Экологическое воспитание школьников в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)
проект по английскому языку на тему

Задачи проекта:

  1. Познакомить с задачами, стоящими перед современным учителем иностранного языка по экологическому воспитанию в свете требований новых программ.
  2. Сравнить: как ведётся работа по формированию экологической культуры в УМК «Happy English.ru» К. И. Кауфман / М. Ю. Кауфман и УМК «Новый курс английского языка для российских школ» О. В. Афанасьева / И. В. Михеева.
  3. Представить собственный опыт работы по ведению экологического воспитания на уроках английского языка.
  4. Показать взаимосвязь работы учителя английского языка по экологическому воспитанию в учебном процессе и работе детского школьного объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ekologicheskoe_vospitanie_kiseleva_n_k_shatura.doc418.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Шатурского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная

общеобразовательная школа № 5 города Шатуры Шатурского муниципального района

Московской области

140700, Московская область, г. Шатура, ул. Вокзальная, д.76         тел/факс 8(49645)25792

Доклад

тема

Экологическое воспитание школьников

в учебном процессе по английскому языку.

                                                         Выполнила:

Киселева Наталья Константиновна,

МБОУ ООШ № 5 г. Шатура

учитель английского языка

 

 

г. Шатура

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………… с. 2

  1. Основная часть (теоретический компонент).

Проблемы экологического воспитания школьников на уроках английского языка ………………… с. 3 – 5

  1. Основная часть (практический компонент).
  1. Сравнение УМК «Happy English.ru» К. И. Кауфман / М. Ю. Кауфман и УМК «Новый курс английского языка для российских школ» О. В. Афанасьева / И. В. Михеева…………….. с. 6 – 9

  1. Примеры собственного опыта работы по формированию экологической культуры школьников в учебном процессе….с. 9 – 16

  1. Заключение...................................................................... с. 17

  1. Источники........................................................................  с. 18

  1. Введение.

Предметом исследования в данной работе  является экологическое воспитание школьников в учебном процессе по английскому языку.

Актуальность и важность:

Нравственно-экологическое воспитание как специфический способ постижения мира, в настоящее время приобретает всё большую значимость в освоении и преобразовании окружающей действительности. В обществе в целом и в образовании в частности наблюдается стремительное снижение нравственного и культурного уровня граждан. Противостоять этой негативной тенденции в какой-то мере может помочь нравственно-экологическое воспитание населения, по большей части подрастающего поколения – школьников.

Цель проекта:

Представить свой педагогический опыт по ведению работы экологического воспитания на уроке английского языка.

Задачи проекта:

  1. Познакомить с задачами, стоящими перед современным учителем иностранного языка по экологическому воспитанию в свете требований новых программ.
  2. Сравнить: как ведётся работа по формированию экологической культуры в УМК «Happy English.ru» К. И. Кауфман / М. Ю. Кауфман и УМК «Новый курс английского языка для российских школ» О. В. Афанасьева / И. В. Михеева.
  3. Представить собственный опыт работы по ведению экологического воспитания на уроках английского языка.
  4. Показать взаимосвязь работы учителя английского языка по экологическому воспитанию в учебном процессе и работе детского школьного объединения.

  1. Основная часть (теоретический компонент).

Согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования,

  • одной из составляющих «портрета выпускника основной школы» является осознанное выполнение выпускником правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ФГОС ООО);
  • одной из составляющих «портрета выпускника школы» является осознанное выполнение и пропаганда правил здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни (ФГОС СОО);

  • личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (ФГОС ООО);
  • личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности (ФГОС СОО);

  • метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Таким образом, экологическое воспитание является составной частью современного воспитания подрастающего поколения и представляет собой пример осуществления единства обучения и воспитания, в результате чего формируется всесторонне развитая, гармоническая личность.

Экологическое образование должно иметь систему и быть непрерывным. Условно мы можем выделить 4 этапа в системе непрерывного экологического образования:

  1. Дошкольный уровень.
  2. Начальная школа.
  3. Основная школа (5 – 9 класс).
  4. Полная средняя школа (10 – 11 класс).

С. Д. Дерябо (современный российский экопсихолог, доктор психологических наук, профессор факультета социальной психологии МГППУ) выделяет 3 основные задачи экологического образования:

  1. формирование адекватных экологических представлений, в наибольшей степени формирующих психологическую включенность в мир природы;
  2. формирование отношений к природе, без чего невозможно экологически целесообразное поведение;
  3. формирование правильных стратегий и технологий взаимодействия с природой.

