Публикации моих учеников
проект по информатике и икт

Петрова Лариса Филипповна
  • Применение математики и информатики в решении профессиональных задач
  • Создание электронного учебника как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
  • Электронный учебник по созданию базы данных в MS Access

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»

Создание электронного учебника как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Выполнила: Доржиева Е.

Руководитель: Петрова Л.Ф.

Улан-Удэ

Содержание

  1. Введение
  2. Обоснование выбора среды для разработки электронного учебника
  3. Создание электронного учебника
  4. Второй этап создания электронного учебника
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы

Введение

Что же такое «Электронный учебник» и в чем его отличия от обычного учебника? Электронный учебник  представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Электронный учебник часто дополняет обычный, и особенно эффективен в тех случаях, когда он:

  • обеспечивает практически мгновенную обратную связь;
  • помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;
  • существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
  • наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума,   проверить знания по определенному разделу.

На сегодняшний день разработано множество электронных учебников на совершенно разные темы, начиная от простеньких небольших программок, заканчивая сложными и серьезными проектами, которые создавались годами.

В чем же причина такого большого количества электронных учебников?

Наверное, ответ очень прост: причина во всеобщей компьютеризации общества. Наряду с традиционными учебными пособиями стали использоваться, так называемые, электронные учебники, удобные и для домашнего обучения, и для использования в образовательных учреждениях.

Электронные учебники существенно повышают качество визуальной информации, она становится ярче, красочнее, а,  как известно, чем интереснее представлен материал, тем интереснее его изучать. Поэтому возможности электронных учебников не ограничиваются только изложением и демонстрацией материала, они призваны заинтересовать ученика.

Цель работы –  создать электронный учебник по информационным технологиям на тему «Создание базы данных в Microsoft Access», который можно использовать на уроках, а также для самостоятельного изучения. 

Объект:  создание электронного учебника. 

Предмет: электронный учебник по информационным технологиям на тему «Создание базы данных в Microsoft Access».

Для создания электронных учебников используются различные программы Macromedia Flash, Microsoft Frontpage, Microsoft PowerPoint. Я выбрала эффективные  средства программы PowerPoint.

Достижение цели работы осуществлялось решением следующих основных задач:

  1. Изучить и провести анализ литературы по теме работы.
  2. Создать электронный учебник.
  3. Выполнить практическую работу на основе изученного материала.

Работа над электронным учебником проводилась в несколько этапов.

На первом этапе определялась библиография по теме работы, осуществлялся анализ источников и обобщение материала.

Второй этап работы был посвящен разработке структуры учебника. 

Третий этап. Освоение программы Microsoft PowerPoint  для реализации проекта. 

Четвертый этап. Разработка дизайна, создание основных элементов управления, создание анимационных роликов, компоновка, связь элементов. 

Пятый этап. Выполнение практической работы по созданию базы данных «Моя группа» в программе Microsoft Access.

Обоснование выбора среды для разработки электронного учебника

 Для разработки электронного учебника использовалась программа для создания презентации Microsoft PowerPoint. В чем причины выбора?

Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов и часто применяются в рекламе, при выступлениях на конференциях и совещаниях, они могут также использоваться на уроках в процессе объяснения материала учителем или докладов учащихся.

Что же представляет собой компьютерная презентация? Проведем аналогию с обычной книгой. Книга состоит из страниц с текстом, и презентация тоже состоит из страниц, но только электронных, которые кроме текста могут содержать также таблицы, рисунки, диаграммы, а также мультимедийные объекты:  анимационные картинки, клипы, звук, видео. С помощью панели «Рисование» можно создавать различные блок-схемы, организационную структуру. Электронные страницы презентации называются слайдами. Слайды можно самим красочно оформить или использовать  готовые  шаблоны оформления.

Книгу мы обычно читаем последовательно, просто перелистывая ее страницы. В процессе просмотра компьютерной презентации могут реализовываться различные последовательности представления слайдов и переходы. Существуют два различных способа создания переходов. Первый способ состоит в создании гиперссылок на другие слайды или, в общем случае, на другие объекты (документы на локальном компьютере и Web-страницы в Интернет). Второй способ состоит в размещении на слайдах управляющих элементов (кнопок). Если активизировать кнопку (щелкнуть мышью), то произойдет переход на другой слайд.

Для каждого слайда можно установить различные анимационные эффекты. Любой объект, находящийся на слайде, можно заставить возникнуть на экране необычно: проявиться на экране, вылететь сбоку, развернуться до заданного размера, уменьшиться, вспыхнуть, вращаться и так далее. Текст может появляться целиком, по словам или даже по отдельным буквам.

Все перечисленные возможности и достоинства программы Microsoft PowerPoint  как нельзя лучше подходят для разработки электронного учебника.

Создание электронного учебника

Первый этап создания электронного учебника

Тема «База данных Access» входит в обязательный минимум программы по информатике и информационным технологиям, а наиболее эффективный способ усвоения материала – наглядно-иллюстративный. В этом заключается актуальность выбранной темы.

