Реализация мотивации учебной деятельности на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Гринина Валентина Александровна

Конспект доклада- выступления на педсовете в рамках школы, содержит основные принципы работы на уроке из собственного опыта

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей  учащегося, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов для достижения цели. Когда учащиеся  начальной школы приступают к изучению  иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в среднем и старшем звене интерес  значительно  ослабевает. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

  Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности.

Мотивы, побуждающие ученика к осуществлению деятельности:

Внешняя мотивация-

- каждый образованный человек   должен знать английский язык для общего развития;

 -  без знания английского языка невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, рекламы и упаковочного ярлыка;

 - изучая английский как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку, не хочу быть хуже товарищей

  

   Внутренняя мотивация-

  - язык знают мои родители и я хочу быть как они;

 - не хочется огорчать родителей, учителей

 - мотивация,  связанная с перспективным развитием: изучаю язык, так как это обязательно пригодится в жизни, в институте и работе

Коммуникативная мотивация-

  • нравиться общение в классе на английском языке
  • хочу научиться писать письма на английском языке

  Хочу поделиться принципами своей работы:

Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Использую на своих уроках такие   формы и приемы работы общения: интервью на английском языке, дискуссии на различные темы. Нельзя забывать, что каждый учитель на своём уроке - это актёр и его место у доски - сцена. От того, как он сыграет на уроке, зависит и успех занятия. Но это не значит, что дети тоже не могут принять участие в "спектакле". Приём драматизации используется в учебной и внеклассной работе довольно давно, но его формы зависят от фантазии учителя и учащихся.

  При проведении уроков в начальной школе старшие ребята охотно реагируют на приглашение учителя быть на уроке гидом или иностранным гостем, королевой или волшебником. Побывать на уроке в качестве учителя и продемонстрировать свои знания английского языка младшим классам звучит достаточно заманчиво.

   Использование викторин на уроке помогает осуществить межпредметные связи. Вопросы викторины могут включать информацию и материал, изученный ребятами на предыдущих уроках. Можно проводить уроки  Химии или геометрии на английском языке, что несомненно вызывают удивление и интерес у ребят, а учителю дают хорошую возможность "переключить" учащихся на свой предмет. К сожалению, наши ученики привыкли к тому, что все их уроки проходят за партами. Безусловно, это очень удобный способ расположения учащихся на уроке. С другой стороны, изменение привычной обстановки вызывает любопытство учащихся, раскрепощает их и создаёт непринуждённую атмосферу.

Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес, новизну и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. И поэтому постоянно нужно искать другие новые формы работы с учащимися.

Принцип  учёта  возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, я использую то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 9-м классе.

 Принцип доброжелательности.  Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Мне кажется, что дети с удовольствием ходят на мои уроки. Стараюсь  расположить к себе детей, так как это является определенным стимулом к изучению английского языка.

Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку".  Мои учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме,  так как  задание или форма работы, предложенная учителем на уроке должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть.

 

 

  С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками я использую на  уроках дидактические игры для решения следующих задач:

1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу. Школьники приходят к нам на урок из "мира родного языка", поэтому важно создать для них атмосферу общения, психологического коммуникативного комфорта.

2. Формировать у учащихся определенные навыки. Например: Незнайка собрал портфель. Отгадайте, что он туда положил!

3. Развивать у учащихся определенные речевые умения. Например: После изучения темы "Квартира" можно провести такую игру: - Три поросенка решили обставить свой домик мебелью. Давайте поможем им это сделать!

4. Учить учащихся общению на иностранном языке.- Конкурс на самого вежливого собеседника.- Конкурс на лучший комплимент и пожелание к дню Св. Валентина.

5. Развивать необходимые способности и психологические функции.

- Внимательный ли ты? Человек Рассеянный собрался в путешествие. Что лишнее он взял?  -"Снежный ком".

6. Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка. Для этого используются викторины, заочные путешествия, подготовка к традиционным праздникам.

7. Расширить словарный запас школьников- рифмовки;- сопровождение слов мимикой или жестами;

8. Снять напряжение. После напряженной умственной деятельности учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Видами релаксации могут быть забавные стишки, песни, игры, которые сопровождаются движениями.

   

 Приёмы работы

Урок иностранного языка может начаться традиционно с фонетической зарядки или с речевой разминки. Но, я считаю, что  учитывая особенности расписания и нагрузки детей, почему бы не превратить начало урока в маленькую радость для учащихся? Например:

Игра "Hangman". Ребята угадывают слово по буквам. Если данной буквы нет в слове, то учитель рисует один из элементов. Дети выигрывают, если угадывают слово до того, как учитель завершит свой рисунок. Ребята и не заметят, как в такой занимательной форме быстро проходит повторение изученных лексических единиц.

Игра "Crosses and Noughts". Класс делится на две команды: крестики и нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд. Если член команды у доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке. Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола :; назови предлоги к глаголам :; переведи выражения :; найди ошибку в предложении : и т.д. Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке.

Приём "Check Yourself" хорошо использовать при подготовке к контрольной работе и повторении изученного материала. Каждый ребёнок индивидуально выполняет ряд заданий, по структуре похожих на задания предстоящей контрольной работы. Можно использовать помощь друга и помощь учителя, т.е. уточнить правило, переспросить слово. Нужно заглянуть в учебник или тетрадь? Пожалуйста. Когда ребёнок готов, он подходит к учителю и все упражнения проверяются при нём. Ошибки разбираются сразу же. Самое главное - это отсутствие плохих оценок.

Уроки следует основывать на следующих психолого-педагогических принципах:

  • «Не навреди»- направленность обучения на личность каждого ученика, создание ситуации успеха, маленьких побед даже у слабоуспевающих учеников
  • услышь меня»- право каждого ученика на ответ, учебный диалог на уроках
  • «открой мой мир»- погружение в эмоционально обогащённую среду: мини-инсценировки, пословицы и поговорки, стихотворения английских авторов, инсценировка сказок, письма на английском языке сверстникам, мини-сочинения, проекты, творческие работы, презентации
  • «озадачь» -принцип наглядности (прослушивание учебных аудио текстов, песни известных групп, аудиозаписи английских народных стихотворений, сказок и легенд, художественные и учебные фильмы, мультфильмы).

Вывод: Безусловно, сам факт использования разнообразных приёмов и заданий ни о чём не говорит. Механическое увеличение количества ещё не означает хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции. Какие формы работы на уроке выбрать и как их использовать решает сам учитель. Самое главное - помнить, что изучение языка должно быть удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка...

План самообразования воспитателя МБОУ «СОШ-интернат для одаренных детей» Шамсутдиновой Л.Т.по теме: «Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка» на 2014-2017 учебные годы.

План самообразования воспитателя МБОУ "СОШ-интернат для одаренных детей" Шамсутдиновой Л.Т. по теме: "Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка" на 2014-2017 учебные ...

Мотивация детей к учебной деятельности на уроках английского языка

В данной статье автор обменивается опытом мотивации обучающихся на уроках английского языка и во время внеурочной деятельности....

Формирование мотивации учебной деятельности на уроках английского языка в условиях ФГОC.

В данном материале учитель делится опытом работы по формированию мотивации учебной деятельности на своих уроках...