В связи с тем, что учебный предмет «иностранный язык» располагает большими возможностями для усиления различных направлений воспитания гармонически развитой личности – в  том числе, и экологического, призванного формировать бережное отношение к природе как к общественной и личной ценности, тема экологического воспитания включена в программы обучения иностранным языкам многими авторами учебных комплексов.

На уроках иностранного языка перед учителем стоят следующие задачи по экологическому воспитанию в свете требований новых программ:

  • формировать у учащихся убежденность в необходимости природоохранительной деятельности в стране в целом, а также в своем городе, селе, поселке;
  • воспитывать гражданскую ответственность за свои действия по отношению к природной среде;
  • включать учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды в своем регионе;
  • развивать понимание, что при бережном, построенном на научной основе природопользовании, реально не только сохранить, но и улучшить окружающую среду;
  • воспитывать патриотические чувства, любовь к своему краю, Родине, чувство хозяина страны.

Следует отметить, что уровень разработки экологической проблематики в современных УМК по английскому языку зависит от этапа обучения:

  • на начальном этапе это отдельные  элементы экологической проблематики,
  • на среднем и старшем этапах экологическая проблематика присутствует в достаточно большом объеме, что позволяет решать практические, образовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне.

Подготовка поколения высокой экологической культуры — насущная потребность общества, и поэтому учебный предмет «иностранный язык» позволяет внести определенный вклад в решение этой проблемы.

Практика показывает – интерес к иностранному языку снижается у учащихся с годами обучения:

  • На начальном этапе учащиеся проявляют большую заинтересованность в изучении этого предмета, мотивом тому является его новизна и специфика данного этапа обучения.
  • На средней ступени необходим дополнительный поиск мотивации. Тенденция к снижению интереса у учащихся к иностранному языку проявляется именно на среднем этапе обучения, что обусловлено специфическими возрастными и социально обусловленными индивидуальными особенностями школьников. Как показывают наблюдения, одной из причин потери интереса у большинства учащихся к иностранному языку является отсутствие естественной потребности и реальной возможности его применения.

Дополнительной мотивацией к изучению иностранного языка могут служить

 

  • проведение внеклассных мероприятий по иностранному языку экологической направленности;
  • заинтересованность детей в решении экологических проблем местного и глобального значения (организация проектной деятельности по данному направлению);
  • необходимость общаться с международными экологическими организациями;
  • возможность для реального применения языка в общении с единомышленниками как внутри страны, так и за рубежом (например, при PR-кампаниях каких-либо экологических проектов в социальных сетях).

.

Итак, усилия, предпринимаемые  учителем иностранного языка в области экологического образования, будут эффективными, если достигнут главной цели — изменения сознания обучающихся. С этой целью нужно больше проводить практических занятий, которые должны быть ориентированы на конкретную природоохранную деятельность и активизацию школьной и внеклассной работы.

Экологическая культура учащихся должна формироваться не только на уроках иностранного языка усилиями одного учителя. В данном направлении должен работать весь образовательно-воспитательный процесс учебного заведения.

  1. Основная часть (практический компонент).
  1. Сравнение УМК «Happy English.ru» К. И. Кауфман / М. Ю. Кауфман и УМК «Новый курс английского языка для российских школ» О. В. Афанасьева / И. В. Михеева.

УМК «Happy English.ru»

К. И. Кауфман / М. Ю. Кауфман

УМК «Новый курс английского языка для российских школ»

О. В. Афанасьева / И. В. Михеева.

Класс,

в котором отдельно затрагивается экологическая проблематика

(выделены учебные часы для изучения данной темы)

7

8

Название темы

Nothing is forever:

  • Lesson 1. We can’t drink this water.
  • Lesson 2. Litter lasts longer than us.
  • Lesson 3. We mustn’t kill animals for clothes.
  • Lesson 4, 5. They used to go camping.
  • Lesson 6. Project.

  1. Living things around us (Step 1 – 5).
  2. The ABC of Ecology (Step 1 – 5).

Использование песенного материала

«’Cos nothing is forever»

(песня авторов УМК)

«I’ve been Working on the Railroad» (американская песня)

«Green Fields»

(by Terry Gilkyson, Rich Dehr, Frank Miller)

Использование опорных текстов

The favourite campsite (диалог).

It’s in your hands (притча).

The Environment of Rob’s country.

Are you as green as a grass? (тест «Моё отношение к экологии»)

The Bottle.

