СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
методическая разработка по английскому языку по теме

Бобрицкая Анна Александровна

Тема «Образование имен существительных входит в курс учебника  И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой «Английский язык». Учебник для 4-ого класса и общеобразовательную   программу гимназии. Данная тема является обязательной для изучения учащимися 4 классов в гимназиях и школах с углубленным изучением английского языка. При успешном усвоении данной темы у школьников не будет возникать затруднений при переводе слов. Усвоив, как образуются слова в английском языке, принципы словообразования, учащиеся смогут самостоятельно понимать значение слова, расширять свой словарный запас без помощи словаря.  Насколько важна система словообразования для номинативной деятельности человека, можно заключить и по тому, что около 70% словарного запаса языка конституируется словами производными, т.е. построенными по определенным правилам с помощью определенных словообразовательных средств на базе исходных лексических единиц и мотивированными ими.           

Овладевая языком, говорящий овладевает и присущей данному языку словообразовательной системой. Показательно в этом отношении то, например, что учащиеся, овладевая родным языком и поднимаясь на новую ступень в своем речевом развитии, все чаще выбирают производные слова.

Невозможно изучать язык и  не знать, как пополняется «словарная база» этого языка. Так, говоря о лексическом составе языка, подчеркивают его открытый характер, т.е. возможность пополнения новыми единицами, связывая эту возможность, прежде всего с действующими словообразовательными процессами, или словообразованием. Это, несомненно, верно, ибо словообразование по своей сущности и природе наилучшим образом отвечает потребностям номинации, используя при этом имеющийся в языке запас слов и наименований вообще. Потребность (социальная и эмоциональная) в новых наименованиях удовлетворяется не столько за счет заимствований, которые являются лишь дополнительным источником, и даже не за счет возникновения новых значений (так называемое семантическое словообразование). В языке имеется специально предназначенная именно для целей номинации система средств и правил, с помощью которой на базе уже существующих в языке единиц и происходит образование новых слов.

Все вышеперечисленное даёт нам право говорить о важности и актуальности такой темы как «Словообразование имен существительных» для изучения школьниками.

Важно понять, что такая тема как «Словообразование имен существительных» не может преподаваться в рамках ЗУНовского подхода. Школьники не просто должны изучить теоретический материал, но также они должны научиться чувствовать язык, понимать его, знать, как пополняется его словарная база, уметь применять полученные знания на практике.  А это возможно только при подаче данного материала в рамках системно-деятельностного подхода.

Трудность заключается в том, что учебник не рассчитан на новые стандарты и материал, изложенный в нем, предлагается в традиционной форме. Именно поэтому необходимо разработать модель урока по такой важной теме как «Словообразование имен существительных» в рамках системно-деятельного подхода – как основы стандартов второго поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vypusknaya_rabota_niro_dlya_publikatsii.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОАОУ «Новгородский институт развития образования»

Кафедра теории и методики общего образования

Кафедра управления образованием

Кафедра социальных и педагогических технологий

Кафедра психологии и коррекционной педагогики

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА в 4 классе по теме

«словоОбразование имен существительных»

Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации

«Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

Выполнила

Бобрицкая Анна Александровна

Учитель английского языка МАОУ «Новоскул»

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2012


 

Актуальность выбранной темы и теоретическое обоснование

Тема «Образование имен существительных входит в курс учебника  И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой «Английский язык». Учебник для 4-ого класса и общеобразовательную   программу гимназии. Данная тема является обязательной для изучения учащимися 4 классов в гимназиях и школах с углубленным изучением английского языка. При успешном усвоении данной темы у школьников не будет возникать затруднений при переводе слов. Усвоив, как образуются слова в английском языке, принципы словообразования, учащиеся смогут самостоятельно понимать значение слова, расширять свой словарный запас без помощи словаря.  Насколько важна система словообразования для номинативной деятельности человека, можно заключить и по тому, что около 70% словарного запаса языка конституируется словами производными, т.е. построенными по определенным правилам с помощью определенных словообразовательных средств на базе исходных лексических единиц и мотивированными ими.        

Овладевая языком, говорящий овладевает и присущей данному языку словообразовательной системой. Показательно в этом отношении то, например, что учащиеся, овладевая родным языком и поднимаясь на новую ступень в своем речевом развитии, все чаще выбирают производные слова.

