Дидактическая игра и игровые приемы в обучении детей с нарушением интеллекта
занимательные факты по английскому языку на тему

Вдовенкова Ирина Владимировна

В связи с особенностями развития дети со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения общественного опыта у них не происходит. Успешность решения задач по преодолению психофизических недостатков и исправлению некоторых патологических качеств личности детей с интеллектуальными нарушениями во многом зависит от правильности выбора и использования методов работы. К числу эффективных методических приемов, способствующих активизации познавательной деятельности этой категории учащихся относится дидактическая игра. Ведь дидактические игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, исключать линии. У учащихся развивается произвольное внимание, вырабатывается усидчивость; увлеченный игрой ребенок доводит начатое дело до конца.

Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. В.А.Сухомлинский писал, что без игры не может быть полноценного умственного развития. "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности..."

В процессе игры вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, проявлять инициативу. Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в процессе обучения. Вместе с тем практика работы показывает, что в ряде случаев имеет место подмена серьезного учебного труда пустой занимательностью. Причем игра идет около процесса обучения, не входя в него. Речь должна идти не о простой занимательности, а об органическом сочетании ее с серьезным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовало бы интенсификации умственной работы, делая ее интересной.

Чтобы умело использовать дидактические игры на уроках и внеклассных занятиях, надо иметь ясное научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор объекта, предмета и цели исследования.

Объект исследования - учебный процесс.

Предмет исследования - условия эффективного использования дидактических игр в учебном процессе.

Цели исследования - подбор дидактических игр и игровых приемов по предметам (математике, грамматике, географии, естествознанию), способствующих прочному усвоению и закреплению полученных знаний, формированию познавательных интересов, оживления и активизации учащихся.

 

 

 

 

- 2 -

  Задачи исследования:

             -    изучение состояния данной проблемы в теории и практике  обучения;                        

-         выявление особенностей игровой деятельности у учащихся с нарушением интеллекта;

-         подбор дидактических игр и игровых упражнений, способствующих прочному усвоению и закреплению знаний, формированию познавательных интересов и активизации учащихся.

Важнейшие источники:

-    литература по вопросам теории и методике обучения и психологии;

-         анализ обобщения данных по проблеме исследования. Методы:

-         наблюдения за учебным процессом;

-         изучение состояния проблемы в опыте передовых учителей;

-         интерпретация полученных данных в методических рекомендациях. Практическая значимость исследования:

-    разработка методических рекомендаций по использованию
дидактических игр в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakt.igra_.docx323.84 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское  областное  государственное  бюджетное  учреждение

для  обучающихся  воспитанников  с  ограниченными  возможностями  здоровья

«Демидовская  специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат  VII-VIII  видов  для  детей-сирот  и  детей,

оставшихся  без  попечения  родителей»

Дидактическая игра и игровые приемы в обучении детей с нарушением интеллекта

                   Из   опыта   работы   учителя

                                  младших классов

(коррекционно-развивающее обучение):

                          Вдовенковой Ирины Владимировны

- 2014 -

ПЛАН

Введение.   Актуальность   проблемы.   Цели,   задачи   и   методы         стр.2
исследования.

Глава I.  Научно-теоретические основы понятия  "дидактическая        стр.4
игра".

§1.   Понятия:   игра,   дидактическая   игра,   игровые   приемы.        стр.4
Дифференциация данных понятий.

§2. Психологический аспект игровой деятельности.        стр.5

§3. Педагогическая сущность дидактической игры как средства        стр.6
активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
с нарушением интеллекта. Причины отклонения в игровой
деятельности.

§4. Коррекционная и воспитательная ценность использования        стр.8
дидактических игр и приемов.

Выводы        стр.10

Глава   П.   Практическая   направленность   дидактических   игр   и        стр.11
приемов в обучении детей с отклонениями в развитии.

§1.    Индивидуальный    и    дифференцированный    подход    к        стр.11
учащимся на уроке.

§2. Место дидактических игр и игровых приемов в структуре        стр.12
урока

§3. Методика организации и проведения дидактических игр и        стр.13
упражнений   в   процессе    изучения   различных   учебных
предметов

  • математики        стр. 13
  • русского языка        стр. 15
  • естествознания        стр.18
  • географии        стр.19

Заключение. Общие выводы        стр.21

Список литературы        стр.23

Приложение        стр.25

- 1 -

Введение. Актуальность темы

В связи с особенностями развития дети со сниженным интеллектом в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения общественного опыта у них не происходит. Успешность решения задач по преодолению психофизических недостатков и исправлению некоторых патологических качеств личности детей с интеллектуальными нарушениями во многом зависит от правильности выбора и использования методов работы. К числу эффективных методических приемов, способствующих активизации познавательной деятельности этой категории учащихся относится дидактическая игра. Ведь дидактические игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, исключать линии. У учащихся развивается произвольное внимание, вырабатывается усидчивость; увлеченный игрой ребенок доводит начатое дело до конца.

Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. В.А.Сухомлинский писал, что без игры не может быть полноценного умственного развития. "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности..."

В процессе игры вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, проявлять инициативу. Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в процессе обучения. Вместе с тем практика работы показывает, что в ряде случаев имеет место подмена серьезного учебного труда пустой занимательностью. Причем игра идет около процесса обучения, не входя в него. Речь должна идти не о простой занимательности, а об органическом сочетании ее с серьезным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовало бы интенсификации умственной работы, делая ее интересной.

Чтобы умело использовать дидактические игры на уроках и внеклассных занятиях, надо иметь ясное научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор объекта, предмета и цели исследования.

Объект исследования - учебный процесс.

Предмет исследования - условия эффективного использования дидактических игр в учебном процессе.

Цели исследования - подбор дидактических игр и игровых приемов по предметам (математике, грамматике, географии, естествознанию), способствующих прочному усвоению и закреплению полученных знаний, формированию познавательных интересов, оживления и активизации учащихся.

- 2 -

  Задачи исследования:

             -    изучение состояния данной проблемы в теории и практике  обучения;                        

  • выявление особенностей игровой деятельности у учащихся с нарушением интеллекта;
  • подбор дидактических игр и игровых упражнений, способствующих прочному усвоению и закреплению знаний, формированию познавательных интересов и активизации учащихся.

Важнейшие источники:

-        литература по вопросам теории и методике обучения и психологии;

  • анализ обобщения данных по проблеме исследования. Методы:
  • наблюдения за учебным процессом;
  • изучение состояния проблемы в опыте передовых учителей;
  • интерпретация полученных данных в методических рекомендациях. Практическая значимость исследования:

-        разработка методических рекомендаций по использованию
дидактических игр в учебном процессе.

- 3 -

Глава I. Научно- теоретические основы понятия "дидактическая игра"

§1. Понятия: игра, дидактическая игра и игровые приемы.

Дифференциация данных понятий

Игра это жизненная лаборатория детства, тот аромат, та атмосфера молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.

С.Т.Шацкий.

       Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Такое определение дает педагогический энциклопедический словарь.                  

       Немецкий    психолог   К. Гросс    определил       игру,    как   деятельность, совершаемую ради получения функционального удовольствия.

       Фрейдисты видят в игре выражение глубинных инстинктов или влечений.

       Д.Б. Эльконин видел игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением [33, с.74].

       "Игра, - писал выдающийся психолог А.В. Запорожец, - дает возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы   действительности,   далеко   выходящие  за  пределы   личной   практики ребенка".

  В игре происходит формирование произвольного поведения, его социализация, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Элементы игровой деятельности используются в процессе обучения.

