Статья на тему: «Применение ролевых и деловых игр на уроках делового иностранного языка»
статья по английскому языку на тему

Шалыгина Елена Владимировна

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, что бы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся? Зажечь искорку интереса в глазах студентов, сделать учение посильным и радостным - непростая задача каждого преподавателя. Как известно, курс обучения иностранного языка в техникуме призван обеспечить практическое овладение предметом. Эта задача требует от преподавателя иностранного языка с первых шагов обучения учить умению общаться на изучаемом языке, пусть даже на самом элементарном уровне; заложить основу владения коммуникативной компетенцией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Применение ролевых и деловых игр на уроках делового иностранного языка»

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, что бы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся? Зажечь искорку интереса в глазах студентов, сделать учение посильным и радостным - непростая задача каждого преподавателя. Как известно, курс обучения иностранного языка в техникуме призван обеспечить практическое овладение предметом. Эта задача требует от преподавателя иностранного языка с первых шагов обучения учить умению общаться на изучаемом языке, пусть даже на самом элементарном уровне; заложить основу владения коммуникативной компетенцией.

Одним из эффективных приемов в обучении общению являются ролевые и деловые игры, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной обработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения.

Ролевая и деловая игра может использоваться к на начальном этапе обучения, так и на продвинутом.

Работа по формированию лексических навыков осуществляется. Как правило, с помощью ситуативно-обусловленных упражнений и вызывает интерес у ребят. Так, при работе над лексикой по теме «В офисе», «В аэропорту», «В отеле» в аудитории появляется одно из указанных мест, а студенты выступают в роли менеджеров, консультантов, продавцов, автомехаников или руководителей. При этом студенты заранее разучивают лексический материал, выучивают диалоги наизусть.

При проведении ролевых игр использую средства наглядности, Вывешивается картинка, на которой изображена определенная ситуация, используется мультимедийная презентация. Учащимся предлагается сыграть роль персонажей, изображенных на картинке, в соответствии с ситуацией, представленной на ней.

Развитию навыка употребления в речи структур в различных временах английского глагола Tense помогает игра «Разговор по телефону».

Игра проводится в группах из трех человек. Каждый ученик получает карточку с ролевым заданием:

  1. Позвони по телефону и пригласи подругу к себе в гости. Обязательно узнай, что она в данный момент делает;
  2. Тебя приглашают в гости. Можешь согласиться или отказать. Если не можешь прийти, обоснуй свой отказ.
  3. Ты - мама. Звонит телефон, ты поднимаешь трубку. Просят позвать к телефону твою дочь. Варианты телефонных разговоров могут быть самые разные, но ролевые задания ставят ребят перед необходимостью употребления Present Continuous Tense в разговоре.

Ролевые задания под условным названием « Помогите мне найти» успешно применяются также при разговоре с оборотом there is,there are. Например: а) Тебе понадобились англо-русские словари. Ты не можешь их найти. Узнай, где они. ( Сопровождай слова необходимыми действиями)

Ролевые задания - это первый шаг от репродуктивной речи к инициативной. Поскольку такие задания стимулируют студентов самостоятельно решать речевую задачу.

Ребята, как правило, всегда с интересом относятся к игровым формам работы, любят исполнять различные роли людей. Участие в игре сопровождается многообразными и сильными эмоциями, связанными с пробой собственных сил, самоутверждением. В результате учащиеся получают удовольствие, выполняя игровые действия и общаясь со своими партнерами.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-либо поделиться с собеседником. Студенты наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать, как средство общения.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и преподавателем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между преподавателем и студентом. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. Хотелось бы привести несколько примеров ролевых и деловых игр, применяемых мной на занятиях.

1. Ролевая игра « Первый визит в Лондон»

Задание первому партнеру: Скажите, чтобы вы хотели увидеть в Лондоне в первую очередь?

Задание второму партнеру: Скажите, что вам хотелось бы посетить в Лондоне нечто другое.

  1. Ролевая игра « Приглашение на экскурсию»

Задание первому партнеру: Вы предлагаете своему другу отправиться на экскурсию.

3. Ролевая игра «В Москве».

