коммуникативно-ориентированное обучение
статья по английскому языку на тему

Пушкарёва Ольга Анатольевна

Краткие тезисы для выступления на методическом совещании о педтехнологиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativno-orientirovannoe_obuchenie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

КОМУНИКАТИВНО-ОРИЕТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ 

Основные понятия.

Коммуникативно-ориентированное обучение стало целенаправленно развиваться за рубежом в начале 60-х годов прошлого столетия. Его появление было обусловлено новым подходом к изучению языков через непосредственное приобретение коммуникативного опыта на уроке.

Коммуникативно-ориентированное обучение заменило ранее популярные аудио-лингвальный и устно-ситуативный подходы к изучению ИЯ.

Главным для коммуникативно-ориентированного обучения  было и остается

  • обучение через учебную коммуникативную деятельность, приближенную к реальной;
  • предметом обучения стал не только язык и его экспрессивные возможности, но и поведение говорящего в условиях речевого общения.

Под поведением говорящего в условиях речевого общения

понимается активная и деятельностная реализация

  • языковых,
  • психологических,
  • социокультурных

 знаний, необходимых для эффективного иноязычного общения.

Эти знания включают 

  • овладение языком как дискурсом, т.е. способом развертывания мысли в тексте (владение способами речемышления и построения  устных и письменных текстов различных жанров: дискурс электронной почты и "чата", неформального и делового взаимодействия, личных и официальных писем и т.п.);
  •  учет индивидуально- психологических особенностей участников общения и их коммуникативного опыта;
  • формирование толерантности к культурному многообразию и ориентацию на "весь мир", в котором языком общения служит "global English".

В коммуникативно-ориентированном обучении используются задания деятельностного характера, которые можно разделить на 2 большие группы:

  • функционально-коммуникативные;
  • "взаимодействия в группе".

  1. Функционально-коммуникативные задания включают
  • сравнение набора картинок и изображений;
  • восстановление логической последовательности в серии фрагментов текста или фотографий;
  • обнаружение отсутствующих элементов в текстах или изображениях;
  • формулирование точных инструкций партнеру для успешного выполнения им заданий;
  • поиск ответа на вопрос путем соединения вместе всех фактов, известных остальным участникам ит.п.

  1. Взаимодействия в группе организуются как
  • свободное общение участников;
  • обмен мнениями;
  • дискуссии;
  • ролевые игры;
  • импровизыции;
  • скетчи и др.

   

Некоторые критические замечания о коммуникативно-ориентированном обучении.

Однако, не всегда приемы коммуникативно-ориентированного обучения  могут заменить проверенные временем на эффективность приемы других подходов к изучению ИЯ. Так, в Великобритании было принято решение о возвращении к "звукобуквенному обучению чтению", которое  оказалось эффективнее "коммуникативного обучения чтению" через прослушивание текстов с их последующим воспроизведением в виде чтения.

Коммуникативные задания также имеют ряд критических замечаний и проблем .

Речевые задания требуют постоянной заботы

  • о словарном запасе, который учитель должен предусмотреть для  взаимодействия в группе;
  • о грамматических навыках у обучаемых;
  • о реальности ситуаций, т.к. практика показывает, что в существующих учебных пособиях взаимодействие в группе чаще всего строится вокруг обсуждения проблемы, а в реальной жизни, как показывают исследования лингвистов и психологов, общение  чаще всего встречается в виде поддерживающей беседы;
  • о соответствии коммуникативных упражнений национальным традициям не только страны изучаемого языка, но и социо-культурным реалиям своей страны.

Заключение.

Коммуникативно-ориентированное обучение распространяется на весь мир и при этом

  • происходит варьирование того, как оно понимается и реализуется с учетом культурного контекста в различных странах;
  • претерпевают взгляды на роль языка как предмета усвоения и обучения: язык играет роль дискурса  - способа построения устных и письменных текстов. "Разговорная модель общения" занимает достойное место в содержании обучения наряду с "письменной моделью";
  • критическое мышление и рефлексивный подход к обучению повысили значение тестов в улучшении качества образования: результаты тестов рассматриваются не только как информация об успеваемости  учащихся, но и как сигнал для пересмотра учителем практики его преподавания;
  • самое серьезное внимание уделяется созданию комфортной и благоприятной обстановки  для процесса обучения ИЯ: изучаются индивидуальные особенности учащихся, способы поддержки учащихся в учебном процессе, совместимость познавательных стилей учителя и учащихся и т.д.;
  • большое внимание уделяется исследовательскому компоненту деятельности учителя.

Благодаря всему выше сказанному

коммуникативно-ориентированное обучение становится  методом обучения, принадлежащим УЧИТЕЛЮ, который в конечном итоге  всегда имеет решающий голос в дискуссии о том, как учить и воспитывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку на уроке"

Неотъемлемой частью процесса обучения является формирование у учащихся «умения учиться» - это включает овладение совокупностью способов и приемов организации школьником своей деятельности, на основе к...

Статья Использование коммуникативно-ориентированного подхода в обучении чтению на иностранном языке

Данная статья посвящена использованию коммуникативно - ориенторованного подхода в обучении одному из самых сложных видов речевой деятельности на иностранном языке. В статье дается характеристика чтени...

Коммуникативно-ориентированное обучение

ЦЕЛЬ коммуникативно-ориентированного обучения – не только усвоение грамматики и лексики изучаемого языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации. ...

Коммуникативно -ориентированный подход при обучении диалогической речи

при обучении диалогу    на уроках  английского  языка  важно использовать  коммуникативно- ориентированный  подход....

«Лингвострановедческий аспект как фактор содержания коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку.»

Лингвострановедческий аспект как фактор содержания коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку.»...

Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике

методическая разработка по английскому языку .Работа может быть использована при введении и закрепленииправильных глаголов в прошедшем времени....

«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...