Разработка методического семинара (+ презентация)
статья по английскому языку на тему
«Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранным языкам, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.zip | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранным языкам, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка».
Т.В. Душеина
Я, как учитель английского языка, полностью согласна с этими словами. В настоящее время в связи с глобальными социально-экономическими изменениями, которые происходят в нашем обществе, изучение иностранного языка как средства межкультурного общения в условиях диалога культур становится важной задачей.
Иноязычное образование - это образование, осуществляемое посредством иностранного языка как инструмента познания мировой культуры, нацеленное на становление личности учащегося. В качестве стратегической цели иноязычного образования, сопряженной с необходимостью не только овладевать вербальным кодом иностранного языка и умением использовать практически, но и с формированием в сознании учащегося «картины мира», свойственной носителю этого языка как представителю определенного социума, выдвинута задача «коммуникативного и социокультурного развития личности учащегося, её подготовка к межкультурному общению». Другими словами, основной целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Говоря о коммуникативной компетенции в области иностранных языков, мы имеем в виду способность и готовность учащегося использовать иностранный язык в разнообразных ситуациях общения в соответствии с нормами данного языка, при работе с иноязычной информацией, в совокупности знаний социолингвистического и социокультурного планов; способность и готовность к ведению диалога культур, т.е. межкультурной коммуникации, что предполагает знание собственной культуры и культуры страны изучаемого языка.
Следовательно, речь идет об определенной организации содержания обучения и познавательной деятельности учащихся, которая бы облегчала и ускоряла овладение знаниями учащимися, активизировала процесс их усвоения, обучала приемам самостоятельной работы с учебным материалом и дополнительной информацией, способствовала формированию информационной, межкультурной и коммуникативной компетенцией.
Для реализации целей образования мировая педагогика взяла ориентир на личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Наряду с такими методами обучения, как обучение в сотрудничестве, ролевые игры, метод проектов, используемый как на уроке, так и во внеурочное время, наиболее полно отражает основные принципы личностно-ориентированного подхода. Метод проектов предполагает ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности. Использование метода проектов при обучении иностранным языкам позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проектная деятельность ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, дает возможность переместить акцент с лингвистического компонента на содержательный и сосредоточить внимание не на языке, а на проблеме, способствуя осознанию целей и возможностей изучения иностранных языков, включая процесс освоения языка в продуктивную творческую деятельность. Метод проектов создает условия, при которых учащиеся обучаются групповому взаимодействию приобретают коммуникативные умения, что важно для социализации учащихся. В ходе работы над проектом учащиеся могут сами активно участвовать в выборе, организации и конструировании содержания обучения, определять цели, разделяя, таким образом, с учителем ответственность за собственный процесс обучения.
Проектная работа стимулирует речевую деятельность, так как учащиеся оказываются в ситуации, когда возникает потребность что-то сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделится со сверстниками. Школьники убеждаются, что язык можно использовать как средство общения. Такая работа сближает ребят, активизирует стремление ребят к контакту друг с другом. Всегда выполняя какой-нибудь познавательно - развивающий аспект, нужно помнить и о воспитательном аспекте. Вопросы, связанные с воспитанием находят свое отражение в заданиях, которые требуют от учащихся личностной оценки фактов и событий. Сравнивая свое собственное отношение к общечеловеческим ценностям с отношением к ним зарубежных сверстников, российские школьники учатся лучше понимать их. При знакомстве с образцами культуры англоязычных стран, учащиеся лучше понимают свою родную культуру.
Проектная работа дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Кроме того, школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласится с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы.
Практически все проектные работы направлены на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен. Конечно же, кроме умения говорить и слушать учащиеся должны обладать и другими умениями. Скажем умением работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иностранном тексте), анализировать информацию, делать обобщение, выводы, умение работать со справочным материалом, уметь вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее аргументами, уметь лаконично излагать мысли. Таким образом, для эффективного и грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка. Такая подготовка учащихся должна проводиться учителем постоянно и систематически, а не только перед работой над проектами.
В преподавании английского языка в школе я использую УМК В. П. Кузовлева. В конце каждого раздела изучаемой темы предусмотрен проект, однако перед изучением новой темы я ставлю перед детьми задачу накопления материала по данной теме. Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод наиболее эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивацию обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
Как показывает опыт работы, уроки, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету “иностранный язык”, совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам повторяется страноведческий материал предыдущих лет обучения, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи. Выполнение проекта может помочь учащимися расширить понимание окружающего мира, понять сходства и различия между культурами разных народов.
Разумеется, метод проектов не вытесняет другие методы и виды учебной деятельности, он является компонентом системы обучения, который может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые другие методы в условиях вариативности обучения иностранным языкам, и позволяет оптимизировать процесс обучения иностранным языкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Учитель года". Методический семинар: презентация (начало)
Рассмотрены методы и приемы построения урока по ФГОС...
Конкурс "Учитель года". Методический семинар: презентация (продолжение)
рассмотрена специфика реализации ФГОС...
Методический семинар.Презентация
Материал к конкурсу "Учитель года - 2016"...
"Методический семинар" презентация
презентация...
методический семинар, презентация
Презентация отражает опыт использования ИКТ на уроках истории и обществознания....
Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Презентация педагогического опыта.
Конкурсное задание "Методический семинар". Презентация педагогического опыта на тему: "Проектно-исследовательская деятельность на урок...
методический семинар презентация
Презентация к методическому семинару...