. При проверке акцентировать внимание на типах числовых данных, порядке расположения элементов блок-схем для конструкций

    ветвления, следование, цикл.

    Подведение итога по домашнему заданию.

    Проведение письменного опроса по теоретическому материалу темы «Линейные алгоритмы и величины» (5 вопросов), чтение и демонстрация вопросов. 

    Опрос: Знание элементов блок-схем, типов данных

    1. Какой фигурой обозначается начало и конец алгоритма?
    2. Какие два типа числовых данных вы знаете?
    3. Как обозначается команда присваивания?
    4. Какие ограничения есть для задания имен переменным?
    5. Какой фигурой обозначается команда ввода/вывода данных?

    Контроль знаний, предложить взаимопроверку выполненных работ по образцу.

     

    До начала урока двое обучающихся набирают на учительском компьютере блок-схемы из домашней работы.

    Во время демонстрации заданий домашней работы, с помощью проектора, обучающиеся выполняют самоконтроль выполненного домашнего задания.

    Анализируют ошибки.

    Подведение итога домашней работы.

    Письменно отвечают на вопросы, демонстрируемые на экране.

    Обмениваются листочками с соседом и проводят взаимоконтроль выполненной работы по образцу (слайд с ответами). Выставляют отметки.

    Сдают листочки учителю.

    Изучение нового учебного материала

    Цель:

    1) Получение  представления об алгоритмических для конструкциях

    ветвления, следование, цикл,  , а так же правилах работы изучаемых алгоритмических для конструкциях ветвления, следование, цикл алгоритмической структуры;

     2) на основе приобретаемых знаний выработать умение строить алгоритмических для конструкциях ветвления, следование, цикл

    Дидактическая задача: уметь видеть признаки алгоритмических для конструкциях

    ветвления, следование, цикл, уметь выбирать тип алгоритма для решения конкретной задачи, уметь строить блок-схемы  алгоритмических для конструкцияхветвления, следование, цикл

    Метод: проблемный, мини-лекция, практическая работа

    Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная

    Организация внимания.

    Предлагает выполнение практического задания на построение алгоритма (задание на слайде), при составлении которого учащиеся сталкиваются с проблемой, нехватки знаний для решения поставленной задачи.

    1) Предлагаю составить словесный и графический алгоритм решения следующей задачи:

    В прямоугольном треугольнике известны длины катетов a и b. Определите длину гипотенузы c.

    Начало

    1. дано (ввести) a и b
    2. вывести c

    конец

    - Что мы можем сказать про данный алгоритм? Как в нем сменяются действия?

    Акцентируют внимание на учителе

    Выполняют  практическое задание за компьютером, составляя блок-схему с помощью ЦОР  «Конструктор блок-схем», и проверяют блок-схему для трех наборов данных.

    Обращают внимание на то, что в ходе проверки возникает проблема: алгоритм не работает для 3 случая (работа блок-схемы прерывается или выдается неверный ответ).

    Помогает учащимся сформулировать вывод. 

     

    Формулирует тему урока: «Алгоритмические конструкции :ветвления, следование, цикл»

    Вывод: с помощью линейной алгоритмической конструкции задачи такого типа решать неудобно или невозможно.

    Выдвигают гипотезу, что есть возможность организации решения таких задач другим способом.

    Объясняет новый материал по теме урока с использованием презентации «Алгоритмические конструкции :ветвления, следование, цикл»

    Слушают объяснение учителя, составляют конспект мини-лекции учителя.

     Алгоритмическая конструкция следование – это конструкция, в которой действия сменяются последовательно одно за другим.

    2) Даны два числа a и b. Определите большее из них.

    Начало

    1. ввести a и b
    2. если a>b то вывести a иначе вывести b

    конец

    - Что мы можем сказать про данный алгоритм? Как в нем сменяются действия?

    Алгоритмическая конструкция ветвление – это конструкция, в которой действия сменяются в зависимости от выполнения поставленного условия.

    3) Изобразить в графическом редакторе paint клетчатое поле размером 4*4.

    Начало

    1. запустить графический редактор
    2. выбрать инструмент прямоугольник на панели инструментов
    3. изобразить квадрат
    4. скопировать квадрат
    5. вставить копию
    6. присоединить к имеющемуся
    7. повторить пункты 5 и 6 еще 2 раза

    конец

    - Что мы можем сказать про данный алгоритм? Как в нем сменяются действия?

    Алгоритмическая конструкция цикл – это конструкция, в которой имеется участок с повторением действий.

    Различают:

    Цикл с параметром (конечное количество повторений)

    Цикл с предусловием (команды повторяются пока выполняется какое-либо условие)

    Цикл с постусловием (команды повторяются пока условие имеет значение ложь).

