Технология критического мышления
статья по английскому языку на тему

Технология критического мышления дает ученику:

 - повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

 - умение критически мыслить;

 - умение ответственно относиться к собственному образованию;

 - умение работать в сотрудничестве с другими;

 - повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_kritich._myshleniyachekalova.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технология критического мышления на уроках английского языка

 Известно, что любое знание будет лучше и качественнее, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность  представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме – задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию. В технологии развития критического мышления это первая задача, которую решает класс (заметим, не учитель, а все вместе). Самое трудное для учителя принять все версии, которые предлагают ученики – правильные и неправильные. Лучше – письменно их зафиксировать. Когда видны противоречия или понятно, что собранной информации недостаточно, у ребят возникает стремление это преодолеть. По-существу, они сами для себя формируют цель: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.

Критическое мышление  (англ. critical thinking)  — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Существует и  более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия»

Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления. Технология критического мышления дает ученику:

 - повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

 - умение критически мыслить;

 - умение ответственно относиться к собственному образованию;

 - умение работать в сотрудничестве с другими;

 - повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

По технологии «Критическое мышление» используется модульный урок, состоящий из трех этапов: « вызов», « осмысление», « рефлексия».

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор  приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

1) Вызов

На данном этапе ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

2) Стадия осмысления  

Вторая стадия называется осмысление содержания (realization of meaning).Она направлена на:

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.       Данный этап нацелен на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»         Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.   На фазе осмысления содержания учащиеся:

1)      осуществляют контакт с новой информацией;

2)      сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

3)      акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения;

4)      обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

5)      стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему;

6)       готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии, целесообразно выделить время для второго прочтения. Достаточно важно вернуться к тексту на новом «витке» его восприятия, чтобы прояснить некоторые вопросы.

3) Стадия рефлексии

На стадии рефлексии  ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи, информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Формы предъявления рефлексии

Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям ,полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы, круглый стол.

Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие\несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров. Творческие задания: синквейн, эссе, письмо, сочинение.

На уроке в 6 классе по теме    «Мой любимый день » я использовала технологию критического мышления. На стадии «вызов» были использованы метод антиципации и прием «мозгового штурма» На стадии осмысления - работа с текстом, стадия рефлексии представлена устной формой - диалог между двумя учениками.

Тема урока:          «Мой любимый день »

 Цели урока:         формирование навыков говорения по теме «Daily routine», «My favourite day»;

                                 формирование грамматических навыков (Present Simple, Linkers)

 Задачи:                 активизировать в речи изученную ранее тематическую лексику;

                                 развитие умений прогнозирования содержания текста;

                                 развитие умений поискового текста;

                                развитие умений диалогической речи (диалог-расспрос)

                               развитие умений письменной речи

                                                      Ход урока

I. Организационный момент.

T: Good afternoon, children. I’m glad to see you. Sit down, please. Let’s start our lesson.

II. Вводная беседа.

Задачи: активизировать в речи изученную ранее тематическую лексику, мотивировать на         дальнейшее изучение темы.

T: Today we have an interesting topic for speaking. Read the title of the lesson and tell me what we are going to speak about. (метод антиципации)

P1: We are going to speak about our favourite days.

T: What is a favourite day?

P2: It’s the best day of the week.

III. Активизация изученной ранее тематической лексики в групповом обсуждении

(прием « мозгового штурма»).

  1. T: Look at the blackboard.  What is a perfect day like for you?  I want you to work in pairs.

Complete the spidergram.

   morning

have a big breakfast

                                                             

perfect day          

                           

    afternoon

play tennis    

                                                             

                                     

  evening

stay up late

     

  1. обсуждение (на доске записываем идеи)

T: What do you usually do in the morning?

P1: have a big breakfast

P2: brush teeth

P3: get dressed

T: We have a lot of activities during the day. Can you tell me what you do in the afternoon?

P1: play tennis

P2: meet friends

P3: have lessons at school

T: What do people do in the evening?

P1: watch TV

P2: go to bed

P3: cook dinner

T: Very good! And now are there any volunteers to tell the class about his or her favourite day?

(Two pupils tell the class about their favourite days)

IV. Чтение. Работа с текстом. Ex. 2, p.40.

Задачи:  развитие умений прогнозирования содержания текста, развитие умений поискового текста

  1. прогнозирование содержания текста

T: Now we are going to read the text. Open your books at page 40 and look at the title.

    Which is Ann’s favourite day?

   P1: Ann’s favourite day is Saturday.

  1. ознакомление с новыми  словами и словосочетаниями

  T: Why does Ann like Saturday?

     Before reading the text look at the blackboard and read some words and expressions.

        set off

        Scout Club

        meet up with

        the rest of the team

        arrive at

        put up the tents

        tie knots

        build fires

        campfire

        absolutely

 T: Find them in the text and read.

  1. чтение текста в сопровождении  аудиозаписи

 T: Now read and listen to the text to find out why Ann likes Saturday.

   P1: Ann likes Saturday because she has Scout Club meetings.

   P2: Ann likes Saturday because she goes camping.

  1. чтение текста вслух

        T: Read the text aloud.

  1.  ответы на вопросы по тексту. Ex. 2B, p.40.

T: Now answer the following questions.

  1. Which is Ann’s favourite day?
  2. What does she do in the morning?
  3. What does she do in the afternoon?
  4. What does she do in the evening?

