Учебная практика по написанию эссе с выражением собственного мнения.
учебно-методическое пособие по английскому языку (11 класс) на тему

Киселева Людмила Анатольевна

Практика предназначена для подготовки к письменной части ЕГЭ по английскому. Включает мини - лекции по теории и практические занятия. Учит аргументации и контр- аргументации, использованию средств логической связи, умению делать вывод. Можно использовать в 10 и 11 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Образовательная программа

           Инновационной образовательной практики (Ин Оп).

                  Учебная практика по английскому языку.

Автор: Киселева Людмила Анатольевна, учитель английского языка.

Форма: Учебная практика по написанию эссе с выражением собственного мнения.

Категория учащихся: 10-11 класс, изучение языка на профильном уровне.

Объем часов: 18.Из них-5 часов –теория. 13 часов практика.

Время проведения: учебный год(2014- 2015).

Место реализации: МБОУ «СОШ №14»(НОЦ)   г. Губаха.

Наличие программы в УП школы в плане внеурочной деятельности (есть).

Организационные условия реализации программы: модульное обучение.

Результат

Компетенции:

иноязычная

коммуникативная компетенция

Критерии и показатели результативности программы

Умение учащихся логически строить развернутое письменное высказывание с выражением собственного мнения, подкрепляя его системой аргументации / контраргументации.

Речевая компетенция: развитие коммуникативных умений в письменной речи (умение четко формулировать собственное мнение по заявленной теме / проблеме в виде исходного тезиса, истинность которого надо доказать).

Умение строить свое высказывание по плану; использовать различные средства связи для обеспечения его целостности.

0 уровень: учащиеся не могут выделить коммуникативную задачу; содержание не отражает аспектов, заявленных в задании; имеются отклонения от плана; отсутствует логика.

1 уровень: учащиеся самостоятельно выделяют коммуникативную задачу; некоторые аспекты, указанные в задании раскрывают не полностью ; имеются недостатки при использовании средств логической связи.

2уровень: учащиеся самостоятельно выделяют коммуникативную задачу; пишут в соответствии с предложенным планом и объемом; приводят аргументы и контраргументы с доводами.

Объект оценивания: эссе.

Критерии оценивания:

1 – Решение коммуникативной задачи.

3 балла. Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно (соблюдается нейтральный стиль).

2 балла. Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления.

1 балл. Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; нарушение стилевого оформления речи встречается достаточно часто.

0 баллов. Задание не выполнено: содержание не отражает тех аспектов, которые указаны в задании, или / не соответствует требуемому объему; или / и более 30%ответа имеет непродуктивный характер (т.е.текстуально совпадает  с опубликованным источником или другими экзаменационными работами).

2 – Организация текста.

3 балла. Высказывание логично, структура текста соответствует предложенному плану; средства логической связи использованы правильно; текст разделен на абзацы.

2 балла. Высказывание в основном логично, имеются отдельные отклонения от плана в структуре высказывания; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы.

1 балл. Высказывание не всегда логично, есть значительные отклонения от предложенного плана; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует.

0 баллов. Отсутствует логика в построении высказывания, предложенный план ответа не соблюдается.

                                  Учебно – тематический план.              

        Название раздела

часы

Объекты оценивания

1

Мини – лекция: «Основные понятия, необходимые построения письменного высказывания с выражением собственного мнения».

1

Теоретический уровень подготовки учащихся.Устные ответы по плану (основные части эссе, формат и правила написания).

2

Мини - лекция: « Основные понятия теории аргументации».

Беседа, комментирование понятий.

1

Теоретический уровень подготовки учащихся.Устный опрос терминов: тезис, аргументация, аргументы, контраргументация, контраргументы, микровывод, общий вывод.

3

Мини - лекция « Построение системы аргументации».

Беседа, комментирование понятий.

Анализ примеров.

1

Теоретический уровень подготовки учащихся.Устные ответы по плану (компоненты системы аргументации: знать схему, какими должны быть аргументы, для чего нужна система доводов в виде поддержек и / или примеров, какими они могут быть, как проверить правильность аргумента).

4

Мини – лекция «Построение системы контраргументации».

Беседа, комментирование понятий.

Анализ примеров.

1

Теоретический уровень подготовки учащихся.Устные ответы по плану ( в чем отличие аргументации от контраргументации, как доказывают контраргументы, что лучше дискредитировать – аргумент или довод оппонента).

5

Семинар по изученному материалу.