Дидактическая игра - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры

       В обучении школьников, как правило, применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и четко "выраженным" началом, связанным с передачей и применением знаний, упражнениями.

В начальной школе дидактические игры принимают формы игровых приемов обучения, игровых моментов урока.

Прием - часть метода обучения, отдельный акт, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятия, хотя это деление условно. Игровая форма занятия создается на уроках с помощью игровых условий и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к деятельности. Реализация игровых

условий и ситуаций при урочной форме происходит по основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная

- 4 -

деятельность подчиняется правилам игры; в учебную деятельность вводятся элементы соревновательности, которые переводят дидактическую задачу в игровую, успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Чтобы умело использовать дидактические игры на уроках и внеклассных занятиях, нужно понимать роль дидактической игры в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся [16, с.235].

§2. Психологический аспект игровой деятельности

Игровая деятельность сегодня является предметом теоретического и практического ее постижения для организации условий развития ребенка. Игровая деятельность тренирует знаковую функцию: замещение знаками и знаковыми действиями; она возникает вслед за манипулированием и предметной деятельностью и становится условием, определяющим психическое развитие ребенка.

       Мы помним о том, что в раннем детстве возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развивающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игровые действия носят символический характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующая знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре в игре имеет свои особенности: игровые заместители предметов могут иметь значительно меньшее сходство с самими предметами, чем, например, рисунок с изображаемой действительностью. В игровой деятельности ребенок берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. (16, с.235).

В ролевой игре дети отражают окружающие их многообразие действительности. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера деятельности, с которой сталкиваются дети, тем шире сюжет игры. Поэтому младший школьник имеет ограниченное число сюжетов, а у старшего они разнообразны.

       Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникают в зависимости от того,

какой предмет попадает ему в руки. Содержание ролевой игры у более старших

детей подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

       Таким образом, развитие сюжета и содержания ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей. В игровой деятельности складываются определенные формы общения. Игра требует

от   ребенка  таких   качеств,   как  инициативность, общительность, способность

- 5 -

координировать свои действия с деятельностью группы сверстников.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением взрослых людей и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. (15,с.7).

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая затем становится ведущим видом деятельности.

Элементы учения вводит взрослый. Принципиально иное, чем игра, отношение к учению взрослых постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему. Появляется желание учиться, и складываются первоначальные умения.

Таким образом, игра выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на более высокий этап - этап умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается в онтогеническое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действия.

§3. Педагогическая сущность дидактической игры как средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с интеллектуальным отклонением

Структура.

У детей с нарушением интеллекта отмечается запоздалое по сравнению с нормой развития познавательного интереса, его неустойчивость, малая глубина, диффузность и т.д.

Использование игры помогает в той или иной мере снять ряд трудностей и способствует в дальнейшем появление элементарного, познавательного интереса к учебным предметам. Одним из эффективных средств побуждения к учебным предметам наряду с другими методами и приемами, использованием разнообразия дидактических материалов, является дидактическая игра.

Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы игры в серьезный труд учащихся.

Потребность в игре у детей с нарушением интеллекта возникает гораздо

позже, чем у нормально развивающихся детей. (2, с.34).

Желание играть, потребность в игре у умственно отсталых школьников необходимо использовать и направлять в целях решения учебных задач.

В игре удается приковать внимание детей к таким предметам, которые в обычных условиях не интересуют их. (16, с.237).

Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические

- 6 -

задачи в игровой форме. Положительные эмоции, которые возникают во время игры, позволяют  развивать  произвольное  внимание, память,  ассоциативную деятельность, умение сопоставлять, обобщать и делать выводы.

Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности обучающего характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Это приобретает особое значение в коррекционной школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменяющейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие.

Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она наиболее близка детям. (23, с.54).

Вначале ребенок заинтересовывается игрой, затем к тем материалам, без которого невозможно участвовать в игре. У него возникает интерес к учебному предмету.

Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задание посильные каждому, с учетом его умственных возможностей.

Чуткие олигофренопедагоги видели в игре источник физического и психического развития, могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других - отдельные элементы: действие или правило. Поэтому все дидактические игры по структуре делятся на сюжетно-ролевые и игры упражнения. В сюжетно-ролевых дидактическая задача скрыта сюжетом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляет собой единую систему формирующих воздействий. (23, с.48).

Причины отклонения в игровой деятельности

       Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает неформированность игровой деятельности. Проведенное Е.С. Слепович изучение игрового поведения детей с нарушением интеллекта показало, что в рамках традиционно применяемых в образовательных учреждениях форм и приемов его организации осуществить формирование игровой деятельности весьма затруднительно. 

           У детей этой категории оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры; сюжет обычно не выходит за пределы бытовой техники, игровые роли бедны, короткий временной срок игры, небольшое игровое общество. В играх проявляется отсутствие творчества и слабость воображения. Усложнение правил игры зачастую приводит к ее фактическому распаду. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемых в игре очень невелик. Даже если взрослый побуждает детей к игровой деятельности и оговаривает  тему,  они  параллельно  разворачивают  одинаковый  или  разные

- 7 -

сюжеты, не пытаясь вступать друг с другом в общение. У детей практически не отмечаются действия, реализующие отношения между персонажами. Роль не выступает в качестве регулятора деятельности.

У детей с нарушением интеллекта наблюдаются трудности в формировании воображаемой ситуации, которая придает смысл действиям в игре, делает игру мотивационной.

В основе этих трудностей, прежде всего, лежит бедность образной сферы: недостаточная обобщенность и обратимость сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, трудности в произвольном оперировании данными непосредственного опыта, малая эмоциональная окрашенность действий.

§4. Коррекционная и воспитательная ценность использования

дидактических игр и приемов

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора метода обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для олигофренов. Как правило, дети с нарушением интеллекта инертны, неэмоциональны, наивны. Взрослым необходимо постоянно создавать положительное эмоциональное отношение к деятельности. Этой цели служит дидактическая игра. Она имеет две цели: одна из них обучающая, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как учителем-дефектологом, так и воспитателем [5, с. 14].

При отборе дидактических игр мы, прежде всего, преследуем коррекционные цели. Большинство детей-олигофренов имеют нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, медленно развивается чувственно познание. Поэтому необходимо коррекционное воздействие.

Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. У умственно отсталых детей оно без специального коррекционного воздействия фактически не происходит. Это в свою очередь влияет на возникновение действий по самообслуживанию, предметно-игровых действий, которые развиваются поздно и дефектно.

Для того чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, мало научить его правильно воспринимать окружающий мир. Необходимо закрепить

полученные образы восприятия, сформировать их на основе представлений. Этого можно добиться, заставляя ребенка вспомнить через некоторый промежуток времени (игры с открыткой) тот или иной предмет, свойство. У таких детей зачастую зрительные образы существуют отдельно от слова, а слово вне связи со зрительным образом. Такое слово не вызывает у ребенка никакого представления. Поэтому трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и становление речи.

У  детей с  нарушением  интеллекта  наглядно-действенное  мышление  без  

- 8 -

коррекционного воздействия развивается очень медленно, они слабо обобщают общественный опыт, проблемные задачи вообще не в состоянии решить [6, с.64].

Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность умственно отсталого ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

        У детей-олигофренов нарушения фонематического слуха бывают столь велики, что их часто принимают за слабослышащих или им приписывают алалию (моторную или сенсорную). Поэтому игры на развитие слухового восприятия имеют очень важное значение.

