"Развитие детской одаренности на уроках английского языка в лицее ."
статья по английскому языку на тему

Данная статья рассказывает о понятии одаренности ребенка, о необходимости поддержки и развития этого таланта на уроках английского языка.  

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

"Каждый  ребенок - уникален и неповторим, каждый, уверяют психологи, одарен".

 (Т.Галковская).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Скира Н.М.- учитель английского языка.

 «Развитие детской одаренности на уроках английского языка в лицее № 6 им. А.С.Пушкина»

План.

1. Актуальность данной проблемы.

2. Что такое одаренность?

3. Развитие интеллектуальной одаренности ребенка на уроках английского языка.

4. Список литературы.

        Данная статья рассказывает о понятии одаренности ребенка, о необходимости поддержки и развития этого таланта на уроках английского языка.  

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

"Каждый  ребенок - уникален и неповторим, каждый, уверяют психологи, одарен".

 (Т.Галковская).

Одаренные дети - особая и очень хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Это культурный и научный потенциал Российского общества, от которого зависит, как будут развиваться наука, культура и техника в будущем.{1}

В послании Федеральному собранию  президент РФ Дмитрий Медведев сделал акцент на образование. И одним из составляющих направлений  должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержка талантливых детей.

Лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных критериев.{3}

«Дети – единственно смелые философы, и смелые философы – непременно дети»                             (Е.И.Замятин)

Раньше существовало такое мнение, что все дети равны как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Все считались одаренными. А раз все дети одарены от природы  одинаково, нужно ли заниматься талантами, разрабатывать для них особые программы, методы обучения и воспитания, готовить педагогов?

Опыт современного образования показывает, что различия между детьми существуют. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, с высокой познавательной активностью, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи.{1}

Так что же такое понятие одаренности? Одаренность – это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (Д.Б.Богоявленская, М., 2002). Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре В.И.Даля, С.И.Ожегова, в толковых словарях иностранных слов.

Выделяют три главных вида одаренности:
– академическая, которая проявляется в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний;

– интеллектуальная, которая заключается в особой умственной самостоятельности, в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем;
– творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.{1}

Применительно к школьникам можно выделить ряд признаков, позволяющих судить о возможной одаренности в той или иной сфере:
- легкость обучения и усвоения учебного материала;
- длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;
- склонность к дискуссии с учениками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;
- любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
- повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т.п.{1}
В нашем лицее у детей мы можем увидеть все эти признаки.

Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что я и пытаюсь делать на своих уроках.

Мой  учебный  предмет – английский   язык, обладает  огромным  потенциалом  для  всестороннего  развития  личности, а   значит и  для   выявления  одаренных  детей, так  как  здесь  как нигде  ещё,  по   моему  глубокому убеждению, реализуются  межпредметные  связи.

Использование музыки и пения на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность по изучению иностранного языка резервные возможности личности каждого ребёнка, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций. Существует тесная взаимосвязь между развитием речевого и музыкального слуха. Использование музыкальных текстов способствует развитию слухового внимания и контроля, совершенствует работу артикуляционного аппарата.{2}

По этому я начинаю работу с песенных упражнений, пропевания скороговорок, коротких четверостиший, ведь именно они ориентированы на отработку артикуляторных особенностей гласных и согласных в структуре слов и на стыках слов, на формирование навыков интонационной выразительной речи. На следующем этапе перехожу к исполнению песен на уроках и во время внеклассных мероприятий, начиная с простых Merry Christmas, Days of the week, etc. до песен подобных Jingle bells. Любят ребята и обыгрывать песенки What is your name, Aluetta, что позволяет использовать непроизвольное внимание детей и непроизвольную память, даёт возможность создать на уроках непринуждённую, творческую атмосферу, а также решать не только языковые, но и общеразвивающие задачи.{2}

Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем.

Очень нравятся ребятам конкурсы, которые проводятся в нашем лицее, начиная с 3 класса, например Британский бульдог. Такие задания способствуют развитию творческих способностей и расширяют словарный запас школьников.

 В своей работе учителя английского языка  активно использую проектное обучение, так в 2-4-х классах ребята готовят книжечки о своих семьях и о себе, о своих питомцах, где рассказывают о том, как за ними ухаживают.  Школьники постарше знакомятся с проблемами нашего общества и экологией, создают плакаты и рефераты.

Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера “Великобритания”, “США”, “Австралия” и др., ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями (О.Кромвель, адмирал Нельсон, президенты США), великими путешественниками (Х.Колумб, Д. Кук). {2}

Одаренные дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. А иностранный язык относится именно к такому типу обучения, когда необходимо работать постоянно и кропотливо. Поэтому на уроках мы проводим викторины на различные темы. На своих уроках используем разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков. В лицее разработаны тесты по страноведению, грамматике, по выявлению уровня знания. Учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов. Проводятся факультативные и индивидуальные задания с одаренными детьми, им даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и городским олимпиадам, конкурсам.

Творчески одаренных людей отличает перфекционизм (от англ. perfect - "совершенный"). Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах.{1}

Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества - сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога. Вот поэтому все учителя в нашем лицее и пытаются на уроках английского языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям.{1}

Список литературы:

1. Интернет

2. Биболетова М.З. УМК «Enjoy English», 2004.

3. «Наша новая школа», Д.А.Медведев, 2010.

4. Д.Б.Богоявленская, М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование произведений английской и американской детской литературы на уроках английского языка

С позиций современных подходов, обучение иностранному языку рассматривается как процесс включения в иноязычную культуру, в ситстему мировоззрения и мирововсприятия другого народа, в многообразие культ...

Роль чтения в обретении одаренности на уроках английского языка

Обучение чтению на уроках английского языка....

"Развитие детской одаренности на уроках химии"

Актуальная тема и наша работа...

Статья на тему "Развитие детской одаренности на занятиях английским языком"

Иностранный язык в плане развития детской одаренности имеет много преимуществ, из-за врожденной одаренности всех детей....