«Научно – исследовательская деятельность – одно из направлений организации внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения»
статья по английскому языку на тему

Пичугина Ирина Васильевна

Научно-исследовательская деятельность на уроках английского языка различные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-issledovat._deyatelnost_pri_fgos_2013_god.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Научно – исследовательская деятельность – одно из направлений организации внеурочной деятельности  в условиях перехода к стандартам второго поколения»

Пичугина И.В.,

учитель английского языка МБОУ СОШ №2

 г. Петровска Саратовской области.

irin-pichugin@yandex.ru

               Перед учителями современной школы стоят задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, подготовки высокообразованной личности, способной мыслить общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт мировых цивилизаций для воспитания у них потребности к самообучению и саморазвитию, для формирования широкого и гуманного взгляда на мир. Существенная роль в этом отводится учителям иностранных языков, которые обладают большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся. Выполнить задачи, поставленные обществом  перед школой, поможет внеурочная деятельность.

       В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная  деятельность.

Основными принципами являются: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

 ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;                                                                                                         возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания, развития;

       практико-деятельностная основа образовательного процесса.      

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

 Использование раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Она  способствует в полной мере реализовать требования федеральных образовательных стандартов общего образования

    Преимущества -  предоставление учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника, а также наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения.

         Направления  внеурочной деятельности включают художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, гражданско-патриотическое, научно-познавательное и проектная деятельность. Как учитель иностранного языка при работе с одарёнными детьми я обращаю внимание на научно исследовательскую деятельность.

       Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от школы. Ведь ее задача – поддержать ребенка и развить его способности подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Уже много лет назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности».  Мы знаем, что учебно-исследовательская деятельность учащихся – форма учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников. Результат ее, как правило, известен учителям заранее или предсказуем, однако для учеников это новая ситуация, со всеми признаками и свойствами настоящей научной проблемы, решая которую, они совершают свое собственное открытие.  Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

          Что касается учебной дисциплины «Иностранный язык», то она имеет беспредметный характер и поэтому в исследовательской и научно-исследовательской работе можно заниматься исследованиями в различных областях науки. Для того чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Поскольку человек – существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, выступать с докладами, уметь слушать себя и других. Научно-исследовательская деятельность – форма научной деятельности, осуществляемая учащимся под руководством научного руководителя. Как правило, ученик решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и, следовательно, оказывается пусть незначительным, но шагом вперед в развитии научного направления (образовательной области, сферы деятельности).

Безусловно, нельзя дать ребенку задание написать доклад, не разбудив в нем желание, сделать это. Нельзя выступать перед аудиторией и завладеть ее вниманием на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе. Для того чтобы этому научиться, и направлена исследовательская деятельность. Основным и ведущим принципом обучения иностранного языка является принцип коммуникативной направленности, и поэтому «Иностранный язык» как никакой другой учебный предмет помогает развивать интеллектуальные умения и коммуникативную культуру. Научно-исследовательская деятельность предполагает задания экспериментального и исследовательского характера, которые учащиеся выполняют в рамках своих тем, и проводится индивидуально с отдельными учащимися, имеющими наиболее ярко выраженный интерес к той или иной области знания и достаточно высокий уровень сформированности тех умений, о которых говорилось ранее.

Творческая деятельность предполагает подготовку и проведение конкурсов, викторин, вечеров, литературных праздников, заседаний клуба интересных встреч в рамках недели иностранного языка. Такая деятельность позволяет сделать участие каждого ученика значимым и стимулирует мотивацию участия большого количества учащихся в исследовательской и экспериментальной работе.

 Формы обучения могут быть как академическими (на старшей ступени обучения практически на каждом уроке учитель должен использовать задания творческого характера или задания предполагающие исследование), так и ориентированными на инновационные педагогические технологии: коммуникативно-направленная групповая работа, проектная деятельность, индивидуальная творческая деятельность, выделение проблемы, сбор информации, ее обработка, обсуждение.

В качестве конечных продуктов деятельности могут выступать рефераты, доклады, иллюстрированные средствами наглядности (видеофильмами, коллажами, альбомами рисунков, фотографий). Результатом совместной деятельности учащихся организация и проведение различных конференций, выставок, вечеров (для родителей, учителей и учащихся). Различные достижения учащихся по выполнению проектов, творческих работ могут войти как компонент в состав индивидуальной накопительной оценки, учебного портфолио.

В работе учителя английского языка научно-исследовательская работа – это использование проектной технологии.

       Конечно, проекты создают дополнительную работу для учителя. Мы должны установить контакты с детьми, найти подходящие источники для работы.

При составлении проектов учащиеся проявляют свои таланты и способности.

Мы с учащимися готовили проект по теме «Образование» и учащиеся занимались тем, что им интересно и доступно; кто рисовал проект школы будущего, кто схематично выразил разницу в образовании России, Америки и Англии.

 Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит творческий характер. Например: Хайров Артур подготовил кинофильм; Марышенкова Алёна – нарисовала проект школы будущего; Будагян Гоар, Курцева Люда, Балаянц Лолита– подготовили письменные сообщения об образовании в разных странах.

Также были созданы группы, которые готовили тесты, пословицы об учебе, вопросы и т.д.

  Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса, а при проектной работе она выходит за пределы класса.

Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы классной комнаты. Ребята при подготовке урока брали интервью о нашей школе, о нашем образовании, делали видеозаписи, собирали печатный и иллюстрированный материал, готовили раздаточный материал на компьютере (пословицы, тесты, схемы школ и т.д.).

      Главная задача на этом этапе – сбор информации.

Выходя за пределы класса в процессе работы над проектом, ученик ликвидирует разрыв между языком, который он изучает, и языком, который использует, что является ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных на уроках. На обычных уроках мы, учителя, определяем язык, его содержание. В условиях проекта учащийся определяет содержание проекта и, соответственно,  языковое содержание.

Обычно ребята вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше. Нам нужно помнить, что любой проект – это только часть общего объема работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность мы можем в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность развивать у детей творческие способности, навыки исследования

С психологической точки зрения процесс выполнения проекта – это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта.

         Каждая новая потребность вызывает интерес учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников.

После создания проектов можно услышать ответы на такие вопросы;

Чему вас в особой степени научила работа над проектом:

-  работе с иноязычными источниками информации;

    - общению на английском языке, участию в обсуждении хода работы, ее результатов;

 - умению представлять результаты коллективного и собственного труда.

       Работа над проектом способствует формированию таких личностных качеств как; любознательность, трудолюбие, общительность,  ответственность, терпимость и  целеустремленность.

       Таким образом, обучение иностранному языку с использованием метода проектов приобретает личностный смысл, приводя в действие воспитательную стратегию становления индивидуальности, формирования «Я-личность» и знакомит учащихся с научно-исследовательской деятельностью. Результатами дополнительной внеурочной деятельности являются творческие работы обучающихся, призовые места на олимпиадах  и конференциях, конкурсах и конференциях, таких как «Удивительный мир научных книг», «Этот удивительный термин», муниципальные и региональные олимпиады по английскому языку, участие в игровом конкурсе «Британский Бульдог» и т.д. 

        Сочетание учебной и внеучебной деятельности способствует всестороннему развитию личности учащихся. Каждый ученик идет по индивидуальному маршруту, развивая свои способности, умения и навыки. Так как признанным подходом в обучении  при ФГОС выступает  системно-деятельностный, то школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний

                                                 Библиографический список

1.  С.А. Белова. Технология исследовательской деятельности по     иностранному языку в обучении учащихся.  Имидж №5. Гуманитарное образование в школе: теория и практика.

2.  Методика проектной работы на уроках английского языка. В.В. Копылова.

        Дрофа. Москва 2006.

3.  Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Минобрнауки России.

 4. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся  /Е.Н. Степанов //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.36-48

3. Программы для организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения

Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники п...

Внеурочная деятельность по английскому языку как средство мотивации в условиях перехода к стандартам второго поколения.

Победы, которые достигаются легко, немногого стоят. Толькотеми из них можно гордиться, которые являются результатом упорной борьбы.Бичер Генри Уорд  В рамках ФГОС внеурочная деятельность является...

Совершенствование навыков педагогической работы учителей географии в условиях перехода к стандартам второго поколения

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в “Концепции модернизации российского образования” говорится о необходимости использования деятельностного под...

Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.

В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...

Проектирование урока в условиях перехода на стандарты второго поколения

Чем отличается современный урок от традиционного, как его правильно спроектировать и оценить? На эти и другие вопросы отвечает автор данной статьи. Материал будет полезен педагогам, завучам, методиста...