Главные вкладки

    Инновационные процессы в изучении иноязычной культуры. Роль метода проектов в формировании УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
    статья по английскому языку по теме

    Седымова Наталья Анатольевна

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим,  приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых  федеральных образовательных стандартов и использование современных образовательных технологий.Развитие личности в системе образования  обеспечивается, прежде  всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx40.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Первомайская средняя общеобразовательная школа

    Инновационные процессы в изучении иноязычной культуры.

    Роль метода проектов в формировании УУД

    на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

    Автор:

    Седымова Наталья Анатольевна,

    учитель английского языка

    высшей квалификационной категории

    с. Новопервомайское 2013г

    Оглавление

    I Введение              _____________________________________ 3-5

    II Основная часть    _____________________________________5-13

    1.Формирование УУД средствами проектной методики ______5-9

    2. Методическая работа по формированию УУД  ____________9-12

    3. Результативность применения проектной методики на уроках английского языка и во внеурочной деятельности  _____________________13

    III Заключение        _____________________________________13-14

    I Введение

    Если мы будем учить сегодня

    так, как учили вчера, мы крадем

                                                                                                           у наших детей завтра…

    Джон Дьюи

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим,  приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых  федеральных образовательных стандартов и использование современных образовательных технологий.

    Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к уровню сформированности универсальных учебных действий, к качеству образования.

    Развитие личности в системе образования  обеспечивается, прежде  всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

    Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

    В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

    Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности. Проектный метод в школьном образовании,  являясь одной из форм  современных образовательных технологий,  входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов обучения. На современном этапе развития образования проектная методику детально исследовали как зарубежные, так и отечественные авторы :И.Л. Бим, И. А. Зимняя, Т.Е Сахарова, О.М Моисеева, Е.С. Полат, И. Чечель, Д.Л. Фрид-Бут, Т.Хатчинсон, Д. Филлипс и др. Проектная деятельность  является составной частью учебного процесса, позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование, тем самым организовать активную коммуникативную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время, стимулировать их самостоятельную работу, то есть обеспечить формирование коммуникативной компетенции, в том числе и на начальном этапе обучения иностранному языку.

    Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, развивает общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся.

    Исходя из всего выше сказанного, ставлю перед собой следующую цель: через применение метода проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности способствовать формированию у учащихся основных видов универсальных учебных действий.

    Достижение поставленной цели планирую через реализацию следующих задач:

    • использовать метод проектов в учебном процессе с целью формирования коммуникативной компетенции;
    • вовлечь учащихся в   предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность;
    • направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации учению в целом и к изучению иностранного языка в частности.

    II Основная часть

    1.Формирование УУД средствами проектной методики

    В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

    • личностный;
    • регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
    • познавательный;
    • коммуникативный.

    Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, предоставляет прекрасную возможность для формирования УУД.

    Проектная деятельность направлена на решение коммуникативных задач, ориентирована на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность одновременно направлена на формирование всех видов универсальных учебных действий.

    Метод работы над проектом  обеспечивает, прежде  всего, развитие коммуникативных универсальных учебных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося,  способствует формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

    Чтобы систематезировать данные о том, какие УУД формируются на разных этапах работы с проектом,  составила следующую таблицу.

    Этап работы

    Формируемое УУД

    1

    Определение  темы

    Регулятивные УУД

    • -целеполагание - как постановка учебной  задачи

    2

    Определение конечного

    результата

    Регулятивные УУД

    • -прогнозирование – предвосхищение  результата и уровня усвоения

    3

    Обсуждение и

    составление

    плана проекта

    Регулятивные УУД

    • -планирование - определение последовательности промежуточных целей,  составление плана и последовательности  действий

    Познавательные УУД

    Общеучебные универсальные действия

    • -самостоятельное выделение и  формулирование познавательной задачи

    Личностные УУД

    • самоопределение
    • смыслообразование

    4

    Сбор информации

    Познавательные УУД

    Общеучебные универсальные действия

    • поиск и выделение необходимой информации;
    • применение  методов информационного  поиска;
    • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

    5

    Обработка информации

    Познавательные УУД

    Общеучебные универсальные действия

    • структурирование знаний

    6

    Оформление  проекта

    Познавательные УУД

    Общеучебные универсальные действия

    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов  деятельности при решении проблем
    • творческого и поискового характера;
    • рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    Логические универсальные действия:

    • построение логической цепи рассуждений;

    Коммуникативные УУД 

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
    • постановка вопросов;
    • разрешение конфликтов;
    • управление поведением партнера.

    7

    Оценка  проекта

    Регулятивные УУД

    • оценка;
    • саморегуляция.

    Проделанная работа наглядно продемонстрировала, что применение проектной технологии на уроке  способствует  формированию коммуникативной, информационной компетенции, которая  проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой,  самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям  знаний. Кроме того, проектное обучение  способствует повышению личной уверенности обучающихся, развитию коммуникабельности и умения сотрудничать, умения искать пути решения проблемы, исследовательских умений.

    2. Методическая работа по формированию УУД.

    В основу проектной методики положены: идея, составляющая суть понятия  «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно  получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата,  детям  приходится самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

    Усовершенствование методической работы по формированию УУД в соответствии требованиям ФГОС ООО заключается в следующем:

    • включение учащихся в проектную деятельность, типичную для их возрастных особенностей (на среднем этапе это творческие и информационно-исследовательские проекты);
    • разработка критериев с целью создания условий для формирования УУД  через развитие коммуникативной активности учащихся.

    Критерии при работе над проектом:

    • Ученик выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
    • Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.
    • Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию УУД во взаимосвязи всех  видов речевой деятельности, развитию психических и физиологических функций ученика.

    В 2012 - 2013 учебном году наша школа вступила в эксперимент по внедрению ФГОС ООО в качестве экспериментальной пилотной площадки.  В пилотном режиме я работаю в 5 классе по ФГОС ООО.

    Многолетний педагогический опыт преподавания английского языка по УМК В.П. Кузовлева “English”, который построен на принципах системно-деятельностного подхода и в котором метод проектов является одним из важнейших звеньев и используется уже более 10 лет,  позволил мне апробировать и систематизировать применение проектов для достижения формирования УУД, предметных и личностных результатов у учащихся 5 класса.

    Вид проекта

    Тема

    Предметные результаты

    Личностные результаты

    Творческие проекты (нарисуй, изобрази, опиши, сделай поделку с последующим описанием), арт-технологии.

    • My favourite subjects.
    • My family.
    • How I spent my summer.
    • Our class safety rules.
    • Preparing a concert.
    • We are ready to help you.
    • My best day.
    • The activities I like most.

    (приложения 1-8)

    • Использование основных коммуникативных типов речи, делая сообщение по результатам выполнения проекта.
    • Говорить логично, связно  и выразительно.
    • Заполнять таблицы; составлять план высказывания
      (устного или письменного).
    • Оформлять проект, соблюдая основные правила орфографии и пунктуации.
    • Пользоваться словарем для уточнения написания слов.
    • Употреблять основные значения изученных ЛЕ.
    • понимать и использовать в речи изученные грамматические явления.
    • готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную деятельность.
    • умение пользоваться справочным материалом и мультимедийными средствами.
    • Навыки коллективной учебной деятельности.

    Стремление иметь собственное мнение, принимать собственное решение.

    • Способность выразить себя через свой проект.
    • Умение инициировать учебное взаимодействие:

    вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить комромисс.

    • Развитие

    целеустремленности, трудолюбия, взаимопомощи, толерантности.

    • Умение уверенно держаться во время выступления. Артистические умения.
    • Учебная самостоятельность.
    • Знание родословной и традиций   своей семьи.
    • Понимание полезного времяпрепровождения.
    • Уважительное отношение к старшим, к людям с ограниченными возможностями доброжелательное отношение к младшим.
    • Знание основных правил безопасности, стремление их соблюдать.

    3. Результативность применения проектной методики на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

    В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы.

    Внешний результат (предметные,  метапредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОС ООО и формирования УУД учащихся.

    Большинство проектов выполняется  индивидуально, но работа в группах  носит более творческий характер.  Работа над проектом дает ребятам возможность проявить таланты, например оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по-английски. Проектная деятельность способствует формированию коммуникативной компетенции. Использование метода проектов на уроках помогает научить  школьников понимать звучащую речь на иностранном языке, сообщать собеседнику о себе, побуждать собеседника к речевому поведению, задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие или несогласие, желание или нежелание, одобрение или неодобрение.

    III Заключение

    Мои пятиклассники, имея сравнительно небольшой опыт проектной деятельности, уже добились некоторых результатов:

    • победа в школьном конкурсе мини-проектов среди учащихся 5-10 классов; (Приложение№9)
    • участие в семинаре-тренинге для родителей по подготовке учебных проектов.(Приложение №9)
    • создание проекта по страницам произведения М.Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» в рамках Недели английского языка; (Приложение №10)
    • I место в районном конкурсе театрализаций на английском языке (2011-2012 учебный год).(Приложение №11)
    • I место в районном фестивале-конкурсе «Театральная весна» в номинации «Лучший актерский ансамбль» (Приложение №11)

    Здесь следует пояснить, что учащиеся данного класса посещали в 2011-2012 учебном году предметный кружок «Английский театр», силами которого был подготовлен и выполнен крупный творческий проект- театральная постановка сказки на английском языке «Великан-эгоист». Подобная работа способствует не только формированию УУД и  успешному достижению предметных и личностных результатов, но также направлена на успешную адаптацию будущих пятиклассников.

    Подводя итог, могу сказать, что применение метода проектов  на уроках английского языка и во внеурочной деятельности способствует вовлечению учащихся в   предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность , тем самым способствуя  формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация  – это ключ к успешному обучению.

    Список литературы

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2011.
    2. Примерные программы основного общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2011.
    3. В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова   Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.П.Кузовлева 5-9 класс- М.: Просвещение,2012.
    4. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. – 2004. - №5.
    5.  Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве//Иностранные языки в школе. – 2000 - №1.
    6. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

    Обобщение опыта учителя по данной проблеме, итоги проектной методики...

    "Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

    Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

    Изучение истории Великой Отечественной войны на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

    Интегрированный урок по английскому языку и истории по теме: "День Победы 70",посвящённый 70-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне....

    «Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

    В данной работе рассматриваются современные образовательные технологии, необходимые для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

    Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода

    quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...