Важным в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Правильная и своевременная организация работ по формированию всех видов мышления для ребенка-олигофрена приобретает особое значение, так как нарушение интеллекта и является основным дефектом при олигофрении.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует и умелое педагогическое руководство ими. Взрослый своим поведением должен вызвать положительное отношение к игре. Роль взрослого двойственна: с одной стороны он руководит познавательным процессом, а с другой - выполняет роль участника игры. Участвуя в игре, взрослый следит за выполнением правил.

Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игр.

Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.

Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к совместной цели).

- 9 -

Выводы

Таким образом, мы видим, что теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка.

Исследователями экспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включены в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается (А.С. Барков, В.Н. Липник, Н.Г. Морозова и др.).

Ведь даже в самом термине "дидактическая игра" подчеркивается педагогическая направленность, отражается многообразие ее применения.

Но дидактическую игру нельзя путать с забавой, не следует считать ее деятельностью, доставляющей удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Мы отметили, что игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым, а от ролевых к дидактическим. Интерес детей перемещается от игрового действия к умственной задаче.

У детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения в игровой деятельности. Это и отсутствие творчества, и слабость воображения, короткий срок игры, небольшое игровое общество и т.д. В основе этих трудностей лежит, прежде  всего,   недостаточная  обобщенность  и  обратимость  сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, малая эмоциональная окрашенность действий.

Коррекция этих недостатков возможна с помощью дидактической игры. Именно благодаря дидактической игре можно так организовать деятельность умственно-отсталого ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные, но и несложные проблемные задачи. Также они дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Увлеченный игрой ребенок доводит начатое дело до конца.

Не следует забывать и о релаксирующей функции игры. В учебной деятельности используются игровые моменты, помогающие ребенку не только отдохнуть, снять чувство давящей напряженности, но и научат увидеть разницу между игровой и учебной деятельностью.

Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в процессе обучения.

- 10 -

Глава П. Практическая направленность дидактических игр и приемов в обучении детей с отклонениями в развитии

§1. Индивидуальный и дифференцированный подход  к учащимся на уроке

Так как в группе детей присутствующих на уроке, есть дети с разной интеллектуальной подготовкой, то материал дидактических игр позволяет осуществить индивидуальный подход к занимающимся.

Индивидуальную помощь детям можно оказать во время самой работы.

Обычно такая помощь сводится к обращению внимания ребенка на условия игры, которые ребенок не замечает. Дополнительные разъяснения учитель имеет ввести во время коллективной проверки.

Вообще, для слабых детей очень важна атмосфера доброжелательности. Каждый ребенок должен чувствовать, что он сможет справиться с игрой. Чтобы слабые дети ощущали атмосферу спокойствия учителю необходимо побуждать детей и нацеливать на успех, вселять уверенность в их силы, не сопоставляя и не сравнивая слабых с более сильными детьми.

Поэтому самая эффективная помощь ученику со стороны учителя, в случае ошибки, состоит в спокойном ответе: " Будь внимательней и ошибок станет меньше".

У учителя нет оснований упрекать детей в том, что они что-то не знают. (9, с.58)

Целенаправленное воздействие учителя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения знаниями. С этой целью необходимо:

  1. Подбирать игры, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам;
  2. Предлагать решения посильных для ребенка задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, к проявлению активности, самостоятельности.

3.        Создавать игровые проблемные ситуации, последовательно
усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска.

4.        Удивляться догадками детей, их сообразительности, поддерживая
атмосферу творчества, доброжелательности, создавая специальные ситуации для
застенчивых и неуверенных детей.

В коллективной игре разносторонне проявляются индивидуальные особенности, уровень знаний и умений. Это дает возможность осуществить дифференцированный подход к детям, своевременно оказывать необходимую помощь, заинтересовывать их выполнением привлекательных ролей с постоянным усложнением заданий. Эффективным по отношению к детям, испытывающим затруднения, оказывается в вовлечение их в игру в роли помощника, тесно контактирующих с активными ребятами, умеющими играть и практически применять знания. Этот прием включения детей в игру на правах помощников оказывается эффективным и с точки зрения вовлечения в игру всех детей без исключения.

- 11 -

§2. Место дидактической игры и игровых приемов в структуре урока

       На вопрос о месте игры на уроке, методисты отвечают по-разному. (15, с.11) Одни утверждают, что игры целесообразнее проводить на этапе закрепления, другие считают, что введение игры в урок оправдано как элемент отдыха, третьи - что игра может быть использована на любом этапе урока. Мы разделяем последнюю точку зрения. В виде загадки, ребуса, шарады может быть дана тема урока.

       Например: "Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке.

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту". (Тема урока "Сосна"). 

       Или учитель говорит: "Здесь зашифрована тема урока. На доске написано:

Другой вариант: "Решите занимательный пример. Отгадка и будет темой урока".

На доске:

Ба + большой сосуд = летающее насекомое.

Преподаватель использует игры в процессе объяснения нового материала.

Так, при проведении урока на тему "Растение целостный организм" предлагается игра "Где ошибка художника?". Ученики должны исправить ошибки на магнитной доске, переставить отдельные карточки таким образом, чтобы сложить целостное цветковое растение (корень, стебель, лист, цветок).

Дидактическая игра позволяет в разнообразной форме проверить домашнее задание. Например, один ученик на доске выполняет кроссворд, другой - закрывает карточку зоологического лото, третий - складывает из разрезанных частей изучаемое растение или животное. А в это время учитель проводит фронтальный опрос.

Самое широкое распространение получили дидактические игры на этапе повторения и закрепления. Дидактические игры позволяют систематизировать, уточнить и обобщить полученные знания.

Например, на обобщающем уроке учащиеся разгадывают кроссворд. Вспоминая и уточняя природоведческие понятия. При правильных ответах по горизонтали получается обобщающее слово - название изученной темы.

Иногда загадка, ребус, шарада используется как организационный момент. Они помогают снять усталость, поднять эмоциональный тонус, мобилизовать внимание и т.п.

Место и характер игры определяет учитель исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности материала.

Если какое-то задание требует большого интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего упражнения, используя для этой цели игру, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесет определенную разрядку в общий.

        В  случае   вялости,  заторможенности   класса   дидактическая   игра   может  

неоднократно сопровождать закрепление или повторения темы.

- 12 -

       При излишней возбудимости учащихся лучше отвести заключительную часть урока, если ее проводить в виде соревнования, и любую его часть, если каждый ученик совершает игровые действия самостоятельные, вне зависимости от окружающих детей.

§ 3. Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений в процессе изучения различных учебных предметов:

Методика проведения игр на уроке математики

        Игра является одним из выраженных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения.

       Приведем для примера систему игр и занимательных заданий, где используются разнообразные методы обучения. (8, с.7).

 К первой группе относятся игры, в основе которых лежит объяснительно-иллюстрационных метод обучения. Эти игры используются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы. Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщенные знания.

 Первыми рассмотрим дидактические игры, имеющие целью помочь детям в усвоении таких базисных вопросов программы, как сравнение предметов по цвету, форме, пространственные и временные представления; отношения "больше", "меньше", "столько же", название и последовательность чисел, счет предметов, состав чисел в пределах 10, нумерация чисел в пределах 20.

Вначале предлагаются игры с использованием демонстрационного и раздаточного материала, а затем - словесные.

Подготовительный период.

1.        Какого цвета не стало?

Дидактическая цель: формирование умений по распознаванию цвета предмета.

2.        Украсим елочку шарами.

Цель: обучение детей подбору рисунков по названию цветов.

3.        Неразлучные цвета.

Цель: привлечь внимание к сочетанию цветов.

4.        Найди то, что спрятано.

Цель: обучение детей самостоятельному называнию размера предмета.

