Использование творческих задач на основе законов развития технических систем в преподавании дисциплин «Технология» и «Информатика»
презентация к уроку по технологии (10 класс) по теме

Презентация подготовлена для открытого комбинированного урока по технологии и информатики и предназначена для ознакомления обучающихся с законами развития технических систем

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование творческих задач на основе законов развития технических систем в преподавании дисциплин «Технология» и «Информатика» Учитель технологии Краснооктябрьской школы Гафаров Фаиз Хасанович.

Слайд 2

Законы развития технических систем (ЗРТС) впервые были сформулированы на основе анализа большого количества патентов в рамках теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) основоположником этой теории Альтшуллером Г.С.

Слайд 3

Творческая задача - сформулированная проблема, требующая от решателя нахождения нового способа, эвристики, алгоритма для ее решения ( по Андрееву В.И.)

Слайд 4

Закон полноты частей системы описывает минимально необходимый набор частей, обеспечивающий минимальную работоспособность системы. В общем случае, необходимо наличие рабочего органа, энергии для обеспечения его работы, системы управления рабочим органом, в идеальном случае - рабочий орган и система управления совмещены в энергии

Слайд 5

Примеры задач ТЗ (техн.): «Приведите примеры ТС, в которых рабочий орган совмещен с энергией». Контрольный вариант решения: инструмент для плазменной обработки – энергия и резец совмещены в потоке плазмы. ТЗ (инф.): «На основе закона полноты частей системы сформулируйте минимальный набор элементов в простейшем компьютере». Контрольный вариант решения: рабочий орган компьютера – это процессор, с ассимилированной памятью и арифметико-логическим устройством, необходимы еще устройство управления процессора и источник энергии.

Слайд 6

Примеры задач ТЗ (инф.): «Проведите анализ предшественников персонального компьютера – арифмометра Лейбница, вычислительной машины Бэббиджа, устройства Паскаля - на наличие необходимых частей в соответствии с законом полноты частей системы». ТЗ (инф.): «На основе закона полноты частей системы спрогнозируйте футуристический компьютер».

Слайд 7

Закон увеличения степени идеальности систем развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности, когда масса, габариты и энергоемкость ТС стремятся к нулю, а ее способность выполнять работу при этом не уменьшается или увеличивается.

Слайд 8

Примеры задач ТЗ (техн., инф.): «Найти доказательства закона увеличения степени идеальности системы в истории развития транспорта и вычислительной технике XX века».

Слайд 9

Примеры задач ТЗ (техн., инф.): «Приведите примеры сворачивания функций ТС, когда различные операции выполняются одним рабочим органом».

Слайд 10

Закон перехода в надсистему : при исчерпании ресурсов развития система включается в надсистему в качестве одной из частей, дальнейшее развитие идет уже на уровне надсистемы

Слайд 11

Примеры задач ТЗ (техн.): « Приведите примеры ТС, вначале своего развития функционировавших самостоятельно, а с развитием технологии, ставшими частью технологической надсистемы». ТЗ (инф.): «Какое явление ХХ века ознаменовало переход компьютера как ТС в надсистему и способствовало ускорению темпов развития его вычислительных характеристик?».

Слайд 12

Закон вытеснения человека из технической системы: с развитием ТС управленческие функции передаются от людей к средствам автоматики, производственный процесс переходит из взаимодействия человека и машины в автономное функционирование ТС.

Слайд 13

Примеры задач ТЗ (техн., инф.): «Приведите примеры ТС, в которых ранее управляющим элементом был человек, а в настоящее время управляющие воздействия происходят автоматически».

Слайд 14

Выводы ТЗ на основе ЗРТС обладают дидактическим потенциалом развития компонентов творческого мышления и политехнического обучения школьников целесообразно рассматривать процессы формирования творческого мышления и политехнического обучения в рамках метапредметного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование творческих задач на уроках биологии.

творческие задачи на уроках биологии способствуют развитию познавательного интереса обучающихся к предмету, учит выделять проблему и находить пути ее решения....

Технологическая карта. Решение творческих задач по теме «Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса»

Конспект урока по теме "Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса"...

Учебное пособие по дисциплине "Основы права" Использование проблемных заданий при преподавании дисциплины Основы права.

Учебное пособие написано для активизации познавательной деятельности студентов при преподавании дисциплины "Основы права". Проблемные задания можно использовать также для самостоятельной работы студен...

Использование творческих задач на уроках математики в 5-6 классах

Использование творческих задач на уроках математики  в 5-6 классах...

Курс лекций для специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (дисциплина: ЕН.02 Информатика)

Курс лекций для специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (дисциплина: ЕН.02 Информатика, Тема 1 - 6)...

Методические указания обучающимся по выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины ЕН.02 Информатика специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная ...