Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»
проект по английскому языку на тему

Вдовенкова Ирина Владимировна

Актуальность создания программы

 

     Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адаптацию к самостоятельной жизни. Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, выпускники после окончания школы, встав на самостоятельный путь, часто теряются в суровых жизненных условиях.   

     Благотворительный Фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», с которым давно и тесно сотрудничает наша школа-интернат,  предложили нам принять участие в реализации проекта «Мост в будущее» по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни  с обустройством социальной квартиры. Таким образом, на базе школы была организована социальная квартира в виде отдельной однокомнатной квартиры, рассчитанной на проживание двух воспитанников.

     Возникновение такой педагогической модели как социальная квартира при школе-интернате является на наш взгляд одной из самых эффективных форм поддержки и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни вне учреждения.

     Деятельность по данному проекту осуществляется с сентября 2009г. За период с 2009 по 2014 гг. в нем приняли участие 92 воспитанника в возрасте от 15 до 18 лет (2009-2010гг. – 21 воспитанник, 2010-2011гг. – 16 воспитанников, 2011-2012гг. – 20 воспитанников, 2012-2013гг. – 16 воспитанников, 2013-2014гг. – 19 воспитанников).

     Выделив те проблемы, с которыми выпускники школы-интерната встречаются чаще всего,  педагогическая творческая группа спланировала свою работу таким образом, чтобы за время прожива­ния у каждого воспитанника социальной квартиры сформировалась модель самостоятельного проживания.

    Цель проекта – подготовка воспитанников  школы-интерната с самостоятельной жизни вне учреждения.

    Задачи проекта – усиление психолого-педагогических механизмов коррекции личности;

- обеспечение условий для самостоятельного проживания  и полного самообслуживания;

- охрана жизни и здоровья, проживающих в социальной квартире детей;

- оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации воспитанников;

- защита прав, решение личных и социальных проблем проживающих в соци­альной квартире воспитанников;

За основу модели была взята модель семьи, умение строить ее и про­живать в ней, так как большинство воспитанников ранее се­мей не имели или имели неблагополучные семьи. Все обязанности пребывающих в социальной квартире распределялись как в семье: дела по хозяйству - это кухня, стирка, повседневная уборка, уход за личными вещами, создание уюта, косметический ремонт квартиры, расстановка и перестановка мебели, вынос мусора и др.

Имеющиеся у учреждения ресурсы:

 

     Для реализации программы у учреждения  имеются   необходимые ресурсы:

     технические: наличие помещения под социальную квартиру в виде однокомнатной квартиры с совмещенным санузлом (42 м2), имеющей отдельный вход, расположенной в правом крыле учебного корпуса школы-интерната: телевизор, спутниковая антенна, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр, компьютерная техника;

имеется необходимая сантехника (унитаз, раковина), мягкий инвентарь (комплекты постельного белья, комплекты штор);

 наличие собственного транспорта (два микроавтобуса «Газель»);

     кадровые: педагог-психолог, социальный педагог, учитель СБО, мед.работник, учителя и воспитатели, работающие с учащимися выпускных классов;

     организационные: наличие необходимых продуктов на складе школьной столовой для организации питания, чистящих и моющих средств для уборки, стирки и личной гигиены воспитанников;

     имеется необходимая методическая литература для специалистов программы.

     Считаем, что данная программа может быть реализована на базе нашего учреждения, так как у нас имеются все необходимые условия для ее реализации, включая особенности расположения школы-интерната, социальную инфраструктуру и социальное окружение, что поможет в свою очередь организовать взаимодействие с представителями различных социальных служб города, района (встречи, экскурсии, консультации и т.д.). 

 

Необходимые ресурсы для реализации проекта

    

     Для реализации программы необходимы следующие ресурсы:

     финансовые и технические ресурсы, предполагающие   обустройство квартиры (ремонт фасада помещения социальной квартиры, замена окон и приобретение необходимого сантехнического оборудования), оплату специалистов, работающих по программе, организацию выездных экскурсий для воспитанников, приобретение канцелярских товаров и офисных принадлежностей, прочие прямые расходы;

     организационные (административные) ресурсы, предполагающие  организацию обучающих семинаров и консультаций,  методические и диагностические материалы для специалистов, работающих по программе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsproekt1.doc795.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность создания программы

     Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адаптацию к самостоятельной жизни. Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, выпускники после окончания школы, встав на самостоятельный путь, часто теряются в суровых жизненных условиях.    

     Благотворительный Фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», с которым давно и тесно сотрудничает наша школа-интернат,  предложили нам принять участие в реализации проекта «Мост в будущее» по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни  с обустройством социальной квартиры. Таким образом, на базе школы была организована социальная квартира в виде отдельной однокомнатной квартиры, рассчитанной на проживание двух воспитанников.

     Возникновение такой педагогической модели как социальная квартира при школе-интернате является на наш взгляд одной из самых эффективных форм поддержки и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни вне учреждения.

     Деятельность по данному проекту осуществляется с сентября 2009г. За период с 2009 по 2014 гг. в нем приняли участие 92 воспитанника в возрасте от 15 до 18 лет (2009-2010гг. – 21 воспитанник, 2010-2011гг. – 16 воспитанников, 2011-2012гг. – 20 воспитанников, 2012-2013гг. – 16 воспитанников, 2013-2014гг. – 19 воспитанников).

     Выделив те проблемы, с которыми выпускники школы-интерната встречаются чаще всего,  педагогическая творческая группа спланировала свою работу таким образом, чтобы за время проживания у каждого воспитанника социальной квартиры сформировалась модель самостоятельного проживания.

    Цель проекта – подготовка воспитанников  школы-интерната с самостоятельной жизни вне учреждения.

    Задачи проекта – усиление психолого-педагогических механизмов коррекции личности;

- обеспечение условий для самостоятельного проживания  и полного самообслуживания;

- охрана жизни и здоровья, проживающих в социальной квартире детей;

- оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации воспитанников;

- защита прав, решение личных и социальных проблем проживающих в социальной квартире воспитанников;

За основу модели была взята модель семьи, умение строить ее и проживать в ней, так как большинство воспитанников ранее семей не имели или имели неблагополучные семьи. Все обязанности пребывающих в социальной квартире распределялись как в семье: дела по хозяйству - это кухня, стирка, повседневная уборка, уход за личными вещами, создание уюта, косметический ремонт квартиры, расстановка и перестановка мебели, вынос мусора и др.

Имеющиеся у учреждения ресурсы:

     Для реализации программы у учреждения  имеются   необходимые ресурсы:

     технические: наличие помещения под социальную квартиру в виде однокомнатной квартиры с совмещенным санузлом (42 м2), имеющей отдельный вход, расположенной в правом крыле учебного корпуса школы-интерната: телевизор, спутниковая антенна, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр, компьютерная техника;

имеется необходимая сантехника (унитаз, раковина), мягкий инвентарь (комплекты постельного белья, комплекты штор);

 наличие собственного транспорта (два микроавтобуса «Газель»);

     кадровые: педагог-психолог, социальный педагог, учитель СБО, мед.работник, учителя и воспитатели, работающие с учащимися выпускных классов;

     организационные: наличие необходимых продуктов на складе школьной столовой для организации питания, чистящих и моющих средств для уборки, стирки и личной гигиены воспитанников;

     имеется необходимая методическая литература для специалистов программы.

     Считаем, что данная программа может быть реализована на базе нашего учреждения, так как у нас имеются все необходимые условия для ее реализации, включая особенности расположения школы-интерната, социальную инфраструктуру и социальное окружение, что поможет в свою очередь организовать взаимодействие с представителями различных социальных служб города, района (встречи, экскурсии, консультации и т.д.).  

 

Необходимые ресурсы для реализации проекта

     

     Для реализации программы необходимы следующие ресурсы:

     финансовые и технические ресурсы, предполагающие   обустройство квартиры (ремонт фасада помещения социальной квартиры, замена окон и приобретение необходимого сантехнического оборудования), оплату специалистов, работающих по программе, организацию выездных экскурсий для воспитанников, приобретение канцелярских товаров и офисных принадлежностей, прочие прямые расходы;

     организационные (административные) ресурсы, предполагающие  организацию обучающих семинаров и консультаций,  методические и диагностические материалы для специалистов, работающих по программе.

Участники и исполнители программы

   Контингент воспитанников, участвующих в социальном проекте ежегодно в среднем составляет 20 воспитанников в возрасте от 15 до 18 лет.

     Педагогическая творческая группа социальной квартиры осуществляет воспитательную работу по следующим направлениям:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • семейное воспитание;
  • правовое воспитание;
  • основы коммуникативных взаимоотношений;
  • основы медицинских и санитарно-гигиенических знаний;
  • основы законодательства и делового общения;
  • основы организации и ведения домашнего хозяйства.

   Основным принципом, на котором построена деятельность социальной квартиры, является семейный принцип.

   Главный концептуальный императив педагогического коллектива
квартиры связан с мыслью о том, что каждый неблагополучный ребенок, если его не любить, им не заниматься, в конечном итоге может стать
проблемой для общества. Выпускники школы-интерната особенно остро
нуждаются в заботе взрослых в первый период самостоятельной жизни.
Различие условий, в которых они проживают в школе-интернате и в которых они оказались на этапе самостоятельной жизни слишком велико и так важно, чтобы в этот период рядом с выпускником школы-интерната были
заботливые и требовательные педагоги, психологи, социальные педагоги.

     Следовательно, в реализации программы задействованы следующие участники проекта: 

- директор (руководитель учреждения);

- зам. директора по КМР (руководитель программы);

- педагог-психолог;

- социальный педагог;

- учителя СБО;

- воспитатели;

- классные руководители;

- мед. работник.

Огромную помощь в становлении и развитии личности наших воспитанников оказывает сотрудничество школы с различными предприятиями, организациями, фондами, такими как: «Россельхозбанк», ЦРБ, главпочтамт, пенсионный фонд, ОВД, районный Дом культуры, школа - искусств, потребительское общество «Феникс», центральная районная библиотека, «Леспромхоз», ПЛ №8 г. Демидов, ПУ-35 п. Каспля, Центр поддержки выпускников «Расправь крылья». Тем самым, интегрируя их деятельность в единую воспитательную систему, мы создаем воспитывающий социум.

     Сегодня можно констатировать, что наше образовательное учреждение благодаря усилиям всех институтов воспитания, функционирующих в социуме, становится мощным фактором оптимизации воспитательного процесса.  

Содержание деятельности по реализации программы

  Выделяя проблемы, с которыми выпускники школы-интерната встречаются чаще всего, педагогический творческий коллектив школы-интерната планирует свою работу таким образом, чтобы за время проживания у каждого воспитанника социальной квартиры сформировалась модель самостоятельного проживания.

     За основу модели взята модель семьи, умение строить ее и проживать в ней. Так как большинство воспитанников ранее семей не имели или имели неблагополучные семьи, необходимо смоделировать работу социальной квартиры так, чтобы каждый воспитанник чувствовал, что он проживает в семье, где имеет круг обязанностей, которые являются жизненно-необходимой нормой. От правильного выполнения воспитанником своих обязанностей, зависит жизнь и здоровье других воспитанников, поэтому этими обязанностями нельзя пренебрегать, даже если необходимо преодолевать себя, что и происходит с каждым вновь поступившем воспитанником, до тех пор, пока выполнение данных обязанностей не доходит до «автоматизма».

     Все обязанности пребывающих в социальной квартире распределены как в семье: дела по хозяйству - это кухня, стирка, повседневная уборка, уход за личными вещами, создание уюта, косметический ремонт квартиры, расстановка и перестановка мебели, вынос мусора и др.

В нормальной семье, каждый член должен быть окружен заботой и вниманием, на что творческая группа сделала особый акцент и в работе социальной квартиры.

Модель самостоятельного проживания включает в себя такие важные вопросы как:

  • ведение домашнего хозяйства;
  • рациональное использование денежных средств;

- проживание в хороших отношениях с соседом;

  • знание, когда и где платить за квартиру;
  • умение самостоятельно подать судебный иск;
  • умение защитить свои гражданские права;
  • знание, куда обращаться, если есть проблемы со здоровьем;

- знание, где находятся кризисные центры и для чего они существуют.

    В социальной квартире организовано двухразовое питание: полдник и ужин. По общему мнению, решено отменить в социальной квартире приготовление завтрака и обеда, так как воспитанники проживают в соц. квартире во второй половине дня.

С помощью педагогов воспитанники учатся планировать свой бюджет.  Получая продукты со склада школьной столовой, воспитанники учатся распределять их так, чтобы хватило на период проживания в социальной квартире.

Под руководством взрослых участников проекта силами воспитанников может проводиться текущий ремонт помещения социальной квартиры. У ребят появится возможность на практике применить умения и навыки, приобретенные во время обучения на уроках труда. Для многих воспитанников данные навыки станут, возможно, будущей профессией или источником дополнительного дохода, а также появится возможность раскрыть свой личностный потенциал, проявить творческую фантазию в оформлении помещений.

Поскольку жизнь воспитанников социальной квартиры построена на принципе полного самообслуживания, то ежедневно распределяются обязанности среди проживающих воспитанников по уборке помещения, приготовлению пищи и др. Данные навыки будут необходимы им для проживания в собственном жилище, а также пригодятся и в будущей семейной жизни.

Содержание образовательно-воспитательного процесса учитывает психолого-социологические особенности данной категории подростков, основываясь на принципах индивидуального и дифференцированного подхода.

     В содержание программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни входили три немаловажных аспекта – педагогический, психологический и социальный. Они тесно связаны друг с другом и неотделимы. При поступлении воспитанников в социальную квартиру все они нуждались в помощи различных специалистов: педагогов-наставников, психолога, социального педагога и других.

Основные задачи данных специалистов в работе с воспитанниками  - это выработка навыков конструктивного общения, произвольного поведения, развитие и овладение эмоционально-волевой сферами, приобретение  и развитие умений и практических навыков, повышение навыков самостоятельности, подготовка к проживанию в семье и пр.

Проживание воспитанников в социальной квартире проходило поэтапно:

I. Адаптационный период

II. Подготовительный этап

III. Основной этап

     На каждом этапе проживания такие тренинговые программы, как «Социум», «Я - гражданин», «Азбука общения», «Этика и психология семейной жизни», «Искусство самовоспитания», «Экономическая грамота», «Школа здоровья» и др. позволяли старшеклассникам лучше адаптироваться к условиям проживания в социальной квартире, способствуя более быстрому овладению социальными навыками и применению их в будущей самостоятельной жизни.

 Комплекс методик, входящих в эти программы позволил выявить особенности адаптации каждого воспитанника к новым условиям,  уровень развития его  потенциальных способностей, коммуникативности и другие психологические способности, необходимые для  совместного проживания. На основании проводимой диагностики выстраивалась дальнейшая работа специалистов с участниками программы.

 Коррекционная работа осуществлялась с помощью занятий в группах и индивидуально.  

 Воспитанники постепенно осознавали, что у них есть определенный круг обязанностей, которые им приходилось осуществлять на практике, включая: организацию и ведение домашнего хозяйства (приготовление еды, мытье посуды, стирка, уборка, уход за личными вещами, создание уюта и др.), поддержание хороших отношений с соседом по квартире, знакомство с видами доходов (социальные выплаты, студенческая стипендия, заработная плата) и расходов (расходы на продукты питания, коммунальные платежи, плата за телефон, транспортные расходы и т.д.).  Воспитанники знакомились со своими гражданскими правами и обязанностями, социальными институтами, куда можно обратиться в случае возникающих проблем, связанных со здоровьем, устройством на работу, получением юридической помощи.

     В социальной квартире  большое внимание уделялось психологическим аспектам адаптации учащихся. К каждому из них требовался индивидуальный подход, подбирались наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия, т.к. все учащиеся школы-интерната имеют нарушения в интеллектуальном развитии и личностные поведенческие отклонения. Поэтому очень важно было установить между проживающими подростками добрые и доверительные отношения.

Образовательная программа социальной квартиры была направлена на решение вопросов нравственного воспитания, развитие индивидуального сознания воспитанников. Особое место в программе занимало гражданско-правовое просвещение, воспитание навыков семейных отношений, обучение правилам проживания в квартире, обучение правильному оформлению документов, квитанций и т. д.

Большое внимание уделялось вопросу воспитания семейных отношений среди воспитанников, во время которых ребята познакомились с Семейным кодексом РФ.

Педагоги и воспитатели оказывали постоянную консультативную помощь воспитанникам социальной квартиры, необходимую им для самостоятельного проживания.

 Мы предполагали, что во время самостоятельного проживания в соц.квартире у воспитанников могли возникнуть некоторые трудности,  связанные с социальной адаптацией (недостаточный уровень самостоятельности и сформированности умений и навыков социализации), психологическими проблемами (проявление негативных личностно-

индивидуальных особенностей, повышенный уровень тревожности в связи

с чувством ответственности), поэтому старались предусматривать и вовремя устранять подобные ситуации.

     Хотелось бы отметить повышенный интерес и положительное отношение  

всех воспитанников к новым условиям жизни, они ощущали заботу и поддержку со стороны взрослых, комфорт созданной жилищной обстановки.

     Обычно выпускникам детских домов  присущи иждивенческие настроения, поэтому педагогам приходилось проявлять особое терпение, а иногда и требовательность.

     В целом отношения между воспитанниками и педагогами складывались благополучно. Воспитанники получали не только помощь и поддержку со стороны взрослых, но и приобретали свой первый опыт самостоятельного проживания в условиях социальной квартиры.

     Специалисты службы социальной квартиры анализировали самостоятельное проживание на начальном этапе в условиях социальной квартиры, делились своим мнением, определяли более эффективные формы и технологии педагогического воздействия на воспитанников, вносили коррективы по изменению состава групп проживающих, направляли совместные   усилия на постепенное повышение уровня самостоятельного проживания воспитанников.

     В ходе реализации программы исследовался уровень подготовки выпускников к самостоятельной жизни на начальном, промежуточном и итоговом этапах. Нас интересовало, является ли программа подготовки к самостоятельной жизни, которую мы стремились осуществлять, достаточно эффективной. Для этого использовались следующие диагностические  методики: «Анкета изучения сформированности социально-значимых навыков у подростка» И.В. Детковой, «Тест по выявлению жизненной ориентации личности на себя, на коллектив, на задачу» Т.А. Шишковец, «Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера, Ханина, включая методы педагогического наблюдения, анкетирования, интервьюирования (беседы).

  1. Сравнительный анализ развития навыков самостоятельной жизни проживающих в соц.квартире:    

Уровень

Жизненно-необходимые навыки

Социально-жизненные навыки

Социально-психологическая адаптация

Входная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

Входная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

Входная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

Высокий

17%

32%

45%

0

0

0

23%

28%

30%

Сред

ний

55%

62%

55%

0

44%

55%

55%

61%

70%

Ниже сред.

25%

7%

0

56%

56%

45%

0

0

0

Низк

ий

0

0

0

44%

0

0

22%

11%

0

Уровень владения навыком

Начало проекта

Конец проекта

Высокий

13%

25%

Средний

38%

60%

Ниже среднего

27%

15%

Низкий

22%

0

   

     Результатами успешной реализации программы считаем, что  у воспитанников прослеживается положительная динамика сформированности навыков самостоятельного проживания, в ходе которого у них в большей степени проявились ответственность,  самостоятельность, трудолюбие, понимание материальной стороны жизни, отношений собственности. Снизился уровень тревожности в новых жизненных ситуациях, сформировалась устойчивость к различным стрессовым ситуациям. Произошли изменения в определении жизненных ценностных ориентаций.

     В целом воспитанники школы-интерната подготовлены к дальнейшей самостоятельной жизни. Результаты сформированности навыков социализации выглядят следующим образом: высокий уровень – 25 %, средний - 60%, ниже среднего- 15%, низкий – 0.

     Таким образом, результаты сравнительного анализа, направленного на оценку эффективности программы подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни, свидетельствуют о целесообразности проводимой работы. Результаты работы школы-интерната по этой программе показывают, что и в условиях специального образовательного учреждения может быть обеспечено продуктивное личностное развитие воспитанников, воспитанники смогли получить представление о достойной современной жизни, к которой каждый из них должен стремиться.

     Главным результатом проекта является подготовка и оборудование социальной квартиры, на базе которой, воспитанники смогли отработать на практике знания, умения и навыки самостоятельного проживания, ведение домашнего хозяйства, обращения с современной бытовой техникой и оборудованием, тренировать коммуникативные навыки. Данный проект внес в существующую программу подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, возможность для дополнительной тренировки навыков самообслуживания, приготовления пищи. У воспитанников появилась личная зона возможности уединения. Расширилось количество  экскурсий в социальные учреждения, в целом увеличилось число практических занятий. Сами педагоги приобрели новый опыт в плане организации и функционирования социальной квартиры как одной из форм работы со старшеклассниками, с целью оказания помощи выпускникам школы-интерната в получении жизненно-необходимых навыков для самостоятельного проживания вне образовательного учреждения.  

     Мы надеемся, что выпускники школы-интерната, прошедшие обучение по программе подготовки к самостоятельной жизни, смогут  более успешно адаптироваться и интегрироваться в обществе, самостоятельно решая возникающие проблемы. 

     

   

Паспорт социальной квартиры

Местоположение и статус социальной  квартиры (название учреждения) 

     Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Смоленская обл., г. Демидов).

Социальная квартира, организованная на базе нашей школы-интерната, представляет собой структурное подразделение. 

Общее описание квартиры (что из себя представляет как помещение)

     Социальная квартира находится  в учебном корпусе, имеет отдельный вход. Входная дверь оборудована замком. Общий метраж квартиры  42 м2. . В социальной квартире  1 комната, санузел совмещенный,  кухня. В комнатах есть  разграничение на зоны для отдыха, для занятий, для сна, для приема гостей, для приготовления пищи,  для приема пищи.

Оборудование квартиры (что имеется в квартире)

№п/п

Наименование

Кол-во

Кухня

1.

Стенка кухонная

1

2.

Кухонный уголок

1

3.

Чайник электрический

1

4.

Плита газовая

1

5.

Холодильник

1

6.

Вытяжка

1

7.

Стиральная машина

1

8.

Печь СВЧ

1

9.

Утюг

1

10.

Доска гладильная

1

11.

Часы кухонные

1

12.

Набор салфеток

1

13.

Штора кух.

1

14.

Картина

1

15.

Набор ваз

1

16.

Люстра

1

17.

Посуда

Жилая комната

18.

Стенка

1

19.

Диван «Книжка»

1

20.

Тахта одинарная пружин.

1

21.

Полка книжная

1

22.

Письменный стол однотумбовый

1

23.

Ковёр (2,55х1,8)

1

24.

Пылесос

1

25.

Часы настенные

1

26.

Люстра

1

27.

Настольная лампа

1

28.

Картина

1

29.

Штора

1

30.

Тюль

1

31.

Покрывало

1

32.

Плед

1

Прихожая

33.

Вешалка с крючками

1

34.

Дорожка (1,5х3,6)

1

35.

Коврик придверной

1

36.

Люстра

1

37.

Люстра

1

Санузел совмещенный

38.

Душевая кабина

1

39.

Зеркало

1

40.

Водонагреватель

1

41.

Напольное покрытие  (1,30 х 3)

1

42.

Люстра

1

43.

Лампа накаливания

1

Моющие средства:

моющее средство для  посуды «Пемолюкс»,

чистящее средство для посуды «Пемолюкс»,

чистящее средство для туалета «Сонакс»,

стиральный порошок «Миф»,

антинтинакипин «Колгон»,

туалетное мыло «Детское»,

мыло хозяйственное,

зубная паста,

шампунь,

гель для душа.

Бытовые принадлежности:

мешки для мусора,

туалетная бумага,

бумажные салфетки,

губка для мытья посуды.

Инвентарь для уборки:

веник, тряпка для пола, таз.

Документы, регламентирующие деятельность социальной квартиры (включая локальные нормативные акты)

Название

Назначение (кратко)

1.

 Приказ по школе об организации службы по реализации  программы в рамках проекта «Соц.квартира» на базе школы-интерната.

Приобретение официального статуса организации данной службы и определение функционала задействованных участников проекта.  

2.

Договор-контракт службы организации социальной квартиры с временно проживающими воспитанниками

Согласование прав и обязанностей проживающих в соц.квартире воспитанников.

3.

Положение о социальной квартире

Определение статуса данного структурного подразделение на базе школы-интерната.

4.

Правила внутреннего распорядка службы организации социальной квартиры с временно проживающими воспитанниками

Улучшение организации воспитательно-образовательного процесса, установление единых требований к проживающим.

5.

Должностные инструкции специалистов службы организации социальной квартиры

Возложение определенных обязанностей на специалистов службы организации социальной квартиры.

Количество и профессиональный состав специалистов, обеспечивающих  сопровождаемое проживание воспитанников в социальной квартире

Должность

Функциональные обязанности (кратко)

Зам. дир. по коррекционно-методической работе

Организация и руководство деятельности по реализации программы в рамках проекта «Соц.квартира» на базе школы-интерната.

Педагог-психолог

Психологическое сопровождение воспитанников для успешной адаптации в соц.квартире и проведение диагностики для прослеживания динамики.

Социальный педагог

Социально-педагогическое сопровождение воспитанников  для успешного вхождения и адаптации  в социум.

Социальные партнеры, включенные в реализацию программы сопровождаемого проживания  воспитанников в социальной квартире

Кто?

Как привлекли в проект?

Как участвовал?

1.

ЧП Кондратенков Ю.А.

Получили поддержку со стороны руководителя проекта «Добровольничество»

М.Вережкиной, которая помогла найти нам этих социальных партнеров.

Оказал материальную помощь в размере 13 тыс. рублей.

2.

Группа волонтеров банка «Уралсиб»

Оказание помощи в ремонтных работах, организация праздника  для участников проекта по итогам учебного года,   презентация музыкального центра для соц.квартиры, канц.товаров, познавательной литературы для воспитанников.

3.

ЧП Балашов А.В.

ТО «Орион»

Обратились за помощью установить телеантенну в соц. квартиру.

Установка телеантенны в соц. квартире.

4.

Представители «Россельхозбанка»

Организация  проживания воспитанников в социальной квартире (график проживания, длительность проживания, принцип подбора воспитанников для совместного проживания)

    Пары выбирались по принципу обоюдного согласия воспитанников и психологической совместимости. В группу проживающих входят воспитанники 16-18 лет, которые обучаются в 9-ом классе. В квартире проживают воспитанники одного пола (мальчик- мальчик, девочка-девочка)

   Заселение в квартиру оформлялось посредством предварительного  написания личных заявлений воспитанников о приеме в соц.квартиру и издания приказа по школе-интернату об организации проживания воспитанников.

   Реализация проекта предусматривала поэтапность:

1-ый этап – адаптационный  (2-х дневное проживание);

2-й этап – обучающий (3-х дневное проживание);

3-ий этап - основной (недельное проживание).

    На адаптивном этапе произошли изменения в составе двух пар исходя из педагогических соображений. В дальнейшем состав сформированных пар не менялся.

Общая характеристика программы сопровождаемого проживания (цель, задачи, основные мероприятия)

    Цель деятельности социальной квартиры – подготовка воспитанников  школы-интерната с самостоятельной жизни вне учреждения.

   Задачи –  усиление психолого-педагогических механизмов коррекции личности;

- обеспечите условий для самостоятельного проживания  и полного самообслуживания;

- охрана жизни и здоровья, проживающих в социальной квартире детей;

- оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации воспитанников;

- защита прав, решение личных и социальных проблем проживающих в социальной квартире воспитанников;

Задачи для воспитанников на этапе проживания в социальной квартире

  Приобретение  и развитие жизненно-необходимых умений и практических навыков, необходимых для самостоятельной жизни (самостоятельное приготовление пищи, рациональное распределение продуктов, умение пользоваться современной бытовой техникой, уборка всего жилого помещения владеть культурно-гигиеническими навыками, повышение навыков самостоятельности);

подготовка к проживанию в семье (определение и распределение обязанностей в семье, выполнение взятых на себя обязанностей, привитие чувства ответственности и заботы о своих близких);

выработка навыков конструктивного общения, произвольного поведения (формирование и овладение навыками самоконтроля над эмоциями и поведением, умение находить конструктивное решение из жизненных ситуаций).

Деятельность специалистов   учреждения  на этапе проживания воспитанников в социальной квартире

   

     Заместитель директора по коррекционно-развивающей работе школы-интерната. Организация и руководство деятельности по реализации программы в рамках проекта «Соц.квартира» на базе школы-интерната

     Педагог-психолог. Психологическое сопровождение воспитанников для успешной адаптации в соц.квартире и проведение диагностики для прослеживания динамики.

     Социальный педагог. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников  для успешного вхождения и адаптации  в социум.

     Основные задачи специалистов в работе с воспитанниками были следующие:

     усилить психолого-педагогические механизмы коррекции личности воспитанника, обеспечить условий для самостоятельного проживания  и полного самообслуживании;

     отвечать за сохранение  жизни и здоровья, проживающих в социальной квартире детей;

     оказывать помощь в социальной адаптации и реабилитации воспитанников,

     защищать права, решать личные и социальные проблемы проживающих в социальной квартире воспитанников;

     способствовать успешному их вхождению во взрослую жизнь, оказывать им необходимую помощь в первый период их самостоятельной жизнедеятельности.

     При поступлении воспитанников в социальную квартиру все они нуждались в помощи различных специалистов: педагогов-наставников, психолога, социального педагога, мед. работника и других.

     Такие тренинговые программы как «Социум», «Мое отношение к окружающему миру», «Развитие коммуникативных навыков», «Развитие эмпатии» проводимые с воспитанниками, проводимые педагогами, позволили старшеклассникам лучше адаптироваться к условиям проживания в социальной квартире, способствуя более быстрому овладению социальными навыками и применению их в будущей самостоятельной жизни.

     Комплекс методик, входящих в эти программы, позволил выявить особенности адаптации каждого воспитанника к новым условиям,  уровень развития его  потенциальных способностей, коммуникативности и другие психологические способности, необходимые для  совместного проживания. На основании проводимой диагностики выстраивалась дальнейшая работа специалистов с участниками программы.  

     Коррекционная работа осуществлялась с помощью занятий в группах и индивидуально.      

     Образовательная программа социальной квартиры была направлена на решение вопросов нравственного воспитания, развитие индивидуального сознания воспитанников. Особое место в программе занимало гражданско-правовое просвещение, воспитание навыков семейных отношений, обучение правилам проживания в квартире, обучение правильному оформлению документов, квитанций и т. д.

     Педагоги и воспитатели оказывали постоянную консультативную помощь воспитанникам социальной квартиры, необходимую им для самостоятельного проживания.

     Контроль над воспитанниками  постепенно снижался от полного к частичному. Это зависит от индивидуальных особенностей учащихся и степени доверия к ним.   На каждом этапе проживания педагогами ведется дневник наблюдения за воспитанниками, куда заносятся данные по оценке их эмоционального состояния, взаимодействия с соседями по социальной квартире и педагогами, знаний, умений и навыков, приобретенных во время самостоятельного проживания.

     В целом система поддержки воспитанников осуществлялась на постоянной основе всеми специалистами, участвующими в проекте как совместно, так и индивидуально для того, чтобы были сформированы социльно-психологические навыки, а жизненно-необходимые навыки были автоматизированы и закреплены у каждого проживающего в социальной квартире.

Направления     деятельности

       Планирование работы всех участников проекта предполагало общее распределение часов, которые фиксируются в дневнике наблюдений за воспитанниками во время проживания и в индивидуальных журналах работы специалистов.

Направление*

Кол-во часов

Описание практики

1.

Педагогический блок:

- развитие жизненно-необходимых навыков;

- развитие учебных, трудовых и предпрофессиональных навыков;

-ведение домашнего хозяйства;

- экономическая грамотность;

- культура поведения;

- техника безопасности;

- культура взаимоотношений;

- подготовка воспитанников к созданию семьи и семейной жизни;

- досуговая деятельность и развитие творческих способностей воспитанников

20

- приобретение навыков по обустройству своего жилища и поддержанию уюта в нем, поддержание чистоты и порядка в соц. квартире;

- участие в ремонте и обустройстве соц. квартиры, приобретение трудовых предпрофессиональных навыков по штукатурно-малярному, столярному, швейному, обувному, сельскохозяйственному видам труда, самостоятельное выполнение домашнего задания

- ремонт, стирка, глажка одежды, приготовление пищи; посещение магазинов, рынка

- рациональное распределение продуктов, разумное распределение личного бюджета, экономное ведение хозяйства

- выполнение правил поведение и соблюдение режима дня, организация и проведение праздничных огоньков, вечеров, встреч;

- проведение инструктажей по ТБ

- организация встреч с гостями и родственниками, составление альбома из истории своей жизни, участие  в благотворительной акции «Мир добрых дел»

-распределение внутрисемейных ролей и проигрывание жизненных ситуаций

-самостоятельная организация своего свободного времени, оформление выставок работ воспитанников «Мир моих увлечений», посещение экспозиций в районном краеведческом музее, изготовление сувениров

2.

Психологический блок:

- развитие коммуникативных навыков и межличностных отношений «Азбука общения»;

- развитие навыков владения собственным поведением «Искусство самовоспитания»;

- этика и психология семейной жизни.

15

-проведение диагностики по выявлению уровня  социально-психологической адаптации воспитанников в соц.квартире, тренинговых занятий;  отработка ситуаций предотвращения конфликта, установления дружеских отношений и контактов;

-проигрывание ситуаций поведения в разных ситуациях, обучение навыкам жизни в коллективе;  овладение навыками самоанализа, развития силы воли и самоконтроля

- проведение тренинговых занятий и проигрывание жизненных ситуаций с распределением внутрисемейных ролей и межличностных отношениях внутри семьи,  проведение анкетирования по теме «Самооценка  навыков, полученных воспитанниками во время проживания в социальной квартире»

Социальный блок:

- навыки взаимодействия с инфраструктурами

- правовая  и экономическая грамотность

- профориентация

15

- организация экскурсий в социальные институты города, обыгрывание ситуаций правильного обращения в социальные структуры;

-проведение практикума по составлению деловых бумаг, деловой игры «Мир денег», составление «продуктовой  корзины», расчет прожиточного уровня, выполнение заданий по экономический заданиям, составление перечня основных прав и обязанностей воспитанников; ролевая игра «Я имею право на..», организация встречи с инспектором ПДН.

- участие в днях открытых дверей в профессиональных учебных заведений, проведение анкетирования «Моя профессия»

Медицинский блок:

- сохранение и укрепление здоровья;

- профилактика вредных привычек;

- пропаганда здорового образа жизни;

- оказание первой медицинской помощи;

- практическая работа по применению  необходимых медицинских навыков

15

-организация и отработка навыков закаливающих процедур, проведение витаминной терапии;

-организация встреч с  наркологом, просмотр видеофильмов, проигрывание возможных ситуаций;

проведение конкурса «Самый здоровый класс»,  часов здоровья «Сильные, смелые, здоровые», спортивной программы «Гонка за лидером»  отработка санитарно-гигиенических навыков по правилам личной гигиены; выпуск стенных газет, санитарных бюллетеней;

-отработка навыков по оказанию первой мед.помощи

-  проведение практических занятий по уходу за больным, выполнение санитарно-гигиенических мероприятий; проведение ролей игры «Скорая помощь»; организация экскурсии в городскую поликлинику

Зоны самостоятельности воспитанников,

проживающих в социальной квартире

     В социальной квартире было организованно двухразовое питание: завтрак и ужин. По общему мнению, было решено отменить в социальной квартире приготовление обеда,  предложив проживающим обедать в школьной столовой, так как процесс приготовления обеда занимает значительное время. Поэтому воспитанники самостоятельно готовили завтрак и ужин, а обедали в школьной столовой.

     Воспитанники учились самостоятельно планировать свое свободное время, участвуя в различных мероприятиях, творческой деятельности, самообслуживании. Они организовывали прием гостей, посещали различные кружки и секции дополнительного образования, читали художественную литературу, слушали музыку, смотрели телевизор.

     Круг общения воспитанников был разнообразен: сверстники, друзья, братья и сестры, педагоги, работники школы-интерната, гости, социальные партнеры. Общение происходило в быту, во время учебы и свободного времени, на праздниках и встречах, во время экскурсий и поездок.

 Содержание образовательно-воспитательного процесса учитывало психологические особенности данной категории подростков, основываясь на принципах индивидуального и дифференцированного подхода.

     Уборка квартиры, стирка вещей, мытье посуды осуществлялись, конечно, самими проживающими воспитанниками, т.к.  в возрасте 16-18 лет наши дети обладают этими навыками, а их действия контролировались педагогами. В составлении меню участвовали: учителя  СБО, воспитатели, бухгалтер и воспитанники. Все моющие и расходные средства были предоставлены воспитанникам со склада школы-интерната.  

     Все действия по организации самостоятельного проживания воспитанников фиксировались в отчетной документации.

     Домашние учебные задания выполнялись постоянно во время самоподготовки самостоятельно в период проживания в соц. квартире.  

     Режимные моменты проживающих в соц.квартире основаны на основном режиме дня школы-интерната. За их выполнением следили воспитатели групп данных воспитанников.

     Так как мы не имеем права оставлять несовершеннолетних воспитанников без присмотра в ночное время, воспитанники спали только в дневное время во время тихого часа. 

Система оценки индивидуальных достижений воспитанников, включая результаты за время существования квартиры

     При оценке индивидуальных достижений воспитанников мы опирались на следующие критерии:

- социально-психологическая адаптация воспитанников к новым условиям проживания в социальной квартире;

-  применение жизненно-необходимых навыков на практике;

- привитие культуры межличностных отношений;

- готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи;

- соответствие ценностных установок воспитанников моральным нормам и требованиям общества;

- использование личного опыта в изменяющихся условиях;

- определение жизненных планов на будущее.

За основу критериев для оценивания  результатов проекта была выбрана система балла, уровня, оценки, процента

     Педагоги и специалисты вначале оценивали уровень развития навыка в баллах (оценках), затем выявлялся уровень (высокий, средний, низкий), в результате уровни приводились в процентном соотношении.

Для оценки  отслеживания достижений воспитанников  мы опирались на следующие критерии:

 Жизненно-необходимые навыки

Обращение с бытовой техникой

Уборка квартиры

Приготовление пищи (завтрак, ужин)

Владение санитарно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания

Самостоятельная подготовка уроков

Ответственное отношение к социально-бытовой деятельности

Социально-жизненные навыки:

Взаимодействие с общественными учреждениями;

Владение простейшими экономически знаниями;

 Знание своих прав и обязанностей

Социально-психологическая адаптация:

Уровень тревожности

Уровень конфликтности

Уровень коммуникабельности

     Воспитатели оценивают степень овладения жизненно-необходимых навыков у проживающих в соц.квартире  (приготовление пищи (завтрак, ужин),обращение с бытовой техникой, уборка квартиры, владение санитарно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, самостоятельная подготовка уроков) на каждом этапе проживания (в баллах) методом наблюдения.  Так же воспитанники оценивают сами, как они умеют владеть  теми же навыками самостоятельно.

      Социальный педагог оценивает степень овладения социально-жизненных навыков у воспитанников  (взаимодействие с общественными учреждениями, владение простейшими экономически знаниями, знание своих прав и обязанностей) методом наблюдения, опроса, анкетирования

     Педагог-психолог оценивает степень социально-психологической адаптации проживающих в соц.квартире (уровень  тревожности, уровень конфликтности, уровень коммуникабельности)  методом наблюдения, (дневник наблюдения), бесед, диагностических методик на каждом этапе проживания.

Какие выводы по результатам деятельности

социальной квартиры можно сделать

     Результатами успешной деятельности социальной квартиры считаем то, что у воспитанников прослеживается положительная динамика сформированности навыков самостоятельного проживания, в ходе которого у них в большей степени проявилась ответственность,  самостоятельность, трудолюбие, понимание материальной стороны жизни, отношений собственности. Постепенно снижается уровень тревожности в новых жизненных ситуациях, происходит переоценка ценностей, тем самым формируется личностное развитие воспитанников. Таким образом, воспитанники получают представление о достойной современной жизни, к которой каждый из них должен стремиться.

Как поддержать и сохранить полученные результаты

      Мы считаем, что пройдя социализацию в  социальной квартире и  приобретя необходимые навыки и умения, нашим выпускникам будет гораздо легче самостоятельно жить, работать и учиться. Они останутся  в поле зрения педагогического коллектива, который будет осуществлять патронаж выпускников социальной квартиры  с целью выявления проблем, возникающих у воспитанников в адаптационный период, оказывая помощь в их решении.

     Опираясь на предполагаемые положительные результаты реализации программы, следует продолжить данную работу с новыми воспитанниками. Для этого необходимо поддержка со стороны администрации школы-интерната по программе «Социальная квартира» и осуществление этой деятельности  в дальнейшем.

Описание эффекта от участия в программе

в ближайшей и долгосрочной перспективе

     Основным показателем успешности работы по данной программе в дальнейшей перспективе то, что большинство из наших выпускников не попадут в тюрьмы, все будут трудоустроены. Из созданных ими семей ни одна не распадется, несмотря на все трудности, с которыми им придется столкнуться.

     К показателям успешности следует так же отнести четкую программу развития социальной квартиры, которая направлена на разрешение проблем и трудностей постинтернатной адаптации выпускников школы-интерната, формирование у них таких качеств, как самостоятельность, находчивость, устойчивость к различным стрессовым ситуациям.

     Определенно можно сказать, что со временем некоторые воспитанники социальной квартиры, живущие самостоятельно, смогут  создать  семью, будут жить своими радостями и повседневными заботами.

Оценка учащимися необходимости и полезности проживания

в социальной квартире

     Хотелось бы отметить повышенный интерес и положительное отношение всех воспитанников к новым условиям жизни, они ощущали заботу и поддержку со стороны взрослых, комфорт созданной жилищной обстановки. В целом отношения между воспитанниками и педагогами складывались благополучно. Воспитанники получали не только помощь и поддержку со стороны взрослых, но и приобретали свой первый опыт самостоятельного проживания в условиях социальной квартиры.    

    Оценка учащимися необходимости и полезности проживания в социальной квартире представлена в виде следующей диаграммы.

Диаграмма 1

Выдержки из отзывов выпускников,

принимавших участие в программе подготовки  выпускников к самостоятельной жизни в проекте «Социальная квартира»

    « Мне понравилось, как обставлена социальная квартира. Очень уютно и красиво. Все подобрано со вкусом. Большая душевая кабина. Когда я окончу школу, мне очень хотелось бы, чтобы у меня была такая же уютная квартира».

                                                                                               Лисовская Мария

  «Когда я проживал в социальной квартире, то научился пользоваться бытовыми приборами. Вначале было страшно самостоятельно их включать, но когда научился, то понял что это не сложно, а очень удобно».

                                                                                               Новиков Максим

   «Во время проживания в социальной квартире я научилась сама жарить картошку и варить суп. А больше всего мне понравилось готовить горячие бутерброды в микроволновой  печи. Когда приходили гости, мне было приятно угостить их тем, что я приготовила своими руками».

                                                                                                  Клюева Галина

   « Я испытывала трудности в распределении продуктов на время своего проживания в соцквартире, так как сами мы этого не делали раньше».

                                                                                 Миклашевская Екатерина

  «Мне важно было, то, что я могла сама без помощи воспитателя делать домашнее задание. Нравилось быть одним в квартире, в спокойной обстановке,  как в домашней».

                                                                                                     Кропус Ксения

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши достижения

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\2014-03-20\Изображение0003.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\2014-03-20\Изображение.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\2014-03-20\Изображение0002.JPG

ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ

Социальная квартира

для проживания воспитанников  

1.Кухня для приготовления и приема пищи

C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Фото\Кухня.JPG

C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Фото\SL382039.JPG

                                                                               Кухонное оборудование

C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Фото\Обеденный стол.JPG

                                                                                               Кухонный уголок

2. Жилая комната

C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Фото\SL382045.JPG

                                                                                                            Уголок школьника

C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Фото\SL382046.JPG

                                                      Спальное место (тахта односпальная)

C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Фото\SL382047.JPG

                                                                                                   Стенка

C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Фото\SL382044.JPG

                                                                         Раскладной диван-книжка

3.Санузел

C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Фото\SL382040.JPG

                                                                                                               Душевая кабина

C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Фото\SL382041.JPG

                                                                Умывальник с зеркалом

C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Фото\SL382042.JPG

                                                                                                          Туалет

4.Прихожая

C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Фото\SL382050.JPG

                                                                                           Входная дверь

C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Фото\SL382049.JPG

     Прихожая  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной уверенности выпускников школ-интернатов.

Материал выступления на межрегиональной научно-практической конференции "Взаимодействие субъектов социального партнёрства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодёжи"....

Статья "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ VIII ВИДА В ПЕРИОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ"

Статья посвящена  проблеме социальной адаптации выпускников  школ-интернатов VIII вида. Проблема социализации выпускников с интеллектуальными нарушениями является актуальной на совреме...

Формы и методы воспитательной работы направленной на подготовку учащихся школы-интерната к жизни в современных условиях.

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на ...

«Эффективные формы работы по подготовке старших воспитанников к самостоятельной жизни»

Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям.Одной из актуальных задач современной педагогики является...