Методическая разработка «Подготовка к ОГЭ по информатике» (ОГЭ-2020)
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Колесник Александр Васильевич

Пояснительная записка

 

Учитель: Колесник Александр Васильевич

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 39

Класс: 9

Предмет: информатика

Название материала: «Подготовка к ОГЭ по информатике»

Предназначение: закрепление практических навыков работы с заданиями КИМ ОГЭ

Цель: рассмотреть методы и способы решения задач №№. 1, 2, 7, 8 и 9 КИМ ОГЭ

Продолжительность: по усмотрению учителя

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Медиапродукт: мультимедийные презентации

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

 

Методические рекомендации

Данная методическая разработка подготовлена с учётом содержания основной образовательной программы по информатике и предназначена для учителей в помощь при организации подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ 2020 года по указанному предмету.

Актуальность темы обусловлена тем, что информатика становится наиболее популярным предметом для выбора выпускниками 9-х классов в качестве дополнительного экзамена в форме ОГЭ. Для успешной сдачи экзамена по данному предмету требуется достаточно серьёзная подготовка. Материалы методической разработки нацелены на обобщение теоретических знаний и укрепление практических умений обучающихся по информатике.

В презентациях подробно изложена методика решения типовых заданий, соответствующих демонстрационному варианту и спецификации КИМ ОГЭ по информатике, разработанной Федеральным институтом педагогических измерений..

Методическая разработка представлена презентациями по темам:

  • «Задание № 1. Кодирование информации»
  • «Задание № 2. Кодирование и декодирование информации»
  • «Задание № 7. Информационно-коммуникационные технологии»
  • «Задание № 8. Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений (задания с 2-мя множествами)»
  • «Задание № 9. Анализ информации, представленной в виде схем».

Материалы презентаций структурированы в едином стиле. Первый слайд содержит тему презентации и номер рассматриваемого задания в демонстрационном варианте ОГЭ по предмету. На втором слайде находится информация об уровне сложности, примерном времени выполнения задания, проверяемых результатах обучения и необходимой предварительной подготовке. На следующих слайдах рассмотрена подробная методика решения задания из демонстрационного варианта и приведены примеры разбора подобных задач. Каждая презентация имеет слайд с обобщением по рассмотренному методу решения.

Выполнение заданий формирует и закрепляет все необходимые практические умения. Подобранный материал будет полезен для организации занятий по подготовке к ГИА по указанным темам, а также при самостоятельной подготовке обучающихся к экзамену

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge-2020_zadanie_1.pptx370.05 КБ
Файл oge-2020_zadanie_2.pptx436.73 КБ
Файл oge-2020_zadanie_7.pptx382.15 КБ
Файл oge-2020_zadanie_8_2_mnozhestva.pptx693.64 КБ
Файл oge-2020_zadanie_9.pptx499.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГЭ-2020 информатика Задание № 1 К одирование символов Подготовка к ОГЭ по информатике

Слайд 2

Задание № 1 Уровень: базовый В ремя выполнения: 3 мин Тема: кодирование символов Предметный результат обучения : оценивать объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных . Что нужно уметь: внимательно читать текст, выполнять простые арифметические действия. Что нужно знать : 1 байт = 8 бит Для нахождения количества символов делим объем текста на объем одного символа, при этом величины необходимо привести к одной единице измерения, например обе в байты или обе в биты

Слайд 3

Пример 1: ( Задание № 1 - демоверсия ФИПИ) В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ученик написал текст (в нём нет лишних пробелов): «Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор - дикие животные». Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы - два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного . Определяем объем одного символа: 1 символ 16 бит = 2 байт Определяем количество символов в вычеркнутом тексте: 16 байт : 2 байта = 8 (символов). Обратите внимание: величины одинаковые Определяем количество символов в искомом слове: 8 – 2 = 6 (символов), где 2 – лишние пробел и запятая Ищем в тексте слово из 6 символов (без пробела и запятой) тюлень

Слайд 4

Пример 2: В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 32 битами. Ученик написал для доклада список великих ученых-химиков (в нём нет лишних пробелов): «Ученые химики – Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, Р.Б. Вудворд , Л.К. Полинг , Н.Х. Бор, В.И. Вернадский, Д.У. Гиббс». Ученик вычеркнул из списка упоминание об одном из ученых. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы - два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового текста в данной кодировке оказался на 5 6 байт меньше, чем размер исходного текста. Напишите в ответе фамилию вычеркнутого ученого. Определяем объем одного символа: 1 символ 32 бита = 4 байта Определяем количество символов в вычеркнутом тексте: 56 байт : 4 байта = 14 (символов) Определяем количество символов в искомом слове: 14 – 7 = 7 (символов), где 7 – лишние 2 пробела , запятая и инициалы с точками Ищем в тексте фамилию из 7 символов Вудворд

Слайд 5

Пример 3: В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 2 байтами. Ученик написал для доклада список великих ученых-химиков (в нём нет лишних пробелов): «Ученые химики – Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, Р.Б. Вудворд , Л.К. Полинг , Н.Х. Бор, В.И. Вернадский, Д.У. Гиббс». Ученик вычеркнул из списка упоминание об одном из ученых. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы - два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового текста в данной кодировке оказался на 272 бита меньше, чем размер исходного текста. Напишите в ответе фамилию вычеркнутого ученого. Определяем объем одного символа: 1 символ 2 байта Переводим в байты величину, на которую уменьшился исходный текст: 272 бита : 8 = 34 байта Определяем количество символов в вычеркнутом тексте: 34 байта : 2 байта = 17 (символов) Определяем количество символов в искомом слове: 17 – 7 = 10 (символов), где 7 – лишние 2 пробела , запятая и инициалы с точками Ищем в тексте фамилию из 10 символов Вернадский

Слайд 6

Пример 4: В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 12 битами. Ученик написал для доклада список великих ученых-химиков (в нём нет лишних пробелов): «Ученые химики – Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, Р.Б. Вудворд , Л.К. Полинг , Н.Х. Бор, В.И. Вернадский, Д.У. Гиббс». Ученик вычеркнул из списка упоминание об одном из ученых. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы - два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового текста в данной кодировке оказался на 15 байт меньше, чем размер исходного текста. Напишите в ответе фамилию вычеркнутого ученого. Определяем объем одного символа: 1 символ 12 бит ( в байты не переводится ) Переводим в биты величину, на которую уменьшился исходный текст: 15 байт ∙ 8 = 120 бит Определяем количество символов в вычеркнутом тексте: 120 бит : 12 бит = 10 (символов) Определяем количество символов в искомом слове: 10 – 7 = 3 (символа), где 7 – лишние 2 пробела , запятая и инициалы с точками Ищем в тексте фамилию из 3 символов БОР

Слайд 7

Обобщение Определяем объем ОДНОГО символа (обычно дано в битах или байтах). Определяем, на какое количество бит (или байт) уменьшился (или увеличился) объем текста. Отмечаем, в одинаковых ли единицах получили значения в первых двух пунктах – оба в битах или оба в байтах . Если одинаковые, то переходим к шагу 4. Если нет, то приводим к одинаковым единицам по следующим правилам: - из байт в биты переводим умножением на 8; - из бит в байты переводим умножением на 8. После перевода в одинаковые величины делим число, полученное во втором пункте на число, полученное в 1 пункте для определения количества символов в вычеркнутом (или добавленном) слове. Учитываем что в состав этих символов входят и дополнительные – лишние пробелы, запятые или инициалы с точками. Вычитаем из полученного на предыдущем шаге количества символов лишние символы (запятые, пробелы и др.). Получаем количество символов в искомом слове. Ищем слово с полученным количеством символов.

Слайд 8

Ещё Пример: https://inf-oge.sdamgia.ru/problem?id=10859 Определяем объем одного символа: 1 символ 32 бита Определяем на какую величину уменьшился текст: на 32 байта Единицы измерения разные: 32 бита и 32 байта , приводим к одинаковым. В данном примере легче перевести 32 бита в байты делением на 8 32 : 8 = 4 байта. Получили одинаковые единицы измерения – байты. Определяем количество символов в вычеркнутом тексте: 32 байта : 4 байта = 8 (символов) Определяем количество символов в искомом слове: 8 – 2 = 6 (символов), где 2– лишние 1 пробел и 1 запятая. Ищем в тексте слово из 6 символов Ангара В кодировке UTF-32 каждый символ кодируется 32 битами. Саша написал текст (в нём нет лишних пробелов): «Нил, Амур, Волга, Ангара, Макензи, Амазонка — реки». Ученик вычеркнул из списка название одной из рек. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 32 байта меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название реки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГЭ-2020 информатика Задание № 2 Кодирование и декодирование информации Подготовка к ОГЭ по информатике

Слайд 2

Задание № 2 Уровень: базовый В ремя выполнения: 4 мин Тема: Кодирование и декодирование информации Предметный результат обучения : Уметь декодировать кодовую последовательность Что нужно уметь: внимательно читать текст, находить в коде сообщения коды отдельно взятых символов Что нужно знать : Прямое и обратное условие Фано для однозначного декодирования сообщения

Слайд 3

Прямое условие Фано «никакое кодовое слово не совпадает с началом другого кодового слова» обратное условие Фано «ни одно кодовое слово не может выступать в качестве окончания любого другого кодового слова» А В С D 101 11 001 01 А В С D 00 110 111 01 А В С D 10 11 100 01 А В С D 10 11 001 01 Не подходит! Подходит! А является началом С Ни одно слово не является началом другого Не подходит! Подходит! D является окончанием А и С Ни одно слово не является окончанием другого

Слайд 4

Пример 1: ( Задание № 2 - демоверсия ФИПИ) От разведчика было получено следующее сообщение. 001001110110100 В этом сообщении зашифрован пароль - последовательность русских букв. В пароле использовались только буквы А, Б, К, Л, О, С; каждая буква кодировалась двоичным словом по следующей таблице . Расшифруйте сообщение. Запишите в ответе пароль . А Б К Л О С 01 100 101 111 00 110 Определяем с конца будем расшифровывать или сначала: проверяем в таблице, является ли код какой-нибудь буквы началом кода другой буквы. Если да, то расшифровку делаем с конца сообщения. Если код какой-нибудь буквы является концом кода другой буквы – расшифруем с начала сообщения. Обратим внимание на то, что код буквы А является концом кода буквы К Код буквы О является концом буквы Б. Делаем вывод , что расшифровку следует производить с начала кода сообщения . Рассмотрим отдельно код сообщения

Слайд 5

Пример 1: ( Задание № 2 - демоверсия ФИПИ) 001001110110100 Осуществляем подбор букв по кодам с начала (слева направо) Не придумываем окончание слова по смыслу, бывают ЛОВУШКИ! Расшифровкой не обязательно является осмысленное слово, это может быть набор букв А Б К Л О С 01 100 101 111 00 110 О Б Л А К О ОБЛАКО

Слайд 6

От разведчика было получено сообщение: 1111010010111000 В этом сообщении зашифрован пароль – последовательность русских букв. В пароле использовались только буквы А, Б, К, Л, О, С; каждая буква кодировалась двоичным словом по таблице, показанной на рисунке. Расшифруйте сообщение. Запишите в ответе пароль. Пример 2: ( Задание № 1115 - сайт К. Полякова ) А Б К Л О С 10 111 101 001 00 011 Определяем с конца будем расшифровывать или сначала сообщения Код буквы А является началом кода буквы К Код буквы О является началом буквы Б Делаем вывод , что расшифровку следует производить с конца кода сообщения .

Слайд 7

Пример 2: ( Задание № 1115 - сайт К. Полякова ) 1111010010111000 Осуществляем подбор букв по кодам с конца (справа налево) Расшифровкой не обязательно является осмысленное слово, это может быть набор букв Б К Л С А О БКЛСАО А Б К Л О С 10 111 101 001 00 011

Слайд 8

Обобщение Внимательно читаем задание, выделяем важные моменты. Определяем, с конца сообщения необходимо осуществлять расшифровку или с начала: - проверяем в таблице, является ли код какой-нибудь буквы началом кода другой буквы - если да, то расшифровку делаем с конца сообщения, т.е. справа налево . - проверяем в таблице, является ли код какой-нибудь буквы концом кода другой буквы - если да, то расшифровку делаем с начала сообщения , т.е. слева направо . Внимательно сопоставляем коды букв из предложенной таблицы с участками кода сообщения в соответствии с выбранным направлением расшифровки. Не придумываем окончание слова по смыслу, бывают ЛОВУШКИ ! Расшифровкой не обязательно является осмысленное слово , это может быть набор букв

Слайд 9

Ещё Пример: А. Г. Минак . «10 тренировочных вариантов повышенной сложности. ОГЭ 2020: информатика ». Вариант 6 От разведчика было получено сообщение: 0111110011011000 В этом сообщении зашифрован пароль - последовательность русских букв. В пароле использовались только буквы И, К, Л, Н, О, С; каждая буква кодировалась двоичным словом по такой таблице : Расшифруйте сообщение. Запишите в ответе пароль . И К Л Н О С 01 100 101 111 00 110 Код буквы И является концом кода буквы Л - расшифровку следует производить с начала кода сообщения . 0111110011011000 И Н К С С О


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГЭ-2020 информатика Задание № 7 Информационно-коммуникационные технологии Подготовка к ОГЭ по информатике

Слайд 2

Задание № 7 Уровень: базовый В ремя выполнения: 3 мин Тема: Информационно-коммуникационные технологии Предметный результат обучения : Знать принципы адресации в сети Интернет Что нужно уметь: внимательно читать текст, выделять основные детали строить адрес файла, содержащийся на сервере в сети Интернет Что нужно знать : схему адресации в сети интернет: что такое «корневой каталог» - это адрес сервера или сайта, например Протокол :// Сервер / Путь к файлу https :// info.net

Слайд 3

Схема адресации в сети интернет Протокол :// Сервер / Имя файла Путь к файлу / Имя файла . расширение Папка1 / Папка2 / …. / Папка N http https ftp Эта часть может отсутствовать, если файл расположен на сервере в корневом каталоге Папка, в которой находится файл В некоторых заданиях используется понятие «сайт»

Слайд 4

Примеры адресов Протокол https :// info.net / phisik.docx Сервер Имя файла Протокол https :// info.net / klass / phisik.docx Сервер Имя файла Путь к файлу Папка (или Каталог), в которой находится файл

Слайд 5

Пример 1: ( Задание № 7 - демоверсия ФИПИ) Записываем общий вид адреса файла в сети интернет В тексте задания находим ПРОТОКОЛ , название СЕРВЕРА и ИМЯ ФАЙЛА Ставим между частями в соответствии со схемой знаки :// и / Находим и записываем соответствующие номера фрагментов адреса файла Записываем полученную последовательность цифр в ответ Доступ к файлу rus . doc , находящемуся на сервере obr . org , осуществляется по протоколу https . Фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите в ответе последовательность этих цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет. obr . / org :// doc rus. https Протокол :// Сервер / Имя файла https obr.org rus.doc :// / 7 4 1 3 2 6 5 7413265

Слайд 6

Доступ к файлу server20 с расширением xls , находящемуся на сайте организации org.net , осуществляется по протоколу ftp . Фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите в ответе последовательность этих цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет. .net / org // 20.xls server ftp: Пример 2 : Записываем общий вид адреса файла в сети интернет В тексте задания находим ПРОТОКОЛ , название СЕРВЕРА (в данной задаче используется понятие « сайт ») и ИМЯ ФАЙЛА (в данной задаче используется имя файла . расширение ) Ставим между частями в соответствии со схемой знаки :// и / Находим и записываем соответствующие номера фрагментов адреса файла Записываем полученную последовательность цифр в ответ Протокол :// Сервер / Имя файла ftp org.net server20.xls : // / 7 4 3 1 2 6 5 7431265 имя файла . расширение

Слайд 7

Обобщение Внимательно читаем задание , выделяем важные моменты. Записываем общий вид адреса файла в сети интернет В тексте задания находим и выписываем ПРОТОКОЛ , название СЕРВЕРА (иногда в задаче используется понятие «САЙТ») и ИМЯ ФАЙЛА (иногда в задаче используется имя файла . расширение ) Ставим между частями в соответствии со схемой знаки :// и / Находим и записываем соответствующие номера фрагментов адреса файла Записываем полученную последовательность цифр в ответ Протокол :// Сервер / Имя файла Протокол :// Сервер / Имя файла . расширение

Слайд 8

Ещё Пример: А. Г. Минак . «10 тренировочных вариантов повышенной сложности. ОГЭ 2020: информатика ». Вариант 4 Во вторник Иван Алексеевич сказала Александру, что файл с материалами к уроку химии выложен в Интернете по адресу http ://materials.school892.ru/chemistry/tab.xls . В четверг в связи с переналадкой школьного сервера Иван Алексеевич переместил файл в каталог tab , который расположен в корневом каталоге на сайте chemistry.info , доступ к которому осуществляется по протоколу ftp . Имя файла не изменилось. Укажите новый адрес файла c материалами к уроку. Записываем общий вид адреса файла в сети интернет , включая путь к файлу (папку, в которой находится файл на сервере) Сопоставляем с адресом файла в задаче, находим имя файла Найдено имя файла tab.xls . Из условия задачи доступ к новому местоположению файла осуществляется по протоколу ftp на сайте chemistry.info , файл находится в каталоге (папке) tab . Составляем новый адрес файла по знакомой схеме Протокол :// Сервер / Папка / Имя файла http :// materials.school892.ru / chemistry / tab.xls Протокол Сервер Папка Имя файла f tp :// chemistry.inf o / tab / tab.xls


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГЭ-2020 информатика Задание № 8 Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений (задания с 2-мя множествами) Подготовка к ОГЭ по информатике

Слайд 2

Задание № 8 Уровень: повышенный В ремя выполнения: 5 мин Тема: Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений Предметный результат обучения : Понимать принципы поиска информации в Интернете Что нужно уметь: выполнять простые арифметические действия Что нужно знать : формулу для решения задачи с двумя множествами ( формула включений и исключений ) суть операций логического умножения «ИЛИ » и логического сложения «И»

Слайд 3

Пример 1: ( Задание № 8 - демоверсия ФИПИ) Записываем общую формулу для решения задачи с двумя множествами Сопоставим части формулы с запросами по обозначениям логических операций: Подставим значения в записанную формулу и вычислим неизвестную её часть В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» - символ «&». В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет . Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Рыбка? Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов . Ответ: 570 Запрос Найдено страниц (в тысячах) Рыбак | Рыбка 780 Рыбак 260 Рыбак & Рыбка 50 x = 260 – количество страниц, найденных по запросу Рыбак y – количество страниц, найденных по запросу Рыбка x|y = 780 – количество страниц, найденных по запросу Рыбак | Рыбка x&y = 50 – количество страниц, найденных по запросу Рыбак & Рыбка Будем искать!

Слайд 4

Пример 2: ) Записываем общую формулу для решения задачи с двумя множествами Сопоставим части формулы с запросами по обозначениям логических операций: Подставим значения в записанную формулу и вычислим неизвестную её часть В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» - символ «&». В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет . Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Фиалка | Лотос ? Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов . Ответ: 420 Запрос Найдено страниц (в тысячах) Фиалка 240 Лотос 260 Фиалка & Лотос 80 x = 240 – количество страниц, найденных по запросу Фиалка y = 260 – количество страниц, найденных по запросу Лотос x|y – количество страниц, найденных по запросу Фиалка | Лотос x&y = 8 0 – количество страниц, найденных по запросу Фиалка & Лотос Будем искать!

Слайд 5

Обобщение Внимательно читаем задание , выделяем важные моменты. Записываем общую формулу для решения задачи с двумя множествами ( формула включений и исключений) Сопоставляем части формулы с запросами по обозначениям логических операций: Подставим значения в записанную формулу и вычислим неизвестную величину решив уравнение с одной переменной, например -?

Слайд 6

Ещё Пример: А. Г. Минак . «10 тренировочных вариантов повышенной сложности. ОГЭ 2020: информатика ». Вариант 2 В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет. Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Футбол & Баскетбол ? Записываем формула включений и исключений: Сопоставим части формулы с запросами : x = 235 – найдено страниц по запросу Баскетбол ; у = 470 – найдено страниц по запросу Футбол ; х | у = 595 – найдено страниц по запросу Баскетбол | Футбол ; х & у – найдено страниц по запросу Баскетбол & Футбол ; Подставим значения в записанную формулу и вычислим : Ответ: 110


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГЭ-2020 информатика Задание № 9 Анализ информации, представленной в виде схем Подготовка к ОГЭ по информатике

Слайд 2

Задание № 9 Уровень: Повышенный В ремя выполнения: 4 мин Тема: Анализ информации, представленной в виде схем Предметный результат обучения : Умение анализировать информацию, представленную в виде схем Что нужно уметь: внимательно читать текст считать сумму натуральных чисел без ошибок Что нужно знать : общую методику решения задания

Слайд 3

Пример 1: ( Задание № 9 - демоверсия ФИПИ) На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К, проходящих через город В? Выделяем в тексте задачи ключевые фразы: из какого пункта в какой необходимо считать дороги; какие пункты нужно проходить и какие не нужно Вычеркиваем на схеме дороги, которые НЕ проходят через В, в дальнейшем эти дороги в подсчете не участвуют ( внимательно изучаем рисунок, не пропускаем! ) Если в тексте задания не указано, сколько путей ведет в пункт А , то по умолчанию считается один Из пункта А идут две дороги: в пункт Б и пункт В. В пункт Б существует только один путь из пункта А, записываем единицу для Б. В пункт В приходят две дороги: из А и из Б , суммируем количество путей, записанных для А и Б , получаем 1+1 = 2, т.е. из А в В существует два пути 1 1 1 1 2

Слайд 4

Пример 1: ( Задание № 9 - демоверсия ФИПИ) На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К, проходящих через город В? В пункт Г идет одна дорога из пункта В . Т.к. из А в В существует 2 пути, то из А в Г также будет 2 пути В пункт Ж приходят дороги из пункта В и пункта Г . Т.к. из А в В существует 2 пути и из А в Г также существует 2 пути, то из А в Ж существует 2+2=4 пути В пункт Д идет одна дорога из пункта В . Т.к. из А в В существует 2 пути, то из А в Д также будет 2 пути В пункт Е приходят дороги из пункта В и пункта Д . Т.к. из А в В существует 2 пути и из А в Д также существует 2 пути, то из А в Е существует 2+2=4 пути 1 1 1 2 2 2 2 4 2 2 2 4

Слайд 5

Пример 1: ( Задание № 9 - демоверсия ФИПИ) На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К, проходящих через город В? Остался пункт К , в который ведут дороги из пункта Д , пункта Е и пункта Ж . Из А в Д существует 2 пути Из А в Е существует 4 пути Из А в Ж существует 4 пути Следовательно из А в К существует 2+4+4=10 путей 1 1 1 2 2 4 2 4 2 4 4 10 Ответ: 10

Слайд 6

Пример 2: На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К . По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из пункта А в пункт К, не проходящих через пункт В? Выделяем в тексте задачи ключевые фразы: из какого пункта в какой необходимо считать дороги; какие пункты нужно проходить и какие не нужно Вычеркиваем на схеме дороги, которые проходят через В, в дальнейшем эти дороги в подсчете не участвуют ( внимательно изучаем рисунок, не пропускаем! ) Если в тексте задания не указано, сколько путей ведет в пункт А , то по умолчанию считается один Из пункта А идут две дороги: в пункт Б и пункт Г. В пункт Б существует только один путь из пункта А, записываем единицу для Б. Аналогично из пункта А в пункт Г существует только один путь Так же рассуждая, получаем 1 путь из А в Д и из А в Ж. 1 1 1 1 1

Слайд 7

Пример 2: На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К . По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из пункта А в пункт К, не проходящих через пункт В? В пункт Е идет одна дорога из пункта Д . Т.к. из А в Д существует только 1 путь, то из пункта А в пункт Е существует также 1 путь В пункт К идут три дороги: из пункта Д, из пункта Е и из пункта Ж . Т.к. из А в Д существует только 1 путь, из пункта А в пункт Е существует также 1 путь и из пункта А в пункт Ж существует 1 путь, то из пункта А в пункт К существует 1+1+1=3 дороги 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 Ответ: 3

Слайд 8

Обобщение Выделяем в тексте задачи ключевые фразы: из какого пункта в какой необходимо считать дороги; какие пункты нужно проходить и какие не нужно Вычеркиваем на схеме дороги, по которым нельзя проходить ( внимательно изучаем рисунок, не пропускаем! ) Если в тексте задания не указано, сколько путей ведет в пункт А (стартовый, т.е. с которого начинаем), то по умолчанию считается один От стартового пункта просчитываем количество путей в каждый пункт по ходу к конечному пункту , суммируем количество путей

Слайд 9

Ещё Пример: https://inf-oge.sdamgia.ru/problem?id=10254 На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К, не проходящих через город В? Выделяем в тексте задачи ключевые фразы Вычеркиваем на схеме лишние дороги ( внимательно изучаем рисунок, не пропускаем! ) В пункт А по умолчанию считается ведет один путь Из пункта А идут две дороги: в пункт Б и пункт Г. В пункт Б существует только 1 путь из пункта А, записываем 1 для Б. В пункт Г также существует только 1 путь из пункта А, записываем 1 для Г Аналогично рассуждая, получаем, что из пункта А в пункт Д существует один путь 1 1 1 1

Слайд 10

Ещё Пример: https://inf-oge.sdamgia.ru/problem?id=10254 На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К, не проходящих через город В? В пункты Ж и Е ведут по одной дороге из пункта Д . Т.к. из А в Д существует только один путь, то из А в Ж существует 1 путь и из А в Е существует 1 путь В пункт И ведут две дороги: из Г и из Е. Из А в Г существует 1 путь, из А в Е также существует 1 путь, значит из А в И существует 1+1=2 пути В пункт К ведут дороги из Д, Е, И и Ж . Т.к. из А в Д существует 1 путь , из А в Е существует 1 путь , из А в И существует 2 пути и из А в Ж существует 1 путь , то из А в К существует 1+1+2+1=5 путей 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 5 Ответ : 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектные технологии на уроках информатики"

Познакомить с одной из форм организации учебной работы со студентами - методом проектов...

Методическая разработка урока "Табличные информационные модели", информатика и ИКТ 7 класс, УМК Босова Л.

Методическая разработка урока включает:конспект урока;персональный лист-заданий ученика;дидактический материал;интерактивные задания для интерактивной доски STAR Board (файл Табличные модели.yar докум...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Методическое пособие "Подготовка к ЕГЭ по информатике"

В пособии представлены тестовые задания по информатике для 6-8 классов....

Методическая разработка "Написание личного письма в формате ЕГЭ" (2020)

Методическая разработка «Написание письма в формате ЕГЭ»Данная методическая разработка представляет собой серию учебных занятий. Она посвящена подготовке учащихся 10 – 11 классов к у...

Методическая разработка «Подготовка лыжных трасс для учебного процесса по разделу «Лыжная подготовка»»

Трудно переоценить то значении, которое имеет для качественного обучения лыжной подготовке в школе решение проблемы с хорошими трасами. Как мы знаем лыжные трассы включают в себя учебные, тренировочны...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО КАБИНЕТАМ информатика и английский язык «ТУРНИР СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (английский)»

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня    МЕТОДИЧЕСКАЯ РА...