Обучение чтению на начальном этапе
методическая разработка по английскому языку на тему

Коканова Юлия Геннадьевна

 

Дети приступают к изучению английского языка с желанием и радостью. Новый предмет загадочен и влечет всех. Они еще не представляют себе, какие это будут уроки, и как они будут учиться, но все уверены в успехе и с нетерпением ждут первого урока. Как же хорошо нужно подготовиться учителю к этой первой встрече и как хорошо нужно работать дальше, чтобы не обмануть ожидания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_na_nach_etape.docx65.08 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению на
начальном этапе

Работа учителя иностранного языка Кокановой Юлии Геннадьевны


Дети приступают к изучению английского языка с желанием и радостью. Новый предмет загадочен и влечет всех. Они еще не представляют себе, какие это будут уроки, и как они будут учиться, но все уверены в успехе и с нетерпением ждут первого урока. Как же хорошо нужно подготовиться учителю к этой первой встрече и как хорошо нужно работать дальше, чтобы не обмануть ожидания детей.

Умение работать с учебником является одним из важных умений, которым надо овладеть учащимся. Работа по учебнику является необходимым условием для прочного усвоения учащимися материала, объясненного учителем. Учебник создает для учащихся возможность возвращаться к данному материалу, для того, чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части. Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, переосмысливании и закреплении знаний, при проверке домашних заданий. Факты показывают, что некоторые учащиеся не готовят домашние задание по учебнику, а отвечают на уроке только то, что они узнали со слов учителя.

За время обучения в школе учащиеся по иностранному языку должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником: уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице, установить логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфах урока, сравнивать изучаемые явления, делать обобщения, составлять схемы, таблицы, делать анализ содержания текстов учебника, рисунков; составлять словарь по теме, самостоятельно изучать некоторый материал учебника, уметь составить ситуацию используя текст учебника, писать реферат, делать аннотации и резюме. Правильно подобранные учителем упражнения способствуют развитию данных умений и навыков.

ЧТЕНИЕ – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Чтение относиться к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием (рецепцией ) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план ( то есть о чем текст ) и процессуальный план ( как прочитать и озвучить текст ).

Понимание, степень его полноты, точности, глубины зависит от цели чтения, которую ставит перед собой читающий. А именно: посмотреть, о чем текст, определить главное в нем или точно понять текст во всех деталях.

В структуре деятельности можно выделить мотив, цель, условия, результат. МОТИВОМ является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; ЦЕЛЬЮ— получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К УСЛОВИЯМ деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. РЕЗУЛЬТАТОМ деятельности является понимание и извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины. Чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего это связано с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. И это особенно относится к начальному этапу.

На начальном этапе закладываются основы этого важного вида речевой деятельности. На первом году обучения учащиеся должны овладеть буквами английского языка, усвоить звуко-буквенные соответствия, уметь читать слова, сочетания слов, что позволит им читать вслух с правильным делением фраз на смысловые группы и с полным пониманием впервые предъявляемые тексты, построенные на усвоенном программном языковом материале.

Рассмотрим содержание обучения чтению: чему следует учить, чтобы заложить прочные основы этого вида речевой деятельности на начальном этапе. Начнем рассмотрение с лингвистического компонента, то есть букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний, предложений, текста. Учащиеся усваивают буквы английского алфавита : они должны уметь назвать букву и звук, который она передает. В английском языке соотношение согласных ( буква-звук ), как правило, однозначно, например: р ( р ). Такого прямого соотношения нет в гласных и некоторых согласных (w/ с/ g), и они представляют наибольшую трудность для учащихся, поскольку каждая из гласных, например, передает несколько звуков. То же самое можно сказать и о буквосочетаниях : одни из них стабильно передают один звук, а другие - разные звуки. Минимальной единицей обучения чтению на английском языке является слово, которое и позволяет учащимся овладеть техникой чтения - озвучиванием графического образа слова - по правилам чтения (например, to read ) или путем запоминания самого образа слова (например, great) и соотносить его со значением, то есть понимать читаемое.

Чтение словосочетаний обучает детей не только озвучиванию слова, но и расстановке ударений на словах согласно нормативным правилам английского языка. Обучение интонационному оформлению читаемого происходит на предложениях.

Например,This is a boy. The book is on the table. Is it your book? и т.д. В текстах для чтения должно проявиться единство содержательного и процессуального планов. Например, в учебнике 2 класса в разделе " Read " по теме " Му Family " дается текст ( 5 ). К этому тексту специального задания нет, но можно предложить учащимся прочитать его так выразительно, чтобы слушающие составили себе яркое представление об этой семье, как бы видя ее.

На начальном этапе и особенно на первом году изучения английского языка, учитывая трудности английской орфографии, обучение чтению должно осуществляться на лексикограмматическом материале, предварительно усвоенном устно. Это позволяет снимать трудности, связанные с пониманием прочитанного, и больше внимания уделять технике, выразительности чтения. Постепенно, особенно с введением домашнего чтения, тексты могут содержать и незнакомые слова ( не более 2% ), о значении которых можно догадаться или которые даны в постраничных сносках.

Для начального этапа очень важно графическое оформление текста и его иллюстративность, то есть такое расположение печатного материала, которое бы соответствовало механизму формирования чтения - постепенному расширению поля чтения ( eye - span ) и т, д., и подключение опоры в виде картинки, способствующей лучшему пониманию читаемого.

Овладение чтением начинается с восприятия печатного слова, его озвучивания и понимания, иными словами, с овладения графено - фонемными соответствиями в английском языке. Последние предполагают и обучение интонационному чтению. На начальном этапе, когда закладываются основы чтения, оно проходит в форме громкого чтения или чтения вслух. На начальном этапе присутствуют 2 формы чтения : вслух и про себя. Если ученик получает задание прочитать слово вслух, вначале он прочитает его про себя ( обязательно должен прочитывать! ): всматривается в буквенный состав слова и , опираясь на ключевое слово или правило чтения, озвучивает его, то есть читает вслух. Более тесно эта связь 2 форм проявляется при чтении словосочетаний, предложений, а затем и текста.

Роль чтения вслух на начальном этапе чрезвычайно велика. Оно позволяет обучаемому и обучающему видеть и контролировать

процесс становления чтения на изучаемом языке. Оно идет во внешнем плане, и учитель, а также и сам ученик видят, где и в чем нужна коррекция. Предваряющий просмотр читаемого про себя, как бы пропитывание про себя, способствует запоминанию графического образа слова, словосочетания и т.д., удержанию его в памяти, формированию графических образов. Из сказанного видно, что формирование навыков чтения слов, словосочетаний, предложений, текстов на начальном этапе осуществляется за счет овладения правилами чтения и запечатления графических образов слов и структурно - информационными связями, обеспечивающими учащимся видение, схватывание структуры читаемого и через нее понимание информации.

Поскольку речь идет о навыках чтения, то они могут быть сформированы на основе многократных встреч учащихся с читаемым материалом, на основе их самостоятельного чтения, по словам известного английского методиста Майкла Уэста " Learn to read by reading ".

Деятельность по извлечению содержательно – смысловой информации предполагает овладение следующими умениями: умением предвосхищать содержание текста за счет вдумчивого прочтения заголовка и прогнозирования того, какое содержание может быть при таком заголовке; за счет беглого просмотра 2-3 первых предложений или первого абзаца и конца текста; умением вычленять главное при чтении, находить так называемые задания, предваряющие текст, типа " Read and prove ..."; "Read and find...;

умением сокращать, сжимать текст за счет устранения избыточной, второстепенной информации. Этому могут служить задания типа " Передайте основное содержание абзаца одним предложением " или " Передайте содержание текста двумя - тремя предложениями "

( устно или письменно ).

умением интерпретировать текст, то есть понимать подтекст, смысловое содержание прочитанного и составлять свое собственное отношение к прочитанному.

Все эти умения в большей степени должны формироваться на средней и, главным образом, на старшей ступени обучения, где учащиеся читают тексты разных функциональных стилей, как правило, содержащие новую для них и эмоциональную информацию. Однако на начальном этапе закладываются основы этих умений, и если сам текст позволяет формировать эти умения, то это следует делать.

Таким образом, психологический компонент содержания обучения чтению составляют навыки и умения. Для начального этапа навыковой уровень чрезвычайно важен, поскольку без сформированности техники чтения, которая объединяет в себе и чтение вслух и чтение про себя, нельзя успешно формировать чтение иноязычного текста как вид коммуникативной деятельности. Обучение чтению на английском языке как в 4, так и во 2 классе начинается со слов, организованных по правилам чтения гласных и буквосочетаний, представленных в большинстве своем ключевым словом. Это ключевое слово служит ученику опорой для чтения других слов по данному правилу. Поэтому учащихся необходимо научить пользоваться ключевыми словами для правильного прочтения всех остальных слов самостоятельно, опираясь на правило, представленное ключевым словом.

Учащихся следует также научить пользоваться знаками транскрипции, сначала частичной для овладения разночтением гласных и некоторых согласных буквосочетаний, что нашло отражение в учебнике 2 класса.

Необходимо также научить учащихся пользоваться постраничными сносками, а также словником в конце учебника. В учебниках и в книгах для чтения имеется этот справочный аппарат, и ребенка надо научить им пользоваться, таким образом готовя его к самостоятельной работе с текстами дома.

Наиболее важным для формирования чтения является развитие языковой и контекстуальной догадки. Приемам догадываться о значении слова на основе общности с родным языком, например revolution/ dictation, на основе словообразования, например help- helper ( зная work- worker ), а также на основе контекста необходимо специально учить. Следует особо выделить такой способ словообразования, как конверсия, например to jump - jump, water - to water и др.

Овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. В подтверждение сказанного можно привести следующие данные: орфографическая система использует 26 букв, 146 графем ( буквосочетаний ), которые передают 46 фонем ( фонема - единица языка, с помощью которой различаются и отождествляются морфемы и тем самым слова ). Так, английский алфавит представляет много трудностей для учащихся, родным языком которых является русский, в силу различий, существующих между алфавитами двух языков. Из 26 пар английских букв ( заглавных и прописных) только 4 можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. 31 буква полностью новые для учащихся: bDdFfGghLIliJjNnQqRrSstUuVvWwZz.

Буквы AaBCcEeHOoPpYyXx, имеют место и в том, и в другом языке, но читаются по-разному. Следовательно, самыми трудными буквами являются последние.

При обучении чтению английских слов на начальном этапе необходимо подчеркивать особенности новой буквы, какой звук или звуки она передает в английском языке и ее соответствие или несоответствие в русском языке. Большую трудность представляет чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, читающихся по-разному в зависимости от положения в словах. Например, man- name, day- rain, this- think, pencil- cat, Geography- garden, window- down.

При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение сочетаний гласных ее, еа, ay, ai, оу, оо, оу, ou, ow; согласных с, s, k, g, ch, sh, th, ng, ck и таких сочетаний, как -tion, ssion, ous, igh.

Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по- разному, а читаются одинаково: sun- son, too- two, eye-1 и др.

Так как для начинающих характерно «пословное» чтение, то с первых шагов необходимо обучать их чтению по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы. Например, ребенок читает The book is on the desk, то есть каждое слово читается отдельно. Известно, что пословное чтение не может обеспечить понимание.

Исходя из особенностей чтения на английском языке, предварительная устная отработка учебного материала помогает снимать часть трудностей, препятствующих пониманию содержания. Приступая к чтению, учащиеся уже знают все буквы алфавита, умеют их назвать, сказать, какой звук можно передать этой буквой, привести примеры слов, в которых должна встретиться эта буква. Например, буква Рр, звук р, слова: pencil, pen, pupil. Они должны уметь писать все буквы алфавита, используя для этого полупечатный шрифт; таким образом сближаются печатный и письменный шрифты, что облегчает и чтение, и письмо.

Обучение чтению может идти разными путями. Укажу два из них: путем чтения целых слов и чтения целых предложений. В действующих учебниках для начального этапа используется первый путь. Учащихся учат читать сначала отдельные слова, организованные по правилу чтения, представленному выделенной буквой, звуком и ключевым словом. Если ученик сам сознательно прочитал ключевое слово, он может прочитать и другие отдельные слова по аналогии, по данному правилу. При работе над чтением отдельных слов, обеспечивающих учащимся установление графемно- фонемных соответствий на основе принципа сознательности, необходимо развивать и быстроту реакции на графический образ слова, то есть обращать внимание на т е м п прочтения слов. В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся

на печатное слово следует пользоваться карточками ( flash cards) с написанными на них словами. В этом случае возможно постепенное сокращение времени на экспозицию карточки.

Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов из представленного в учебнике упражнения.

Большую помощь в обучении чтению слов может оказать разрезная азбука.

Она позволяет применять разнообразные приемы, способствующие овладению графемно - фонемными соответствиями в английском языке. Вот один из них: учитель сам быстро составляет из букв слово и просит кого - либо из учеников прочитать его, затем меняет буквы в слове и учащиеся читают эти новые слова, например: pen - ten, pen - pan, five - nine, five - life.

Успех в обучении чтению отдельных слов будет определяться тем, насколько сознательно, самостоятельно ученик читает ключевое слово,« видит « в нем правило, которое позволяет ему читать другие слова с опорой на него; умеет узнать и правильно прочитать слово среди других, подчиняющихся усвоенным ранее правилам.

Контроль чтения слов осуществляется вслух, индивидуально и в быстром темпе. При этом сформированность навыка с опорой на правило устанавливается на чтении незнакомых учащимся слов. Именно с этой целью небольшое количество незнакомых слов включено в упражнения учебников. Поэтому странной кажется « помощь « учителя при чтении этих слов.

Обучение чтению слов, не поддающихся правилам, может осуществляться:

  • на основе слов с аналогичным звуком, читаемых по правилам. Слова, не поддающиеся этому правилу, но с этим же звуком, включаются в ряд этих слов, например duck, run, mother;
  • с использованием частичной транскрипцией с выделением соответствующих букв, передающих данный звук, например u: : too, fruit, do, blue ;
  • с использованием полной транскрипции, например : autumn, one, daughter;
  • по аналогии, например, дети умеют читать слова right, night, им нужно прочитать новое слово light. Или brought - thought, ring - bring. В этом случае можно использовать доску и осуществлять замену буквы, которая меняет значение слова: sing, меняется первая буква на г - ring, приписывается b - bring. Во всех случаях желательно, чтобы первыми читали дети, чтобы учащиеся читали осознанно;
  • на основе чтения за учителем или диктором слов. В этом случае овладение чтением таких слов происходит на основе имитации.

Далее учащиеся приступают к чтению словосочетаний и предложений и, следовательно, к правильному их оформлению.

Чтение предложений разного типа: утвердительных, отрицательных, вопросительных, повелительных дает возможность как формировать технику чтения так и « пропускать» через зрительный канал учащихся все то, что усваивалось устно. Осуществляется как бы вторичное «прокручивание « всего учебного материала через чтение, что должно положительно сказываться на усвоении учебного материала и оказывать подкрепляющее влияние на устную речь.

При обучении чтению предложений важна последовательность действий учащихся: сначала ученик должен внимательно всмотреться в предложение, как бы прочитать его про себя и стараться понять, о чем оно, и тем самым подготовиться к воспроизведению образцового чтения диктора или учителя. Затем он слушает, как нужно правильно прочитать, то есть следит за образцовым чтением, понимает его и повторяет за диктором или учителем при хоровом чтении.

При обучении чтению предложений образцовое чтение диктора или учителя обязательно, так как интонационное оформление учащихся усваивают путем подражания. Контроль чтения предложений осуществляется вслух и индивидуально. В процессе овладения языком чтение может выступать как средство и как цель обучения.

Чтение является важным средством овладения грамматическим аспектом английского языка как в плане морфологии, так и синтаксиса. Выполнение упражнений, связанных с чтением, будет способствовать более прочному овладению грамматикой, которую дети предварительно усваивали в устной речи. Этому в немалой степени способствуют выделение грамматических форм, сигналов, представленных в учебниках наглядными схемами.

Чем больше читают дети, тем прочнее усваивается ими грамматика, тем легче осуществляется понимание читаемого.

Подводя итог сказанному выше, можно утверждать, что чтение создает благоприятные условия для запоминания и, следовательно, для более прочного усвоения учебного материала (языкового и речевого ). Чтение текстов является важным средством, способствующим формированию умений в говорении, в его монологической и диалогической формах. Читая разнообразные тексты, учащиеся овладевают композиционными особенностями построения описания, повествования, рассуждения, видят, как начинается текст и чем он заканчивается. Они видят, как строятся высказывания разной протяженности ( предложение, текст ), разной формы ( монолог, диалог ) и т. д. Иными словами, учащиеся овладевают логикой построения высказываний ( как нужно сказать ) и могут перенести это на построение собственных устных высказываний. На начальном этапе особенно велика роль текста как опоры для развития устной речи на первом репродуктивном уровне, который характеризуется отсутствием самостоятельности как в выборе языкового оформления, так и в определении содержания высказывания, а также для развития высказываний второго уровня, репродуктивно - продуктивного, где появляются элементы творчества и самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению на начальном этапе изучения иностранного языка

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты обучения чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в начальной школе.Указаны этапы работы с текстом, приведены различные ви...

Обучение чтению на начальном этапе изучения немецкого языка

В данной статье подробно раскрыты цели и задачи обучения чтению, содержание обучения чтению, программные требования к уровню владения чтением, приведены разнообразные методы и приёмы обучения чтению м...

Доклад на тему: "Обучение чтению на начальном этапе"

Одной из основных задач обучения иностранному языку  на начальном этапе является формирование навыков техники чтения, так как без них невозможно в дальнейшем сформировать навыки осмысленного чтен...

Обучение чтению на начальном этапе обучения

Немного об обучении чтению на начальном этапе и схема упражнений по обучению технике чтения....

"Обучение чтению на начальном этапе" (в помощь молодому учителю)

Методические рекомендации «Обучение учащихся начальной школы чтению на немецком языке» составлены в помощь молодому учителю, начинающему работать в средней школе.  При составлении рекомендаций бы...

Технология обучения чтению на начальном этапе основного общего образования

     Чтение можно рассматривать с разных точек зрения – как психологический процесс, как процесс речевого общения, как речевая деятельность, как речевое умение, как речевое дейст...