5.        Построим домик.

Цель: систематизация количественных и пространственных представлений.

6.        Фигура высшего пилотажа.

Цель: закрепление понятий "вверх", "вниз", "направо", "налево", "справа налево",

"слева направо".

        7. В котором часу. Цель: формирование умения определять время по часам.

- 13 -

Числа от 1 до 10.

         1.  Тук-тук.

Цель: закрепление нумерации чисел первого десятка.

           2.        Курица и цыплята.

Цель: формирование навыков счета.

            3.        Молчанка.

Цель: закрепление образования чисел первого десятка.

          4. Веселый счет. Цель: закрепление цифр.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

Использование дидактических игр, предназначенных для изучения этого раздела, поможет сформировать вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 10. Можно выделить в группы:

       1        группа предназначена для овладения умением прибавлять к любому числу и вычитать по 1 в пределах 10;

"Маятник", "Молчанка", "Дополнение", "Цепочка", "Угадай место игрушки".

2        группа используется для закрепления вычислительных приемов
прибавления и вычитания 2-х, 3-х, 4-х.

"Грибная полянка", "Эхо", "Арифметический бег по числовому ряду".

3        группа предназначена для закрепления переместительного свойства
сложения.

"Было - стало", "Карусель", "Проверь незнайку".

  1. группа используется для формирования приема вычитания чисел 5,6,..9.

"Найди себе пару", "Угадай-ка".

  1. группа включает игры на изучение чисел в пределах 10.

"Интересная профессия", "Войди в ворота", "Распредели числа по домику".

  1. группа обеспечивает сознательное формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

"Цирк", "Чье это место на карусели".

Второй десяток.

Сложение и вычитание в пределах 20.

       Игры этого раздела предназначены для повторения нумерации чисел в пределах 20. Изучение сложения и вычитания в пределах 20.

"Цепочка", "Танграм", "Составим поезд", "Забей гол в числовые ворота", "Спор цифр".

Сотня. Числа от 1 до 100.

При закреплении устной нумерации чисел в пределах 100 учащиеся, прежде всего, воспроизводят название "круглых" десятков. Этому содействует игра "Не зевай"

- 14 -

Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра "Цепочка".

        Установление связи между устной и письменной нумерации в пределах 100 используется игра "Молчанка".

Для глубокого осознания принципа полистного знания цифр используются иллюстративные рассказы "Спор цифр", "Как запутался Сережа".

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Дети знакомятся с важнейшими свойствами арифметических действий, на которых основаны приемы сложения и вычитания.

При изучении переместительного и сочетательного свойств сложения существенную помощь оказывают игры "Что изменилось", "Как расставить игрушки".

Для закрепления вычислительных приемов в пределах 100 предназначены игры: "Определи маршрут корабля", "Где предстоит стыковка космических кораблей", "На какую пристань ты причалил?".

Умножение и деление.

Для закрепления таблиц деления и умножения, формировании вычислительных навыков предназначены игры "Забей гол в числовые ворота", "Вычислительные машины", "Телефон", "На какой ракете ты полетишь?".

Этой же цели служат и математические фокусы "Где какая монета?", "Название номера дома", "У кого какая цифра?".

Методика проведения дидактических игр

на уроках русского языка

Речевое недоразвитие детей с нарушением интеллекта, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений делают предельно сложным преподавание русского языка. Эти трудности особенно четко проявляются на первоначальных этапах обучения. Использование дидактической игры в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока.

Так, во время проверки домашнего задания можно провести игру "Кто вернее и быстрее?" Осуществляется перекрестная проверка записанных слов, выявляются и подсчитываются ошибки, определяется победитель и награждается игровыми жетонами. Далее каждый ученик сверяет с записью на доске, правильно ли он выполнил домашнее задание. Если в ходе урока используют несколько игр, в конце его жетоны предъявляются учителю для получения соответствующего балла.

- 15 -

В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению нового материала. Например, изучение звука предваряется узнаванием в стихотворении, в названиях картинок.

Особенно распространены игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, сложности материала.

Приведем    примеры    дидактических    игр,    которые    расположены    по программным темам.

Звуки и буквы.

  • "Узнай, кто какие звуки издает", "Чей голосок?"

 Цель: развитие слухового восприятия.

  • "У кого хороший слух?", "Кто в домике живет?", "Кто больше?" Цель: развитие умения слышать звук в слове.

"Стол находок", "Заполни клетки". Цель: звуко-буквенный анализ.

  • "Отгадай, кто я", "Все равно узнаю".

Цель:    Закрепление   начертания   рукописных   букв,   дифференциация сходных букв.

Звонкие и глухие согласные.

-        "Глухой - звонкий", "Игра с мячом", "Тима и Дима"
Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.

Твердые и мягкие согласные.

      Загадки.

Цель: развитие умения различать твердые и мягкие согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.

Слог.

-        "Чудесный мешочек", "Телеграф".

Цель: Развитие умения делить слова на слоги.

       -        "Кто уйдет дальше?", "Отгадай, кого я называю".
      Цель: Развитие умения составлять слова из слогов.

Алфавит.

-        "Тридцать три богатыря", Кто быстрее?", "Кто за кем?".

Цель: закрепление знаний алфавита, его практическое применение.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

-        "Лото", "Найди картинке место", "Пять названий".

Цель:   развитие   фонематического   слуха,   умение   определять   в   слове последний согласный по твердости - мягкости.

-        "Угадай последнее слово и запиши", "Загадки".
Цель: закрепление правописания слов с мягким знаком.

- 16 -

Сочетание гласных с шипящими.

      -        "Отрицай", "Пруд", "Один-много", "Лото", "Лесенка".

Цель: закрепление написания слов с сочетаниями "ча-ща", "жи-ши", "чу-щу".

Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

  • "Буква   заблудилась",    "Не   соглашайся",    "Не   разорви   цепочку", "Лесенка".
  • Цель: отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными.

Разделительный мягкий знак.

-        "Будь внимателен", "Наоборот", "Аквариум".

Цель: развитие умения различать и воспроизводить слоговые структуры с разделительным и слитным произношением согласного и гласного.

Ударение. Безударные гласные в конце слова.

-        "Верно - неверно", "Один-два, два-три".

Цель: развитие умения слышать ударный гласный в слове.

-        "Покажи гласную", "Волшебная яблоня".

Цель: закрепление правописания слов с безударной гласной.

Слова, обозначающие предметы.

-        "Поехали - поехали", "Найди ошибку", "Теремок", "Кто? Что?", "Будь
внимателен!"

Цель: развитие умения выделять в речи слова, обозначающие предметы; закрепление правильной постановки вопроса к словам.

Слова, обозначающие действия предметов.

-        "Кто как голос подает?", "Кто как передвигается?", "Кто что делает?"
Цель: развитие умения соотносить название предмета и действия, ставить
вопрос к глаголам.

Предлоги.

-        "Соревнование", "Не пропусти", "Подбери по смыслу", "Кто первый?"
Цель: развитие умения подобрать по смыслу нужный предлог.

- 17 -

Родственные слова.

       -        "Группировка слов", "В гости к родственникам", "Превращение                                         слов".
Цель: развитие умения находить родственные слова и подбирать их.

Слова с непроверяемыми написаниями.

-        "Поможем Незнайке", "Чего не хватает на картинке?"
Цель: закрепление навыка правописания слов.

Слова, обозначающие признаки предметов.

-        "Что подарил ребятам Чебурашка?", "Назови такой же", "Что из чего сделано?", "Подбери пару".

Цель: активизация слов, обозначающих признаки предметов по материалу, умение ставить к ним вопросы.

