Стимулирование познавательной деятельности на уроках иностранного языка
статья по английскому языку на тему
В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Стимулирование познавательной деятельности
на уроках иностранного языка
В изменившейся социальной ситуации человек стремиться выработать в себе и принять такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться. Особенно остро эта проблема стоит в юношеском возрасте. Её решение во многом зависит от уровня образования как неотъемлемого компонента человеческой культуры. Поэтому, одной из важнейших целей общего образования является формирование личности, способной к саморазвитию в процессе обучения.
Ориентация на развитие учащегося как личности, как индивидуальности и как активного субъекта может быть реализована лишь на основе построения соответствующей стратегии совместной деятельности учителя и ученика. Необходимо изменение ролей и функций участников педагогического процесса. Что в свою очередь, продиктовано задачами, выдвинутыми ФГОС по иностранному языку перед современной школой, «связанными с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития детей, для подготовки интеллигентного человека, способного мыслить общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт предшествующих поколений, для воспитания в каждом школьнике потребности в самообучении и самовоспитании»
Учитель не только воспитывает и учит, он актуализирует, стимулирует стремления учащихся к общему развитию, изучает их активность, создает условия для самодвижения. При этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации учителя, связанные с его отношением к учащимся и к педагогической деятельности.
Диалогизация процесса обучения требуют применения целой системы форм учебно-профессионального сотрудничества. Мощным инструментом является использование активных методов обучения (проблемные методы, научно-практические конференции, проектная методика, дистанционные олимпиады, деловые игры, внеурочная работа по предмету, социально-психологический тренинги, использование межпредметных связей, ИКТ), предполагающих переход ученика с позиции “слушатель” на позицию “участник” педагогической ситуации. При их внедрении должна соблюдаться определённая последовательность, динамизм: от максимальной помощи учителя учащимся в решении учебно-профессиональных задач к постепенному нарастанию собственной активности учащихся. Центральная психологическая проблема жизни человека – проблема самореализации и саморазвития своего творческого потенциала. Отсюда главная цель развивающей программы – пробудить активность личности, запустить механизмы её саморазвития, стимулировать познавательную деятельность учащегося.
В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями.
Какие же условия необходимо соблюдать, чтобы сформировать положительную познавательную мотивацию?
- Необходимо производить мониторинг исходного, текущего и итогового отношения к иностранному языку как к учебному предмету в целом.
- Использовать инновационные и активные методы обучения.
- Чаще создавать "ситуацию успеха" для учащихся.
- Поддерживать интерес к использованию результатов иноязычной деятельности.
Но, как показывает практика, наиболее действенным средством стимулирования познавательной деятельности является включение интеллектуальной деятельности соревновательного характера. Это и ролевые игры, и участие в различной проектной деятельности, профессиональные конкурсы, викторины, игровые моменты на уроках иностранного языка. Игра несёт в себе большой положительный момент в формулировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации. Ситуация и есть основа общения, а процесс коммуникации - это непрерывный, динамичный ряд сменяющих друг друга ситуаций. Чтобы ученик комфортно чувствовал себя в реальной жизни, преподаватель должен моделировать подобные ситуации общения. В этом случае целесообразно использовать на уроках иностранного языка ситуативно-ролевые игры.
Использование компьютерных обучающих программам на уроках иностранного языка способствует стимулированию к изучению предмета. Многие УМК оснащенные электронными приложениями, которые облегчают труд учителя при изучении лексики, отработки произношения, обучении диалогической и монологической речи, обучении письму, отработки лексико-грамматических явлений.
Еще одним эффективным средством стимулирования познавательной деятельности является наглядность. Понятие “наглядность” неотделимо от понятия “мышление”, оба эти процесса взаимосвязаны. В обучении очень важно научить учащегося самостоятельно мыслить, ведь закреплению подлежат языковые явления, а не предметы, о которых мы говорим на том или ином языке. Высказывая мысль на родном языке, учащийся направляет внимание на то, что сказать, в какой последовательности. Это делается на основе автоматизма. Говоря же на иностранном языке, учащийся обращает внимание на отбор языковых средств. У него в этом случае формируется мыслительное содержание, а ведь именно “мысль является предметом говорения как вида речевой деятельности”. Именно мыслительное содержание стимулирует к высказыванию.
Развитию познавательного интереса и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся, прослеживается практическая значимость обучения. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у учащихся ранее, тоже способствует познавательному интересу.
В распоряжение творчески работающего учителя имеются большие резервы для стимулирования интереса к овладению иностранным языком и для повышения качества обучения данному предмету с учётом современных методических тенденций, эффективность которых подтверждена практикой. На уроках иностранного языка может звучать современная музыка, песни, использоваться современные аутентичные тексты, в которых целенаправленно представлены языковые средства и способы формирования и формулирования иноязычной речи. Это основа для порождения собственных высказываний. Говоря о необходимости формирования познавательно-коммуникативной потребности, необходимо подчеркнуть, что это только одно из побуждений деятельности в их сложной совокупности, определяемой как мотивация. Иностранный язык – это средство выражения мысли, а мысль приводится в движение мотивом, потребностью. Поэтому современный учитель должен искать всё новые и новые пути в своей работе, чтобы мотивированная мысль учащихся находила свои средства выражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/06/picture-65374.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"
"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/06/picture-65374.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"
"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/12/picture-66651.jpg)
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ
Обобщение педагогического опыта использования ИКТ на уроках иностранного языка. Определены пути повышения эффективности процесса обучения ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/08/picture-631162-1431035950.jpg)
Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что техн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-116556-1515877270.jpg)
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий и пути их внедрения в обрзовательный процесс....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/15/picture-1444357-1671131901.jpg)
ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельно...