Метод проектов как фактор повышения качества обучения на уроках английского языка.
проект по английскому языку на тему

Анненкова Мария Николаевна (Карпова)

Преподаватели начального профобразования, используя нестандартные подходы в обучении, желают заинтересовать учебной дисциплиной, увлечь обучающихся будущей профессией, воспитать у них самостоятельность, и независимость, оригинальность мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов как фактор повышения качества обучения на уроках английского языка.

Преподаватели начального профобразования, используя нестандартные подходы в обучении, желают заинтересовать учебной дисциплиной, увлечь обучающихся будущей профессией, воспитать у них самостоятельность, и независимость, оригинальность мышления.

Учебный проект – это совместная познавательная, последовательная, творческая  деятельность  обучающихся, имеющая общую цель. Учебное проектирование может гармонично дополнить традиционную классно – урочную систему как новая педагогическая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, с будущей профессиональной деятельностью, стимулирующая обучающихся самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться.

Применение проектного метода активизирует деятельность ребят, способствует их интересам, развивает их творческие способности.

Проектный метод может быть как исследовательским, так и игровым. В процессе работы над проектом совершенствуется иноязычная речевая подготовка обучающихся и их познавательная деятельность.

Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей:

  1. Информационный проект направлен на отбор информации о каком – то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения;
  2. Проектно – ориентированный, направлен на социальные  интересы обучающихся. Это может быть учебное пособие, пакет рекомендации;
  3. Творческий проект предполагает создание альманаха, видеоклипа, театрализованного представления, спортивной игры, произведения изобразительного искусства и пр.;
  4. Ролевой проект дает возможность обучающимся взять на себя роль литературных персонажей, выдуманных героев;
  5. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование и использует методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос.

По продолжительности  проекты классифицируются следующим образом:

  1. Мини – проекты, которые укладываются в один урок;
  2. Краткосрочные – 4-6 уроков;
  3. Недельные – выполняются в ходе проектной недели;
  4. Годичные -  могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Очень важным является выбор формы продукта проектной деятельности. Проект может завершиться защитой реферата, создание видеоклипа, компьютерной презентации, журнала, карты, модели, справочника, серии и иллюстраций, а может быть, это будет инсценировка, диалог, ролевая игра, телепередача, реклама и пр.

Какова же роль преподавателя в работе над проектом?

Проектная деятельность требует от преподавателя создание условий для расширения познавательных интересов обучающихся, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Степень самостоятельности зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, от их сложности темы проекта, от характера взаимоотношений в группе и др.

Педагог -  организатор проектной деятельности, он должен создать условия для расширения познавательных интересов обучающихся, и ему предстоит прожить несколько ролей в ходе руководства проектом:

  1. Энтузиаст (повышает мотивацию обучающихся);
  2. Специалист (обладает знаниями и умениями);
  3. Консультант;
  4. Руководитель;
  5. Координатор всего группового процесса;
  6. Эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Главная педагогическая  цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, над которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие знания, умения, навыки:

  1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу;

- умение отвечать на вопросы;

  1. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно найти информацию;

- умение находить решение проблемы;

  1. Навыки работы в сотрудничестве;
  2. Коммуникативные умения:

-умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

     5. презентационные умения и навыки:

           - навыки монологической речи;

           - навыки лексики и грамматики;

           - навыки использования компьютерных и мультимедийных средств обучения;

           - артистические умения.

Новый учебный год, в сентябре, начинается со вступительной беседы преподавателя с обучающимися с целью ознакомления их с программой, настроя на восприятие учебного материала, привития интереса к учебной дисциплине. Здесь же обучающимся предлагаются темы учебных проектов:

  1. «Влияние географии на людей и их образ жизни». В данном проекте  следует  следует показать влияние географического положения страны на различные сферы жизни людей (основные виды деятельности, еда, национальная символика, традиции и т.д.)
  2. «Лучший из всех возможных миров». В этом проекте обучающиеся должны показать достоинства места, которое они считают лучшим из всех возможных миров. Для этого им предложено использовать юмор, фантазию, инсценировку, воображение, проиллюстрировать свои идеи и пр.
  3. «Добро пожаловать в Россию». Этот проект можно выполнить в форме научной конференции. Обучающиеся выбирают полюбившийся им регион России, описывают его географические и климатические особенности, быт людей, культурные и кулинарные традиции данного региона. Подбирают иллюстрации, книги, выполняют буклеты, готовят рекламный видеоролик этого региона для иностранных туристов и пр.

Задача перед обучающимися поставлена. Они разбиты на 3 группы по количеству предложенных проектов.

Ребята будут работать по алгоритму: постановка проблемы, оценка возможностей для решения проблемы, разработка идеи, способствующей решению проблемы, формулирование цели, сбор и обработка необходимой информации, разработка тематики реализации проекта, организация и выполнение проекта, обобщение результатов, оценка качества выполненной работы, представление проекта.

Итак, с самого первого урока ведется подготовка к проектам. На последующих уроках осуществляются все аспекты по овладению лексикой, грамматикой, усвоением речевых образцов, чтением текста, обсуждением их, прослушиванием фонозаписей, выполнением упражнений из учебного пособия.

В познавательном аспекте обучающиеся знакомятся с географическими особенностями Великобритании, США, России. Они получают географические сведения об этих странах, о их климатических особенностях, образе жизни, особенностях культурного и исторического развития.

В учебном аспекте формируются лексические навыки по вышеназванным темам. Совершенствуются грамматические навыки, умение запрашивать информацию в различных формах в зависимости от ситуации общения. Ведется работа над повышением скорости чтения, развивается умение догадываться о значении неизвестных слов по словообразовательным элементам и контексту. В плане аудирования отрабатывается умение понимать речь в фонозаписи, умение понимать основную идею, общее содержание текста. В плане письма развивается умение выписывать из прочитанного то, что необходимо. Продолжает развиваться способность к анализу, сравнению, обобщению, формированию выводов из прочитанного.

В воспитательном аспекте ставятся задачи: понять особенности жизни людей англоязычных стран и своей страны, формировать чувство гордости за свою страну, родную культуру.

Подготовительный этап обеспечивает языковые и речевые  умения, и он проходит параллельно с работой над проектом. Тексты из учебника, дополнительная литература служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений обучающихся. На этом этапе стоит задача по выполнению  упражнений по лексике и грамматике. Учащиеся разрабатывают критерии оценки свои своих проектов и представляют их в различных формах. Ребятам интересно продемонстрировать то, что они знают и умеют, не боятся ошибиться, преодолевают языковой барьер. В подготовке к презентации проектов они обогащают словарный запас, знакомятся с традициями и культурными особенностями стран, перерабатывают огромный материал на английском языке, развивают коммуникативные компетенции и интерес к учебной дисциплине. Во время презентации обучающиеся представляют свой проект, слушатели задают вопросы, отмечают достоинства и недостатки представленной работы. Во время презентации проекта создается атмосфера творческого поиска, чувство причастности к коллективу, развивается мотивация к дальнейшему изучению английского языка. У обучающихся происходит тренировка всех видов речевой деятельности: письмо – изложение своей презентации на экране, чтение – ребята зачитывают тезисы, аудирование – ребята слушают, что говорят другие, понимают их речь, говорение – отвечают на вопросы, обсуждают данную проблему.

Кроме того, в кабинете накапливается готовый дидактический и наглядный материал.

Использование метода проектов в учебной деятельности – показатель высокой квалификации преподавателя и развития обучающихся. И данный метод должен найти широкое применение в образовательных учреждениях при изучении различных учебных дисциплин. Использование на уроках ИКТ позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия обучающимися. Любые схемы, иллюстрации, анимации, звукозаписи, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным.

                                     

                              Список использованной литературы

1.Душеина Т.В. проектная методика на уроках иностранного языка/Т.В.Душеина//ИЯШ.-2006.-№3.-С.15-17.

2. Кочетурова Н.А. Метод проектов в обучении иностранному языку. Материалы Региональной Научно – практической конференции «Английский язык в системе «Школа – Вуз»/Н.А. Кочетурова.-Новосибирск, 20 июня 2003г.

3. Павленко И.Н. Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста/И.Н.Павленко//ИЯШ.-2007.-№5.-С.18-19.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство повышения качества знаний на уроках литературы.

Технология проектов, или метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлени...

Опытно - методическая разработка «Метод проектов как способ повышения мотивации учащихся при изучении английского языка»

Технология "Метод проектов" является необходимым условием обучения школьников в рамках ФГОС. В данной работе рассматриваются теоретические основы технологии "Метод проектов", типология проектов и этап...

Программа индивидуальной работы с обучающимися по повышению качества обученности по предмету английский язык.

Если у вас есть обучающиеся, отстающие по английскому языку, а по остальным предметам имеют высокие показатели, эта программа поможет спланировать действия учителя по повышению качества успеваемости т...

Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве»

Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве» предназначен для учителей английского я...

Повышение качества знаний на уроках английского языка, как важнейшее условие формирования и развития функциональной грамотности учащихся.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в является заинтересованность...

СТАТЬЯ "Методические рекомендации по повышению качества образования на уроках английского языка"

Методические рекомендации по повышению качества образования на уроках английского языка...