Повторение и контроль.

1

Устные ответы по вопросам. Тест по терминологии.

6

    Практические занятия.

Пошаговый метод работы с эссе (комплект для ученика с набором клише).

2

Проверка знаний клише – средств логической связи.

Выполнение тренировочных упражнений.

4

Проверяемые умения: строить развернутое высказывание в соответствии с коммуникативным заданием; выражать собственное мнение и аргументировать его; высказывать иное мнение с аргументами его сторонников; высказывать несогласие с этим иным мнением и обосновывать его, приводя контраргументы; делать выводы; последовательно и логически правильно строить высказывание, используя соответствующие средства логической связи.

Самостоятельная работа учащихся.

4

Самооценка и взаимооценка по критериям и дополнительным шкалам оценивания.

Контрольное эссе.

1

Проверка сформированности умения писать эссе.

Анализ работ учителем.

Рефлексия.

2

Оценивание результатов своей деятельности.

                              Этапы учебной практики.

1.Организационный этап (сформировать группу учащихся, планирующих сдавать ЕГЭ по английскому языку).

2.Теоретический этап.

3. Практический этап.

                                  Пояснительная записка.

               Построение развернутого высказывания с элементами рассуждения по заданной теме или проблеме на иностранном языке представляет определенные трудности для учащихся, особенно если это связано с необходимостью обосновать свое мнение – доказать его истинность с помощью системы убедительных аргументов. Задача еще более усложняется, если подобное высказывание выступает как составная часть таких разновидностей речевой деятельности, как дискуссия, дебаты или эссе в форме сочинения – рассуждения с выражением собственного мнения. В этих случаях от учащихся требуется не только высказать и аргументировать свою точку зрения, но и подвергнуть сомнению истинность мнения оппонента, т.е. выразить убедительную систему контраргументации, что относится к когнитивным логическим умениям высокого уровня.

             Очевидно, что в средней школе не закладываются базовые знания по современной логике. Однако освоение умения логически мыслить и излагать свое мнение в устной и письменной форме вполне достижимы в рамках школьной программы, тем более, что современные ФГОС ориентируют учителей и учащихся на решение подобных задач, относящихся к познавательным УУД в рамках набора метапредметных компетенций: умение определять свое отношение к прочитанному, аргументировать собственные оценочные суждения.

           Для того, чтобы помочь учащимся справиться с этим сложным заданием и был разработан данный практический модуль, включающий теоретическую и практическую часть. Главное назначение – усвоение учащимися набора правил, составляющих содержание стратегии выполнения задания, для успешного решения коммуникативной задачи.

             В ходе реализации программы, помимо коммуникативной, у учащихся формируются следующие ключевые компетенции: ценностно- смысловые (делать выбор на основе собственных позиций); учебно – познавательные(планирование, анализ,  умение отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание проблемы);социально – культурные(иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах, владеть элементами художественно – творческих компетенций писателя).

              В конечном счете, подготовка к написанию эссе – это подготовка к будущей взрослой жизни, в которой в любой профессии коммуникация – общение с людьми, с текстом, с информационным пространством  - будет играть важнейшую роль.

                               Организация деятельности.

Работа ведется индивидуально, в парах, группе.

                          Ресурсное обеспечение программы.

Компьютер, принтер, раздаточный материал для учащихся.

                                        Литература.

О.М. Корчажкина .Статья « Построение развернутого высказывания с элементами рассуждения». ИЯШ №6 2014 год, стр .9- 15

М.В. Вербицкая, К. С. Махмурян, В.Н. Симкин. Статья « Методические рекомендации по подготовке к разделам « Грамматика и лексика» и «Письмо» ЕГЭ по английскому языку. ИЯШ № 2 2014 год, стр. 52-59

М. Бодоньи. Тренировочная тетрадь для подготовки к части С на ЕГЭ (личное письмо, эссе).

Андрощук Н. А., Зенкевич Е.В., Решетникова А.С. « Технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку».



Предварительный просмотр:

                            Образовательная программа

           Инновационной образовательной практики (Ин Оп).

                  Учебная практика по английскому языку.

Автор: Киселева Людмила Анатольевна, учитель английского языка.

Форма: Учебная практика по написанию эссе с выражением собственного мнения.

Категория учащихся: 10-11 класс, изучение языка на профильном уровне.

Объем часов: 18.Из них-5 часов –теория. 13 часов практика.

Время проведения: учебный год(2014- 2015).

Место реализации: МБОУ «СОШ №14»(НОЦ)   г. Губаха.

Наличие программы в УП школы в плане внеурочной деятельности (есть).

Организационные условия реализации программы: модульное обучение.

Результат

Компетенции:

иноязычная

коммуникативная компетенция

Критерии и показатели результативности программы

Умение учащихся логически строить развернутое письменное высказывание с выражением собственного мнения, подкрепляя его системой аргументации / контраргументации.

Речевая компетенция: развитие коммуникативных умений в письменной речи (умение четко формулировать собственное мнение по заявленной теме / проблеме в виде исходного тезиса, истинность которого надо доказать).

Умение строить свое высказывание по плану; использовать различные средства связи для обеспечения его целостности.

0 уровень: учащиеся не могут выделить коммуникативную задачу; содержание не отражает аспектов, заявленных в задании; имеются отклонения от плана; отсутствует логика.

1 уровень: учащиеся самостоятельно выделяют коммуникативную задачу; некоторые аспекты, указанные в задании раскрывают не полностью ; имеются недостатки при использовании средств логической связи.

2уровень: учащиеся самостоятельно выделяют коммуникативную задачу; пишут в соответствии с предложенным планом и объемом; приводят аргументы и контраргументы с доводами.

Объект оценивания: эссе.

Критерии оценивания:

1 – Решение коммуникативной задачи.

3 балла. Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно (соблюдается нейтральный стиль).

2 балла. Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления.

1 балл. Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; нарушение стилевого оформления речи встречается достаточно часто.

0 баллов. Задание не выполнено: содержание не отражает тех аспектов, которые указаны в задании, или / не соответствует требуемому объему; или / и более 30%ответа имеет непродуктивный характер (т.е.текстуально совпадает  с опубликованным источником или другими экзаменационными работами).

2 – Организация текста.

3 балла. Высказывание логично, структура текста соответствует предложенному плану; средства логической связи использованы правильно; текст разделен на абзацы.

2 балла. Высказывание в основном логично, имеются отдельные отклонения от плана в структуре высказывания; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы.

1 балл. Высказывание не всегда логично, есть значительные отклонения от предложенного плана; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует.

0 баллов. Отсутствует логика в построении высказывания, предложенный план ответа не соблюдается.

                                  Учебно – тематический план.              

        Название раздела

часы

Объекты оценивания

1

Мини – лекция: «Основные понятия, необходимые построения письменного высказывания с выражением собственного мнения».

1

Теоретический уровень подготовки учащихся.Устные ответы по плану (основные части эссе, формат и правила написания).

2

Мини - лекция: « Основные понятия теории аргументации».

Беседа, комментирование понятий.

1

Теоретический уровень подготовки учащихся.Устный опрос терминов: тезис, аргументация, аргументы, контраргументация, контраргументы, микровывод, общий вывод.

3

Мини - лекция « Построение системы аргументации».

Беседа, комментирование понятий.

Анализ примеров.

1

Теоретический уровень подготовки учащихся.Устные ответы по плану (компоненты системы аргументации: знать схему, какими должны быть аргументы, для чего нужна система доводов в виде поддержек и / или примеров, какими они могут быть, как проверить правильность аргумента).

4

Мини – лекция «Построение системы контраргументации».

Беседа, комментирование понятий.

Анализ примеров.

1

Теоретический уровень подготовки учащихся.Устные ответы по плану ( в чем отличие аргументации от контраргументации, как доказывают контраргументы, что лучше дискредитировать – аргумент или довод оппонента).

5

Семинар по изученному материалу.

Повторение и контроль.

1

Устные ответы по вопросам. Тест по терминологии.

6

    Практические занятия.

Пошаговый метод работы с эссе (комплект для ученика с набором клише).

2

Проверка знаний клише – средств логической связи.

Выполнение тренировочных упражнений.

4

Проверяемые умения: строить развернутое высказывание в соответствии с коммуникативным заданием; выражать собственное мнение и аргументировать его; высказывать иное мнение с аргументами его сторонников; высказывать несогласие с этим иным мнением и обосновывать его, приводя контраргументы; делать выводы; последовательно и логически правильно строить высказывание, используя соответствующие средства логической связи.

Самостоятельная работа учащихся.

4

Самооценка и взаимооценка по критериям и дополнительным шкалам оценивания.

Контрольное эссе.

1

Проверка сформированности умения писать эссе.

Анализ работ учителем.

Рефлексия.

2

Оценивание результатов своей деятельности.

                              Этапы учебной практики.

1.Организационный этап (сформировать группу учащихся, планирующих сдавать ЕГЭ по английскому языку).

2.Теоретический этап.

3. Практический этап.

                                  Пояснительная записка.

               Построение развернутого высказывания с элементами рассуждения по заданной теме или проблеме на иностранном языке представляет определенные трудности для учащихся, особенно если это связано с необходимостью обосновать свое мнение – доказать его истинность с помощью системы убедительных аргументов. Задача еще более усложняется, если подобное высказывание выступает как составная часть таких разновидностей речевой деятельности, как дискуссия, дебаты или эссе в форме сочинения – рассуждения с выражением собственного мнения. В этих случаях от учащихся требуется не только высказать и аргументировать свою точку зрения, но и подвергнуть сомнению истинность мнения оппонента, т.е. выразить убедительную систему контраргументации, что относится к когнитивным логическим умениям высокого уровня.

             Очевидно, что в средней школе не закладываются базовые знания по современной логике. Однако освоение умения логически мыслить и излагать свое мнение в устной и письменной форме вполне достижимы в рамках школьной программы, тем более, что современные ФГОС ориентируют учителей и учащихся на решение подобных задач, относящихся к познавательным УУД в рамках набора метапредметных компетенций: умение определять свое отношение к прочитанному, аргументировать собственные оценочные суждения.

           Для того, чтобы помочь учащимся справиться с этим сложным заданием и был разработан данный практический модуль, включающий теоретическую и практическую часть. Главное назначение – усвоение учащимися набора правил, составляющих содержание стратегии выполнения задания, для успешного решения коммуникативной задачи.

             В ходе реализации программы, помимо коммуникативной, у учащихся формируются следующие ключевые компетенции: ценностно- смысловые (делать выбор на основе собственных позиций); учебно – познавательные(планирование, анализ,  умение отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание проблемы);социально – культурные(иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах, владеть элементами художественно – творческих компетенций писателя).

              В конечном счете, подготовка к написанию эссе – это подготовка к будущей взрослой жизни, в которой в любой профессии коммуникация – общение с людьми, с текстом, с информационным пространством  - будет играть важнейшую роль.

                               Организация деятельности.

Работа ведется индивидуально, в парах, группе.

                          Ресурсное обеспечение программы.

Компьютер, принтер, раздаточный материал для учащихся.

                                        Литература.

О.М. Корчажкина .Статья « Построение развернутого высказывания с элементами рассуждения». ИЯШ №6 2014 год, стр .9- 15

М.В. Вербицкая, К. С. Махмурян, В.Н. Симкин. Статья « Методические рекомендации по подготовке к разделам « Грамматика и лексика» и «Письмо» ЕГЭ по английскому языку. ИЯШ № 2 2014 год, стр. 52-59

М. Бодоньи. Тренировочная тетрадь для подготовки к части С на ЕГЭ (личное письмо, эссе).

Андрощук Н. А., Зенкевич Е.В., Решетникова А.С. « Технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица средств логической связи для написания эссе с выражением собственного мнения в формате ЕГЭ

Таблица средств логической связи для написания эссе с выражением собственного мнения в формате ЕГЭМожно использовать для подготовки учеников к разделу "Письмо С2"...

Как удовлетворть критериям К1 и К2 при написании эссе с выражением собственного мнения в формате ЕГЭ

Как удовлетворть критериям К1 и К2 при написании эссе с выражением собственного мнения в формате ЕГЭНа примере ЭССЕ 2014 года...

Технологии подготовки к написанию эссе с выражением собственного мнения в формате ЕГЭ

В презентации отрабатывается алгоритм  написания эссе  с  выражением собственного мнения  в формате  ЕГЭ  на примере трех различных  заданий : • "In any occupation ...

Статья "Презентация как способ визуализации информации для написания сочинения с выражением собственного мнения

В данной статье дается детальное описание различных этапов написания сочинения с выражением собственного мнения в ЕГЭ. Представлены четкие рекомендации и советы с визуальной опорой на презентацию в Po...

Памятка для написания эссе с выражением собственного мнения

Памятка содержит описание того, о чём нужно писать в каждом абзаце эссе и какие вводные слова можно использовать для введения точки зрения, для введения аргументов, приведения примеров и т.д....

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....