Выступление на районном семинаре учителей английского языка: "Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления"
статья по английскому языку на тему

Астрилова Маргарита Юрьевна

 

Доклад на тему: "Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления" раскрывает ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном МО учителей английского языка:

 « Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления»

                                                                               

                                                                             Выполнила:

учитель английского языка

МБОУ гимназии № 3

г. Грязи (Липецкой обл.)

Астрилова М.Ю.

                                             2014

Возможные трудности при обучении говорению и пути их преодоления.

Можно выделить ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном языке.

 К объективным можно отнести следующие причины:

  • недостаточно хорошая материально-техническая база школы (отсутствие полного комплекта аудиоматериалов  и дисков к учебнику, нехватка видеоматериалов ко всем изучаемым темам и невозможность их приобрести, несоответствие технического оборудования кабинета современным требованиям);                                                                                                                                
  • отсутствие постоянной языковой практики у учителя, невозможность стажироваться за рубежом;
  • большая наполняемость классов (отсутствие деления на группы).

К субъективным причинам можно отнести :

  • низкая мотивация к обучению учащихся среднего звена;
  • проблема комплексов подросткового возраста (некоторые учащиеся испытывают дискомфорт в общении, имеют низкий уровень развития коммуникативных умений).
  • проблема дефицита словарного запаса.

  • Боязнь совершить ошибку, стеснительность, чрезмерная критика. Для того чтобы минимизировать данное отрицательное явление, учителю достаточно создавать атмосферу доброжелательности и доверия. Мне очень понравилось, как сказала Т.А.Кузнецова, учитель английского языка одной из подмосковных школ: «Mistakes are OK, everybody makes them» («Ошибки это нормально, мы все их совершаем»).

  • Нечего сказать по обсуждаемой теме. Не хватает языковых или речевых средств. Для решения данной проблемы необходимо создавать достаточный уровень опор содержательного, языкового и речевого плана.

  • Ученики не понимают речевую задачу. Для того чтобы этого не случилось на уроке, учителю достаточно: четко представлять, какую разновидность монолога (диалога) хотелось бы получить на выходе , вспомнить условия создания соответствующей речевой ситуации; заранее сформулировать речевую установку, постараться сделать ее лаконичной и четкой; поставить себя на место ученика своего класса;  помнить о возможности взаимного обучения и взаимопомощи.

`

  • Один говорит – остальные молчат. Для того чтобы все ученики имели как можно больше возможностей и времени для общения на иностранном языке на уроке, надо: шире использовать групповые и парные режимы работы на уроке; создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок, и даже если говорит один человек, то остальные не включены в общий режим работы, а выполняют другие речевые действия: слушают, записывают, выписывают, зарисовывают и т.д.; при планировании уроков со значительной долей монологической речи не забывать об установках на прослушивание для остальных учеников группы.

Пути преодоления возможных трудностей при обучении говорению.

 Это сохранение и расширение границ позитивной мотивации школьников. А для  этого должны иметь место следующие условия:

  • создание игровых ситуаций общения;
  • использование различных здоровье сберегающих технологий (часто применяю на уроках прием «смехотерапии», прослушивание спокойной или энергичной музыки, разрешаю детям передвигаться по классу, если им это необходимо и не препятствует учебному процессу и т. д. );
  • создание ситуации успеха;
  • соответствующее оформление классной комнаты (страноведческий материал, проектные работы детей);
  • организация Интернет-переписки;
  • размещение ученической мебели для более комфортного общения (если кабинет небольшой, можно расположить столы в форме буквы П. Для групповой работы сдвигаются два стола. Важно менять расстановку мебели, так же как и оформление классной комнаты, не реже одного раза в месяц).

Следующей по степени сложности является проблема инертности детей или, выражаясь иначе, проблема «расшевелить неподвижных, разговорить неразговорчивых». Думаю, у любого учителя почти в каждом классе имеется один или несколько детей, которые предпочитают остаться незамеченными. Произнести слово или , тем более, фразу – для этой категории учащихся равносильно подвигу. В этом случае продуктивными являются следующие приемы:

  • вовлечение ученика в любую коммуникативную деятельность, в том числе во внеклассную (диалог, полилог, инсценирование (с опорой), декламация стихотворений, исполнение песни (не соло), пересказ текста по цепочке (с обязательным осмыслением произносимого), выполнение комплекса упражнений к продемонстрированному фильму);
  • активное применение проектной технологии с обязательной защитой;
  • психологическая поддержка учащихся.

Во избежание затруднений при обучении устной речи, связанных с данной проблемой, дают положительный эффект следующие приемы:

  • ассоциативно-иллюстративный метод при ознакомлении с лексикой  и первичном закреплении (обязательно следует задействовать три основных рецептора: зрительный, слуховой, тактильный);
  • неоднократное возвращение к трудно запоминающимся словам;
  • проведение диктанта для всего класса как закрепление лексики по теме (Предлагается большой связный текст с наличием новых слов.  Здесь необходима установка на успех. Фиксируются только положительные результаты. Обязательна коллективная и индивидуальная (совместно с учителем) работа над ошибками. Наиболее типичные ошибки выносятся на доску. );
  • проведение интегрированных уроков (русский язык – иностранный язык, литература - иностранный язык);
  • просмотр видеофильмов с их дальнейшим обсуждением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование учебно речевых ситуаций в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы"

В методике задачи курса обучения иностранному языку заданы через единство практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей при ведущей роли практической цели. Считается, что практ...

Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка".

Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка"....

Выступление на районном семинаре учителей иностранного языка "Внеурочная и внеклассная работа, как форма обучения иностранному языку в школе"

Данное выступление разработано для районного семинара по иностранным языкам в МОУ Раменская СОШ №8 Бражниковой О.Н., председателем ШМО в 2016 году....