РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
статья по английскому языку на тему

Кожина Ольга Владимировна

Реализация творческого потенциала как одна из форм оценки учебных достижений учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

 Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном, меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, – это и есть фактор взросления. Без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Проблема оценки образовательной деятельности – одна из ключевых проблем современной педагогики. Оценка связана непосредственно с эффективностью образования, именно она является,в конечном счете, выражением качества обучения. От того, насколько современны средства оценки, как они связаны с целями, содержанием и методами обучения, во многом зависит успешное функционирование образования.

Кризис существующей сегодня оценки очевиден. Отметка все больше становится простой формальностью. В условиях ,когда образование все более ориентировано на развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся, система традиционной оценки не в состоянии создать условия для индивидуального развития школьника.Она оказывается нецелесообразной, поскольку приводит к возникновению непримиримых противоречий:

- между многообразием форм мыслительной деятельности ученика в процессе учения и ограниченным диапазоном школьной оценки;

– между продуктивными формами учебного труда и системной оценки, связанной с воспроизведением полученных знаний;

– между новой позицией ученика как субъекта учения и привычной позицией учителя, для которого ученик остается объектом обучения, а оценка исключительно педагогическим инструментом;

– между необходимостью ученической самооценки и неопределенностью оценочных критериев.

Изменения в системе оценивания учебных достижений – одно из направлений российского образования.

Сегодня в сфере оценивания учебных достижений выявлены следующие проблемы:

– подмена оценки как компонента учебной деятельности выставление отметок по пятибалльной шкале для обеспечения «накопляемости»;

– отсутствие единых подходов и преемственности в оценивании при переходе учащихся с одной ступени на другую;

– закрытость для учащихся и родителей требований, выполнение которых будет оцениваться и неразработанность критериальной базы оценивания;

– ориентация оценивания только на сформированность предметных знаний;

– использование методов, средств, форм оценивания без учета возрастных особенностей школьников;

– низкий уровень компетентности педагогов в области целей, задач, содержания, методов, форм, средств организации оценочной деятельности, ее роли в формировании и развитии оценочных и рефлексивных умений учащихся, значении и сохранении психологического здоровья школьников;

– слабая ориентация образовательного процесса на образовательные достижения каждого ученика.

Школьная система оценивания должна быть ориентирована на эффективное обучение и научение и должна позволять как минимум:

- осуществлять информативную и дозированную обратную связь, давая обучающимся информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе – и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;

– использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать ученика более на том, что он знает, а не на том, чего не знает;

– отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе, и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения)

– ориентировать ученика на успех, и не способствовать приклеиванию ярлыков, в том числе связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих;

– опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать на становление и развитие самооценки.

Место, роль контроля и оценки в учебном процессе должны меняться в направлениях:

– постепенной передачи контрольно-оценочных механизмов от учителя к учащимся;

– переход от контроля констатирующего к контролю диагностирующему, процессуальному;

– сближение школьной оценки выпускника с реальной оценкой этого выпускника обществом, между которыми в настоящее время, как известно, существует значительный разрыв.

С помощью чего оценивать?

Чтобы измерить степень достижения целей образования, недостаточно их просто понимать, нужно иметь практический инструментарий, который позволяет это сделать. Существующая система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает лишь результат усвоения знаний, а не процесс поисковой активности ребенка и сформированную у него систему ценностей. Например, выставляемая отметка не разделяет задачного и проблемного уровней: диктант и сочинение, решение вычислительного примера и логического ребуса,выучивание правила и построение нового способа действия – все это оценивается одинаково, хотя требует совершенно разных способностей. Следовательно, сегодня актуальная педагогическая проблема – привести систему оценивания в соответствие с поставленными целями образования, разработать технологичные измерители уровня достижения как содержательных, так и деятельностных, а также воспитательных целей.

Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио -  индивидуальная оценка, ориентированная  на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия).

Портфолио — это современная эффективная форма оценивания, действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Состав портфолио

В состав портфеля достижений ( портфолио) включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Примерами такого рода работ могут быть: диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей оформленные результаты  исследований и  проекты, интервью,  творческие работы, материалы их самоанализа и рефлексии. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Портфолио сопровождается специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений, критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

Критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы

и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника

Все составляющие портфеля достижений в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно. При их оценке используется  уровневый подход к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития». В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфеля достижений соотносятся результаты, продемонстрированные обучающимся, с оценками типа:

• «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

• «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачёт»).

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно - практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности —мотивационно- смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Технология формирования портфеля достижений и оценки вклада отдельных его составляющих в итоговую накопительную оценку в соответствии с вышеуказанными тремя направлениями будет разрабатываться в дальнейшем в ходе введения планируемых результатов  образования и системы оценки их достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль в виде тестовых заданий как оценка учебных достижений учащихся

В связи с возросшими требованиями к уровню профессионализма и компетентности учителей,  особую значимость приобретает повышение качества образования. Особое внимание удел...

Информационно – коммуникационные технологии в реализации системы контроля и оценки учебных достижений учащихся по химии

Сообщение на МО естественно - математического цикла.- Использование ИКТ позволяет существенно улучшить качество проверки знаний и  умений учащихся.- Компьютерные тесты являются достаточно мощным ...

ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ На уроках физической культуры учащиеся осваивают знания, изучают физические упражнения, развивают физические качества. Поэтому резу...

Индивидуальный подход к оценке учебных достижении учащихся.

Статья на тему:"Индивидуальный подход к оценке учебных достижении учащихся"....

Индивидуальный подход к оценке учебных достижений учащихся

Индивидуальный подход к оценке учебных достижений учащихся...