Невозможно изучать язык и  не знать, как пополняется «словарная база» этого языка. Так, говоря о лексическом составе языка, подчеркивают его открытый характер, т.е. возможность пополнения новыми единицами, связывая эту возможность, прежде всего с действующими словообразовательными процессами, или словообразованием. Это, несомненно, верно, ибо словообразование по своей сущности и природе наилучшим образом отвечает потребностям номинации, используя при этом имеющийся в языке запас слов и наименований вообще. Потребность (социальная и эмоциональная) в новых наименованиях удовлетворяется не столько за счет заимствований, которые являются лишь дополнительным источником, и даже не за счет возникновения новых значений (так называемое семантическое словообразование). В языке имеется специально предназначенная именно для целей номинации система средств и правил, с помощью которой на базе уже существующих в языке единиц и происходит образование новых слов.

Все вышеперечисленное даёт нам право говорить о важности и актуальности такой темы как «Словообразование имен существительных» для изучения школьниками.

Важно понять, что такая тема как «Словообразование имен существительных» не может преподаваться в рамках ЗУНовского подхода. Школьники не просто должны изучить теоретический материал, но также они должны научиться чувствовать язык, понимать его, знать, как пополняется его словарная база, уметь применять полученные знания на практике.  А это возможно только при подаче данного материала в рамках системно-деятельностного подхода.

Трудность заключается в том, что учебник не рассчитан на новые стандарты и материал, изложенный в нем, предлагается в традиционной форме. Именно поэтому необходимо разработать модель урока по такой важной теме как «Словообразование имен существительных» в рамках системно-деятельного подхода – как основы стандартов второго поколения.

Модель урока в системно-деятельностном подходе:

Тема: Словообразование имен существительных

Цель: 1) сформировать у учащихся понятие «словообразование существительных» в английском языке;

2) ввести правила словообразования существительных в английском языке.

Cодержание темы: изучение способов словообразования в английском языке, Планируемые результаты: личностные умения: проявление творческого отношения к процессу создания алгоритма способов словообразования существительных в английском языке, метапредметные умения: познавательные – умение использовать приобретенные умения при чтении нового текста, регулятивные: умение соотносить учебные действия с известным правилом и алгоритмом, коммуникативные: умение формулировать высказывание, предметные: умение образовывать слова в английском языке

Технология: технология деятельностного метода 

Тип урока: урок открытия нового знания.

1 этап урока: Создание учебной ситуации

Задача: вызвать у учащихся состояние интеллектуального затруднения

Результат: появление у учащихся мотивации к познавательной деятельности

Описание учебной ситуации: учитель выписывает на доске ряд слов, образованных тремя способами: путем «сложения основ», путем добавления суффикса –er/-or, конверсии. Например: reader, a make, friendship и т.д. Далее он говорит, что у этих слов есть нечто общее. Задача ученика: найти общее, разделить слова на три группы, определить к какой части речи эти слова относятся.

1.1. Групповая работа

Предполагается следующая работа учащихся: учащиеся анализируют выписанные слова, используя актуальные знания; находят ответы на поставленные вопросы: «Какой частью речи являются выписанные слова?» или «На какие бы три группы вы бы разделили эти слова?». В зависимости от уровня подготовки учитель может дать данные слова в контексте. Таким образом, учащимся будет легче определить часть речи данных слов.  

Результат: учащиеся активизируют актуальные знания путем анализа выписанных слов.

2 этап урока: 

Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: восстановить место, в котором возникло затруднение, зафиксировать во внешней речи причину затруднения- те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи. Учитель задает наводящие вопросы типа: К какой части речи относятся слова? Какой частью речи являются «a made»?

Результат: учащиеся формируют зону непонимания (предполагаемые затруднения: учащиеся могут не определить конверсию как способ словообразования, могут не отнести слова, образованные путем конверсии к части речи «существительные»)

3 этап урока:

Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают план действий, ставят цель – устранить возникшее затруднение, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, которыми они будут пользоваться для устранения возникшей проблемы. Этим процессом руководит учитель. Учитель дает задание на ознакомление с теоретическим материалом и после прочтения соответствующего текста задает следующие вопросы: «Какая цель сегодняшнего урока?» «Какую задачу мы перед собой ставим?» Что нам нужно сделать, чтобы устранить пробел в знаниях?»

Результат: учащиеся самостоятельно формируют учебную задачу

Методы: подводящий к теме диалог

4 этап урока:

         Реализация построенного проекта и самостоятельная деятельность учащихся: Здесь учащиеся могут поэкспериментировать с таблицами, формулами, схемами. Можно дать им творческое задание по созданию модели образования имен существительных: «Как бы вы отобразили и объяснили правило, по которому образуются данные существительные?» «Назовите мне способы словообразования, с которыми вы познакомились?»

Результат: учащиеся видят наглядно способы образования имен существительных, а также путем ответов на наводящие вопросы четко формируют представление, что данные слова-существительные, образованные тремя разными способами путем «сложения основ», путем добавления суффикса –er/-or, конверсии. На завершающей стадии данного этапа, когда все учащиеся показали свои модели, можно предложить учащимся свою схему деления данных существительных на группы с выделением основных правил в качестве эталона. Учащиеся также могут пользоваться своими «проектами» на следующем этапе.

Методы: подводящий к открытию знания диалог

5 этап урока

 Самостоятельная работа с самопроверкой. Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся: учащимся предлагается на выбор: поиск существительных образованных путем конверсии в тексте или задание по составлению  из «разделенных»  частей слова слово путем прибавления суффикса или основы. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выбирают, выполняют задания и осуществляют их самопроверку, используя эталон или свою модель в качестве опоры. Эмоциональная направленность  этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его  к включению в дальнейшую познавательную деятельность.  

Результат: учащиеся применяют полученные знания на практике

Метод: самоконтроль, самооценка

6 этап урока

         Включение в систему знаний и повторений. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий  предусматривается как промежуточный шаг. На данном этапе учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Учитель дает задание на чтение текста, «наполненного» словами различного происхождения  без использования словаря

Результат: учащиеся формируют представление о том, где реально применимы полученные знания

7 этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог:

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется  рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Учитель может задать следующие вопросы: Насколько сложно было работать? Что вызвало наибольше затруднения? Что нужно сделать? Какая перед нами стояла задача? Достигли ли мы поставленной задачи? Каким способом? Учитель также дает задания на самоанализ ученика, например: закончи предложения, продолжи предложения, правильно ли утверждение, что… В конце урока учащимся предлагается домашнее задание: прочитать текст и выписать все слова, образованными тремя изученными способами.

Результат: учащиеся оценивают результаты учебной деятельности

.  

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

Подготовка:

На доске выписаны слова, образованные тремя способами: путем «сложения основ», путем добавления суффикса –er/-or, конверсии: a reader, a make, friendship, whenever, whatever, a sailor, a baker, a find, a postman, homework, a worker, a teacher.


Приветствие Учитель-Ученики


Речь учителя: Ребята на доске записаны слова, у которых есть нечто общее.  Ваша задача -  найти общее, разделить слова на три группы, определить к какой части речи эти  слова относятся.

Организуется групповая работа.





Дети выдвигают предположения о том, что же у этих слов общее и пытаются разделить слова на три группы и определить часть речи

Результат: учащиеся активизируют актуальные знания путем анализа выписанных слов.

2 этап

Учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

- Ребята, скажите, к какой части речи относятся слова a make, a find?

- А разве может перед глаголом стоять артикль «a»?

- А артикль «а» используется только с…?




Примечание: учащиеся не определили конверсию как способ словообразования, и не отнести слова, образованные путем конверсии к части речи «существительные»


 - К глаголу.  



- Нет


- Существительными




Дети отвечают на вопросы учителя, используя актуальные знания, и формируют зону непонимания:

Результат: учащиеся формируют зону непонимания

3 этап

Учитель в коммуникативной форме подводит детей к открытию нового знания:

- Что же общего у всех этих слов?

- Зачитайте мне слова, которые бы вы отнесли  к 1/2/3 группе.

- На какие знакомые вам слова похожи: a worker, a make, friendship?

- А теперь ребята откройте учебник на стр. 187, прочитайте текст. После прочтения текста учитель спрашивает учеников:






- Так что же общего у этих слов?


-Какова же цель сегодняшнего урока?


- Какую задачу мы перед собой ставим?


- С помощью чего мы будем изучать способы словообразования?



- Они все существительные

Дети зачитывают слова образованные путем сложения основ, конверсии и суффиксов –er/or.

- На глагол to read, глагол to make, существительные a friend, a ship.

Дети читают текст и четко формируют представление, что данные слова-существительные, образованные тремя разными способами путем «сложения основ», путем добавления суффикса –er/-or, конверсии.