 На первом этапе создания электронного учебника «Создание базы данных в Microsoft Access» проведен анализ литературы, содержащей информацию по выбранной теме.

Для наполнения электронного учебника были выбраны следующие пособия:

1. Виктор Пасько, Access 2000, К.: издательская группа BHV

2. Н.Д. Угринович, Информатика и информационные технологии, учебник для 10-11 классов, -5-е издание, М.: БИНОМ

3. А.Н. Татарников, Л.А.Татарникова, Офисные технологии, учебное пособие, -Томск

4. CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.”

5. Ресурсы Internet.

Материал, взятый из этих источников, был систематизирован и обработан.

Второй этап создания электронного учебника

На втором этапе выполнялась работа по непосредственному созданию учебника. Проведено разбиение имеющегося материала на разделы. Текст был тщательно отредактирован, чтобы далее не вносить больших изменений и не было ничего лишнего. Создание программы осуществлялось в связи с учетом возможностей выбранной программы и имеющихся исходных материалов. Было разработано содержание, которое включает несколько разделов:

1 раздел:  Определения и основные понятия

2 раздел: Знакомство с программой Microsoft Access

3 раздел: Объекты базы данных;

4 раздел:  Упражнения;

5 раздел: Тест.

Изучение темы рекомендуется начать с раздела «Определения и основные понятия». Здесь излагается теория, которая  облегчает понимание и усвоение темы. Рассматривается что такое «база данных», «система управления базами данных», три основных типа моделей базы данных. Приводятся свойства каждой модели реляционной базы данных. Во время работы можно свободно перемещаться с одной страницы на другую с использованием интуитивно понятных кнопок, на содержание учебника. Текст сопровождается ссылками на основные понятия и термины.

В разделе «Знакомство с программой Microsoft Access» рассматривается назначение программы, его запуск,  из каких объектов состоит база данных. Рассмотрено назначение каждого объекта.

Следующий раздел посвящен объектам базы данных: таблицам, запросам, формам и отчетам, показано как они создаются и для чего они предназначены.

Рассмотрено создание таблицы в окне конструктора.  Описываются атрибуты создаваемой таблицы: наименование поля, тип данных, описание. Кроме этих основных атрибутов, каждое поле таблицы обладает дополнительными свойствами, отображаемыми в нижней части конструктора и определяющими условия ввода данных. В таблице необходимо задать ключевое (первичное) поле, это поле, которое идентифицирует каждую запись. Чтобы сделать поле ключевым надо щелкнуть на кнопке «ключевое поле», которая расположена на панели инструментов «Конструктор таблиц». Слева возле имени поля появится символ ключа.

Далее рассматривается что такое запрос и для чего он предназначен, показано как формируются запросы, указываются критерии выборки записей в исходной таблице. Показано по шагам как заполняется бланк запроса, который располагается в окне конструктора запросов. Каждая строка бланка запроса выполняет определенную функцию. Наиболее важная часть бланка запроса – это условие отбора, в ней вводятся ограничения поиска, задавая определенные условия, которые принято называть критерием поиска. Рассматривается также как добавить поля в бланк запроса, как изменить порядок полей  и как сохранить запрос.

 Следующий объект базы данных – формы, который используется для отображения записей в базе данных. Формы позволяют  отображать данные, содержащиеся в таблицах или в запросах, в более удобном для восприятия виде. При помощи форм можно добавлять в таблицы новые данные, а также редактировать или удалять существующие. Форма может содержать  рисунки, графики,  данные из полей в базовом источнике записей, результаты расчетов из выражений, поясняющий текст, элементы управления. Показано по шагам как создается форма с помощью мастера: 1) выбор из таблицы полей для формы; 2) выбор вида формы; 3) выбор стиля оформления; 4) задание имени формы.  Показано как создать и заполнить поле с фотографией учащегося (сотрудника).

Рассматривается также создание отчетов, которые предназначены для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде. В них можно размещать графику и рисунки, включать нумерацию страниц, выводить значения вычисляемых полей.

Во время работы можно свободно перемещаться с одной страницы на другую с использованием кнопок, на содержание учебника,   текст сопровождается ссылками на основные понятия и термины.

В разделе «Упражнения» приводятся упражнения на создание таблиц, запросов, форм и отчетов.

Последний раздел учебника «Тест» состоит из 10 вопросов с несколькими вариантами ответов.  

Разделы учебника подкреплены красочными изображениями, кнопками, с помощью которых можно свободно перемещаться по страницам. Все это позволяет интереснее изучать тему самостоятельно.

Страницы учебника не содержат лишней информации, которая в ходе работы с программой могла бы отвлечь внимание.

Заключение

При создании электронного учебника  учитывалось следующее:

1.      Дизайн и оформление не должны отвлекать  от учебного процесса;

2.      Шрифт электронного учебника не должен быть слишком мелким или слишком крупным, так как это отвлекает внимание.

3.      Ни в коем случае нельзя делать светлый текст на темном фоне. От этого устают глаза, и теряется внимание.

