Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь
статья по английскому языку по теме

Чупина Людмила Александровна

Прочитала статью Бикеевой  на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.

Про трудности и лёгкости в нашей учительской жизни.

Итак, уважаемые коллеги, у вас трудности со своей работой, со своими учениками? Значит, у вас дети как дети, ученики как ученики и школа как школа. А кто вам обещал только лёгкости в вашей производственной жизни? Такова уж наша учительская жизнь – сплошные трудности, сложности и проблемы. Правда, иногда трудности сменяются небольшими лёгкостями. Но потом, увы!, опять наступают трудности. Конечно, случаются и длительные периоды лёгкостей. Но, как правило, за ними вновь начинаются новые трудности. И это – нормально. Это просто означает, что в вашей производственной жизни и в вашем учительском труде наступило воспаление лёгкостей. Такое бывает. И это нужно, по - возможности, спокойно пережить.

Ученики заставляют нас всё время напрягаться, нервничать и переживать? Ученики создают нам бесконечные проблемы и громоздят трудности? Поздравляю вас! Значит у вас нормальные здоровые ученики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бикеева Алина Сергеевна

Про дети как дети и ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь

Многие учителя вздыхают: «У других – дети как дети, ученики как ученики – учатся, стараются и уважают учителя, а у меня … » Хочу сразу вам возразить. У вас тоже, скорее всего, дети как дети и ученики как ученики. Просто в школе почти не бывает легко, и вы устали.

Про трудности и лёгкости в нашей учительской жизни.

Итак, уважаемые коллеги, у вас трудности со своей работой, со своими учениками? Значит, у вас дети как дети, ученики как ученики и школа как школа. А кто вам обещал только лёгкости в вашей производственной жизни? Такова уж наша учительская жизнь – сплошные трудности, сложности и проблемы. Правда, иногда трудности сменяются небольшими лёгкостями. Но потом, увы!, опять наступают трудности. Конечно, случаются и длительные периоды лёгкостей. Но, как правило, за ними вновь начинаются новые трудности. И это – нормально. Это просто означает, что в вашей производственной жизни и в вашем учительском труде наступило воспаление лёгкостей. Такое бывает. И это нужно, по - возможности, спокойно пережить.

Ученики заставляют нас всё время напрягаться, нервничать и переживать? Ученики создают нам бесконечные проблемы и громоздят трудности? Поздравляю вас! Значит у вас нормальные здоровые ученики.

Скажу крамолу: Проблемы, которые мы пытаемся изо всех сил решить с нашими учениками и в наших учениках, чаще всего НЕ являются проблемами детей, а являются проблемами общества, системы образования и вообще взрослых, т.е. нашими проблемами. Поэтому нам, взрослым, сначала следовало бы разобраться с самими собой и собственными проблемами.

Да, в нашей учительской жизни случается и воспаление лёгкостей, и воспаление трудностей, и разные прочие другие напасти, болячки и неприятности. Но, это всё – не беда, ведь у нас всё же бывает и много приятностей с нашими учениками. А трудности вполне можно пережить, лишь бы это не было отсутствием взрослой мудрости, концом профессионализма, а также лопаньем обычного человеческого терпения со взрывом негативных эмоций.

Почти философская рассуждалка: Наши ученики преподносят нам как ребусы, так и опусы. А также показывают фокусы, откалывают номера и подхватывают вирусы. А ещё они вручают нам гладиолусы и кактусы. Ну, что ж в этом такого?! Такова жизнь. Наша с вами учительская жизнь!

Сам себе иллюзионист. 

Уважаемые коллеги, давайте поразмышляем, каким в идеале должен быть наш педагогический труд. Как мне кажется, существует некий подобный идеал: дети должны хорошо учиться и любить это делать, отлично себя вести, ходить в школу с радостью, на уроке всегда слушать учителя, поднимать руку, а дома выполнять домашние задания от точки до точки.

Существует большая такая иллюзия: идеальная школа, хорошие ученики – это всё должно быть без учительских волнений и переживаний. Так должно быть, уверены мы. А когда так не получается, мы начинаем нервничать, переживать и злиться.

