Главные вкладки

    Формирование языковых компетенций в процессе изучения иностранного языка путем организации самостоятельной работы студентов
    статья по английскому языку на тему

    Бокова Светлана Васильевна

    Самостоятельная работа студентов является  сегодня одной из важнейших составляющих учебного процесса. Выполнение самостоятельной работы обеспечивает в дальнейшем усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность успешно  осваивать  все виды  речевой деятельности при изучении иностранного языка. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Бокова Светлана Васильевна

                                                                                                  Преподаватель иностранного языка

                                                                                               Рузаевское отделение ГБПОУ РМ  

    «Саранский политехнический техникум»

    г.Рузаевка

       Формирование языковых компетенций в процессе изучения иностранного языка

    путем организации самостоятельной работы студентов

    Успешность изучения иностранного языка в среднем специальном учебном заведении  не достигается отдельным методом, а определяется общей способностью человека к запоминанию и обучению. Специфика языка заключается в том, что ему нельзя научить, ему можно научиться, поэтому студент должен проявлять активность и самостоятельность в процессе обучения. Самостоятельная работа студентов является  сегодня одной из важнейших составляющих учебного процесса. Выполнение самостоятельной работы обеспечивает в дальнейшем усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность успешно  осваивать  все виды  речевой деятельности при изучении иностранного языка: говорение, аудирование, чтение и письмо. Но при этом не стоит забывать, что один из важнейших принципов обучения иностранному языку – коммуникативная направленность.

    Остановлюсь более подробно на  тех приемах организации самостоятельной работы студентов, которые я применяю в своей профессиональной деятельности.

     Прежде всего отмечу необходимость создания методических пособий, предназначенных для эффективной организации процесса изучения иностранного языка с использованием элементов самостоятельной деятельности. Я составила грамматический практикум  для студентов первого курса всех специальностей, в которых в простом и ясном изложении представлен материал и упражнения для тренинга. Он состоит из трех  обучающих  программ   по  основным видовременным формам  глагола в действительном залоге (Рresent Simple, Past Simple, Future Simple) и   грамматических  упражнений, которые могут быть использованы   для  повторения  и систематизации  грамматических  структур, для расширения словарного запаса обучаемых и для совершенствования лексико-грамматических навыков  говорения. Грамматический практикум  включает задания такого типа: дополнение незаконченных предложений требуемыми по смыслу грамматическими формами, выбор одной из предложенных глагольных форм, определяемый контекстом, правильное построение предложений, вопросы к различным членам предложения, переводные упражнения, грамматические  тесты,  общеобразовательные тексты, предназначенные для развития навыков устной речи, англо-русского перевода,  разучивание песен на английском языке, которые связаны с  грамматическими темами,  что способствует повышению культурного уровня студентов по освоению программы, включающей грамматический и  лексический материал.

    Примеры заданий:

    1. Complete the passage using the correct verbs:

    Bring, go, has, invite, moves, have, leave, sit, talk.

    American and Canadian families often …………….. friends and relatives over for dinner. The guests usually …………….. a small gift, like some flowers or a bottle of wine. Before dinner, the    family and guests usually sit and ……………… together and …………….. drinks. Then everyone …………… to the dining table for dinner. At the end of the meal, everyone ……….dessert and coffee. After that, the family and the guests … back to the living room and………... and talk some more. The guests usually ……………. around 10:00 or 10:30 P.M.      

    2. A friend has just come back from holiday. You ask him about it. Write your questions.

    1) (where / go?)…Where  did you go?

    2) (go alone?)……….

    3) (food/ good?)…….

    Также было подготовлено учебное пособие для студентов третьего курса специальностей «Технология машиностроения» и «Сварочное производство», которое ставит своей целью организацию последовательной, самостоятельной  работы студентов по разделам специальной лексики и грамматики и формированию навыков самостоятельной работы  с литературой по специальности.

    В этом учебном пособии студентам предлагаются следующие виды самостоятельной работы: прочитать и перевести текст профессиональной направленности, ответить на вопросы и выполнить лексико-грамматические упражнения, направленные на формирование поисково-исполнительной самостоятельности и развитие творческой инициативы.

    Пример  послетекстовых упражнений:

    1. Answer the questions.
    1. What purpose is cold working used for?
    2. What does the term “press working” mean?
    3. Where is press working used?
    1. Complete the following sentences, using the words and expressions from the texts.
    1. Cold working of metals usually is done at room . . .  .
    2.  Cold forging is well suited to the production of small steel balls used for….
    3. Coining and sizing operations can be performed only on metals which have a fairly good range of . . .
    1. Choose the suitable grammar form for the following sentences:
    1. Cold working . . . for many years for the shaping and hardening of metals.
    1. have been used;
    2. are used;
    3. has been used;
    1. Press working . . . to large – volume production.
    1. are adapted;
    2. is adapted;
    3. were adapted;

    Учебные пособия  подготовлены в двух  вариантах: печатное пособие и вариант на электронном носителе. Самостоятельная работа студентов  с помощью этого пособия может быть реализована как в аудитории, так и во внеаудиторное время на домашнем компьютере.

    Самостоятельная  работа, как и работа в сотрудничестве с преподавателем может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших подгруппах и группах. Содержание самостоятельной внеаудиторной работы студентов включает разнообразные формы деятельности: работа с литературой, с обучающими программами на иностранном языке, оформление творческих работ ( рефератов, буклетов, иллюстрационных альбомов), составление тематических кроссвордов, написание сочинений о техникуме своей мечты и о своей будущей профессии и т.д. Поощряется такой вид самостоятельной внеаудиторной работы студентов, как проведение внеклассных мероприятий на иностранном языке (например, мероприятия, посвященные английским и американским поэтам «An hour of poetry» (час поэзии); литературно -музыкальные композиции, викторины и т.д.).

     Большая возможность управления самостоятельной работой открывается при выполнении упражнений речевого характера. Для этого использую различные формы стимулирования речевой деятельности,  специально заданные ситуации, коммуникативные задачи. Эти виды самостоятельной деятельности студентов осуществляются на уроках под руководством преподавателя.

    В зависимости от изучаемого материала и степени подготовки студентов ситуационные задачи могут быть разной степени сложности.

    Можно привести следующие примеры:

    • You are in a shop. You are buying a computer. You are talking with a shop assistant.
    • On your way to the technical school you meet one of your fellow – students who looks serious and a bit worried. You want to know the reason.

    В своей работе я стараюсь применять такие приемы обучения, которые способствуют поддержанию интереса  студентов к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех студентов, что повышает эффективность урока.

    Студент, изучая иностранный язык, стремится научиться общаться на нем. Задача преподавателя – поддержать это стремление с помощью заданий коммуникативного характера. Путь к таким заданиям лежит через упражнения, которые можно выполнять уже на этапе освоения языкового материала. Приведу примеры таких упражнений по теме: «Sightseeing».Работа начинается с ознакомления студентов с некоторыми разговорными клише:

    - положительная реакция: That’s a good idea (Хорошая мысль); I’m all for it (Я «За»)и т.д. ;

    - отрицательная реакция: I’m afraid I can’t (Боюсь, что не смогу); I object to it (Я возражаю);   и т.д. Затем студенты выполняют упражнения, употребляя не только новые речевые клише, но и добавляют свои реплики,   объяснения, дополнения и т.д.:

    Give replies to the proposals, adding a few words to the formulas of agreement or disagreement.

    Teacher(T): Buckingham Palace  is better than the Kremlin.

    Student1 (S1): I  object to it. Nothing of the sort. Moscow  is the capital of our country and that’s why  the Kremlin is better than Buckingham Palace. 

    S2: I agree with you. Buckingham Palace is the Queen’s official London residence. I like it.

    Еще одна форма самостоятельной работы, которую я часто использую – это домашнее сочинение. Такое задание раскрывает творческую самостоятельную активность студентов, а также может проводиться как форма контроля усвоения определенной лексики  и грамматики. Все формы самостоятельной работы направлены на то, чтобы научить студента учиться, самостоятельно добывать знания, необходимые ему в его дальнейшей  профессиональной деятельности.

    С появлением  компьютера у нас появилась возможность использовать компьютерные технологии при изучении иностранного языка. На своих занятиях использую компьютерные обучающие программы: English course( лингафонный курс английского языка), Английский 2( путь к совершенству ),(Beginner level, Intermediate level), профессор Хиггинс( Английский без акцента) и др.Они помогают  превратить обучение иностранному языку в живой творческий процесс. Работа с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включает: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи (говорению); обучение письму; отработку грамматических явлений.

    Особенно незаменимы компьютерные программы при обучении аудированию. Прослушивание профессиональных текстов и диалогов, озвученных носителями языка, повышает интерес студентов к изучению и оказывает неоценимую помощь преподавателю в процессе обучения.    Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности  и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студентов.

    Большое внимание в последнее время привлекает к себе метод проектов, который позволяет обобщить всю работу по теме, требует самостоятельного поиска дополнительных материалов. Метод проектов может использоваться в рамках изучения  программного материала практически по любой теме. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую. Она начинается на этапе формирования речевых навыков и заканчивается презентацией проекта и его защитой.

     В своей работе метод проектов  применяю как на 1-м, так и на старших курсах. Студенты первого курса выполняют творческие практические задания по грамматике английского языка, лексическим темам и страноведению. Даже небольшие лексические темы, такие как: «My Working Day», « Our Town»,  «My Future profession» «Mу dream house» и др., представляются в виде презентаций. Студенты вторых, третьих и четвёртых курсов выполняют творческие проектные презентации профессионально - ориентированного направления, такие как: «Types of computers», «The history of the computer technology», «Welding» и др.

    Все материалы УМК своей дисциплины,  методы и формы, которые я применяю на уроках, подчинены цели: научить студентов владению английским языком в рамках заданной темы, научить их работать самостоятельно, развивать способности к самообучению.

    Таким образом, обучая самостоятельности и предоставляя её, преподаватель помогает студенту стать субъектом самостоятельной учебной деятельности, осознать её и управлять ей, что является залогом формирования самообразовательной компетенции, а также высокого уровня владения иностранным языком, что является одним из необходимых требований к подготовке современного специалиста.

    Литература:

    1. Бабанский Ю.К. Интексификация  процесса обучения // М.: , 2008.  
    2. Поляков О.Г. Использование активных методов обучения в процессе изучения иностранного языка // Иностр. языки в школе – №2. – 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

    Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

    Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности

    Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности...

    Виртуальный музей педагогического колледжа как условие формирования ключевых компетенций через организацию самостоятельной работы студентов.

    Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность. Развитие этого качества приводит к развитию личности в целом. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется ...

    Формирование языковой компетенции в процессе реализации проектной технологии на старшей ступени обучения иностранному языку

    Формирование языковой  компетенции в процессе реализации проектной технологии на старшей ступени обучения иностранному языку...

    Медиапособие для организации самостоятельной работы студентов специальности 43.02.10 Туризм по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (английский)

    Медиапособие является компонентом учебно-методического обеспечения по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (английский) по специальности 43.02.10 «Туризм». Представленные в нем материалы на...