Стимулирование познавательной деятельности на уроках иностранного языка
статья по английскому языку на тему

Авзалова Миляуша Ильдаровна

     В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_poznav_deyatelnost.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Стимулирование познавательной деятельности

 на уроках иностранного языка

        В изменившейся социальной ситуации человек стремиться выработать в себе и принять такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться. Особенно остро эта проблема стоит в юношеском возрасте. Её решение во многом зависит от уровня образования как неотъемлемого компонента человеческой культуры. Поэтому, одной из важнейших целей общего образования является формирование личности, способной к саморазвитию в процессе обучения.

     Ориентация на развитие учащегося как личности, как индивидуальности и как активного субъекта может быть реализована лишь на основе построения соответствующей стратегии совместной деятельности учителя и ученика. Необходимо изменение ролей и функций участников педагогического процесса.  Что в свою очередь,  продиктовано задачами, выдвинутыми ФГОС  по иностранному языку перед современной школой, «связанными с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития детей, для подготовки интеллигентного человека, способного мыслить общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт предшествующих поколений, для воспитания в каждом школьнике потребности в самообучении и самовоспитании»

     Учитель  не только воспитывает и учит, он актуализирует, стимулирует стремления учащихся  к общему  развитию, изучает их активность, создает условия для самодвижения. При этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации учителя, связанные с его отношением к учащимся и к педагогической деятельности.

     Диалогизация процесса обучения требуют применения целой системы форм учебно-профессионального сотрудничества. Мощным инструментом является использование активных методов обучения (проблемные методы,  научно-практические конференции, проектная методика, дистанционные олимпиады, деловые игры,  внеурочная работа по предмету,  социально-психологический тренинги, использование межпредметных связей, ИКТ), предполагающих переход ученика с позиции “слушатель” на позицию “участник” педагогической ситуации. При их внедрении должна соблюдаться определённая последовательность, динамизм: от максимальной помощи учителя  учащимся в решении учебно-профессиональных задач к постепенному нарастанию собственной активности учащихся. Центральная психологическая проблема жизни человека –  проблема  самореализации и саморазвития своего творческого потенциала. Отсюда главная цель развивающей программы – пробудить активность личности, запустить механизмы её саморазвития, стимулировать познавательную деятельность учащегося.

     В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. При такой мотивации учащийся с большой легкостью справляется с трудностями.

     Какие же условия необходимо соблюдать, чтобы сформировать положительную познавательную мотивацию?

  • Необходимо производить мониторинг исходного, текущего и итогового отношения к иностранному языку как к учебному предмету в целом.
  • Использовать инновационные и активные методы обучения.
  • Чаще создавать "ситуацию успеха" для учащихся.
  • Поддерживать интерес к использованию результатов иноязычной деятельности.

     Но, как  показывает практика, наиболее действенным средством стимулирования познавательной деятельности является включение интеллектуальной деятельности соревновательного характера. Это и ролевые игры, и участие в различной проектной деятельности, профессиональные конкурсы, викторины, игровые моменты на уроках иностранного языка. Игра несёт в себе большой положительный момент в формулировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации. Ситуация и есть основа общения, а процесс коммуникации - это непрерывный, динамичный ряд сменяющих друг друга ситуаций. Чтобы ученик комфортно чувствовал себя в реальной жизни, преподаватель должен моделировать подобные ситуации общения. В этом случае целесообразно использовать на уроках иностранного языка ситуативно-ролевые игры.

Использование  компьютерных  обучающих программам на уроках иностранного языка способствует стимулированию к изучению предмета. Многие УМК  оснащенные электронными приложениями, которые облегчают труд учителя при изучении лексики, отработки произношения, обучении диалогической и монологической речи, обучении письму, отработки лексико-грамматических явлений.

        Еще одним эффективным средством стимулирования познавательной деятельности является  наглядность. Понятие “наглядность” неотделимо от понятия “мышление”, оба эти процесса взаимосвязаны. В обучении очень важно научить учащегося самостоятельно мыслить, ведь закреплению подлежат языковые явления, а не предметы, о которых мы говорим на том или ином языке. Высказывая мысль на родном языке, учащийся направляет внимание на то, что сказать,  в какой  последовательности. Это делается на основе автоматизма. Говоря же на иностранном языке, учащийся обращает внимание на отбор языковых средств. У него в этом случае формируется мыслительное содержание, а ведь именно “мысль является предметом говорения как вида речевой деятельности”. Именно мыслительное содержание стимулирует к высказыванию.

     Развитию познавательного интереса и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся, прослеживается практическая значимость обучения.  Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у учащихся ранее, тоже способствует познавательному интересу.

      В распоряжение творчески работающего учителя имеются большие резервы для стимулирования интереса к овладению иностранным языком и для повышения качества обучения данному предмету с учётом современных методических тенденций, эффективность которых подтверждена практикой. На уроках иностранного языка может звучать современная музыка, песни, использоваться современные аутентичные тексты, в которых целенаправленно представлены языковые средства и способы формирования и формулирования иноязычной речи. Это основа для порождения собственных высказываний. Говоря о необходимости формирования познавательно-коммуникативной потребности, необходимо подчеркнуть, что это только одно из побуждений деятельности в их сложной совокупности, определяемой как мотивация. Иностранный язык – это средство выражения мысли, а мысль приводится в движение мотивом, потребностью. Поэтому современный учитель должен искать всё новые и новые пути в своей работе, чтобы мотивированная мысль учащихся находила свои средства выражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ

Обобщение  педагогического  опыта   использования  ИКТ   на уроках   иностранного  языка.  Определены пути повышения эффективности  процесса обучения ...

Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что техн...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельно...