Самоанализ педагогической деятельности
статья по английскому языку по теме

Беляева Светлана Викторовна

В современном мире чтобы быть успешным, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.

         Основная цель моей работы – научить ученика учиться, создать условия для становления его субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развивать навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_na_pervuyu_kategoriyu.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

педагогической деятельности

учителя английского языка

2 квалификационной категории

Беляевой Светланы Викторовны

муниципального казённого

 общеобразовательного учреждения

«Гжатская средняя общеобразовательная школа»

Куйбышевского района Новосибирской области

        В современном мире чтобы быть успешным, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.

        Основная цель моей работы – научить ученика учиться, создать условия для становления его субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развивать навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся.

Для достижения цели ставлю несколько задач:

  • активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность;
  • развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся;
  • научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием;
  • помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний);
  • научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, работать с текстом;
  • использовать новые педагогические технологии, эффективные методики обучения;
  • развивать и укреплять интерес к иностранному языку.

Всё это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определённых успехов в учёбе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

Поскольку обучение иностранному языку в условиях школы происходит вне естественной языковой среды, в такой ситуации способами формирования социокультурной компетенции служат чтение, аудирование, письмо и говорение, т.е. все виды речевой деятельности. Главным источником получения информации на уроке  является учебный текст, обладающий коммуникативной, прагматической, когнитивной и эпистемической функциями. В качестве учебного текста мною используются как тематические, страноведческие, художественные тексты, так и стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудио-тексты бесед с носителями языка и др.

Следовательно, одним из наиболее важных и значимых моментов для создания условий эффективного обучения иностранному языку  является выбор УМК, с  учетом содержания обучения.

Изучение содержания предлагаемых рынком учебников, сопоставительный анализ востребованных сегодня УМК по английскому языку, позволили нашей школе остановить свой выбор на УМК М.З. Биболетова “Enjoy English”. Данный УМК очень четко структурирован: один параграф соответствует одному уроку, включены задания для повторения пройденного материала,  выделен раздел для домашнего задания, определены уровни сложности. Все темы, предложенные к изучению, соответствуют возрастным особенностям учащихся, предложен интересный сюжет. Учебник рассчитан на два занятия в неделю, что соответствует положениям базисного учебного плана школы. УМК обеспечивает необходимый и достаточный уровень коммуникативных умений учащихся, их готовность и способность к речевому взаимодействию на английском языке в рамках социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в пределах изучаемых учебных тем.

Основной формой учебно-воспитательного процесса остаётся урок. Кем бы не стали ученики по окончанию школы, им всегда будут нужны научные знания, навыки самостоятельной работы, умения логически мыслить, сравнивать делать выводы. И учить этому необходимо на уроке. Чтобы урок был более интересным, постоянно совершенствую его форму и содержание, использую современные технологии, нахожусь в поиске эффективных приёмов и методов.

        На своих уроках применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов.

        В своей работе применяю элементы технологии развивающих игр Б.П.Никитина и технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И.Пассов.

        Огромную популярность в последнее время приобретает технология проектного обучения. Последние два года мною активно применяются элементы этой технологии. Технология проектного обучения позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки  иностранного языка в дискуссию, исследование. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением) и т.д. Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно детям.

        Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации: требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию  и представить её другим(2 класс: «Моя первая книжка», «Моя семья»; 3 класс: «Меню для завтрака», «Поздравительная открытка»; 4 класс: «Пишем волшебную сказку», «Моя классная комната»; 5 класс: «План моего села»;7 класс: «Суеверия», «Витамины в жизни людей»; 10 класс: «Роботы будущего», «Мой класс» , «Школьная форма: за и против» и т.д,)

        Актуализация личностного потенциала, саморазвития ученика обеспечивается как в личностно ориентированной ситуации, так и через игру, как основной вид учебной деятельности на уроке, приводящий к саморазвитию участников учебного процесса.

Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворённости.

         Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, загадки, шарады) позволяет совершенствовать познавательные способности учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применяя его в новых ситуациях.

        Игры могут быть грамматическими (построение вопросительных предложений, например, Is it a…?, Where is…?, Who is …?, etc.), лексическими (намеренные ошибки в употреблении слов, домино), фонетическими (например, разучивание и театрализация стихотворений, физминутки: хлопаем, топаем и т.п. как только услышим слово на определенный звук и др.), орфографическими (шифровки, ребусы и т.п.), аудитивными (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования), речевыми (обсуждение афоризмов, крылатых выражений, фразеологизмов, пословиц и т.д.), которые способствуют формированию речевых навыков.

        Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной  работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, художников, хранителей времени, и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах  воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

Чаще всего групповая и парная работа используется мной на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

        Эффективность обучения детей зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Поэтому на уроках английского языка применяю здоровьесберегающие технологии. Стараюсь правильно организовать учебную деятельность, а именно: благоприятный эмоциональный настрой; соблюдение гигиенических требований; построение урока с учетом работоспособности учащихся; строгая дозировка учебной нагрузки; проведение физкультминуток.

        В своей работе использую программы, учебники и учебно-методические пособия по английскому языку, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебно-методический комплект выбран в соответствии с традиционной формой обучения.(Приложение 2)

        Вести преподавание на уровне современных требований, способствует работа в условиях кабинета, созданного своим трудом.

        Много времени уделяю содержанию кабинета в надлежащем виде, накоплению методического и дидактического материала.

        В кабинете на передней стене традиционно расположена доска с закрывающимися створками. Доска магнитная, это позволяет легко с помощью магнитов крепить на них демонстрационные таблицы, плакаты.

        В кабинете оформлены стенды “All about Britain”, “Outstanding people”, “Sights of London”, «Уголок безопасности», наглядный материал, магнитофон, обучающиеся диски.

        За 5 лет работы в кабинете создана достаточно полная дидактическая база по предмету: самостоятельные и контрольные работы, тесты, опорные конспекты, разработки уроков, материалы к урокам. Материал классифицирован  по темам, классам.

        Учитель – одна из профессий, требующая постоянного совершенствования, самообразования.

        Свое отношение к повышению уровня профессионального мастерства хочу выразить словами К.Д. Ушинского «Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, он умирает». Данные слова очень четко отражают мое педагогическое кредо. Одними из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск.

Для получения значимой, актуальной информации об изменениях в системе образования являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов как: www.school.edu.ru,  www.edu.ru, www.fipi.ru; зарегистрированным пользователем интернет-порталов www.nsportal.ru, www.proshkolu.ru, являюсь членом Всероссийского педагогического клуба «Первое сентября».  Также на интернет-портале www.nsportal.ru создала свой персональный сайт(Ссылка на мой сайт: "http://nsportal.ru/belyaeva-svetlana-viktorovna" ), разместила своё электронное портфолио, разместила разработку урока и презентацию «Урок 18. Семья, Буква Qq»(2 класс), презентацию “Scholl bag” (2 класс). Для подготовки мероприятий, уроков использую подписные издания: журналы «Иностранные языки в школе», «Мозаика», «Английский язык», газету «Первое сентября».  

        С целью повышения интереса учащихся к изучаемому предмету стараюсь привлечь ребят к участию в международном конкурсе «British Bulldog». Так в 2012 ученом году моя ученица 3 класса Нестеренко Елена показала высокое качество знаний. Участию в конкурсе предшествовала большая предварительная подготовка.

        Активизируя результаты работы, стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к предмету. Часто задаю домашнее задание, содержащие творческую деятельность: составление кроссвордов, написание сообщений и т.д..

           Во всех классах, в которых я работаю (со 2го по 11й) сложилась доброжелательная атмосфера. Учащиеся чувствуют себя на моих уроках достаточно комфортно, конфликтных ситуаций не бывает.

Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. В своей работе использую технологию сотрудничества, которая, с моей точки зрения весьма продуктивна, так как дети раскрепощены и способны творить на уроке. Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства. В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: собеседник, исследователь, консультант. Рефлексивная деятельность учащихся достигается тем, что

а) даю возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагаю другим детям сделать это;

б) при неудачном исправлении ошибок сама даю правильный ответ;

в) воспитываю терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе;

г) откладываю коррекцию до конца задания;

д) записываю серьёзные ошибки во время ответов и возвращаюсь к ним, когда ученик закончил говорить;

е) стараюсь давать положительную оценку работе учащихся;

ж) у учащихся всегда есть возможность исправить оценку либо предоставить невыполненную работу в течение недели.

Считаю, что созданные мною условия позволяют учащимся чувствовать себя комфортно на уроках английского языка.

                  Залогом успешной, творческой, интересной работы, по моему мнению, является дружный, сплоченный коллектив, стремящийся к единым целям, готовый к изменениям. Относительно своих коллег могу сказать, что мне повезло работать именно с такими людьми, которые всегда поддержат, помогут советом. По своему характеру я человек открытый, доброжелательный, искренний. С некоторыми из коллег поддерживаю дружеские отношения, со всеми остальными - ровные, хорошие. Всегда откликаюсь на просьбы о помощи в чем-либо, искренне радуюсь успехам других, сопереживаю. Конфликтных ситуаций за время моей работы в школе (5 лет) не было.

        На протяжении 4 лет являюсь классным руководителем. В настоящий момент я – классный руководитель 8 класса (5 девочек и 1 мальчик). Класс очень дружный, старается быть активным в делах школьной жизни. Принимает участие во всех классных и внеклассных мероприятиях. Главная задача класса - воспитание коллективизма, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, доброта и принципиальность.

Что касается поведения,   то можно сказать, что положительного в общении – доброжелательности,  отзывчивости, чуткости – у них больше, чем агрессивности, эгоизма, грубости.

Интересы в классе самые разнообразные. Среди них - интерес девочек к бисероплетению, вышиванию. Мальчик интересуется ИКТ, спортом и техникой. Большой интерес проявляют к спортивным занятиям.

        Как положительный результат своей деятельности хочу отметить:

  • Уровень учебных достижений учащихся по предмету свидетельствуют о положительной динамике. За последних три года показатели успеваемости стабильны и составляют 100% ; рост качественной успеваемости – 47 – 49 – 49% (Приложение 1)
  • Формирование устойчивой мотивации к изучению предмета у обучающихся различных категорий.
  • Достижение моих учеников, принимающих участие в мероприятиях различного уровня. (Приложение 3 )
  • Обобщение и распространение собственного опыта работы (Приложение 4), участие в профессиональных конкурсах (Приложение 5).

В заключении хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогической процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.

Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...