Language of Birds.

Helen Beatrix Potter.

Animals and Plants.

Flora and Fauna of the British Isles.

Texts about flowers.

What is Ecology?

Our Environment.

An Unusual Badge (диалог).

As Dead as a Dodo.

What Can I Do? (монологи людей)

Shall We Survive?

Мини-тексты:

Land without Trees.

No Air to Breathe.

Dangerous Waters.

Toxic Food.

Problems Important for Everyone.

No Food for Animals.

Лексический материал,

включая слова, встречающиеся в обоих данных УМК

Activist                  Atmosphere

Chemicals              Climate

Container               Ecological

Electricity              Environment

Fine                        Fur coat

Glass                      Litter

Material                 Plant

Plastic                    Polluted

Public transport     Rubbish

Spray                     Turn off / on

To breathe            To last

To recycle             Fault

In fact                    Mars

Oxygen                  Poisonous

Race                       Shower

Spaceship              Stick

To dig                   To play hide-and-seek

Toxin                    save

Pollution              air    

nature                  Dangerous

pollute                 protect

Названия птиц / животных / растений:

seagull, pigeon, swallow, ostrich, nightingale, owl, woodpecker, parrot, magpie, swan, crow, blackbird, lion, elephant, hedgehog, squirrel, rabbit, hare, tiger, wolf, monkey, opossum, alligator, grizzly bear, polar bear, flamingo, coyote, koala, anteater, crocodile, oak, elm, beech, pine, fir, birch, butterfly, dragonfly, snake, thistle, daffodil, leek, shamrock, evergreen, water lily, edelweiss, palm, snowdrop, primrose, chrysanthemum, poppy, lilac, pansy, daisy, dandelion, carnation, cornflower, bluebell, tiger lily, sunflower.

Include       including               species

Discover    discovery               air

Soil            root                         insect

Move         common                 earth

Desert       to breathe              to support

Oxygen     influence               study

Relation     each                      environment

Surround     health                     collect

Population   number                      size

Behavior     nowadays    survive     cut

Without    nature     natural    pollute

Pollution    waste    dump    danger

Dangerous    pour       powerful

power station            badge

member   protect         protected

endangered    extinct        destroy

habitat   save   law  government    responsible    hunt     damage    unfortunately    recycle    necessary

Названия экологических организаций,

встречающихся в материале УМК

Greenpeace.

Greenpeace.

WWF (Worldwide Fund for Nature).

Образцы

экологически-грамотного  поведения

Даётся информация:

Как поступают с разными видами мусора.

Как себя ведут люди в Великобритании по отношению к мусору, электричеству, выгуливанию домашних животных, пользованию общественным транспортом, одежде из натурального меха, кострам в лесу, воде.

Что может произойти с планетой в будущем, если не защищать окружающую среду.

Даётся информация:

К размышлению (экологической тематики) по структурам «Чем больше / меньше… – тем больше / меньше…».

Об отношении некоторых людей к экологическим проблемам (выбор – с чьим мнением Вы согласитесь).

Об исчезнувших животных (вымерших динозаврах и уничтоженных человеком).

Самостоятельного морального выбора: что должны делать люди, чтобы спасти планету / чего нельзя делать.

О масштабах загрязнения планеты.

О том, как ведётся работа по защите окружающей среды на уровне государств.

О пользе экологических организаций и об их деятельности.

Предложение

выполнить проектное задание

Проект «Our Green Tree»

Не предлагается выполнить

проектное задание

Выводы:

Даются прекрасные образцы экологически-грамотного поведения, соответствующие возрасту учащихся.

Красочно проиллюстрированы правильные примеры поведения, бросаются в глаза и запоминаются ребёнком даже на подсознательном уровне.

Довольно большой объём лексического материала.

Предоставляется возможность определить уровень собственной экологической культуры (при условии, что на вопросы теста дети отвечают честно).

Даётся возможность познакомиться с деятельностью экологических организаций.

Используется довольно сильный образный приём: состояние планеты в будущем (рассказ жанра научной фантастики).

Изучение животного и растительного мира планеты плавно переходит в тему защиты окружающей среды.

Имеется информация для размышления и принятия собственных решений по отношению к проблемам экологии.

Ведётся работа с большим объёмом лексического материала по теме.

Постепенно формируется личное отношение учащегося к экологическим проблемам нашей планеты.

Даётся возможность познакомиться с деятельностью экологических организаций.

Более серьёзно рассматриваются глобальные проблемы и способы их решения.

  1.  Примеры собственного опыта работы по формированию экологической культуры школьников в учебном процессе.

В своей работе мне приходилось заниматься по обоим видам УМК.

  • Для выполнения проектного задания, предложенного в УМК «Happy.English.ru»

 

- создать собственное «Зелёное дерево» с обещаниями того, как нужно себя вести, чтобы сохранить нашу планету –

мы с ребятами в 7 классе воспользовались учебником УМК ««Новый курс английского языка для российских школ» О. В. Афанасьевой / И. В. Михеевой (материал упражнения 10, Step 2, «The ABC of Ecology»).

We promise

to

feed animals in cold seasons;

help animals to survive;

plant more trees to make our country green;

help animals to survive;

clean rivers and lakes;

use fewer cars.

not to

turn the rivers into dumps;

build factories on river banks;

cut down trees, which make our air clean;

pour toxic waste into the rivers and lakes;

dump old cars in forests;

burn toxic waste;

use rivers for washing cars.

Ребята разделились на две команды. В результате получились следующие проекты:

  • На уроках использую дополнительные материалы:

Так в 8 классе при изучении темы «Основы экологии / The ABC of Ecology» использую текст песни Майкла Джексона «Earth Song / Песня земли”:

http://www.clipyou.ru/catalog/42740/

http://relaxation.su/video/%CC%E0%E9%EA%EB+%C4%E6%E5%EA%F1%EE%ED+%97+Earth+song

What about sunrise

What about rain

What about all the things

That you said we were to gain...

What about killing fields

Is there a time

What about all the things

That you said was yours and mine...

Did you ever stop to notice

All the blood we've shed before

Did you ever stop to notice

The crying Earth the weeping shores?

Aaaaaaaaaah Aaaaaaaaaah

What have we done to the world

Look what we've done

What about all the peace

That you pledge your only son...

What about flowering fields

Is there a time

What about all the dreams

That you said was yours and mine...

Did you ever stop to notice

All the children dead from war

Did you ever stop to notice

The crying Earth the weeping shores?

Aaaaaaaaaaah Aaaaaaaaaaah

I used to dream

I used to glance beyond the stars

Now I don't know where we are

Although I know we've drifted far

Aaaaaaaaaaah Aaaaaaaaaaaah

Aaaaaaaaaaah Aaaaaaaaaaaah

Hey, what about yesterday

(What about us)

What about the seas

(What about us)

The heavens are falling down

(What about us)

I can't even breathe

(What about us)

What about the bleeding Earth

(What about us)

Can't we feel its wounds

(What about us)

What about nature's worth

(ooo,ooo)

It's our planet's womb

(What about us)

What about animals

(What about it)

We've turned kingdoms to dust

(What about us)

What about elephants

(What about us)

Have we lost their trust

(What about us)

What about crying whales

(What about us)

We're ravaging the seas

(What about us)

What about forest trails

(ooo, ooo)

 Burnt despite our pleas

(What about us)

What about the holy land

(What about it)

Torn apart by creed

(What about us)

What about the common man

(What about us)

Can't we set him free

(What about us)

What about children dying

(What about us)

Can't you hear them cry

(What about us)

Where did we go wrong

(ooo, ooo)

(ооо, ооо)

 Someone tell me why

(What about us)

What about babies

(What about it)

What about the days

(What about us)

What about all their joy

(What about us)

What about the man

(What about us)

What about the crying man

(What about us)

What about Abraham

(What was us)

What about death again

(ooo, ooo)

Do we give a damn

 Aaaaaaaaaaah Aaaaaaaaaaah

  • В связи с тем, что я выполняю обязанности руководителя школьного детского объединения, у меня появилась возможность вести воспитательную работу по формированию экологической культуры и на уроках английского языка и во внеурочное время.

В текущем 2013-2014 учебном году мы с ребятами 2 – 9 классов принимаем участие в экологическом проекте «Море волнуется… Раз!» школьного детского объединения «Радужные звёздочки»:

2 класс

В рамках изучения темы «Цвета»  - конкурс мини-проектов «My Octopus».

Участвовали в анкетировании (7 – 9 класс анкетирование проводилось на английском языке) – определяли уровень нашей экологической культуры и отношению к мусору (особенно мусору из пластика).

Участвовали в конструировании поделки из пластиковых бутылок из-под питьевой воды, привозимой в летний школьный лагерь и бутылок, появляющихся на территории школы.

Участие в акции «День отказа от покупок» 29 ноября.

Участие в оформлении стенгазет на английском языке ко Дню Земли 22 апреля (по материалам обработки анкет и найденной информации).

4 класс

Обитатели планеты (Поделки из пластика).

В рамках изучения темы «В городе и за городом» (проект «Just Fancy!» - что можно изготовить из пластиковой бутылки)

5 класс

Школьный дворик.

В рамках изучения темы «Мир вокруг нас» (проект «Funny Stump!» - какой житель планеты появится на старом пеньке в школьном дворе)

6 класс

Ведём подсчеты.

В рамках изучения темы «Мой день» (количественные числительные):

Занимаемся анализом анкет учащихся и ведём подсчёты: сколько пластиковых бутылок в день / неделю / год покупает ученик (и целые классы) нашей школы.

7 класс

Акции экологических организаций.

В рамках темы «Великобритания» (поиск в интернете экологических акций организаций англоговорящих стран – сбор материала для стенгазеты).

8 класс

В рамках изучения темы «Основы экологии»  - поиск информации о самых грязных местах планеты (сбор материала для стенгазеты).

9 класс

В рамках изучения темы «Средства массовой информации. Телевидение» - просмотр документального фильма «Мусор Нью-Йорка - Trashopolis»

Поиск информации и составление сообщений:

  • Как проблема бытового мусора решается на территории Московской области и Шатурского района?

  • День отказа от покупок – 29 ноября.

  1. Заключение.

В современных условиях усложнился воспитательный процесс подрастающего поколения, которое стремительно вбирает в себя недостатки общества благодаря своей виртуальной мобильности.

Исследования нашего школьного проекта «Море волнуется… Раз!» показали что

  • у некоторых учащихся на данный момент еще очень низкий уровень экологической культуры;
  • многие ребята равнодушно относятся к экологическим проблемам района / страны / планеты;
  • мало желающих помочь конкретными действиями.

В начале третьего тысячелетия одной из главных и, пожалуй, самых трудных задач общества является воспитание нравственной личности, которая бы уважительно и бережно относилась к окружающему миру и природе.

Таким образом, экологическое воспитание должно внедряться в каждый школьный предмет и в практику школьной жизни, в том числе и предмет «иностранный язык». Нравственно-экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками отдельных дисциплин, таких, как  биология, литература, обществознание, история, этика и др. На каждом уроке ребенок может получить запас нравственных и экологических знаний, для того чтобы стать полноправным членом общества.

Работа – по  формированию у учащихся экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации – должна быть добросовестной и систематичной. А люди, которые ведут данную работу на уроках иностранного языка и других предметах, во внеурочное время, должны сами обладать высоким уровнем экологической культуры.

  1. Источники.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)

Учебники УМК «Happy English.ru» К. И. Кауфман / М. Ю. Кауфман (7 класс) и УМК «Новый курс английского языка для российских школ» О. В. Афанасьева / И. В. Михеева (8 класс)

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.- Ростов-на Дону: Издательство Феникс, 1996, 480 с.

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=225

http://www.amalgama-lab.com/songs/m/michael_jackson/earth_song.html#ixzz2muF3fgJp

http://www.clipyou.ru/catalog/42740/ 

http://relaxation.su/video/%CC%E0%E9%EA%EB+%C4%E6%E5%EA%F1%EE%ED+%97+Earth+song


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной самостоятельности школьников в процессе обучения английскому языку

Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся самостоятельно под руководством учителя выполняют различные задания, проявляя навыки самоконт...

Экологическое воспитание школьников в процессе обучения химии в школе.

В последние несколько лет все большее внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Как, каким образом привить экологическую культуру школьникам, я попыталась раскрыть в данной статье....

Творческая работа «Особенности экологического образования и воспитания школьников в МБОУ Николо- Березовской СОШ» (из опыта работы)

   Школьное экологическое образование играет роль двигателя, который в состоянии «вытянуть» всю систему местного экологического образования и просвещения. Через школьников и учителей ...

Этическое воспитание подростков в процессе обучения английскому языку (статья)

Изучение возможностей иностранного языка в осуществлении нравственно этического воспитания подростков...

Виды домашнего задания при обучении английскому языку. Из опыта работы

Доклад на тему "Виды домашнего задания  при обучении английскому языку. Из опыта работы"...

Развитие коммуникативных компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)

    Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополн...

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

raquo;. Важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся средствами иностранного языка в начальной школе, обеспечивающим его результативность, является умение младших школьн...