Задание первому партнеру: Вы в Москве впервые и не знаете, с чего начать осмотр достопримечательностей столицы. Выразите нерешительность.

Задание второму партнеру: Вы москвич. Уточните детали, чтобы дать вашему другу совет.

4.Ролевая игра « У кассы» (At the booking- office )

Задание первому партнеру: Вы - пассажир. Попросите в соответствующей кассе нужные Вам билеты.

Задание второму партнеру: Вы - кассир. Выясните у диспетчера есть ли билеты.

5. Игра «Реклама»

Работа проводится в парах. Учитель просит ребят встать в два ряда лицом друг к другу. В одном ряду- работники книжных магазинов, в другом- покупатели.

6.Ролевая игра «Читательская конференция» по теме «Библиотека».

Участники конференции задавали друг другу вопросы о писателях, книгах, журналах и газетах, обменивались репликами. В заключении выступила гостья из Англии; ей были заданы многочисленные вопросы.

7. Игра « ДОРОЖКА»

На полу между партами до доски разложены вырезанные из бумаги листы в форме следов. Учащийся, шагая по ним, называет слова в зависимости от материала урока. Это могут быть числительные, глаголы, лексика по любой теме. Студент, который ошибся или сделал долгую заминку, садится. Побеждает тот, кто дойдет быстрее всех до доски.

                                 8. Игра «СНЕЖНЫЙ КОМ»

Например тема урока «Автомобиль».В качестве словарной работы проводится эта игра. Первый студент называет любое слово по теме. Второй повторяет это слово и говорит свое. Третий повторяет два предыдущих и называет своё и т.д.Кто ошибается выбывает из игры.

                                         9.Игра «А ну-ка хлопни!»

Преподаватель проводит эту игру на этапе закрепления темы. Например тема «Правильные и неправильные глаголы». Преподаватель называет глаголы по очереди. Учащиеся должны хлопнуть, когда услышат неправильный глагол.

Следует также отметить, что применение на занятиях различных кроссвордов, чайнвордов, сканвордов, зашифрованных таблиц, также очень положительно отражается на запоминании лексико-грамматического материала, причем учащиеся не только активно, с удовольствием  работают над их решением, но и сами разрабатывают задания.

Уроки с применением ролевых игр и заданий проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Применение ролевых и деловых игр на уроках иностранного языка»

Одним из эффективных приемов в обучении общению являются ролевые и деловые игры, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эфф...

Статья на тему: Роль и место домашнего чтения в процессе обучения иностранному языку

Аннотация к статье:Одним из основных источников получения информации о стране изучаемого языка, ее традициях и культуре, является чтение. На начальном этапе обучения чтение на иностранном языке являет...

Статья по теме: "Применение элементов здоровьесберегающей технологии при проведении уроков биологии, экологии и внеклассных мероприятиях"

Обучающиеся  проводят в школе значительную часть дня, заниматься сохранением их здоровья должны педагоги, используя различные элементы здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном...

Статья по теме "Воспитание патриота и гражданина Отечества на уроках литературы, русского языка, на факультативных занятиях "Основы Православной Культуры".

В наше время, когда разрушено «мы», когда в школе видишь много растерявшихся «я», лишенных прежних «идеалов» и не нашедших новых, мы, учителя, должны помочь обрести их. Как бы ни было нам трудно, мы д...

Статья на тему: "Использование технологии Веб-квест (Web-Quest) в обучении иностранному языку".

Технология Web-Quest меняет роль преподавателя иностранного языка - он организатор учебной деятельности и помощник в самостоятельной работе обучающихся, направляющий учеников/студентов к формированию ...

Статья на тему « Изучение и освоение современных педагогических технологии в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся».

  В процессе обучения английскому языку использую следующие современные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения, ...

Статья на тему: ПРИМЕНЕНИЕ TPR (TOTAL PHYSICAL RESPONSE) МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВТОРОГО ЯЗЫКА

Существует масса методик преподавания иностранного языка и каждая из них уникальна по своему. Задача данной статьи обратить внимание читателя на TPR (TOTAL PHYSICAL RESPONSE)  метод, который позв...