Но ведь согласитесь, коллеги, в реальной жизни вряд ли такое возможно. Порой мы смотрим на своих коллег и их учеников, на тех, которые со стороны нам кажутся идеальными, и почему-то думаем, что учительский труд этих людей протекает без проблем и переживаний. Мы делаем при этом вывод, что у них дети как дети, ученики как ученики, а школа как школа и жизнь как жизнь. Учитель, так думающий, сам себе создаёт подобную иллюзию. Получается, что такой учитель - сам себе иллюзионист.

Мы, учителя, порой думаем, что в школе работа очень трудная. Но разве разные другие работы лёгкие? Какие лёгкие работы вы знаете, уважаемые коллеги? А вы пробовали на них работать? Вы уверены, что там легко? Вы точно знаете, что только в школе работать трудно?

Человек привыкает к собственному негативному мышлению и перестаёт его осознавать и замечать. Мыслить негативно становится для него нормой и обыденностью. Человек в собственных мыслях создаёт себе иллюзию, что всё вокруг него трудно и даже плохо, а где-то там, не в его жизни, всё легко и хорошо.

А разве существует такое понятие или явление, как лёгкая и беззаботная работа, если, конечно, РАБОТАТЬ?! В каждой профессии, да и у всех остальных учителей свои сложности, трудности и проблемы. И это – естественно. Это – жизнь.

Если ваши ученики часто забывают дома учебники и тетради, не выполняют домашних заданий, не поднимают руку на уроке, значит, уважаемые педагоги, у вас дети как дети и ученики как ученики. Если ваши ученики ленятся, получают «двойки» и «тройки», теряют кеды и дневники и вообще не хотят учиться, значит у вас дети как дети и ученики как ученики. Если в подростковом возрасте вы испытываете неимоверные трудности с вашими учениками, а они при этом испытывают вас на прочность, а заодно и весь мир вокруг, значит всё нормально, значит у вас дети как дети и ученики как ученики, а их развитие и взросление идёт точно по учебнику возрастной психологии.

Если ваши ученики не испытывают к вам благодарности, а только то и дело испытывают вас, значит у вас в классе дети как дети и ученики как ученики. Я уверена, дети не могут и не должны испытывать чувство благодарности по отношению ко взрослым, пусть и профессионально с ними работающим. Чувство благодарности – это вообще высший пилотаж человеческой души. Он приходит к человеку только с годами, да и то – далеко не к каждому взрослому.

Если вы на работе нервничаете, устаёте и выматываетесь, а придя домой, валитесь с ног от усталости, абсолютно соответствующей всем известному образу выжатого лимона, значит у вас работа как работа. И значит, вы на своей работе работаете.

Если ваши ученики не переговариваются с вами, не прогуливают уроков, не обсуждают вас за спиной со своими товарищами и не говорят, что им на уроках ничего не объясняют, а потом с них всё спрашивают; а только сидят и мило вам улыбаются, значит у вас не дети как дети и не ученики как ученики, а дети как куклы и ученики как роботы, приторно-красивые и правильные, но, увы!, неживые. Если ваши ученики не имеют проблем в школе и трудностей с учёбой, усидчиво сидят дома за уроками, день и ночь занимаясь зубрёшкой, получая одни «пятёрки», то значит у вас не дети как дети и не ученики как ученики, а дети как зубрилки и зануды, а ученики как компьютеры. Если ваши ученики не приносят вам огорчений, хлопот и проблем в любом возрасте, возможно, они просто мертвы. И это не дети как дети, а дети как мертвецы. Если ваши ученики не бегают как угорелые, не скачут как кузнечики, ничего не ломают, не разбивают, никого не сшибают с ног, то они, по всей видимости, не дети как дети, а больные с какой-то патологией опорно-двигательной системы. Если ваши ученики всё время на уроке молчат, слушая вас, открыв рот, не задают вам никаких вопросов, не болтают без умолка, не перебивают вас и своих сверстников на каждом шагу, никогда с вами не переговариваются  и не спорят, то, скорее всего, они просто глухонемые.

Нет уж, спасибо! Нам, уважаемые педагоги, не надо ни неживых кукол, ни роботов, ни мертвецов, ни компьютеров, ни глухонемых. Лучше уж пусть наши ученики будут дети как дети, обычные и нормальные дети. А они, хочется верить, именно таковыми и являются. Ученики наши – просто живые, здоровые, любопытные и подвижные дети. И это – счастье! Наше с вами учительское счастье иметь именно таких, а не каких-либо других учеников.  

