Обучение смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов.
статья по английскому языку на тему

Данная работа представляет собой обобщение опыта по актуальной теме:"Смысловое чтение как планируемый результат в области ууд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_2015_uhta.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЯВКА

для включения в программу и/или публикации в сборнике

республиканской научно-практической конференции

«Реализация ФГОС как механизм инновационного развития образовательной организации и профессионального развития педагога»

8-9 декабря 2015 года

Ф.И.О. автора/группы авторов (полностью)

Игнатченко Екатерина Юрьевна

Должность (полностью)

Учитель английского языка

Название организации (полностью), телефон, e-mail

МАОУ «Гимназия при Главе МР «Сосногорск»

8214933453

sosnogorsk-gimn@mail.ru

Контактные данные:

телефон мобильный (обязательно)

e-mail (обязательно)

ignatchenkoek@mail.ru

89630231354

Форма участия (выбрать):

Укажите тему выступления и/или публикации согласно выбранной форме участия:

Очно (по направлениям 1-8): мастер-класс, семинар-практикум, творческий отчет, стендовый доклад, круглый стол, выставка дидактических материалов и пр.

Очно (творческий доклад)

Заочно (по направлению 9)

нет

Публикация в сборнике материалов конференции (по направлениям)

нет

ТОЛЬКО для публикации в сборнике указать по схеме расчета:

Организационный взнос (количество страниц, умноженное на 200 рублей):

0-00 руб.

Обучение работе с текстом и стратегиям смыслового чтения как средство достижения метапредметных результатов.

Игнатченко Екатерина Юрьевна

Учитель английского языка МАОУ «Гимназия при Главе МР «Сосногорск»

       Хорошо известные слова сэра Ф.Бэкона: "Some books are to be tasted; others swallowed; some few to be chewed and digested" подтверждают, что чтение – это тоже пища, только духовная. Все дети хотят научиться читать, интуитивно догадываясь, что это умение – атрибут взрослости; ключ, раскрывающий все тайны. К сожалению, желание читать у многих современных детей пропадает ещё в начальной школе. Ведь чтение не состоит только в правильном соединении букв и образовании слов, предложений. Чтение любого текста включает восприятие, понимание и запоминание. Все эти процессы взаимосвязаны. [1, c.83] Если выпадает одно звено, то некачественным и бессмысленным становится весь процесс чтения. Поэтому сегодняшние школьники так легко отодвигают книгу, становясь пассивными зрителями очередного мультфильма.

        Вынужденные читать в школе, учащиеся не осмысливают информацию текста и действительно мучаются на уроках иностранного языка, где невозможно говорить о том, чего не понимаешь. Именно поэтому в новых ФГОС подчёркивается важность обучения смысловому чтению, которое относится к универсальным учебным действиям. В «Примерной основной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации», а также «понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации». [3, c.201] Таким образом, целью смыслового чтения является полное понимание содержания текста, его деталей и осмысление информации для её дальнейшего практического применения. Вся технология смыслового чтения реализуется через выполнение предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий. В зависимости от вида чтения (просмотровое, изучающее, поисковое) выбираются методы и приёмы работы с текстом [1, c.83].

К предтекстовым заданиям можно отнести

1.Прогнозирование содержание текста по заголовку. Например, «The best time for apples» (УМК Enjoy English 4). Учащиеся не только строят свои предположения об основной идее рассказа по заголовку, иллюстрациям, но и пытаются применить полученные ранее знания, составляют ассоциативные схемы.  Будет эффективно организовать пары или малые группы для сравнения и уточнения своих предположений.

2. Если заглавие очень простое или, наоборот, содержит незнакомые слова, то можно использовать ассоциативные загадки. Например, перед работой с текстом-отрывком «The Last Inch» (УМК Enjoy English 9) можно организовать короткий просмотр отрывка из одноимённого фильма, использовать звуковые загадки ( рёв мотора самолёта, крик, шум воды и т.д.)

 3. Задание на первичное «сканирование» текста с целью выявления незнакомых слов поможет снять языковые трудности при прочтении, а также определить основную идею текста.

4. Составление собственного текста по заданным словам. При этом достигаются  различные метапредметные результаты: личностные (формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками), коммуникативные (построение монологического высказывания), познавательные (создание и применение знаков и символов для решения учебных и познавательных задач).

Текстовые задания также  разнообразны и эффективны:

  1. Чтение текста с остановками для обсуждения содержания каждого отрывка и прогнозом развития сюжета. Основной вопрос при каждой остановке : «Что будет дальше и почему?»
  2. Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо («Кластер»,  «Толстые и тонкие вопросы», «Инсерт»  позволит учащимся освоить целый спектр универсальных учебных действий. [4, c.75]

3.Вопросно-ответные упражнения, восстановление пропусков, перекодирование информации, мозаика, деление текста на абзацы, составление плана и т.д. полностью отвечают требованиям деятельностного подхода, так как учащиеся раскрывают содержание текста посредством собственной учебной деятельности [ 2, c.38]

Цель послетекстовых заданий - интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся, применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях.

1.В качестве заданий можно предложить составление «белого стиха» или синквейна, составление таблицы «Плюс-минус-интересно», «З.Х.У», стратегии «Идеал», «Фишбон», «Рафт», «Денотатный граф».[4, c.75] Благодаря выше перечисленным заданиям, учащиеся овладеют умением структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий и т.д.

2.Для развития коммуникативных ууд можно использовать составление викторин, коллажей, презентаций. Например, чтение страноведческих текстов  в рамках темы «Learning more about the United kingdom…» можно завершить составлением игры «Your game».

3. Использование материала текста позволит решить ряд коммуникативных задач. Для этого можно предложить составить диалоги с применением методов сравнения («The London Zoo and the Moscow Zoo» (УМК Enjoy English 6), а также ролевые игры.

Таким образом, обучение учащихся смысловому чтению теснейшим образом связано с личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными УУД, развитие которых является основной современного образования. Овладение навыками смыслового чтения позволит учащимся осваивать программу более эффективно по всем предметам.

Литература:

1. Борисова С.В. Смысловое чтение на уроках иностранного языка в начальной школе// Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6.

2. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Волгоград: Учитель, 2012.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.- М.: Просвещение, 2009.

4. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. О.Б. Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина. СПб.: Каро, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике

В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения

В работе рассмотрены: -Характеристика метапредметных результатов обучения математике; -Роль проектов в формировании универсальных учебных действий; -Примеры работы над проектами, выполняемыми уче...

Виртуальная экскурсия как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС ООО

Актуальность этой работы состоит в том, что решаются проблемы достижения метапредметных результатов обучения через создание грамотно составленной и оформленной ВЭ....

Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе

Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе...

Стратегии смыслового чтения как средство формирования метапредметных результатов

Сообщение. В современных условиях, которые характеризуются огромным потоком информации, всё большее значение приобретает проблема развития у обучающихся информационной компетентности. Единицей информа...

Смысловое чтение как метод достижения метапредметных результатов в процессе подготовки к ГИА

Данная презентация подготвлена для методического семинара в рамках реализации МИП "Стратегии смыслового чтения"...