экологическое воспитание
методическая разработка по английскому языку (8 класс) на тему

Краснова Светлана Александровна

 

Бесконтрольный рост населения планеты и все возрастающие его потребности, однобокое развитие науки и техники приблизили глобальный экологический кризис.

В XXI веке человечество подводит печальные итоги своего развития в течение двух тысячелетий. Это огромные запасы атомного, химического и бактериологического оружия, грозящие уничтожением биосферы; загрязнение Мирового океана, рек и озер; сокращение запасов пресной воды; опустынивание территорий; уничтожение лесов и эрозия почв; истощение энергетических и других сырьевых ресурсов; "озоновые дыры" в атмосфере; уменьшение биоразнообразия растений, животных, грибов и микроорганизмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бесконтрольный рост населения планеты и все возрастающие его потребности, однобокое развитие науки и техники приблизили глобальный экологический кризис.

В XXI веке человечество подводит печальные итоги своего развития в течение двух тысячелетий. Это огромные запасы атомного, химического и бактериологического оружия, грозящие уничтожением биосферы; загрязнение Мирового океана, рек и озер; сокращение запасов пресной воды; опустынивание территорий; уничтожение лесов и эрозия почв; истощение энергетических и других сырьевых ресурсов; "озоновые дыры" в атмосфере; уменьшение биоразнообразия растений, животных, грибов и микроорганизмов.

Одна из наиболее актуальных задач для создания ноосферы — повышение заинтересованности всех стран и народов, всех слоев общества. До тех пор пока большинство населения не будет считать экологические проблемы своим личным делом, пока мы не осознаем, что должны ежечасно, ежеминутно беречь наш общий дом — планету Земля, мы будем с каждым часом приближать экологический кризис.

Особую роль должно сыграть введение непрерывного экологического образования для повышения уровня экологической культуры во всем мире и для всех слоев населения.

Экология — наука о закономерностях взаимодействия живой природы с окружающей средой на организменном, популяционно-видовом, экосистемном, биосферном и частично социальном уровнях, наука об адаптации живой природы к пространственной и временной среде. В настоящее время в соответствии с учением об уровнях организации живой материи в недрах экологической науки возникли и успешно развиваются такие ее разделы как аутэкология, демоэкология, синэкология и геоэкология.

В развитии экологии выдающуюся роль сыграли отечественные ученые, особенно академики В. И. Вернадский, создавший учение о биосфере и ноосфере, и В. Н. Сукачев, разработавший теорию биогеоценологии — науки о взаимосвязях и взаимозависимостях в живой природе. Однако разработанные В. И. Вернадским и В. Н. Сукачевым теоретические положения долгое время оставались известными лишь узкому кругу ученых-экологов. И только спустя 40—50 лет работы этих ученых приобретают широкую известность.

Бурному развитию экологии в наши дни способствовали все расширяющиеся размеры воздействия человека на окружающую среду. Масштабы воздействия человека на природу стали столь велики, что вызывают тревогу за судьбу человечества.

В соответствии с социальным заказом общества перед школой стоит сегодня задача формирования качеств личности, ее направленности, которые бы обеспечили использование творческих потенций в интересах решения глобальных проблем человечества. Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества. В связи с этим в настоящее время за рубежом и в определенной степени у нас в стране наблюдается экологизация учебных предметов, что способствует развитию экологических знаний и экологической культуры школьников как составляющих экологического воспитания.

Хорошо известно, сколь огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык как учебный предмет. В методической литературе неоднократно ставился вопрос о более эффективном использовании этих возможностей языка в процессе его изучения. Иностранный язык как действенный фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества и как средство общения обладает и определенными возможностями в плане экологического воспитания. Человек понял, что недостаточно беречь и сохранять только тот участок земли, на котором он живет. Планета - наш общий дом, и для предотвращения экологической катастрофы и решения общечеловеческих проблем требуется консолидация сил всего человечества в рамках движения за мир, охрану окружающей среды, сотрудничества по выработке экологически чистых технологий. И в этих условиях роль школы в решении этих проблем и каждого отдельного учебного предмета, в том числе и иностранный язык, возрастает. Все это определяет актуальность исследования

Предметом нашего исследования является воспитание учащихся.

Объект исследования – экологическое воспитание учащихся на уроках иностранного языка

Цель нашей курсовой работы: проанализировать методическую литературу, ознакомиться с новейшими методиками преподавания иностранного языка в средней школе по исследуемой проблеме.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность, задачи экологического воспитания в педагогической науке.

3. Рассмотреть формы и методы осуществления экологического воспитания в современной школе.

4. Показать отношение учащихся  к использованию средств экологического воспитания Экологическое воспитание школьников – это духовно-нравственное воспитание, в основе которого лежит формирование ответственного и гуманного отношения к окружающему миру, активная деятельность по изучению и охране природы своего региона,  защите и возобновлению природных богатств.

 

 С юного возраста в детях необходимо  целенаправленно воспитывать  экологически культурную личность, соблюдающую нормы поведения в природе и в быту.

 

 В любом учебнике по английскому языку обязательно присутствует один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком.

  Обобщение этих разделов с привлечением ресурсов Интернета, дополнительных учебных пособий на эту тему, а также собственных разработок позволило автору  выстроить последовательную  систему экологического образования учащихся на уроках английского языка.

 

Начальная школа.

 Во 2-3 классе, учитывая уровень владения языком и возрастные особенности  школьников, организуется проект «Мой питомец» (My Pet), в котором дети представляют животное, за которым они ухаживают, его особенности, предпочтения, манеру поведения.

 Цель этого проекта – привлечь внимание ребенка к «братьям нашим меньшим», сделав акцент на дружелюбии животных и их зависимости от человека.

 

 В 4-м классе ученики представляют проект «Кто самый быстрый?» (Who is the fastest?), в котором сравнивают различных диких животных, предварительно изучив их образ жизни, среду обитания, физические особенности и характерную внешность.

 Цель проекта – ознакомить обучающихся с особенностью жизни животных в дикой природе.

Средняя школа.

 В 5-м классе ученики работают над проектом «Животные в опасности» (Animals in Danger). Работа над проектом занимает 3-4 недели и предполагает знакомство с проблемой исчезающих видов животных с акцентом на роли человека,  красной книгой, мерами по спасению вымирающих животных,  организациями, занимающимися этой проблемой.

 Цель проекта  - привлечь внимание обучающихся к важности сохранения биологического разнообразия.

 Проектная деятельность в 6-9 классах основывается на разработанном автором учебно-методическом пособии «Мир вокруг нас» (World around us), включающем следующие разделы:

 1.     Дикая природа – рядом со школой (Wildlife – next to your school).

 В этом разделе учащиеся знакомятся с различными проявлениями дикой природы, с которыми они сталкиваются, выйдя за порог школы. Рядом со школой протекает живописная речка Оккервиль, а также расположен парк им. Есенина с небольшим прудом,  поэтому при изучении этого раздела представлен не только мир птиц и животных, но также  рептилий и растений. Кроме того, зимой дети, катаясь на лыжах в ближайшем лесу, видят много звериных следов, которые интересно разгадывать и которые говорят о том, что среда обитания животных пересекается с миром человека.

      Ученики делают зарисовки,  фотографии животных и птиц, наблюдают за   ними,  а также описывают особенности их поведения в природе

 2.     Помоги выжить! (Help to survive!).

 В этом разделе дети учатся оказывать посильную помощь дикой природе. Непосредственно в этой части предлагается сделать  кормушку для птиц, сконструировать домик для пчелы и накрыть стол для бабочки.

  Видя в кормушке птицу, дети высоко оценивают результаты своего труда, кроме того, они учатся воспринимать всерьез нужды даже самых маленьких существ, таких  как   насекомые. Эти занятия надо проводить на природе, непосредственно  рядом со школой.

 3.     «Зеленые» в Соединенном Королевстве (Green in the UK).

  Учащиеся знакомятся с экологическими традициями  Великобритании, в частности, праздновании Дня Окружающей Среды (5 июня) и о том, какие мероприятия в этот день проводятся, о разделении мусора, о гостиницах для животных, колокольчиках на шеях у кошек, и так далее.

 4.     Наш район (Local Area).

 Ученики вместе с учителем исследуют местность вокруг школы и находят уголки дикой природы, предлагая различные идей по их сохранению. В частности, особой популярностью пользуется план по кормлению уток, живущих на Оккервиле зимой, очистке парка от мусора, посадке цветов вдоль реки и т.д.

 5.     Вымирающие животные (Disappearing World).

      Этот проект перекликается с аналогичной работой, выполняемой в 5-м классе «Животные в опасности», но здесь делается акцент на программах помощи вымирающим животным, в частности, организации мероприятий по приспособлению животных, родившихся или находившихся в неволе, к дикой природе, создании заповедников и национальных парков и т.д.

 6.     Помоги нашей планете (Save our Planet).Ученики изучают  международный  опыт по созданию юношеских экологических движений и организаций.

 7.     Ученики, пользуясь знаниями, полученными на уроках географии, биологии, экологии, обществознания, различными пособиями и ресурсами Интернета, планируют изменения в своих привычкахс тем, чтобы наносить как можно меньше вреда окружающей среде и  представляют проект «Как стать Зеленым» (Some Tips to be Green).

 8.     В 9-м классе ученики работают над проектом «Глобальное потепление» (Global Warming)  и его составной частью – исследованием «Машины и дороги в нашем регионе» (Cars and Roads in our Region). В этом проекте  учащиеся, привлекая знания по биологии и химии, изучают влияние выхлопных газов на здоровье людей, а также планируют мероприятия по снижению загрязнения воздуха, включая более разумное планирование дорог и зеленых зон.

 Целью этого методического пособия является формирование у детей экологического сознания, действенного отношения к природе и воспитание экологической культуры.

 Параллельно с работой по этому пособию, в отдельных классах организуется научно-исследовательская и проектная деятельность в рамках темы «Экологическое воспитание».

. В этой работе дети описывают воображаемый город, уютный и комфортный для жизни. В этом городе машины работают только на экологичном топливе и передвигаются по воздуху, а улицы города отданы велосипедистам и пешеходам. В большом парке много животных и птиц, которые не боятся людей, а по чистой речке приятно плавать на лодках и небольших корабликах. Таким образом, дети реализуют свою мечту о возможности дружелюбного сосуществования природы и человека.

 В старшей школе основным направление работы является изучение глобальных проблем современного мира и приложение этих знаний к конкретной ситуации и окружению ребенка.

 В 10-11 классе автором разработан курс, направленный на изучение  катаклизмов, природного и антропогенного характера и их последствий, а также отдельных социальных проблем глобального характера, который называется «Глобальные проблемы».

 В рамках этого курса заложены три исследовательских проекта.

 1. «Мысли глобально - действуй локально!» (Think globally – act locally!)

 2. «Я здесь живу» (I live in the area).

 3. «Экологические катастрофы» (Ecological Catastrophes).

 Задачами этого курса являются:

 1) Воспитание в подростке способности воспринимать чужую боль и желания откликнуться на нее.

 2) Развитие умения стратегически мыслить, решая масштабные задачи возрождения страны.

 3) Осознание себя членом мирового сообщества, где все взаимосвязано.

 4) Воспитание уважения к себе как к личности, способной влиять на порядок вещей и менять его к лучшему..

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.

Современная естественно - научная картина мира немыслима без отражения экологических проблем.

В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники и производства стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Оно должно определенным образом регулироваться, иначе человечество окажется перед лицом экологической катастрофы, не менее угрожающей его существованию, чем ядерная война, и этому нужно учиться.

 

Экологическое образование в школе реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у школьников экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы отбора экологического материала. Принцип научности требует, чтобы вопросы экологии включались в содержание учебного предмета без искажения. Принцип краеведения предполагает систематическое обращение в процессе преподавания, во внеклассной и внешкольной работе к окружающей учащихся действительности, к природе родного края; вопросы экологии, изучаемые на уроках и на внеурочных занятиях, включают  материал с экологическим содержанием.

Цели моей работы: Рассмотрение экологических проблем Англии, США и южного региона России на английском языке. Формирование лексических навыков чтения и говорения на английском языке по теме: «Экология», способность употреблять их в своем монологическом высказывании. Воспитание активной жизненной позиции, любви к родному краю, развитие способности учащихся к логическому изложению своего высказывания, сравнению, умозаключению. Осуществление экологического воспитания. Создание экологической памятки по проблемам своего родного края на английском языке.

Считаю возможным введение элементов экологического образования в следующие темы курса английского языка в основной школе:

5 класс: 1) Школа; 2) Англоговорящие страны; 3) Лондон; 4) Парки.

6 класс: 1) Внешность; 2) Здоровье; 3) Погода; 4) Образ жизни.

7 класс: 1) Помощь людям; 2) Экология.

8 класс: 1)Путешествие в Британию; 2) Спорт.

9 класс: 1) Здоровье; 2) Образование; 3) Британия.

Разрабатываемый ранее материал мной систематизирован и дополнен. Составлен и проведён цикл уроков, на которых рассматриваются вопросы экологии: «Здоровье и экология человека» 6 кл., «Наш дом – Земля» 7кл., «Парки Британии и США» 8 кл., «Экология в широком смысле слова» 9 кл. Элементом урока по теме: «Здоровье и экология человека» является краткое экологическое сообщение в конце урока, в  котором учитель на английском языке сообщает учащимся сведения по экологии человека. Это используется для расширения кругозора учащихся, для осуществления экологического образования. Урок «Наш дом – Земля» проходит в интегрированной форме, его ведут два учителя:  преподаватель английского языка - на  английском и  биолог- на русском языках. Это урок – конференция, средства и методы его ведения разнообразны: здесь и  эвристическая беседа, и письменная работа по карточкам – заданиям, и работа  с английскими текстами, плакатами, таблицей, и просмотр видеофильма. В кабинете проводилась  выставка рисунков школьников на природоохранную тематику. Целью этого урока являлось ознакомление учащихся с основными экологическими проблемами родного края, показ возможных путей их решения, а также роль самих учащихся в этом процессе. На уроке «Парки Британии и США» было несколько  докладов  по экологии, такие как «Парки Британии», «Иеллоустоунский национальный парк», «Нетронутые территории», «Туризм в США», проводилась выставка литературы по экологическим проблемам, осуществлялся показ слайдов через мультимедийный проектор. Целью этого урока явилось воспитание любви к природе и  формирование гражданской позиции каждого ученика к проблеме охраны окружающей среды. Завершает цикл урок в 9 классе: «Экология в широком смысле слова». Основным методом здесь является проектная технология. Ребята знакомятся с принципами работы в команде, составляют главные правила экологии, предварительно пройдя поуровневую тренировку. Вместо домашнего задания – разработка перспектив. Целями урока являются создание «Пирамиды экологической грамотности», введение идиом широкого спектра употребления, расширение понятия экологии.

При составлении экологической памятки учитывались такие экологические проблемы нашего региона, как загрязнение окружающей среды пестицидами, промышленными и бытовыми отходами, ухудшение качества поверхностных вод, загрязнение окружающей среды нефтью и продуктами ее переработки, загрязнение атмосферного воздуха. Всё это сказывается на здоровье людей. Динамика состояния здоровья населения за последние 5 лет имеет достаточно четко выраженную тенденцию к ухудшению. Именно здоровье населения является одним из главных показателей социального, экономического и экологического состояния региона. Все эти вопросы должны учитываться при разработке уроков, на которых будут рассматриваться вопросы экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...