Предложения.

-        "Кто    первый?",     "Придумай    предложение",     "Стань  ведущим", "Посчитай", "Полный ответ".

Цель: развитие умения составлять предложения с заданным количеством слов, отработка умения правильно составлять предложение по вопросу учителя.

Дидактические игры на уроках естествознания

На уроках естествознания можно использовать дидактические игры в процессе объяснения нового материала. Так, при проведении урока на тему "Растение - целостный организм" предлагается игра "Где ошибся художник?"

  • отгадывать по описанию, не видя описываемого предмета ("Узнай по описанию")
  • искать   сходства   и   различия,   группировать   предметы   ("Кто   чем питается?", "Похож - непохож"), отгадывать по описанию, не видя описываемого предмета ("Узнай по описанию")
  • искать   сходства   и   различия,   группировать   предметы   ("Кто   чем питается?", "Похож - непохож").

       Ученики должны исправить ошибки на магнитной доске, переставив отдельные карточки таким образом, чтобы сложить целостное цветковое растение (корень, стебель, лист, цветок).

Дидактические игры помогают в разнообразной форме проверить знания учащихся.

Например, один ученик на доске заполняет кроссворд, другой - закрывает

- 18 -

карточку зоологического лото, третий - складывает из разрезанных частей изображение изучаемого животного и готовит рассказ о нем. А в это время учитель проводит фронтальный опрос остальных учащихся.

Самое широкое распространение дидактические игры получили на этапе повторения и закрепления. Игры на этом этапе позволяют конкретизировать и обобщать полученные знания. Например, на обобщающем уроке учащиеся разгадывают кроссворд, вспоминая и уточняя естественноведческие понятия.

Иногда загадки, ребусы, шарады используются как организационный момент. Они помогают снять усталость, поднять эмоциональный тонус, мобилизовать внимание.

Все дидактические игры, применяемые на уроках естествознания, можно разделить на три основных группы [15, с.8]

  1. игры с предметами,
  2. настольно-печатные,
  3. словесные игры.

Игры с предметами предполагают использование муляжей, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, полезных ископаемых). Такие игры могут проводиться непосредственно на экскурсиях в лес, сад, парк.

Игры с природными материалами, муляжами ("Волшебный мешочек", "Овощи-фрукты").

Настольно-печатные игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко используется элемент соревнования. Приведем примеры нескольких игр.

"Четвертый лишний"

"Парные картинки"

"Почта"

"Зоологическое и ботаническое лото"

"Узнай силуэт"

"Где ошибся художник?"

"Домино"

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В старших классах коррекционной школы рекомендуется чаще использовать эти игры. С их помощью дети, опираясь на имеющиеся представления об объектах, углубляют сведения о них, размышляют о предметах и явлениях. Они   учат   описывать   предметы   и   явления,   выделяя   характерные признаки (составление загадок).

Разновидностями словесных игр являются загадки, шарады, анаграммы, ребусы, кроссворды, головоломки.

Многие игры могут быть использованы не только в учебной, но и во внеклассной работе: во время проведения вечеров, конкурсов, викторин, для выпуска стенгазет и т.д.

Дидактические игры на уроках географии

Большая роль в повышении эффективности обучения умственно отсталых учащихся и коррекционно-воспитательной работы с ними принадлежит дидактическим играм.

- 19 -

Дидактические игры и занимательные упражнения построены на совокупности приемов, применяемых для повышения эффективности учебного процесса.

С помощью дидактических игр учащиеся систематизируют и закрепляют свои знания о различных объектах, их назначении. О связях между ними. (23, с. 17).

Поэтому в игре учащиеся более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться не интересным и трудным.

Ценность дидактических игр также заключается в том, что дети в процессе игр учатся самостоятельно помогать друг другу и взаимно проверять себя.

В устном проведении игр большая роль принадлежит учителю. Ему необходимо овладеть методикой такого рода игр и найти им правильное место в учебной программе.

Игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся к новому материалу или в качестве повторений в середине урока. Но чаще проводятся в конце урока для закрепления пройденного материала (занимательные упражнения, викторины).

Учителя вспомогательных школ подбирают и используют на уроках географии образные описания из художественных произведений для определения учениками тепловых поясов, природных зон, рек и др.

Широко используются занимательные вопросы, например: "Название какого океана говорит о том, где он находится и чем отличается от всех других океанов?"; "Из чего сделаны книги и тетради?"; "Почему на дне Баренцева моря растут водоросли?" и т.д.

Для закрепления пройденного материала учителя составляют и проводят викторины (не более, чем 10-15 вопросов).

        Например, в VI классе после изучения темы "Лесная полоса" можно провести такую викторину:

"Что произойдет с деревьями, если в нем не будет птиц?"

"Как узнать, сколько дереву лет?"

"Какое дерево нормально растет только в тени?"

"Какое дерево растет быстрее других?"

"Семена или кору каких деревьев используют для изготовления лекарств?"

"Где искать лисички?"

"Что дает нам лес?"

       Интересны игры с использованием географических карт, например: "Найти место животному или растению". Одновременно с картами ученикам раздают конверт, в которых 6-8 карточек с названием животных или растений.

Многие игры проводятся на экскурсиях в природу, например на различение трав, листьев, деревьев, цветов и т.д.

Очень полезно проводить игры в картографическое, топографическое или зоологическое лото, которое часто делают сами ученики с помощью учителя, которые часто учащиеся делают сами.

Особую пользу в усвоении изучаемого материала приносит выполнение упражнений, связанных с развитием наблюдательности и пространной ориентировки.

- 20 -

Игра "Запомни ориентиры", "Умей ориентироваться", "Найди по компасу спрятанные предметы".

В VI -VIII классах используют игры:

"Кто больше знает", "Путешественники", "Реки России"; загадки, ребусы, кроссворды.

Все перечисленные виды игр и упражнений помогают более сознательно и прочно усваивать и закреплять полученные географические знания.

Заключения. Общие выводы

Изучив состояние данного вопроса в теории и практике обучения, мы выяснили. Что дидактическая игра как метод обучения является частью общей программы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. В игровой форме дети приобретают умения и навыки, необходимые в самообслуживании, узнают, уточняют, закрепляют знания, полученные на предметных уроках. Все это происходит в непринужденной обстановке, построено, с расчетом вызвать живой интерес у детей, увлечь их.

Используемый наглядно-действенный игровой материал вызывает желание включиться в выполнение игровых заданий. Коррекционно-дидактические игры имеют многопрофильный, характер: они способствуют формированию учебных навыков и умений, служат разрядкой, снимать напряжение во время трудных уроков, развивать и направлять деятельность в плане формирования моторных функций - двигательных умений, глазомера. Это благотворно сказывается на общем физическом развитии, улучшает настроение, поведение детей, формирует положительные черты личности.

Учитывая особенности дидактической игры и возможности ее использования в учебном процессе, мы составили рекомендации по проведению дидактических игр:

1.        Дидактические игры проводятся с учетом физического и умственного
развития детей, состояния их моторных функций, особенностей поведения и
характера.

  1. В каждой игре необходимо активное участие педагога: объяснение правил игры, показ действий, совместное действие с ребенком, наблюдение за выполнением игровых заданий, предупреждение конфликтных ситуаций.
  2. Каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть починены ей.
  3. Продолжительность игры определяется активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления следует переключить школьников на другой вид деятельности. Педагог постоянно поощряет детей, оказывает им своевременную помощь, делая это незаметно для детей. Ребенку должно быть знакомо чувство успеха.
  4. Игровое задание должно быть посильным, понятным, но в тоже время содержать элемент трудности; ребенку нужно приложить усилие, проявить терпение, чтобы достичь цели.

- 21 -

6.        Педагог использует игры в воспитательных целях: учит детей быть
доброжелательными, оказывать помощь друг другу. Приучает к бережному
обращению с игровым материалом.

  1. Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя их модифицируя.
  2. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для пользования детьми определенного психомоторного развития.

9.        При организации игр педагог объединяет детей в группы с учетом их
психомоторного физического развития, с детьми, страдающими тяжелыми
моторными нарушениями, занятия проводит индивидуально.

Данные рекомендации, а так же составленная нами система дидактических игр по предметам эффективно решает дидактические, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.

- 22 -

Список изученной литературы

  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Книга для учителя.   2-ое дополнительное издание. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Обучение игре дошкольника с интеллектуальной недостаточностью. //Дефектология. - 2004. - №3.
  3. Волкова СИ., Столярова Н.Н. Развитие детей на уроках математики I-IV классов. //Начальная школа. - 1991. - №7.
  4. Гализо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методические материалы к курсу "Общая психология": Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1986 .
  5. Гуровец Т.В., Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике. //Дефектология. - 1996. - №2.
  6. Гонеев А.Д., Лифинцев Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. - М.: Гуманитарное издательство Академия, 2002.
  7. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-7 классов. - М.: Школьная пресса, 2003.
  8. Жигалкина Т.К. Система дидактических игр на уроках математики в 1-4 классах: Пособие для учителя. - М.: Новая школа, 1996.
  9. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-8 лет: Задания для самостоятельной работы детей. - М.: Новая школа, 1996.
  10. Зайцева И.А., Кукушин B.C., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика. - Ростов-на-Дону: Изд. центр "Март", -2002.
  11. Колпаева Е.А., Стребелева Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Владос, 2001.
  12. Котов В.А. Вечера занимательной математики. - М: Просвещение, 1967.
  13. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках. //Начальная школа, - 1995. - №6.
  14. Корнева И.В. О некоторых приемах формирования вычислительных навыков у учащихся вспомогательной школы. //Дефектология, - 1998. -№1.
  15. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Методические рекомендации. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2001.
  16. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Издательский центр Академа. - 1999.
  17. Мамойчук И.И., Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб: Речь, 2001.
  18. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонением в развитии. - М.: - 1992.
  19. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994.
  20. Перова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М.: Изд. центр "Академия". - 2002.
  21. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. - М.: Просвещение. - 1976.

- 23 -

  1. Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горский Б.Б., Костенкова Ю.А. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. - М.: Издательский центр "Академия". - 2001.
  2. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977.
  3. Речицкая Е.Г., Сомина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников: Учебное пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  4. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. - М: Илекс, Ставрополь. - 2002.
  5. Смоленцева. Сюжетно дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 1987.
  6. Столяр А. Давайте поиграем. - М.: 1991.
  7. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: 2001.
  8. Трабенко Т.Н. Зинкевич-Евстигенева Т.Д. Коррекционно-развивающие игры. СПб: "Детство-пресс". - 2004.
  9. Худенко Е.Д. Наглядно-практические и другие методы обучения на уроках естествознания во вспомогательной школе. //Дефектология. -1993.-№1
  10. Цаплина А.В. Использование занимательных математических игр в коррекционной работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта. //Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта. - 2001. - №1.
  11. Шмаков С. А. Игры, развивающие психологические качества личности школьника. Методическое пособие. - М.: ИГЛ, 2003.
  12. Эльконин Д.Б. Психология. - М.: Просвещение, 1978.

- 24 -

Приложение

Система дидактических игр на уроках математики

"Какого цвета не стало?"

Дидактическая   цель:   формирование   умений   по   распознаванию   цвета предметов.

Содержание игры: Учитель показывает детям один за другим несколько флажков разного цвета, дети поочередно определяют цвета. Флажки учитель вывешивает на доске, или ставит на стол и объясняет правила: "Вы закроете глаза, а я уберу один флажок. Когда я вам скажу "можно", вы откроете глаза, внимательно посмотрите, и кто догадается, какого цвета нет, тот поднимет руку".

"Дополнение".

Учитель     называет    один    за    другим     предметы     (одушевленные    и неодушевленные), дети хором называют их цвет. -Голубь... -Листья... -Солнце...

"Что изменилось?"

Дидактическая цель научить называть признаки предмета, связанных со сравнением предметов по размеру.

Содержание игры. На столе располагаются парные предметы. Дети рассматривают предметы, сравнивают, отмечают, чем они отличаются.

Затем учитель убирает один предмет и спрашивает, что изменилось.

"Концовка". Содержание.

  1. Учитель произносит начало предложения, ученики его продолжают, например, "Если сосна выше дуба, то дуб...
  2. Учитель предлагает закончить сочетание, используя слова "толстый", "тонкий", "круглый", "высокий", "низкий".

"Фигуры высшего пилотажа".

Дидактическая цель. Закрепление понятий "вверх", "вниз", "направо", "налево", "справа на лево", "слева направо".

Содержание. Учитель выступает в роли летчика меняя направления движения, а летчики - ученики определяют изменения маршрута и по сигналу хором указывают его, употребляя слова "вверх", "вниз", "направо", "налево".

"Откуда и чей голос?"

Дидактическая цель. Формирование построенных представлений.

Содержание игры. Один из играющих становится спиной к классу, другой просит указать, откуда голос: сзади, справа, а затем сказать, чей голос услышал.

"Неделька".

Дидактическая цель. Закрепление дней недели, повторение понятий "раньше", "позже", "потом", "после", "предшествует", "следует за".

- 25 -

Содержание. Учитель вызывает к доске 7 учеников и раздает таблички с надписями дней недели. Затем он громко произносит название любого дня недели. Ученик с соответствующей табличкой становится первым. По команде "Неделька, постройся", остальные учащиеся в правильной последовательности занимают свои места.

"Тук-тук".

Дидактическая цель. Закрепление нумерации первого десятка.

Содержание игры. Учитель по одному прикрепляет рисунки на магнитной доске. По ходу их размещения все дети хором проговаривают: "Один да один -два, два да еще один - три и т.д.". Один из учеников после проговаривания хором каждый раз стучит карандашом столько раз, сколько рисунков размещено на доске.

"Веселый счет."

Дидактическая цель. Закрепление цифр.

Содержание. Двое вызванных учеников на подставки доски выкладывают карточки с цифрами (0,1,2,...9, которые перемешаны) по порядку.

"Дополнение".

Цель. Формирование навыков сложения чисел в пределах 10.

Содержание. Учитель на магнитном моделеграфе размещает в секторе от 1 до 9 рисунков. Открывая поочередно сектор за сектором, он предлагает сосчитать число рисунков в каждом из них мысленно дополнить каждое число одним рисунком.

"Цепочка".

Дети совместно с учителем по цепочке воспроизводят вычислительные примеры.

Например:

Учитель. Чтобы к 5 прибавить 2. Продолжай, Коля.

Коля. Можно к числу 5 прибавить сначала 1, получится 6.

Учитель. Продолжай, Марина.

Марина. Потом к 6 прибавить еще 1, получится 7.

"Угадайка".

Цель Воспроизведение состава чисел в пределах 10 по памяти.

Содержание. Учитель говорит: "Я задумал 2 числа и сложил их. У меня получилось 5. Какие числа я сложил?"

"Составь круговые примеры".

Дидактическая цель. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Содержание игры. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера 7-5=2 2+6=8 8+2=10 10-8=2.

- 26 -

"Игра на внимание".

Дидактическая цель. Закрепить знание нумерации в пределах 20.

Содержание игры. Ученик, поймав мяч, брошенный ему учителем, должен слушать и считать вслух хлопки учителя. Когда учитель перестает хлопать, он возвращает мяч учителю. В игру вступает следующий ученик.

"Каких чисел недостает?"

Цель. Учитель произносит 2 числа, а ученики должны называть числа, которые находятся между ними.

Например, учитель говорит:" 14", "17". Ученики показывают поочередно недостающие числа на карточках. В итоге игры дети проговаривают основное свойство натуральных чисел.

"Забей гол в числовые ворота".

Цель. Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 100.

Содержание. Учитель заранее рисует на доске мячи и числовые ворота. Справа от рисунка записывает примеры.

Направление удара зашифровано примером. Ученики должны соединить линией пример с той парой числовых ворот на которых записан прием решения примера, а затем с числовыми воротами, где записан пример.

"Математический телефон".

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

Содержание игры. Учитель вызывает для разговора 2-х учеников. Они будут вести математический разговор: один будет задавать примеры на сложение однозначных чисел, другой - решать примеры и называть ответ. Затем они меняются ролями.

"Угадайка."

Цель. Формирование вычислительных навыков.

Содержание игры. Я задумал два числа, записанных на круге, сложила их, получила 20. Какие числа я задумала? Соедини их отрезками.

"Маятник".

Учащиеся в игре покачиваются как маятник, ведут счет заданного учителем числа. Например, учитель называет число 38. ученики, делая наклон влево, проговаривают"38 да 1 - 39", делая наклон вправо, они получают следующее число при счете: 39 да 1 - 40.

- 27 -

        "Меткие стрелки".

Цель. Формирование вычислительных навыков.

Содержание. Дети списывают примеры в тетрадь и проводят стрелки к ответам. Кто правильно и быстро "поразит все цели", тот станет лучшим стрелком.

Система дидактических игр на уроках русского языка

"Узнай, кто такие звуки издает".

Цель. Развитие слухового восприятия.

Ход игры. Учитель показывает картинку, учащиеся называют изображенный на ней предмет. На вопрос учителя, как звенит пчела, жужжит жук и т.д., отвечает представитель ряда, а затем все дети воспроизводят этот звук.

"Чей голосок?"

Цель. Развитие слухового восприятия.

Ход игры. Водящий становится к классу спиной, а все учащиеся хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию учителя, если водящий угадывает его, узнанный ученик становится водящим.

"Угадай звук".

Цель. Отработка четкости артикуляции.

Ход игры. Каждая команда получает от ведущего скороговорку. Правильное, громкое и четкое произношение оценивается двумя баллами. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков.

"Кто больше?"

Цель. Развитие умения слышать звук в словах и соотносить с буквой.

Ход игры. Каждому ученику дается одна из пройденных букв, (на карточке). Учитель показывает картинку, и ученики называют изображенный предмет, фишку получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве.

"Стол находок".

Звуко-буквенный анализ.

Ход игры. Учитель показывает ребятам картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную подпись. Для этого нужно обратится в "стол находок", куда попадают все потерянные вещи. Правильный ответ отмечается фишками.

- 28 -

"Буквенная эстафета".

Цель. Развития умения определять последовательность букв в слове.

Содержание. Класс делится на несколько групп, по 4 человека в каждой. Для каждой группы учитель называет первую букву слова. Ученик записывает букву и дописывает еще одну. Потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т.д. В результате должно получится слово.

"Игра с мячом".

Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Ход игры. Учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.

"Чудесный мешочек."

Цель. Развитие умения делить слова на слоги.

Ход игры. Мешочек из теплой ткани с различными предметами, в названиях которых 2-3 слога. Ученики по порядку выходят к доске, вынимают предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и делится для переноса.

"Словарь - наш друг".

Цель. Закрепление знаний алфавита.

Ход игры. Каждый ученик получает карточку с буквой. Предлагается всем найти в словаре слова, начинающихся с данной буквы и 4-5 из них выписать в тетрадь.

Загадки.

Цель. Отгадывание загадок; закрепление правописания слов с мягким знаком.

Целый день купается,

Все не раздевается.

День и ночь на ножках

Красные сапожки.

(Гусь)

С неба падает слезами, По земле бежит ручьями. (Дождь)

Забралась на карниз, Нос повесила вниз На ночь слезы прячет, А на солнце плачет. (Сосулька)

- 29 -

Эстафета.

Цель. Накопление слов с изучаемой орфограммой.

Ход игры. Класс делится на группы по рядам. По сигналу ученики, начиная с последней парты, записывают по 1 слову с изучаемой орфограммой и передают лист впереди сидящему. Выигрывает та группа, ученики которой первые по эстафете передадут лист бумаги с правильно выполненным заданием.

"Назови один предмет".

Цель. Отработка способов проверки безударных гласных.

Ход игры. Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученик называет один такой предмет и объясняет, какую гласную надо писать в корне слова.

Примерный материал. Враги, глаза, грачи, сады, тазы, шаги, бока, сомы, рады.

"Найди ошибку".

Цель. Развитие умения выделять в речи слова, обозначающие предметы.

Ход игры. Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов, и допускает 1 ошибку. Ученик должен определить, какое слово лишнее в ряду и доказать почему.

Примерный материал.

1 .Кукла, дом, море, вышла, ученик.

2.3амок, тяжело, петух, вишня.

3.Бежит, книга, окно, ветер, слон.

"Один - много".

Цель. Практическое овладение формой и множительного числа. Ход игры. Учитель бросает мяч ученику и называет один предмет, ученик, поймав мяч, должен ответить словом, обозначающих много таких предметов.

"Ванька-Встанька".

Цель. Дифференциация имен собственных и нарицательных.

Ход игры. Учитель называет нарицательные и собственные имена существительных. Ученики встают, если слово пишется с большой буквы, и садятся, если слово надо писать с маленькой буквы.

"Кто больше?"

Цель. Развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Ход игры. Учитель показывает картинку (кошка, ученик, воробей, гусь, корова), а ученики подбирают слова, называющие действия изображенных на картинках предметов.

"Что подарил ребятам Чебурашка?"

Цель. Развитие умения узнавать предмет по его признакам.

- 30 -

Ход игры. Учитель рассказывает: "Чебурашка пришел к нам в гости и принес подарки. Он просит вас угадать, что это за подарки". Учитель описывает игрушки, называя признаки каждого предмета в отдельности. Отгадавший получает право поиграть с этой игрушкой на перемене.

"Родственные осины".

Цель. Развитие умения отличить родственные слова от сходных с ними по буквенному составу.

Ход игры. Из тех слов, которые будут названы учителем, ученики должны отобрать родственные слову осина. Школьникам предлагается, как только они услышат это слово поднять руку.

Примерный материал. Осинка, оса, осел, осмеянный.

"Кто больше?"

Цель. Активизация словаря на изучаемую тему, закрепление написания слов. Ход игры. За определенный промежуток времени нужно записать по памяти как можно больше слов из словарика. По сигналу приступают к работе.

"Посчитай".

Цель. Развитие умения составлять предложения и определять количество слов в них.

Ход игры. Ученики одного ряда называют предложение, а ученики другого ряда подсчитывают количество слов в нем. Затем ряды меняются заданиями.

"Кого - чего нет?"

Цель. Правильное употребление падежных форм имен существительных в предложении.

Ход урока. На наборное полотно выставляются предметные картинки. Учащиеся называют их. Затем все закрывают глаза. Один из учеников убирает две картинки. Дети открывают глаза и говорят, кого или чего нет.

