Главные вкладки

    ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ «ЖИВЫЕ» ЗАДАЧИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
    методическая разработка по информатике и икт

    в данной статье вводится понятие «практико-ориентиро­ванные «живые» задачи, рассматриваются вопросы использования этих задач в программировании. В школе учат не решению проблем с помощью программи­рования, не разработке программ, а лишь языку программирования как тако­вому. Автором отмечается, что обучение программированию школьников с ис­пользованием практико-ориентированных «живых» задач повышает мотива­цию к обучению, способствует формированию разнообразных способов самооб­разовательной деятельности. Школьники приобретают навыки переноса зна­ний в другой контекст, в новую ситуацию, так как учатся не столько запоми­нать факты, сколько искать, анализировать информацию, самостоятельного выполнять задания.

    Ключевые слова: обучение программированию, практико-ориентирован­ные задачи, «живые» задачи, практико-ориентированные «живые» задачи.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл praktiko_orient_zadachi.docx29.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Московаткин Сергей Анатольевич

    Учитель информатики

    МКОУ Труслейская СШ

    ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ «ЖИВЫЕ» ЗАДАЧИ
    В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

    Аннотация: в данной статье вводится понятие «практико-ориентированные «живые» задачи, рассматриваются вопросы использования этих задач в программировании. В школе учат не решению проблем с помощью программирования, не разработке программ, а лишь языку программирования как таковому. Автором отмечается, что обучение программированию школьников с использованием практико-ориентированных «живых» задач повышает мотивацию к обучению, способствует формированию разнообразных способов самообразовательной деятельности. Школьники приобретают навыки переноса знаний в другой контекст, в новую ситуацию, так как учатся не столько запоминать факты, сколько искать, анализировать информацию, самостоятельного выполнять задания.

    Ключевые слова: обучение программированию, практико-ориентированные задачи, «живые» задачи, практико-ориентированные «живые» задачи.

    Современная школа реализует компетентностный подход в образовании, а именно, формирует и развивает образовательные компетентности, обобщает предметные умения, направляет школьников на подготовку к жизни в обществе. Чтобы сформировать ключевые компетенции учеников и соответствовать современным потребностям общества учителю необходимо изучить и реализовать в своей педагогической практике такие подходы в обучении, которые позволят усилить практико-ориентированную составляющую.

    Большую пользу в достижении поставленных целей приносят практикоориентированные задачи, имеющие насыщенное содержание, связь с жизнью и реализующие межпредметные связи. Они активно внедряются в школьную практику по разным предметам, в том числе и информатику. Однако в информатике они находят большее применение в разделах теоретической информатики и информационных технологий [5].

    С одной стороны, программирование и так является практико-ориентированным, т.к. решение любой задачи предполагает ее реализацию на ЭВМ в виде программы. С другой стороны, не каждая задача, решаемая при обучении программированию, имеет насыщенное содержание, связь с жизнью или реализует межпредметные связи.

    Мы согласны с одним из мнений, что «главная проблема школьного обучения программированию - отсутствие системного подхода в этом вопросе. В школе учат не решению проблем с помощью программирования, не разработке программ, а лишь языку программирования как таковому. Школьные уроки сводятся, по сути, к изучению конструкций языка и выполнению каких-либо заданий на эти конструкции, но не учат намного более важному умению - применять их для решения возникающих на практике задач» [2].

    В разделе «Алгоритмизация и программирование» школьного курса учащимся предлагается для решения множество разрозненных задач. Эти задачи обычно математические, они не наглядны, и результат визуально разочаровывает. У школьников создается впечатление о программировании как о скучном и устаревшем занятии.

    Если при обучении программированию приоритет отдать учебным задачам, которые формируют у учащихся образ и умение увидеть их применение на практике или использовать самим эти знания в повседневной жизни, это позволит не только создавать положительную мотивацию к изучению программирования, но и будет способствовать более успешному его освоению.

    Однако доля подобных задач в школьных учебниках очень мала, что вызывает необходимость их разработки.

    В век информационных технологий современный школьник еще до начала изучения курса информатики приходит в школу пользователем ПК, знакомым с основами работы на компьютере, с опытом работы в социальных сетях. Задача учителя сложна - перевести интерес учащихся от компьютерных игр и общения в социальных сетях в интерес к компьютеру как средству личностного саморазвития и профессионального роста.

    Практико-ориентированные «живые» задачи дают хорошую возможность для оптимального сочетания теоретического и практического материала, демонстрации возможностей IT технологий в бытовой, повседневной и профессиональной деятельности.

    Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт.

    Практика указывает на преимущества выполнения таких задач: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность.

    Для формирования и проверки сформированности умений и способностей применять полученные знания и способы деятельности в ситуациях, встречающихся в повседневной жизни, необходимо разрабатывать специальные задания и задачи (отличающиеся от традиционных). Такие задачи называют по-разному: компетентностные, контекстные, ситуационные, сюжетные, практико-направленные, компетентностно-ориентированные, учебно-практические позволяющие проверять уровень сформированности различных компетенций.

    Мы будем такие задачи назвать практико-ориентированные «живые» задачи.

    Использование данного типа задач производится с целью формирования умений действовать в ситуациях, встречающихся в повседневной жизни. Научить учащихся работать с информацией, то есть добывать, объяснять, отобрать, критически оценить, найти собственное решение, развить свои точки зрения, чувства, убеждения и желания в поисковой деятельности учащихся [1].