 V. Объяснение грамматического материала: слова-связки. Выполнение заданий на употребление          их в речи.

Задачи: развитие умений письменной речи - освоение способов логической временной связи внутри текста-повествования при помощи слов-связок.          

 1)  T: While narrating an event use the appropriate linkers to show the order events happen.

           This makes your writing more organized. What linkers do you know?

                 P: and, then, after that, when, before, later

  1. Ex.3a, p. 40.

       T: Well, look at the text again and underline the words which show the order things happen.

  1. Ex.3b, p. 40.

T: Link the sentences using and, then, after that, when, before

VI.    Говорение.  

         Задачи:  развитие умений диалогической речи (диалог-расспрос).

             T: Now, in pairs discus your perfect day. Use the questions in ex.2b to help you.

             P1: Which is a perfect day for you?

            P2: Sunday is a perfect day for me.

            P1: What do you do in the morning? Etc.

VII. Подведение итогов урока: рефлексия освоенного материала

       T: Good for you! Our lesson is over. What new things did you know? What new words do you remember? Make up sentences with them.

 VIII. Объяснение домашнего задания.

  T: Now write your homework! You should write a short article about your perfect day of the week. Write why you like it and what you do in the morning, afternoon, evening (50-80 words).

           

     

     

 

Тема модуля:      «День школьника: школа, досуг»

Тема урока:          «Мой любимый день »

 Цели урока:         формирование навыков говорения по теме «Daily routine», «My favourite day»;

                                 формирование грамматических навыков (Present Simple, Linkers)

 Задачи:                 активизировать в речи изученную ранее тематическую лексику;

                                 развитие умений прогнозирования содержания текста;

                                 развитие умений поискового текста;

                                развитие умений диалогической речи (диалог-расспрос)

                               развитие умений письменной речи

                                                        Ход урока

I. Организационный момент.

T: Good afternoon, children. I’m glad to see you. Sit down, please. Let’s start our lesson.

II. Вводная беседа.

Задачи: активизировать в речи изученную ранее тематическую лексику, мотивировать на         дальнейшее изучение темы.

T: Today we have an interesting topic for speaking. Read the title of the lesson and tell me what we are going to speak about.

P1: We are going to speak about our favourite days.

T: What is a favourite day?

P2: It’s the best day of the week.

III. Активизация изученной ранее тематической лексики в групповом обсуждении

(прием « мозгового штурма»).

  1. T: Look at the blackboard.  What is a perfect day like for you?  I want you to work in pairs.

Complete the spidergram.

   morning

have a big breakfast

                                                             

perfect day          

                           

    afternoon

play tennis    

                                                             

                                     

  evening

stay up late

     

  1. обсуждение (на доске записываем идеи)

T: What do you usually do in the morning?

P1: have a big breakfast

P2: brush teeth

P3: get dressed

T: We have a lot of activities during the day. Can you tell me what you do in the afternoon?

P1: play tennis

P2: meet friends

P3: have lessons at school

T: What do people do in the evening?

P1: watch TV

P2: go to bed

P3: cook dinner

T: Very good! And now are there any volunteers to tell the class about his or her favourite day?

(Two pupils tell the class about their favourite days)

IV. Чтение. Работа с текстом. Ex. 2, p.40.

Задачи:  развитие умений прогнозирования содержания текста, развитие умений поискового текста

  1. прогнозирование содержания текста

T: Now we are going to read the text. Open your books at page 40 and look at the title.

    Which is Ann’s favourite day?

   P1: Ann’s favourite day is Saturday.

  1. ознакомление с новыми  словами и словосочетаниями

  T: Why does Ann like Saturday?

     Before reading the text look at the blackboard and read some words and expressions.

        set off

        Scout Club

        meet up with

        the rest of the team

        arrive at

        put up the tents

        tie knots

        build fires

        campfire

        absolutely

 T: Find them in the text and read.

  1. чтение текста в сопровождении  аудиозаписи

 T: Now read and listen to the text to find out why Ann likes Saturday.

   P1: Ann likes Saturday because she has Scout Club meetings.

   P2: Ann likes Saturday because she goes camping.

  1. чтение текста вслух

        T: Read the text aloud.

  1.  ответы на вопросы по тексту. Ex. 2B, p.40.

T: Now answer the following questions.

  1. Which is Ann’s favourite day?
  2. What does she do in the morning?
  3. What does she do in the afternoon?
  4. What does she do in the evening?

 V. Объяснение грамматического материала: слова-связки. Выполнение заданий на употребление          их в речи.

Задачи: развитие умений письменной речи - освоение способов логической временной связи внутри текста-повествования при помощи слов-связок.          

 1)  T: While narrating an event use the appropriate linkers to show the order events happen.

           This makes your writing more organized. What linkers do you know?

                 P: and, then, after that, when, before, later

  1. Ex.3a, p. 40.

       T: Well, look at the text again and underline the words which show the order things happen.

  1. Ex.3b, p. 40.

T: Link the sentences using and, then, after that, when, before

VI.    Говорение.  

         Задачи:  развитие умений диалогической речи (диалог-расспрос).

             T: Now, in pairs discus your perfect day. Use the questions in ex.2b to help you.

             P1: Which is a perfect day for you?

            P2: Sunday is a perfect day for me.

            P1: What do you do in the morning? Etc.

VII. Подведение итогов урока: рефлексия освоенного материала

       T: Good for you! Our lesson is over. What new things did you know?

 VIII. Объяснение домашнего задания.

  T: Now write your homework! You should write a short article about your perfect day of the week. Write why you like it and what you do in the morning, afternoon, evening (50-80 words).

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...