Образ замужней женщины в сознании носителей английского языка (на материале ассоциативного эксперимента)
статья по английскому языку на тему

Кайдаракова Елена Гавриловна

С целью выявления образа замужней женщины в английском языковом сознании в ноябре-декабре 2012 года был проведен свободный ассоциативный эксперимент среди студентов г. Сиэтл, штата Вашингтон, поскольку через ассоциации носителей языка мы получаем представление об образе мира данной культуры, её ценностных ориентирах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 1751

ОБРАЗ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ В СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Е. Г. Кайдаракова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

С целью выявления образа замужней женщины в английском языковом сознании в ноябре-декабре 2012 года был проведен свободный ассоциативный эксперимент среди студентов г. Сиэтл, штата Вашингтон, поскольку через ассоциации носителей языка мы получаем представление об образе мира данной культуры, её ценностных ориентирах.

В эксперименте приняли участие 104 информанта, из которых 46 лиц мужского пола и 58 лиц женского пола. Все испытуемые имели на момент опроса незаконченное высшее образование. Возрастной показатель респондентов – 18-30 лет. Вслед за Ю. Н. Карауловым мы полагаем, что к этому возрасту становление языковой личности в основном завершается и «содержательное наполнение языковой способности (словарный запас, иерархическая структура ценностей, прагматические установки) и ее формально-комбинаторные возможности у большинства людей остаются относительно стабильными на протяжении всей жизни» [1]. Опрашиваемым было предложено написать 1-3 ассоциаций к слову «wife».

При анализе ассоциатов, полученных в ходе эксперимента учитывались следующие параметры: общее число реакций, число различных реакций, число единичных реакций, число отказов, типы ассоциативных связей по характеру связи (парадигматические, синтагматические, фонетические, атипичные и прецедентные ассоциации), а также типы ассоциативных связей с точки зрения содержания связи (реакции как семантические множители, реакции с эмоционально-оценочной коннотацией и реакции, отражающие типичную сферу функционирования концепта).

Кроме того, в связи с наличием гендерного признака в самом концепте «wife», мы допускаем, что велика вероятность существования разного рода устойчивых представлений о замужней женщине в женском и мужском сознании, которые могут находить реализацию в ассоциациях, полученных на заданный стимул. Так,  исследуемый материал рассматривается в двух парадигмах: мужской и женской.

Количественный анализ ассоциатов, полученных на стимул «wife», показывает, что общее число реакций у мужчин и женщин имеет незначительное расхождение (57m / 50f), как и количество единичных реакций (41m / 33f). Число отказов от участия в эксперименте составляет 2 у мужчин и 1 у женщин. Следует заметить, что значительное расхождение в числе разных реакций (30m / 20f) указывает на различие в показателе мужского и женского уровней стереотипности реакций. Согласно эмпирическим данным мужские реакции менее стереотипны и более разнообразны, чем женские. Принято считать, что «чем выше стереотипность реакций, тем слабее проявляется динамика изменения сознания; чем разнообразнее реакции, тем сознание более динамично и подвижно» [1].

Ассоциативное ядро концепта формируется ассоциатами, занимающими одинаковую или близкую позиции в обеих парадигмах. Так, концепт «wife» в обеих парадигмах ассоциируется с любовью (love 10m/7f), партнерскими отношениями (companionship, companion, partner 4m/5f) и браком (marriage 2m/10f). Как видно из соотношения, законный брак имеет огромное значение в женской парадигме, как и роль матери (mother, mom 3m/10f). Данные ассоциаты занимают первое место у женщин. В языковом сознании носителей английского языка закрепился образ заботливой жены (caring 3m/4f). Вместе с тем, испытуемые описывают замужнюю женщину, используя родовидовые отношения (woman 2m/7f, female 2m/5f) и противопоставляют ее мужу (husband 3m/4f). Указанные реакции представляют ценность в обеих парадигмах и позволяют создать своеобразный ассоциативный прототип образа жены в языковом сознании носителей английского языка без учета гендера.

При сравнении с данными Ассоциативного словаря английского языка (An associative thesaurus of English, 1972), мы пришли к выводу, что в современном ассоциативном ядре концепта «wife» акцент смещается в сторону платонической любви к жене и партнерских отношений, редуцируется негативное отношение к ней. 

Лакунарные ассоциаты в обеих парадигмах являются периферийными. Периферийные реакции у мужчин касаются сексуального влечения, эмоционально-оценочных коннотаций и выбора жены. К тому же, жена представляется главой семьи. У женщин отражены бытовая деятельность, временной маркер, касающийся приобретения статуса жены, реакции с эмоционально-оценочной коннотацией и бинарная оппозиция, характеризующая власть в семье.

Таким образом, ассоциативный эксперимент позволил реконструировать отдельные фрагменты концепта «wife», отраженные в ассоциациях носителей английского языка. Также была выявлена гендерная специфика образа жены в английском языковом сознании.

______________________________

  1. Караулов Ю. Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности [Текст] // Русский ассоциативный словарь. Кн. 1. – М., 1994. С. 190 – 218.

Научный руководитель – канд. филол. наук, доцент А. Т. Тазмина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интенсивная методика обучения детей английскому языку на материале детских песенок и стихотворений Г. Доля

Цель – Контроль практических навыков разговорной речи (диалог и монолог) на базе изученной темы.Задачи – 1. На основе ролевой игры проверить качество фонетических и интонационных навыков...

Исследование лексико-семантического поля «образование» в английском языке (на материале газетных статей)

В ходе исследования газетных статей были выделены различные единицы ЛСП «Образование». Ядром этого ЛСП будет слово «Education», а также слова-синонимы, лексико-семантические варианты которых наиболее ...

Веселова Ю.С. Основной государственный экзамен 2016. Английский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся

Веселова Ю.С. Основной государственный экзамен 2016. Английский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся...

Открытый урок "Здоровый образ жизни" в 8 классе по английскому языку(технологическая карта)

Данный урок Вы можите использовать  в качестве конспекта для вашего урока во  8 классе....

урок английского языка, дидактические материалы, презентация

Лексическая тема: "School of Design"Грамматическая тема: "There is - there are"...

Особенности восприятия рекламных роликов современными носителями языка (ассоциативный эксперимент).

В данной статье,  проанализировав результаты эксперимента, автор подводит нас к ответу на вопрос: что больше влияет на формирование ассоциаций в сознании людей - вкусовые качества продукта ...

Промежуточная аттестация по английскому языку. Содержание материалов.

Представлены контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по английскому языку в 5-8 общеобразовательных классах....