Ученики требуют нашего постоянного внимания, полной отдачи, нашей включенности в процесс их образования, роста и взросления? Если это так, то значит у нас дети как дети и нормальные ученики. И мне думается, коллеги, в глубине души мы осознаём, что у нас дети как дети и ученики как ученики, требующие от своих педагогов неустанного, беспрестанного, нескончаемого и необъятного учительского труда, огромных педагогических инвестиций; нервных, интеллектуальных, энергетических затрат и всевозможных других вложений. И требуется от нас, учителей, всё это именно потому, что у нас с вами дети как дети и ученики как ученики, а ещё школа как школа и жизнь как жизнь. И мы, конечно же, устаём быть педагогами, потому что мы – просто люди и ничто человеческое нам не чуждо. Но ведь и любые другие работники тоже сильно устают на своих работах. Так что, уважаемые коллеги, у нас с вами жизнь как жизнь.

 А вот если мы, учителя, постоянно не напрягаемся, не нервничаем, не переживаем за своих учеников. Если мы не решаем их бесконечные проблемы, не боремся с ними и за них. Если мы не устаём от школы и детей. Если мы им не уделяем постоянного внимания, если мы не включены в их детство и не трудимся с полной самоотдачей и самозабвенностью, то мы, взрослые, действуем, как невзрослые. А, возможно, не действуем никак вовсе, наивно полагая, что дети могут расти сами по себе, как в поле трава и сами чему-то учиться. Только безграмотные взрослые с недоразвитым взрослым мышлением, либо очень ленивые взрослые могут так думать и так поступать.  И если взрослые не понимают и не осознают, что у них дети как дети, то это – взрослые как невзрослые, а взрослые как дети, и дети в этом совсем не виноваты.

Просто призыв: Уважаемые взрослые! Будьте как взрослые!

Правило школьной жизни: Нормальные здоровые ученики всегда доставляют своим учителям много забот, хлопот и волнений. А нормальные здравомыслящие педагоги всегда мудро заботятся о детях любого возраста, охраняя и оберегая их детства, неустанно их направляя при этом на путь истинный.

Просто вопрос: Какие взрослые вы? Взрослые как взрослые или взрослые как дети? Учителя как учителя или учителя как не знамо кто? Нормальные, здравомыслящие педагоги или не очень?

Почему-то я уверена, коллеги, что вы – высокопрофессиональные и очень ответственные учителя. Т. е. вы учителя как учителя.

        А уж, коль скоро у вас, уважаемые педагоги, дети как дети и ученики как ученики, а вы сами – взрослые как взрослые и учителя как учителя, то, скорее всего, вы устаёте. И это – нормально. Бывает усталость металла. Бывает усталость мышц. А бывает усталость учителя. Это – вполне естественно. Мы устаём от огромного количества обязанностей и обязательств, мы устаём от жизненных проблем и сложностей, мы устаём от своих учеников и от школы. И это – жизнь. Жизнь как жизнь.

        Вот и давайте подумаем об учительской усталости. Что с этим явлением делать и как с ним бороться. И вообще, как стать феноменальным учителем, пусть и устающим иногда от школы и своих учеников. Именно об этом моя книга «Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу».

http://www.fenixrostov.ru/editions/edcontent/?pid=5&order_by=2&order_dir=desc&item=1081 

Всегда ваша коллега по учительскому цеху, соратница, сподвижница и единомышленница, а ещё такой же усталый, но упрямый сеятель, как и вы,

БИКЕЕВА АЛИНА СЕРГЕЕВНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в...

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Технологическая карта практики «Дети учат детей» (форма наставничества ученик-ученик).

В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а та...

Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)

    Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...


 

Комментарии

Попова Надежда Тимофеевна

Прекрасная статья! Как точно всё подмечено: "жизнь как жизнь"!Спасибо! Нам каждый год встречать и провожать, И каждый день глядеть в ребячьи души. Нам каждый час единство с ними ощущать. И с каждым мигом становиться чище, лучше.

спасибо! очень здорово помогает задуматься о причинах...