    Контроль работы учеников в классе:

    низкий уровень: записывают информацию с компьютера и доски в тетрадь;

    средний уровень: участвуют в  объяснении учителя новой темы, отвечая на элементарные вопросы по новой теме;

    высокий уровень: участвуют в объяснении учителя новой темы, предлагая свои варианты решения предложенных задач .

    Закрепление учебного материала

    Цель:

    1) закрепление полученных на III этапе урока  знаний обучающимися, выработка умения составлять блок-схемы для решения задач на

     для конструкциях ветвления, следование, цикл

    2) научиться применять знания в сходной ситуации. 

    Дидактическая задача: выявить уровень усвоения объясненного материала

    Метод: частично-поисковый, работа с ЦОР, беседа

    Форма организации деятельности: работа в парах

    Предлагает для решения задачи № 1, 2 с Листа «Ветвление».  

    Предлагает ученикам (Ф.И.) выполнить работу на учительском компьютере с последующее демонстрацией на экране.

    Консультирование обучающихся, пояснения по организации каждой формы ветвления.

    Предупреждает, что решения задач (блок-схемы) обучающиеся записали в тетрадь.

    Решают задачи № 1,2 с использованием ЦОР «Конструктор блок-схем».

    Ученики  выполняют построение блок-схем на учительском компьютере (отметка за выполнение работы).

    При необходимости обращаются за помощью.

    Блок-схемы двух первых задач записывают  в тетрадь.

    Предлагает  обучающимся прочитать оставшиеся тексты задач с Листа «Ветвление» и классифицировать их по формам ветвления (полное и неполное), чтобы определить уровень понимания условия задачи и осознанного выбора формы ветвления при составлении алгоритма.

    Опрос ранее запланированного ученика о классификации задач.

    Работа с Листом «Ветвление» по классификации текстов задач.  Запись классификации номеров задач по формам ветвления в тетрадь.

    Ученик (Ф.И.) зачитывает свой вариант классификации, при необходимости остальные обучающиеся вносят поправки и дополнения.

    Обучающийся  (Ф.И.) получает отметку за правильную классификацию.

    Для закрепления изученного материала предлагается парная практическая работа.

    Определяет консультантов из числа учеников, быстро усвоивших материал.

    Контроль знаний: правильное выполнение задания парой  (сверка с листом ответов, который прикреплен на доске).

    Подведение итогов урока.

    На экране демонстрируется блок-схема задачи предложенной в начале урока, предлагается найти ошибки и способы отладки блок-схемы.

    Объявление  отметок за урок.

    Выполняют парную практическую работу по решению задач (2 задачи) по составлению  блок-схем и отладка программы.

    При необходимости используется помощь консультантов или учителя.

    На Контрольных листах  пары запись полученных ответов.

    Определяют ошибки в показанной блок-схеме, и предлагают способы их устранения.

    Задание на дом

    Цель:

    Получение обучающимися домашнего задания и   методики его выполнения, подведение итогов урока.

    Дидактическая задача: закрепление знаний полученных на уроке, формирование умений по составлению блок-схем для решения задач содержащих  алгоритмические  конструкции

    ветвления, следование, цикл

    Метод: слово учителя

    Форма организации деятельности: фронтальная

    Дает индивидуальное домашнее задание 2-х  уровней сложности (уровень учащийся выбирает самостоятельно).

    Закрывают  программу.

    Записывают  д/з в дневниках (прикрепляют  листы с индивидуальными заданиями в тетрадь).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок Алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение.

    Раздел «Алгоритмизация и программирование» является одним из самых сложных в курсе «Информатика и ИКТ», поэтому немаловажно с самого первого урока контролировать понимание учебного материала учащимися...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Алгоритмические конструкции

    На данном занятии учащимся предстоит решить задачи для устройств, собранных на основе робототезированных конструкторов Lego WeDo и Lego Mindstorms NXT, которые дают возможность учащимся манипулировать...

    Конспект урока Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы.

    Урок № 29 в 9 классе. (Босова Л.Л.) Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы....

    Разработка урока Алгоритмическая конструкция ветвление 8 класс

    Архив содержит технологическую карту урока, презентацию, карту урока, домашнее задание. Материал соответсвует ФГОС, к учебнику Босовой Л.Л....

    План предметной недели физико-технологического цикла, 2014 - 2015 учебный год

    В план проведения предметной недели физико-технологического цикла традиционно включены разнообразные внеурочные мероприятия, игры и конкурсы, а также открытые уроки, отражающие инновационный подход пе...

    Открытый урок "Алгоритмическая конструкция «Ветвление»"

    ФИО учителя: Пятышина Елена Константиновна.ОУ: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предмет...