"Режим дня".

Цель. Развитие умения правильно строить рассказ и устанавливать последовательность режимных моментов.

Ход игры. У каждого учащегося картинки с изображением режимных моментов. Ученики 1 ряда строятся в порядке выполнения режим дня. За правильность и быстроту выполнения ряд получает соответствующие баллы. Затем ученик рассказывают о том, что делают в течение дня. Ряд соперников контролирует правильность составления предложения и употребления слов в них. Затем ряды меняются.

- 31 -

Система игр на уроках естествознания

Дидактические игры на уроках естествознания

"Четвертый лишний"

На доске написаны названия, например, сыроежка, лисичка, поганка, опенок. Ученик должен назвать лишний предмет, объяснить свой выбор.

"Парные картинки"

Учащиеся среди различных картинок должны найти картинки с изображением животных, растений, принадлежащих к одному семейству, отряду, классу. Это игра типа "Где чей детеныш?", "Во саду ли в огороде".

"Почта"

Ученикам раздаются пустые конверты, покрытые прозрачной лентой и набор картинок. Нужно сгруппировать картинки по общему признаку и подписать "адрес", например, "Злаковые культуры".

"Узнай силуэт"

Учащиеся должны по контуру определить животное (овощ, цветок, орган человека).

"Собери картинку"

Составление разрезных картинок развивает аналитико-синтетическую деятельность, учит из частей составлять целое.

"Где ошибся художник?"

Выигрывает   тот,   кто   найдет   больше   всего   ошибок   и   неточностей   в демонстрируемом изображении.

Занимательные викторины.

  1. Почему муравья называют силачом? (тащит груз в 3 раза больше собственного веса).
  2. Сколько пищи может съесть гусеница за месяц? (в 6 тысяч раз больше собственного веса).
  3. Какие птицы выводят птенцов зимой? (клест).
  4. Какие растения являются столовой для птиц? (черемуха, рябина).
  5. Умеет ли плавать верблюд? (не умеет).
  6. Из какого дерева делают пианино? (ель).
  7. Откуда берется бензин? (из нефти).
  8. У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина).
  9. Какое дерево используется для приготовления лыж? (береза).
  10. Какие птицы едят грибы? (глухари).
  11. Какая синица самая крупная? (синица большая).

- 32 -

  1. Чем поет кузнечик? (надкрыльями).
  2. Какой зверь самый хищный? (крот).
  3. Может ли паук жить под водой? (паук-серебрянка).
  4. Для чего кошке усы? (распознавать предметы на ощупь).
  5. Кроссворды, ребусы.

Кроссворд "Животные леса.

3

5

1

2

4

 1. Кто зимой холодной бродит злой, голодный?

 2. Что за зверь лесной встал как столбик, под сосной? И стоит среди травы, уши  

     больше головы.

  1. По веткам скачет, да не птица. Рыжая, да не лисица.
  2. Думал, кошка, крикнул "Брысь!" Оказалось, это...

5. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. 

- 33 -

- 34 -

- 35 -

- 36 -

Система дидактических игр на уроках географии

Приведем примеры игр и упражнений в VI - VIII классах.

"Кто больше знает?"

Всем детям дается по листу бумаги. По сигналу учителя дети начинают писать географические названия по определенному заданию (моря, реки, горы, острова, города и др.) Через пять минут по сигналу учителя письмо прекращается.

"Реки России".

Учитель задает детям вопросы:

  • Названия каких рек состоит из трех букв? (Ока, Дон).
  • Из четырех? (Урал, Амур).
  • Из пяти? (Волга, Днепр).
  • Из шести? (Енисей, Ангара) и т.д.

"Путешественники"

Участвует весь класс. По выбору учителя один из учеников обращается к другому с вопросом: "Куда ты, Коля, поедешь?" - "В Ригу" - "Зачем?" -"Посмотреть на Рижское взморье" - "А ты куда поедешь, Вася?" - "В Якутию" -"Зачем?" - "Добывать алмазы".

"Запомни ориентиры"

Учитель объясняет ученикам: "Запомнить все, что встречается на местности, невозможно. В то же время, если к вам обратятся с вопросом, как дойти до станции от вашей школы и найти нужную улицу, вы должны коротко и четко объяснить. Для этого мы с вами пройдем этот путь и будем запоминать те места, предметы, которые легко запоминаются. Такие места называются ориентирами, они помогают найти дорогу, нужный путь".

Выбирается маршрут, дается задание детям - по пути запомнить два-три предмета - ориентира. На финише каждый ученик описывает ориентиры в том порядке, в котором они размещены на местности.

"Умей ориентироваться"

Учитель объясняет ребятам правила и способы определения своего положения по отношению к сторонам горизонта и окружающим предметам по солнцу и компасу. Далее класс делится на две группы и составляют пары, в которые от каждой группы входят по одному ученику. Учитель ставит задачу первой паре определить стороны горизонта по солнцу, второй - по компасу, третьей  -  по  дереву,  четвертой  -  по  одиноким  пням. Затем отмечается, какая

- 37 -

группа быстрее и правильнее определила стороны горизонта. Кто ошибается, получает штрафное очко.

"Найди по компасу спрятанные предметы"

Эта игра поможет закрепить навык ориентировки. Учитель говорит: "Железная дорога, по которой мы приехали, проходит с севера на юг. Со станции мы пришли в лес, слева от железной дороги. Определите, в каком направлении мы должны возвращаться домой, на станцию".

"Письмо товарищу"

С помощью условных знаков плана местности можно написать письмо товарищу: "Наш лагерь расположен в хвойном лесу. Если пройти по просеке, то выйдешь к реке. Надо перейти мостик. Справа будут фруктовые сады, а слева -шоссейная дорога. Она ведет к нашему лагерю". Выделенные слова нужно заменить знаками.

Для закрепления пройденного материала составляются и проводятся викторины (не более 10-15 вопросов). Например, в VI классе после изучения темы "Лесная полоса" можно провести следующую викторину:

  • Что произойдет с деревьями леса, если в нем не будет птиц?
  • Какое дерево нормально растет только в тени?
  • Какое дерево растет быстрее других?
  • Где искать лисички, опята?
  • Что дает нам лес?
  • Кору каких деревьев используют в качестве лекарств? и т.п.

Все перечисленные игры и упражнения помогают более сознательно и прочно усвоить полученные географические знания, умения и навыки.

- 38 -



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

«ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ »

ГБОУ  №698 прогимназия  « Пансион» Московского района           «ИГРЫ И  ИГРОВЫЕ  ПРИЕМЫ  В  ОБУЧЕНИИ  ДЕТЕЙ  ...

Статья- исследование: "Дидактические игры и игровые приемы в обучении детей с нарушениями интеллекта"

Дидактические игры и игровые приемы в обучении детей с нарушениями интеллекта...

Реферат на тему "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения"

В реферате раскрыты особенности игровой деятельности у учащихся с нарушениями интеллекта, дано психолого-педагогическое обоснование использования дидактических игр для активизации познавательной деяте...

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (II вариант обучения)

Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материал...

"Применение игровых технологий в обучении детей с нарушениями интеллекта"

Использование игровых технологий в обучении позволяет поддерживать работоспособность ребенка с интеллектуальными нарушениями в течение урока, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения....


 

Комментарии

Набатова Галина Владимировна

Ирина Владимировна, вы замечательный руководитель и педагог! С вами очень легко работать и приятно общаться! Вы никогда не останавливаетесь на достигнутом и находитесь в постоянном творческом поиске!