Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках английского языка
статья по английскому языку (10 класс) на тему

 Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности, поэтому в своей практике я не первый год реализую эту цепочку взаимосвязанных компонентов учебно-познавательной деятельности.Начиная очередную новую тему, учащиеся вместе с учителем обсуждают сферы применения данного материала, его практическую направленность.

Типичные вопросы при обсуждении:

 - В какой области реально жизни мне пригодятся эти навыки?

 - Какими способами я буду достигать цели?

 - Какие средства мне для этого понадобятся?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках английского языка

 Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности, поэтому в своей практике я не первый год реализую эту цепочку взаимосвязанных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Начиная очередную новую тему, учащиеся вместе с учителем обсуждают сферы применения данного материала, его практическую направленность.

Типичные вопросы при обсуждении:

 - В какой области реально жизни мне пригодятся эти навыки?

 - Какими способами я буду достигать цели?

 - Какие средства мне для этого понадобятся?

К примеру, в начале изучения темы «Работа для реальной жизни» (10 класс)

ученики приходят к выводу, что изучение темы даст им возможность обсудить психологические предпосылки выбора профессии, научиться писать резюме для работодателя в той форме, которая принята в цивилизованных странах. Как правило, приобретение таких знаний учащиеся считают для себя важным, значимым и понимают, что для достижения высокого уровня обученности необходимо овладеть определенным словарным запасом, грамматическими структурами, а также компетенциями общекультурного и мировоззренческого характера (уметь выбрать приоритеты в ряду профессий, овладеть стилем и формой составления резюме.

Чтобы правильно определить свой уровень и программу дальнейших действий, у ученика должна быть достаточно развита самооценка.

Позитивно способствуют развитию самооценки разноуровневые задания, дифференцированные по уровню сложности при обеспечении открытости этих уровней.

Опыт работы в школе убеждает в необходимости использования в обучении иностранному языку дифференцированного подхода, конкретно, уровневой дифференциации. Ведь обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники способны усваивать материал на разных уровнях. Определяющим является при этом минимум образовательного стандарта.

Однако ученики должны видеть перспективу своего роста, результат своей работы на каждом этапе усвоения материала, иметь возможность планировать свою деятельность.

Существует определенная классификация уровней дифференциации (по Ю.В. Науменко):

  1. общекультурный уровень;
  2. прикладной уровень;
  3. творческий уровень.

Достижение учащимся 2-го или 3-го уровней не всегда возможно, однако овладение каждым учеником максимально высоким для него уровнем обученности необходимо и вполне осуществимо.

В соответствие с этими уровнями на практике применяется определенная система работы с лексикой, опирающаяся на цепочку разноуровневых задании (опыт работы на материале темы “On the way to School”, 7 класс). Прежде всего учащиеся знакомятся со всей группой заданий – от самых простых (общекультурного уровня) до наиболее сложных (творческого уровня), осознавая таким образом конечный результат усвоения темы.

Далее проводится работа по следующим уровням:

1-й уровень. Знание значения словарных слов, правильное их произношение и написание.

Учащимся предлагаются задания в основном репродуктивного характера, направленные на запоминание и механическое воспроизведение лексики, например:

Здание 1. Расшифровать слова, дать их перевод

Odnur, affrict, trightas, ntur, etc.

Задание 2. Разбей слова на две группы, объясни, по какому принципу.

Trough, across, city, along, road, street, at, corner, traffic, lights, up, town, down, (учащиеся должны определить группы «предлоги» и «существительные»).

Можно также предложить вставить в слова пропущенные буквы, соотнести слова с определенными фонетическими символами в соответствии с правилами чтения и т.д.

Необходимо также провести тренинг употребления речевых клише на тему “Asking the way”.

Задание 3. Выберите клише, относящееся к группе.

  1. Asking for help;
  2. If you can help and know the way:
  3. If you can’t help.
  • Well,..
  • Excuse me, could you tell me where … is, please?
  • I’m afraid, I don’t know/
  • Could you tell me the way to … please?
  • No, I’m afraid I can’t.
  • No problem.

Etc.

Учащиеся, успешно выполнившие задания 1-го уровня, могут приступить к освоению следующего (прикладного) уровня.

2-й уровень. Умение узнавать слова в конспекте с тем значением, который придают им соседствующие слова (блоки слов), понимать значение контекста.

Данный уровень уже частично выводит учеников на применение лексики в ситуациях общения на заданную тему. Для работы им можно предложить следующее задание.

Задание 1. Посмотри на карту и выполни инструкции. Напиши, где ты будешь находиться после прохождения маршрута (карта прилагается к заданию).

You are near the railway station (with your back to the building of the railway station). Cross the road. Go to the left along the street till the second traffic lights. Turn to the right and go till the corner of the street. The building at the corner is the place you need. You are at ______________.

Хорошо подготавливают к освоению следующего уровня также и задания типа «Проследи маршрут в соответствии с картой и вставь пропущенные слова». «Восстанови диалог на тему “Asking the way”, поставь реплики в нужном порядке» и т.д.

3-й уровень. Умение самостоятельно употреблять словарные слова в необходимых ситуациях с нужным смысловым оттенком, диктуемым условиями общения.

Задания такого уровня выполняются, как правило, учениками, претендующими на отметку «5», поскольку требуют прочного знания лексики и речевых клише, а также хороших грамматических навыков, логики мышления, умения быстро ориентироваться в ситуации. Показателем освоения творческого уровня служит успешное выполнение следующих заданий:

Задание 1. Опиши маршрут продвижения по городу от (банка) до (спортивного центра), (карта прилагается к заданию).

Задание 2. Вы находитесь у Лондонского музея. Расспросите у полисмена, как вам добраться до Собора Св.Павла (инсценирование диалога).

Для сильных учеников хорошей практикой будет также выполнение переводов с русского языка на английский, задания на аудирование.

Таким образом, действуя поэтапно, продвигаясь от простых заданий к более сложным, учащиеся овладеют умением общаться на заданную тему и могут с тем или иным успехом составить маршрут продвижения по городу, объяснить дорогу к интересующему объекту, самому попросить о помощи у встречного человека. Если ученик не справляется с заданием

2-го или 3-го уровней, ему можно вернуться к заданиям 1-го уровня и восполнить пробел в своих знаниях. Более слабым ученикам нужно объяснить, что от них не требуется достижения высокого уровня, выполнения заданий 1-го и 2-го уровней уже будет являться хорошим результатом.

Таким образом, ученик осознает и цель своей работы, и доступность ее достижения, следовательно, будет осознанно стремиться к ее выполнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Формирование информационно-коммуникационной компетенции на уроках английского языка

В современных условиях наиболее актуальной задачей при обучении иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболее эффективным сред...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...

Использование серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка в рамках программы ФГОС

Описание серии учебников «Английский в фокусе (Spotlight)» и эффективности их использования на уроках английского языка для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на...