4.      Анимация, используемая в учебнике должна как можно нагляднее демонстрировать создание по шагам базы данных.

6.      Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Текстовая составляющая должна быть ограничена — ведь остаются обычный учебник, бумага и ручка для углубленного изучения уже освоенного на компьютере материала.

Электронные учебники делают процесс усвоения сложного материала доступным и наглядным.

Обобщая, можно утверждать, что цель и задачи, поставленные в работе, выполнены.

Список использованной литературы

1. Виктор Пасько, Access 2000, К.: издательская группа BHV

2. Н.Д. Угринович, Информатика и информационные технологии, учебник для 10-11 классов, -5-е издание, М.: БИНОМ

3. А.Н. Татарников, Л.А.Татарникова, Офисные технологии, учебное пособие, -Томск

4. CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.”

5. Ресурсы Internet

 



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды СУБД Наиболее известными и популярными являют c я ACCESS,FOXPRO, PARADOX . Остановим свой выбор на ACCESS , который входит в состав пакета Microsoft Office и позволяет обеспечить ввод данных в таблицы базы данных, их хранение, сопровождение, отображение и вывод на печать различных данных.

Слайд 2

Реляционная модель представляет собой двухмерный массив или двухмерную таблицу. Реляционная модель имеет свойства: Каждый элемент таблицы – один элемент данных Все столбцы в таблице являются однородными, т.е. имеют один тип Каждый столбец (поле) имеет уникальное имя Одинаковые строки в таблице отсутствуют Порядок следования строк в таблице может быть произвольным.

Слайд 3

Иерархическая модель Представляет собой совокупность элементов, расположенных в порядке их подчинения, характеризуется такими параметрами, как уровни, узлы, связи. Принцип работы модели таков, что несколько узлов более низкого уровня соединяются при помощи связи с одним узлом более высокого уровня. Узел – информационная модель элемента, находящегося на данном уровне иерархии.

Слайд 4

Сетевая модель Эта модель похожа на иерархическую. Она имеет те же основные составляющие (узел, уровень, связь), однако характер их отношений принципиально иной. В сетевой модели принята свободная связь между элементами разных уровней.

Слайд 5

Типы данных Текстовые поля могут содержать буквы, цифры и специальные символы. Числовые поля содержат числа, для указания коли-чества десятичных знаков используется свойство поля. Счетчик предназначен для хранения данных, значения которых не редактируются. Поле даты/времени используется для хранения дат и времени, в которых данные представлены в специальном формате. Логические поля используются для хранения данных, которые могут принимать одно из двух возможных значений. Поле MEMO – текстовое поле произвольной длины. Поле объекта OLE позволяет хранить изображения и другие данные (рисунок, фотография и т.д.)

Слайд 6

Таблицы Информация базы данных хранится в одной или нескольких таблицах. Любая таблица с данными состоит из набора однотипных записей. Они представляют собой строки таблицы, которые можно добавлять, удалять или изменять. Каждая запись является набором именованных полей, или ячеек, которые могут хранить самую разнообразную информацию, начиная от даты рождения и заканчивая подробным описанием кулинарного рецепта. Однотипные поля разных записей образуют столбец таблицы.

Слайд 7

Запросы Запросы являются инструментом поиска и структурирования данных. Запрос, адресованный одной или нескольким таблицам, инициирует выборку определенной части данных и их передачу в таблицу, формируемую самим запросом. В результате вы получаете подмножество информационного множества исходных таблиц, сформированное по определенному закону. Добавление в запрос условия отбора позволяет выбирать из таблицы не все записи, а лишь те, которые удовлетворяют определенным критериям.

Слайд 8

Формы В то время как таблицы и запросы позволяют отобразить на экране длинные списки записей, формы дают возможность сосредоточиться на конкретной записи. Они облегчают ввод, редактирование и восприятие информации, могут содержать вспомогательные подписи и элементы оформления.

Слайд 9

Отчеты В целом отчеты похожи на формы, но они, как правило, предназначаются для вывода информации из базы данных на принтер. Поэтому в отчетах данные форматируют так, чтобы их было удобно размещать на отдельных страницах. Отчеты поддерживают самые разнообразные способы оформления и позволяют группировать данные, разбивая их на логически цельные блоки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикации моих учеников

Автор: Якушина Елена1.Презентация "Ты можешь спасти нашу планету!"  может использоваться на уроках с ИКТ (УМК Биболетова М.З)2.Сочинение для конкурса "Наша страна-наше наследие"Автор: Тимохина Ек...

Публикации моих учеников

Всероссийская выставка «Юннат»По результатам областного конкурса «Юннат», Келлер Наташа ученица 10 класса, является победителем в номинации «Фермерское хозяйство», вместе с учителем биологии Евг...

Публикации моих учеников

Страшные напитки - газированная вода разных видов....

Публикации моих учеников

Наши  благодарности за конкурс"Салют Победа"...

Публикации моих учеников

Презентация  страны мира...

Публикации моих учеников

Социальный проект "Возрождение родника"...

Публикации моих учеников

проект "Вездесущая симметрия"...