Компетентностный подход как теоретическая основа разработки и реализации новых образовательных стандартов
статья по английскому языку на тему

Авторская статья : "Компетентностный подход как теоретическая основа разработки и реализации новых образовательных стандартов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход как теоретическая основа разработки и реализации новых образовательных стандартов

Демьянова О.А.

город Алексеевка,

МОУ Средняя общеобразовательная школа  №3

Модернизация российского образования предполагает принципиальное обновление содержания, нацеленность на новый образовательный результат (формирование компетенций, умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму), реализацию принципов ориентации на личностные возможности и интересы учащихся, перестройки коммуникаций учитель-ученик и т.п. Введение государственных стандартов общего образования с необходимостью предполагает разработку педагогических технологий их достижения.

Система образования в России кардинально меняется. Все стандарты обучения пишутся с нового листа. Обучение в школах и в университетах ставит учащегося в центр интересов. Ученик становится более активным в образовательном процессе (используются проектные формы обучения, моделирования, различные игры).

Ученые и педагоги стремятся решить проблемы, которые возникают в связи с новыми переменами. Решением многих проблем становится компетентностный подход.

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.).

Какие же это принципы?

1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.

2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.

3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.

4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.

Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.

Компетентностный подход строится на необходимых компетенциях, которыми должен обладать учащийся, т.е. общекультурными и профессиональными компетенциями.

Этот подход акцентирует внимание на результате образования, при котором его итогом рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Акцент делается на деятельностном содержании, на том, какими способами обучать.

Компетенции – это уровень образованности учащегося. Этот уровень оценивается в зависимости от сферы деятельности и степени неопределенности ситуаций, в которых ученик может действовать самостоятельно. Также он зависит от возможных способов деятельности, которыми владеет учащийся, и от предпочтений в выборе одного из этих способов.

Что касается школьного обучения, то здесь компетенции понимаются в следующих формах. Ученик должен быть способен эффективно действовать не только в учебной деятельности, но и в других сферах. Он должен уметь решать проблемы, которые являются актуальными для школьников. Ученику необходимо принимать самостоятельные решения и способы реализации этих решений, а также самостоятельно оценивать полученные результаты.

Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:

  1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
  2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.
  3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).
  4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.
  5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
  6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.
  7. Научиться решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению.

Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Системно-деятельностный подход как основа реализации новых образовательных стандартов"

Происходящие изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творче...

Логопедическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов

В презентации отражена цель и задачи работы школьного учителя-логопеда в рамках ФГОС; обозначен ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у детей с речевой патологией УУД; ...

Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов

Изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного учебного занятия, сценирование учебного занятия с элементами метапредметного подхода....

Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов

Изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного учебного занятия, сценирование учебного занятия с элементами метапредметного подхода...

Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации новых образовательных стандартов

Формирование навыков оценивания у обучающихся начинаю  в 5 -м классе "География. Начальный курс". Маршрутные листы помогают оценить все этапы урока....

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...