    Практико-ориентированные задачи являются элементом «живых» задач, в содержании понятия которых интегрированы так же и понятия учебная задача и познавательная задача. При этом «живая» задача должна иметь личностно-значимый характер, входить в сферу потребностей личного опыта учащегося, реконструировать личный опыт, обогащая его новым, более глубоким знанием [3].

    Под практико-ориентированными «живыми» задачами понимают задачи, возникающие из окружающей действительности, опирающиеся на личный опыт ученика и при этом вынуждающие его для решения использовать полученные знания стандартным или нестандартным образом, которые на качественном уровне меняют характер самой системы обучения школьников решению задач по информатике.

    «Живой» задачей является такая задача, решение которой не является для решающего известной цепью известных действий. Для ее решения учащийся сам должен определить способ решения, исходя из своего опыта по решению различных типов задач. Как производится поиск решения живой задачи? Универсального ответа на этот вопрос нет. Однако в каждой задаче, как в клубке ниток, можно обнаружить ту ниточку, потянув за которую, можно распутать весь клубок. Такой ниточкой является основная идея решения живой задачи [4].

    В процессе жизни каждый человек решает множество задач. Каждая учебная дисциплина обязательно имеет сборники задач. Составители таких сборников стремятся к тому, чтобы в процессе решения задач происходило:

    • во-первых, усвоение соответствующих предметных знаний и умений;
    • во-вторых, психическое развитие человека, формировались соответствующие познавательные процессы.

    Но почему при решении одних и тех, же задач у разных людей наблюдаются разные результаты: одни действительно учатся, а другие - будто бы и нет. Есть здесь одна психологическая тонкость. Для того чтобы стать «живой», задача должна быть принята человека как «живая». По своей структуре и «живая» задача и любая другая могут совпадать. Но цели, которые ученики преследуют при их решении, могут быть принципиально различны. Все зависит от конкретной аудитории. Так, если, решая задачу, ученики стремятся к получению правильного ответа, не пытаясь проанализировать ситуацию или у них нет опыта решения таких задач, независимо от того, кто поставил ее перед ними - учитель или жизнь, то для такого класса или отдельно взятого ученика задача никогда не станет «живой».

    При решении «живых» задач в школьном курсе информатики, на первый план выдвигается развитие познавательных способностей, так как нужно основываться на необходимости всестороннего гармонического развития личности, развития творческих умений, художественных способностей и эстетических качеств, а также расширения кругозора и повышения интереса к окружающей действительности.

    Обучение программированию школьников с использованием практико-ориентированных «живых» задач повышает мотивацию к обучению, способствует формированию разнообразных способов самообразовательной деятельности. Школьники приобретают навыки переноса знаний в другой контекст, в новую ситуацию, так как учатся не столько запоминать факты, сколько искать, анализировать информацию, самостоятельного выполнять задания. Такое обучение также способствует формированию навыков сотрудничества и межличностного общения, позволяет эффективно адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека. Результатом обучения оказывается не только усвоение новых знаний, умений, навыков, но и формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех будущей профессиональной деятельности постоянно меняющихся условиях, социальную мобильность и гибкость выпускника.

    Список литературы

    1. Алферьева М.К. Практико-ориентированный подход в обучении информатике. - Саратов, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://saratov.ito.edu.ru/ 2013/section/206/92368/ (дата обращения: 21.06.2016).
    2. Бузуверов М.Н. Опыт обучения школьников программированию. - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/179307/ (дата обращения: 21.06.2016).
    3. Ивкина И.М. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: Коллективная монография / И.М. Ивкина [и др.]; под. ред. Н.А. Агафоновой. - Красноярск, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/wtjf8C (дата обращения: 21.06.2016).
    4. Степанова Т.А. Методические условия развития алгоритмического мышления школьников на уроках информатики / Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее: Материалы Всеросс. науч. -метод. конф. по вопросам применения ИКТ в образовании, 6-7 февраля 2014 г. / Отв. за вып. Ю.А. Аляев, И.Г. Семакин; Перм. Гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2014. - 282 с.
    5. Таренко Л.Б. Практико-ориентированный подход в развитии интеллектуальных умений студентов в области информатики и вычислительной техники. - 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tisbi.ru/assets/Site/ Science/Documents/-11.pdf (дата обращения: 21.06.2016).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тесты по содержательной линии школьного курса информатики

    Представленные тестовые задания сгруппированы в разделы, которые изучаются в базовом курсе информатики. Специфика составленных тестов заключается в тематическом структурировании заданий в соответствии...

    Решение текстовых задач в школьном курсе математики

    В  школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место.  Они являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величина...

    Метод проектов в школьном курсе Информатика и ИКТ

    Процесс информатизации общества становится всё более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были ...

    Информационно – практика - ориентированный проект. Тема: « Шаг из школьного урока в музыкальную жизнь ».

    Проект проводится в ходе совместной работы преподавателей МБОУ г. Астрахани «СОШ №8» и МБОУ ДОД «ДШИ №3».Работа над проектом  позволяет использовать  нетрадиционный подход к школьному ...

    Интерактивные тесты "Повторение школьного курса информатики". 11 класс

    Интерактивные тесты составлены по сборнику итоговых тестов Т.Е.Чуркиной...

    Формирование самоконтроля на уроках математики на примере практико-ориентированных учебно-познавательных задач.

    Данная статья посвящена формированию самоконтроля на уроках математики средствами учебно-познавательных задач....