- Эти слова образованы тремя разными способами:  путем «сложения основ», путем добавления суффикса –er/-or, конверсии.

- Познакомится со способами словообразования существительных

- Изучить способы словообразования существительных в английском языке

- Читая содержание теоретического материала, выполняя практические задания

Результат: учащиеся самостоятельно формируют учебную задачу

4 этап

Учитель дает ученикам творческое задание по созданию практической модели информации из учебника.

Учитель контролирует выполнения данного задания и в конце может предложить свой проект для дальнейшего использования.  

Дети реализуют проекты.

Результат: учащиеся видят наглядно способы образования имен существительных, а также путем ответов на наводящие вопросы четко формируют представление, что данные слова-существительные, образованные тремя разными способами путем «сложения основ», путем добавления суффикса –er/-or, конверсии. На завершающей стадии данного этапа, когда все учащиеся показали свои модели, можно предложить учащимся свою схему деления данных существительных на группы с выделением основных правил в качестве эталона

5 этап

Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся: учащимся предлагается на выбор: поиск существительных образованных путем конверсии в тексте или задание по составлению  из «разделенных»  частей слова слово путем прибавления суффикса или основы.

(Прим.: пример карточки см. в «Приложении»)

Самостоятельная деятельность учащихся. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выбирают, выполняют задания и осуществляют их самопроверку, используя эталон или свою модель в качестве опоры.


Результат: учащиеся применяют полученные знания на практике

6 этап

На данном этапе учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Задание на чтение текста, наполненного словами различного происхождения без использования словаря (стр. 54-55)

Учащиеся читают текст и переводят его без использования словаря.  

Результат: учащиеся формируют представление о том, где реально применимы полученные знания, осознают для чего им необходимо изучить способы словообразования.

7 этап

Задания на самоанализ ученика:

Закончите предложения:

  1. Словообразование существительных это-
  2. Слова: a worker, a find, friendship были образованы путем…


Какую задачу ставили?



Достигли ли мы этой задачи?


С помощью чего?



-Что нового мы узнали?



- Что вызвало наибольше затруднения?

- Где можно применять эти знания? Учащимся предлагается домашнее задание: прочитать текст и выписать все слова, образованными тремя изученными способами.  








-Изучить способы словообразования существительных в английском языке


-Да


-Мы читали текст, выполняли задания с помощью созданного на уроке алгоритма действий

-Мы познакомились с разными способами образования существительных.


-Конверсия

-При чтении теста.

Ключевые умения, формируемые в рамках изучения темы:

личностные умения: проявление творческого отношения к процессу создания алгоритма способов словообразования существительных в английском языке, метапредметные умения: познавательные – умение использовать приобретенные умения при чтении нового текста, регулятивные: умение соотносить учебные действия с известным правилом и алгоритмом, коммуникативные: умение формулировать высказывание, предметные: умение образовывать слова в английском языке

Результат: учащиеся оценивают результаты учебной деятельности, приобретают вышеперечисленные умения.  

Вывод: цели урока полностью достигнуты. Учащиеся не только «открыли» для себя способы словообразования, познакомились с правилами словообразования, но и научились применять полученные знания на практике. Учащиеся сформировали понятие «словообразование имен существительных в английском языке», умеют пользоваться полученными знаниями на практике.


ПРИЛОЖЕНИЕ:

В приложении представлены две карточки из 20 для отработки учениками самостоятельно темы: «Словообразование имен существительных»

Карточка 1

1. Connect these parts in order to make compounds.

board                black

ship                       thing

child                friend

wash                what

book                hand

some                hood

ever                white

Карточка 2

Прочитайте предложения и определите часть речи выделенных слов.

1. He made a new ship.  2. They shipped a lot of things yesterday.

3. Give me a call! 4. I called Peter yesterday.

 5. Our land is very beautiful. 6. The ship landed three days ago.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках иностранного языка

Актуальность реализации системно-деятельностного   подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию ключевых компетенций, заложенных в новый...

Реализация индивидуального подхода к обучению чтению на уроках английского языка в начальной школе

Презентация, содержащая формы и методы обучения чтению на английском языке  в начальных классах....

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка...

презентация по английскому языку на тему : " Эффективная реализация коммуникативного подхода в обучении грамматики на уроках английского языка"

Реализация коммуникативного подхода в обучении грамматики на уроках английского языка  как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции...